Здавалка
Главная | Обратная связь

V. ЭКСТРАВЕТНЫЙ ТИП



Экстравертный тип ориентируется по внешнему объекту, его решения и действия подчиняются не субъективным воззрениям, а объективным обстоятельствам; его мысли, чувства и действия зависят от объективных условий и требований окружающего мира; его внутренний мир подчиняется внешним требованиям; все его сознание смотрит во внешний мир, т.к. важные и детерминирующие решения приходят к нему из вне. “Интерес и внимание сосредоточены на объективных происшествиях и прежде всего на тех, которые имеют место в ближайшей среде. Интерес прикован не только к лицам, но и к вещам. Соответственно с этим и деятельность его следует влиянию лиц и вещей. Деятельность его прямо связана с объективными данными и детерминациями и, так сказать, исчерпывающе объясняется ими”.

Но такая обусловленность объективными факторами совсем не означает идеальную приспособленность к условиям жизни вообще.

Своей адаптивностью экстравертивный тип обязан тому, что он приспособился к определенным условиям, и не выходит за рамки объективно данных возможностей. Например, он выбирает занятие, имеющее значение для данного места и данного времени, или он производит то, что наиболее актуально для окружающей среды в данный момент, или он воздерживается от всего нового, которое не удовлетворяет интересы его среды.

Эта сторона его высокой приспособляемости имеет и слабую сторону, т.к. экстраверт ориентирует свою деятельность на фактическую сторону своих субъективных потребностей и нужд.

“Опасность заключается в том, что он вовлекается в объекты и совершенно теряет в них себя самого. Возникающие вследствие этого функциональные (нервные) или действительно телесные расстройства имеют значение компенсаций, ибо они принуждают объекта к недобровольному самоограничению”.

Самое частое расстройство, выраженное в форме невроза - истерия, при которой отмечается преувеличенное отношение к лицам окружающей среды.

Основной чертой истерии, по мнению Юнга, является постоянная тенденция делать себя интересным и вызывать впечатление у окружающих. Другою особенностью этой болезни является слепое подчинение обстоятельствам, “подражательная принаравленность”.

Если ориентирование и по объективным данным идет насильственно, то это ведет к подавлению множества субъективных побуждений, мнений, желаний, вследствие чего они лишаются той энергии, которая должна была бы затратиться на их долю. Но сознательная установка не может полностью лишить их энергии. Тот остаток, который она не может отнять, Юнг обозначил как первоначальный инстинкт. Этот инстинкт формируется в процессе филогенетического развития и не может быть уничтожен по желанию отдельного индивида. Сила инстинкта, вследствие лишения энергии, становится бессознательным.

Чем совершеннее сознательная сторона - экстравертивная установка, - “тем инфантильнее и архаичнее установка бессознательного”. В качестве доказательства этого утверждения Юнг приводит пример с типографом, у которого в виде компенсации за его деловые качества в нем бессознательно оживились воспоминания детства. Он ввел способность к рисованию в свою профессиональную деятельность и пытался производить продукцию по своему вкусу, что привело его к краху.

Но чаще конфликт бессознательного противодействия, которое в итоге способно парализовать сознательное действие, выливается в виде нервного срыва или заболевания. На практике это проявляется в том, что люди не знают того, чего они хотят, или наоборот, хотят слишком многого. Не находя выхода, люди прибегают к наркотикам, алкоголю и т.д. В тяжелых случаях конфликт заканчивается самоубийством.

У психически уравновешенного человека установка бессознательного компенсирует установку сознания. Но в любом психическом процессе присутствует как сознание, так и бессознательное.

Итак, экстравертным типом мы называем такую личность, у которой механизм экстраверсии преобладает. “В таких случаях.... более ценная функция является всегда выражением сознательной личности, тогда как менее дифференцированные функции принадлежат к числу тех событий, которые случаются с нами”.

К этим событиям Юнг относит языковые ляпсусы, суждения не к месту, ошибки при письме и т.д., но они всегда “обнаруживают субъективную обусловленность, ярко окрашенную эгоцентризмом и личным сомнением, чем они доказывают телесную связь с бессознательным”.

1. ЭКСТРАВЕРТНЫЕ РАЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ:

К экстравертным рациональным типам относятся экстравертное мышление и экстравертное чувство. Они характеризуются тем, что их жизнь подчинена разумному суждению со стороны сознания и, в меньшей степени, зависит от бессознательной неразумности. Разумное суждение у них представлено в сознательном исключении случайного и неразумного.

