Здавалка
Главная | Обратная связь

Лечение артроза тазобедренного сустава: перспективы лечения коксартроза



Существует много «раскрученных» и разрекламированных методов лечения коксартроза. Тотальная реклама предлагает массу чудесных средств, гарантирующих исцеление. Пожалуйста, только заплатите, и завтра же будете здоровы! К сожалению, чаще всего такие рекламные зазывания - обман. Методов лечения, которые реально помогают при коксартрозе, не так уж много. И большинство из них мы рассмотрим в этой книге. Но нужно понимать, что вылечить коксартроз каким-либо одним, даже самым лучшим, способом нереально. Болезнь следует лечить комплексно.

А можно ли вообще победить коксартроз без операции? Официальная медицина утверждает однозначно - нет. Шарлатаны так же однозначно говорят — да, можно. Истина, как всегда, находится посередине.

Я с абсолютной уверенностью утверждаю, что, используя комплекс мер, можно вылечить коксартроз первой стадии. Конечно, это нелегко и требует существенных совместных усилий врача и больного, но реально.

Труднее ответить на вопросо лечении коксартроза второй стадии. Безусловно, полностью излечить его невозможно, потому что при артрозе второй стадии повреждаются не только хрящи сустава, но и его кости — они ощутимо деформируются. И понятно, что вернуть деформированным костям былую форму практически невозможно.

Но зато можно существенно улучшить состояние суставов пациента, увеличив специальными методами питание хрящевой ткани, улучшив кровообращение сустава и разведя суставные концы костей, то есть расширив суставную щель. Это вполне в наших силах.

И хотя мы не сумеем вернуть больному суставу его изначальную форму и обеспечить идеальное скольжение хрящевых поверхностей, но сможем по крайней мере сделать так, чтобы уменьшилась боль и улучшилась подвижность сустава. Появляется возможность отдалить операцию на неопределенно долгий срок, а то и вовсе избежать ее. Но повторяю, что это произойдет только в том случае, если сам пациент настроен очень и очень решительно: готов делать специальную гимнастику и не забывать каждые полгода проходить курс поддерживающего лечения.

Случай из практики доктора Евдокименко. Этот случай я уже неоднократно описывал в своих книгах как очень показательный пример. Около десяти лет назад ко мне на прием пришел сорокапятилетний мужчина, профессиональный теннисист, ныне работающий играющим тренером. Он вошел в кабинет, сильно хромая и с трудом переваливаясь с ноги на ногу. По характерной походке я сразу заподозрил двухсторонний артроз тазобедренных суставов, что подтвердил осмотр, а позже и рентген. До нашей встречи мужчина болел уже года четыре, но все эти годы его, к сожалению, ошибочно лечили от несуществующей грыжи межпозвонкового диска (врачи думали, что боль в ногах — последствие повреждения позвоночника). За четыре года разрушение тазобедренных суставов подошло к крайней черте. Артроз правого достиг второй стадии, а левого — перевалил за нее. Обычно подобный промежуточный вариант обозначается как стадия II—III.

Как следует все проанализировав, я сказал пациенту, что лучшим выходом из ситуации будет операция. Но, узнав, что после операции он больше не сможет профессионально играть в теннис и активно тренировать, мужчина категорически отказался оперироваться. Однако он был готов идти на любые жертвы и любой труд, лишь бы избежать операции и продолжать заниматься любимой работой.

Столкнувшись с подобной решимостью пациента, я согласился взяться за почти безнадежное, как мне тогда казалось, дело — лечить настолько запущенный коксартроз. Мы подобрали больному специальную лечебную гимнастику и расписали лечение на годы вперед. С тех пор раз в три месяца он посещает мой кабинет, и мы проводим 3—4 лечебных сеанса; каждые полгода пациент проходит курс медикаментозной терапии — принимает лекарства для питания суставного хряща — и через день по 40 минут занимается гимнастикой.

И знаете, что удивительно? С начала нашей совместной работы прошло 15 лет, а состояние суставов пациента не только не ухудшилось, а значительно улучшилось — вопреки классическим схемам, в соответствии с которыми за 15 лет он должен был окончательно стать инвалидом.

Вместо этого мужчина продолжает уверенно играть в теннис, хотя при коксартрозе этот вид спорта абсолютно противопоказан — так считают, и считают правильно, ведь прыжки и рывки ухудшают состояние тазобедренных суставов. Еще удивительнее то, что, несмотря на постоянные занятия теннисом, у моего пациента практически исчезли боли, и почти полностью восстановилось движение в правом тазобедренном суставе, а в левом объем движения существенно увеличился. То есть сейчас мужчина чувствует себя практически полноценным в физическом плане человеком.

* * *

При коксартрозе третьей стадии дело обстоит гораздо сложнее. Как уже упоминалось, при третьей стадии артроза в тазобедренном суставе остается лишь минимальный истонченный слой неполноценной хрящевой ткани, а суставная площадка головки бедренной кости сильно деформирована.

Большинство врачей в такой ситуации скажут больному (и скорее всего будут правы), что выход один — операция. И только от силы 10—20% больных, наделенных огромной силой воли и упорством, очень желающих не допустить оперативного вмешательства в свой организм, смогут, приложив огромные усилия, избежать операции на суставе.

Конечно, им вряд ли удастся вылечить свой сильно пострадавший сустав. Но такие упорные пациенты могут с помощью гимнастики, некоторых видов физиотерапии и лекарств для укрепления костей стабилизировать состояние больного сустава и уменьшить болевые ощущения. Проще говоря, состояние самого сустава останется практически прежним, но улучшится состояние костей, кровеносных сосудов и мышц, окружающих больной сустав. За счет этого нагрузка на пострадавшие участки сустава уменьшится, и болевые ощущения перестанут усиливаться, а то и вовсе ослабнут.

