Здавалка
Главная | Обратная связь

Транснациональные отношения и мировая политика



Джозеф Най

Джозеф С. Най — младший (1937) — американский политолог, разрабатывающий ряд направлений в рамках неолиберализма, в том числе теорию комплексной взаимозависимости; ведущий эксперт по международным вопросам. В настоящее время является профессором Гарвардского института государственного управления им. Джона Ф. Кеннеди. Также принимает активное участие в Проекте по реформе национальной безопасности.

Роберт Кеохейн – американский политолог, специалист по проблемам международного мира, представитель школы неолиберализма и транснационализма. Закончил Гарвардский университет. В настоящее время – профессор международных отношений в школе общественных и международных отношений им. Вудро Вильсона при Принстонском университете.

Транснациональные отношения - термин, используемый для описания разнообразных взаимоотношений и взаимодействий между группами и лицами разных гос-в, не контролируемых пр-вами. Т.о. не зависят от гос. границ; они не включают межправит. связи на гос. уровне или через посредство междунар. правит. орг-ций (МПО). Их движущей силой являются неправительственные организации (НПО): религ. группы, благотворительные учреждения и др. социально-эконом. и полит, объединения, действующие в двух и более странах, а также транснац., или многонациональные, корпорации (МНК), т.е. фирмы, управляющие эконом, структурами в двух или более странах.

Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.

Транснациональные отношения и мировая политика

Исследователи и практики в области международной политики традиционно концентрировали внимание на отношениях государств. Государство, рассматриваемое как актор, имеющий цели и обладающий властью, является основной единицей действия, а его основные агенты – дипломат и военный. В результате взаимодействия политика государств формирует образцы поведения, которые исследователи международной политики стремятся понять, а практики – регулировать или контролировать. Поскольку сила, насилие и, как следствие, угрозы составляют ядро этого взаимодействия, борьба за власть как конечный результат или же как необходимое средство становится отличительной чертой международной политики.

Однако очевидно, что дипломаты и военные действуют не в вакууме. На их поведение оказывают сильное влияние географические факторы, характер внутренней политики, научный и технический прогресс. Немногие сомневаются, что создание ядерного оружия коренным образом изменило характер международной политики XX в., или же отрицают значение внутренней политической структуры для межгосударственных отношений. Для тех, кто разделяет государственно-центричный взгляд, географический фактор, технологии, внутренняя политика – это аспекты «окружающей среды», в которой взаимодействуют государства. Они вносят свой вклад в межгосударственную систему, но для удобства исследователей рассматриваются как несовместимые элементы.

Однако среда, в которой функционирует межгосударственная политика, включает в себя не только эти могущественные и широко известные силы. Большую политическую роль играет тесное взаимодействие сообществ разных стран, не поддающееся государственному контролю. Например, в отношениях между крупнейшими государствами Запада это взаимодействие подразумевает торговлю, личные контакты, обмен информацией. Таким образом, государства не являются единственными акторами мировой политики.

Нас интересует транснациональный феномен во всем его многообразии: мультинациональные предприятия и революционные движения; профсоюзы и объединения ученых; международные картели воздушного транспорта и космические коммуникационные системы. Мы исследуем транснациональные отношения, писали учёные, не просто потому, что они существуют, наоборот, мы надеемся использовать наш анализ для того, чтобы пролить свет на ряд вопросов эмпирического и нормативного характера, напрямую связанных с тем, что заботит в настоящее время государственных деятелей и исследователей международных отношений.

Эти вопросы можно объединить в пять больших групп: 1. Как воздействуют транснациональные отношения на возможности правительств взаимодействовать на их окружение? В какой степени и как правительства «пострадали» от потери контроля в результате транснациональных отношений? 2. Каково значение транснациональных отношений для изучения мировой политики? Приемлем ли государственно-центричный подход, сфокусированный на межгосударственной системе, как аналитическая система для исследования современной реальности? 3. Какое воздействие оказывают транснациональные отношения на распределение ценностей, в частности на асимметрию и неравенство государств? Кто получает выгоду от транснациональных отношений, кто теряет, кто контролирует транснациональные сети и как это происходит? 4. В чем значение транснациональных отношений для внешней политики США? Какие опасности таит в себе тот факт, что Соединенные Штаты доминируют в области транснациональной деятельности? Какие преимущества это дает американским политикам? 5. Можно ли рассматривать транснациональные отношения как вызов международным организациям, созданным на основе международных договоров? Нужно ли создавать новые международные организации и в какой степени уже существующим придется измениться, чтобы соответствовать транснациональному феномену?

Прежде чем рассмотреть подробно эти пять групп вопросов, остановимся на двух аспектах транснациональных отношений – транснациональном взаимодействии и транснациональных организациях и проанализируем их влияние на межгосударственную политику…

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.