Здавалка
Главная | Обратная связь

Организационно-распорядительные методы руководства.



Когда речь идет о способах воздействия системы управления на объекты управления или о способах, с помощью которых происходит воздействие одних звеньев системы управления на другие, мы имеем дело с методами управления.Когда же речь идет о способах воздействия самого руководителя, имеются в виду методы руководства.

Методы управления и методы руководства взаимосвязаны, реализуют взаимосвязанные цели и задачи, но в то же время у них имеются специфические цели и особенности.

Методы управления будут, с одной стороны, более основополагающими, чем методы руководства; с другой стороны, использование методов управления в значительной части осуществляется через конкретную деятельность руководителя, т. е. через методы руководства.

Методы руководства многообразны, среди них можно выделить: методы организационного воздействия – опираются, прежде всего, на власть, право распоряжения, должностной авторитет руководителя, а экономические и социально-психологические – на использование материальных и духовных интересов работников, их психологические особенности.

Организовывать – значит объединять людей для совместной работы. Слово «организация» имеет двоякий смысл: во-первых, как функция руководителя организовывать людей; во-вторых, как система, объединяющая людей и ресурсы.

Организация как функция руководства складывается из составляющих:

а) наличие четкого плана;
б) способность организации достигнуть и выполнить требования плана;
в) наличие людей, денег, материалов, иных ресурсов, позволяющих выполнить задание;
г) наличие компетентных руководителей, которые сумели бы заставить организацию достигать поставленных целей и закреплять достигнутое.

Семь основных элементов организации (П. М. Керженцев):

  1. цель (в чем состоит цель работы?);
  2. тип организации (какая форма организации будет наиболее подходящей для выполнения намеченной работы?);
  3. методы (какими организационными методами можно будет добиваться намеченной цели?);
  4. люди (при помощи каких людей и какого их количества будет производиться работа?);
  5. материальные средства;
  6. время;
  7. контроль (каким образом вести учет работы и организовывать действительный контроль над ее выполнением?).

Работа руководителя тесно связана с организаторской функцией. Руководство – ϶ᴛᴏ цепь организаторских действий. Руководить можно всем ходом жизни коллектива, а организовать можно выполнение конкретной задачи конкретными людьми. Функция организации – одна из важнейших функций руководителя.

15. Организационно-функциональная структура управления организацией и ее влияние на поведение личности.

Целевое назначение организационной деятельности – создание хорошей организационно-функциональной структуры управления и правильный подбор исполнителей.

Для эффективной работы организации важно четко и ясно определить функциональные обязанности и полномочия персонала, а также их взаимоотношения в процессе работы.

Обязанности и полномочия работников устанавливаются с помощью:

  • рекомендаций по организационному построению предприятия (справочники или инструкции; содержат перечень должностей с их подробным описанием);
  • должностных инструкций (устанавливают объем полномочий и меры ответственности человека, занимающего определенную должность);
  • организационно-функциональной схемы организации (отображает взаимодействия (отношения) между отдельными звеньями в системе управления).

Содержание должностных обязанностей обусловливается:

  1. принципом деления на равные по размеру группы;
  2. функциональным признаком – создание отделов по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам и т. д.;
  3. территориальным признаком – если предприятие осуществляет ϲʙᴏю деятельность на удаленных друг от друга территориях;
  4. видом выпускаемой продукции;
  5. интересами потребителей – это особенно характерно для службы сервиса.

Помимо создания организационной структуры и подбора исполнителей к организационной функции относится обеспечение материалами, инструментами, рабочими помещениями.

Руководитель, приступая к разработке и реализации схемы оргструктуры, должен предусмотреть следующие необходимые условия и принципы:

  1. Правильный подбор исполнителей, их обучение.
  2. Работник обязуется выполнять все разумные указания своих начальников, а предприятие обязуется оплачивать за ϶ᴛᴏ его услуги; каждый недовольный своей работой имеет право уволиться.
  3. Работу следует разделить на части, чтобы каждый работник смог достаточно быстро и легко овладеть своим участком работы.
  4. Должны быть созданы четкие должностные инструкции.
  5. У каждого сотрудника должен быть только один непосредственный начальник.
  6. Создание условий для выполнения подразделениями и работниками своих задач и обязанностей.

Не существует стандартных построений оргструктуры, поскольку каждая фирма имеет свои особенности.

Схема должна отражать реальную структуру фирмы и не являться теоретической моделью. В случае если при составлении организационно-функциональной схемы предприятия возникают трудности, это может означать, что сама организация дефектна.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.