В результате человек, который по каким-то причинам категорически не хочет или не может согласиться на операцию (скажем, из-за возраста или из-за плохого состояния сердца и сосудов) получит возможность хотя бы нормально спать и сидеть, избавившись от невыносимых «болей покоя». И даже если он не сможет жить и передвигаться идеально, как раньше, то он, скорее всего, сможет ходить на небольшие расстояния: пусть понемногу, пусть даже с помощью палочки или трости, но ходить.

Случай из практики доктора Евдокименко. Пациент Сергей Васильевич приехал ко мне на консультацию из маленького кубанского городка. Уже по тому, как Сергей Васильевич, характерно прихрамывая, вошел в кабинет, стало понятно, что у него сильно запущенный коксартроз. Так и оказалось: на рентгеновских снимках было четко заметно, что артрозное разрушение тазобедренного сустава Сергея Васильевича достигло уже III—IV стадии. То есть лечить его терапевтическими методами, по моему представлению, не имело никакого смысла.

Я был вынужден сказать Сергею Васильевичу, что лучшим выходом в его случае будет операция эндопротезирования сустава. Однако Сергей Васильевич объяснил мне, что даже если я не назначу никакого лечения, он все равно не будет делать операцию. Во-первых, потому, что эндопротезирование слишком дорого стоит, и у него нет таких денег. Во-вторых, в их областной больнице такие операции стали делать недавно, технологии не отработаны, и довольно часто случаются осложнения. А главное, как выразился Сергей Васильевич, «он не хочет ходить с железкой в ноге».

После того, как стало понятно, что пациента мне переубедить не удастся, я предложил ему единственный альтернативный «полувариант». Я рекомендовал мужчине пользоваться при ходьбе тростью и посоветовал как следует «закачать» мышцы больной ноги гимнастикой, чтобы снять нагрузку с разрушенного сустава. А также назначил специальные костно-укрепляющие лекарства, чтобы остановить дальнейшее разрушение уже даже не сустава, а хотя бы окружающих его костей. Кроме того, «костноукрепляющие» препараты должны были уменьшить костные боли, часто сопровождающие запущенный артроз. А вот препараты для восстановления хряща сустава я назначать пациенту не стал, понимая, что хрящ сустава спасать уже слишком поздно.

Все это я объяснил Сергею Василевичу. И честно признался, что слабо верю в эффективность терапии на данной стадии артроза, а лечение назначаю исключительно для того, чтобы хоть как-то облегчить ему жизнь. С тем мы и расстались. Я был почти уверен, что особого толка от предложенных мероприятий не будет. Но Сергей Васильевич смог меня удивить. Он вновь приехал ко мне через год, и рассказал, что провел лечение препаратами для укрепления костей, а главное — ежедневно, «без прогулов», по часу в день делает гимнастику.

И теперь чувствует себя лучше не на 10—20, как я предсказывал, а на все 70—80%. «Боли покоя» прошли полностью, а при ходьбе боли сильно уменьшились. Причем даже эти уменьшившиеся боли Сергей Васильевич смог еще сильнее убавить, подкладывая на время прогулок толстую стельку под больную укороченную ногу и пользуясь при ходьбе удобной тростью.

Естественно, у Сергея Васильевича за это время не вырос новый сустав, не восстановились его хрящи. Подвижность в тазобедренном суставе по-прежнему практически отсутствует. Ему все так же трудно надеть носки и зашнуровать обувь. Но он, по крайней мере, живет практически без боли, ходит на работу и вновь занимается своим огородом. При этом основной эффект, по мнению Сергея Васильевича, достигнут за счет гимнастики. И потому мужчина не собирается «сбрасывать обороты». Он уверен, что с помощью наших упражнений сможет укрепить ногу так, что она будет переносить даже более серьезные нагрузки.

* * *

Справедливости ради надо заметить, что пример Сергея Васильевича является в большей степени исключением из правил, хотя и далеко не единственным. Исключением, естественно, со знаком «плюс». Но бывают исключения и со знаком «минус». Например, неоднократно бывали случаи, когда на прием приходил пациент с вроде бы легкой стадией артроза. И я, естественно, надеялся добиться хороших результатов в процессе его лечения. Но результат в итоге оказывался хуже ожидаемого.

Такое обычно происходило в тех случаях, когда развитие коксартроза сопровождалось какими-то отягчающими обстоятельствами, но чаще в тех случаях, когда пациент либо не пунктуально выполнял назначенное лечение, либо «халтурил» во время гимнастики или делал ее неправильно (например, слишком резко, энергично). Таким образом, реальность выздоровления или улучшения самочувствия во многом зависит от пунктуальности и упорства самого пациента. Хороших результатов в лечении артрозов удается добиться только с теми больными, которые с самого начала настроены на серьезную самостоятельную работу и всеми силами стремятся избежать операции.

Вы можете спросить: а стоит ли прилагать такие усилия, чтобы обойтись без операции? Проходить лечение дважды в год, делать специальную гимнастику... Да не лучше ли один раз отмучиться (то есть сделать операцию), а дальше жить нормальной беззаботной жизнью? Что ж, давайте подумаем вместе, и поговорим теперь об операции по замене сустава:

 

  • Оперативное лечение артроза тазобедренного сустава
  • Терапевтическое лечение артроза тазобедренного сустава

 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Лекарства больше Не нужны?

  • Симптомы коксартроза
  • С чем часто путают артроз тазобедренного сустава (коксартроз)
  • Причины артроза тазобедренного сустава (коксартроза)
  • Строение тазобедренного сустава
  • Изменения в тазобедренном суставе при коксартрозе
  • Обследование больного при артрозе тазобедренного сустава
  • Рентгенодиагностика коксартроза: самые распространенные ошибки

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.