Психические свойства личности: темперамент, характер, интеллект, память, воображение, воля.
Психические свойства личности – это характер, интеллект, эмоции, мышление, память, воображение и др. Характер – индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях его поведения и отношении к людям и окружающей деятельности, в частности к труду, ϲʙᴏим обязанностям и долгу. Типы характера по стилю жизнедеятельности, способу адаптации(приспособления) к окружающей среде: 1.гармонически целостный - быстро адаптируется в различных ситуациях, устойчив в отношениях, общительный, волевой, принципиальный; 2.внутренне конфликтный, но внешне согласованный (с внешней средой) - отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое реализуется в соответствии с требованиями среды с большим напряжением; 3. внутренне конфликтный с пониженной адаптацией к внешней среде - отличается конфликтностью между внутренними побуждениями и социальными обязанностями, неразвитостью коммуникативных свойств, преобладанием отрицательных эмоций; 4.вариативный - адаптируется к любым условиям вследствие неустойчивости позиции и беспринципности (показатель низкого уровня развития личности). Характер не дается человеку от рождения, а формируется в процессе активной общественно полезной деятельности. Среди многих качеств личности, составляющих ее индивидуальность, существенное значение имеют качества интеллекта: любознательность, глубина ума, гибкость и подвижность ума, логичность и др. Воля представляет собой регулирующую сторону сознания, выраженную в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей. Уровень развития воли пробудет в следующих основных волевых !йствах личности: целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность. В психологии различают моральные, интеллектуальные и эстетические чувства личности. Моральным чувством называется эмоциональное отношение личности к поведению людей и ему собственному; интеллектуальные чувства – переживания, возникающие в процессе умственной деятельности; эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного. Условиями осуществления того или иного вида деятельности будут способности человека, определяемые природными данными, а также опытом, навыками, умениями. Способности можно развить в процессе обучения и воспитания, активной общественной деятельности. Темперамент Еще со времен древности принято различать четыре основных темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Типичных представителей каждого из темпераментов можно охарактеризовать следующим образом. Холерик - человек быстрый, иногда порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах; нередко - вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам. Сангвиник - человек быстрый, подвижной, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно отражаются во внешнем поведении, но они не сильны и легко сменяются. Меланхолик - человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их; он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства. Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлении памяти. Представления памяти — это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные. Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями, но они составляют важный элемент нашего закрепленного прошлого опыта. Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Таким образом, память связана с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности. Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, не связанного с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его. Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно, психологии и физиологии. С точки зрения физиологии и психологии, это определение является наиболее верным. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|