Рациональность обоих типов ориентирована объективно и зависит от объективно данного. Их разумность зависит от того, что коллективно считается разумным.

а) МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ТИП:

Вследствие общей экстравертной установки мышление ориентируется по объективным данным. Отсюда вытекает особенность мышления: ориентированность мышления, с одной стороны, на субъективных, бессознательных источниках, с другой стороны - и это в большей степени, оно подкрепляется объективными данными, которые поставляются чувственными апперцепциями.

Экстравертное мышление не всегда конкретно. Оно может быть единым при условии, что идеи заимствованы из вне, то есть переданное через воспитание, образование и т. д. Отсюда вытекают следующие критерии экстравертного мышления:

1. Направленность процесса суждения - передается оно извне или же имеет субъективный источник;

2. Направленность умозаключений - имеет ли мышление преимущественное направление на внешнее или нет.

Итак, “экстравертное мышление возможно лишь благодаря тому, что объективное ориентирование имеет некоторый перевес..., но это ни чуть не меняет мыслительной функции, а меняет лишь ее проявления”.

Рассмотрим человека, который представляет собой чистый тип экстравертного мышления. Вся его жизнь, его жизненные проявления находятся в зависимости от интеллектуальных выводов, общепризнанных идей и других объективных данных или фактах.

Девиз его жизни - никаких исключений, его идеалы являются “чистейшей формулой объективной фактической реальности и потому они должны быть и общезначимой истиной, необходимой для блага человечества”. В его жизни большую роль играют такие выражения, как, “собственно говоря”, “следовало бы”, нужно было бы” и т.д. Он как бы подавляет все то, что идет из чувственного познания - вкус, художественное понимание, эстетические занятия. Страсти, религия и другие иррациональные формы вообще удалены до полной бессознательности.

Есть экстраверные идеалисты, которые так стараются над осуществлением своего идеала, что прибегают ко лжи и другим нечестным средствам, руководясь девизом - цель оправдывает средства. Вследствие этого человек может пренебрегать своим здоровьем, общественным положением, жизненные интересы его семьи подвергаются насилию и в конце концов, такого человека ожидает полный финансовый и моральный крах.

Юнг объясняет это тем, что сознательно вытесненная, подчиненная функция чувства, “бессознательно действующая и вводящая в соблазн, может довести до таких заблуждений людей, в остальном стоящих на высоте”.

Чем сильнее вытеснены чувства, тем хуже и незаметнее их влияние на мышление, хотя они во всех остальных отношениях могут быть безупречны.

Мышление экстравертного мыслительного типа позитивно (т.е. продуктивно). Оно ведет или к новым фактам, или к общим концепциям разнообразного, не связанного между собой, опытного материала. Обычно его суждение называют синтетическое или предикативное. В большинстве случаев оно носит прогрессирующий или творческий характер, но если доминирующей функцией становится не мышление, а другая функция, то мышление принимает негативный характер. В этом случае мышление просто повторяет за доминирующей функцией, хотя это идет в противоречие законам логики. “Негативная особенность этого мышления столь неописуемо дешево, т.е. бедно производительной и творческой энергии. Это мышление тянется на буксире за другими функциями”.

б) ЧУВСТВУЮЩИЙ ТИП:

Функция чувства постигает мир, оценивая явление с точки зрения того, приняты они или не приняты, приемлемы или не приемлемы. Эта функция, так же как и мышление в экстравертной установке ориентируется по объективному данному, т.е. “объект, является неизбежной детерминантой самого способа чувствования”.

Юнг разделяет экстравертное чувство на позитивное и негативное. Если люди ходят в театр, на концерт или в церковь - все это относится к позитивным чувствам. Но если объект приобретает преувеличенное влияние, то позитивное влияние утрачивается и “объект ассимилирует себе данное лицо, вследствие чего личностный характер чувствования, составляющий его главную прелесть утрачивается”.

Наибольшее количество представителей экстравертного чувствующего типа, по мнению Юнга, встречаются среди женщин. У большинства из них чувство развилось до такой функции, которая уже не подчиняется сознательному контролю, но приспособлено к объективным условиям. “Чувства согласуются с объективными ситуациями и общезначимыми ценностями”.

Наиболее наглядно, по мнению Юнга, это проявляется в выборе объекта любви. Он пишет: “любят подходящего мужчину, а не какого-нибудь другого; он является подходящим не потому, что он вполне отвечает субъективному скрытому существу женщины, - в большинстве случаев она об этом совершенно не знает, - а потому, что он отвечает всем разумным требованиям в отношении сословия, возраста, имущественного состояния, значительности и почтенности своей семьи”. Такие женщины бывают хорошими женами и хорошими матерями, но до тех пор, пока чувству не будет мешать мышление. Поэтому мышление у этого типа по возможности подавляется. То чего женщина не может чувствовать, она не может и мыслить сознательно. При выходе компенсирующего мышления из сферы бессознательного у женщин наблюдаются моменты, когда то, что они больше всего ценили, совершенно утрачивает свою ценность. При этом у женщин наблюдаются неврозы в виде истерии “с характерным для нее инфантильно-сексуальным миром бессознательных представлений”.

2. ЭКСТРАВЕРТНЫЕ ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ:

Следующие два типа относятся к экстравертным иррациональным типам: ощущающий и интуитивный. Их отличие от рациональных состоит в том, “что они основывают весь свой образ действия не на суждении разума, а на абсолютной силе восприятия”. Они основываются исключительно на опыте, а функции суждения оттеснены в бессознательное.

а) ОЩУЩАЮЩИЙ ТИП:

В экстравертной установке ощущение зависит от объекта, определяется преимущественно объектом, его сознательным применением. Те объекты, которые вызывают наиболее сильное ощущение, являются решающими, по мнению Юнга, для психологии индивида. “Ощущение есть жизненная функция, наделенная самым сильным жизненным влечением. Если объект вызывает ощущение, значит, он является значимым и вступает в сознание как объективный процесс. Субъективная же сторона ощущения задержана или вытеснена

Человек, принадлежащий к экстравертному ощущающему типу, в течение всей жизни накапливает опыт о реальном объекте, но как правило, не использует его. Ощущение лежит в основе его жизнедеятельности, является конкретным проявлением его жизни, его желания направлены на конкретные наслаждения и означает для него “полноту действительной жизни”. Реальность для него состоит в конкретности и действительности, а все, что стоит выше этого “допускаются лишь постольку, поскольку они усиливают ощущение”. Все мысли и чувства, приходящие изнутри, он всегда сводит к объективным основам. Даже в любви он основывается на чувственных прелестях объекта.

Но чем больше ощущение преобладает, тем неприятнее становится этот тип: он превращается “или в грубого искателя впечатлений, или в беззастенчивого, рафинированного эстета”.

Самые фанатичные люди относятся именно к этому типу, их религиозность возвращает их к диким ритуалам. Юнг отмечал: “Специфически навязчивый (компульсивный) характер невротических симптомов представляет собой бессознательное восполнение к сознательной моральной непринужденности, свойственной исключительно ощущающей установке, которая с точки зрения рационального суждения без выбора воспринимает все происходящее”.

б) ИНТУИТИВНЫЙ ТИП:

Интуиция в экстравертной установке не является только восприятием или созерцанием, а представляет собой активный, творческий процесс, который с такой же степенью влияет на объект, с какой и он.

Одной из функций интуиции является “передача образов или наглядных представлений об отношениях и обстоятельствах, которые с помощью других функций или совсем непостижимы, или могут быть достигнуты лишь на далеких, окольных путях”.

Интуитивный тип при передаче окружающей его действительности постарается описать не фактичность материала, в отличие от ощущения, а ухватить наибольшую полноту событий, опираясь на непосредственное чувственное ощущение, а не на сами ощущения.

Для интуитивного типа каждая жизненная ситуация оказывается замкнутой, гнетущей, и задача интуиции - найти выход из этого вакуума, постараться его отомкнуть.

Еще одной особенностью экстравертного интуитивного типа является то, что у него очень сильная зависимость от внешних ситуаций. Но зависимость эта своеобразная: она направлена на возможности, а не на общепризнанные ценности.

Этот тип направлен на будущее, он постоянно находится в поисках чего-либо нового, но как только это новое достигнуто и не видно дальнейшего прогресса, то он сразу теряет всяких интерес, становится безразличным и хладнокровным. В любой ситуации он интуитивно выискивает внешние возможности и ни разум, ни чувство не могут его удержать, даже если новая ситуация идет вразрез с его прежними убеждениями.

Чаще эти люди становятся во главе кого-либо начинания, максимально используют все возможности, но как правило, не доводят дело до конца. Они растрачивают свою жизнь на других, а сам остается у разбитого корыта.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.