Здавалка
Главная | Обратная связь

Виды и культура общения. Приемы общения с персоналом.



Общение – это форма деятельности людей, обеспечивающая возникновение психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании.

Общение бывает письменным, устным, по телефону, электронной почте и т. д. Стоит сказать, для каждого вида общения существуют ϲʙᴏи приемы и методы.

Виды общения:

- «контакт масок» – формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника, могут быть использованы привычные маски (вежливости, строгости, безразличия и т. п.), т. е. набор жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях «контакт масок» необходим;

- примитивное общение, когда человека оценивают как нужный или мешающий объект: в первом случае активно вступают в контакт, во втором – используют агрессивные, грубые реплики. Стоит сказать - получив от собеседника желаемое, теряют интерес к нему, не скрывая ϶ᴛᴏго;

- формально-ролевое общение, при котором регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли;

- деловое общение, когда учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения;

- духовное общение друзей, когда можно затронуть любую тему, не обязательно прибегая к помощи слов, – друг поймет вас и по выражению лица, жестам, интонации. Такое общение возможно в том случае, когда каждый участник может предвидеть реакции собеседника, знает его интересы, убеждения и т. д.;

- манипулятивное общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника с помощью разных приемов (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты и т. п.), – в зависимости от особенностей собеседника;

- светское общение, при котором люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что позиции людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера такого рода коммуникаций.

Основу культуры общения составляют ее нравственные нормы: договоры должны выполняться, человек – наивысшая ценность, необходимость представлять себя на месте другого.

От искусства делового общения руководителя зависят качество его работы, эмоциональный настрой работников, стабильность кадрового состава, социально-психологический климат в организации, наличие или отсутствие конфликтных ситуаций, развитие деловых контактов, влияющее на экономическую ситуацию в организации.

Без общения не сможет сформироваться коллектив. Именно через общение руководитель направляет действия своих подчиненных.

В частности, очень важную роль играет правильная организация взаимоотношений руководителей с подчиненными.

В первую очередь, независимо от того, с кем и в какой роли мы имеем дело, нужно соблюдать правила такта и приличия, а во-вторых, сравнительно неᴄᴫᴏжными, но важными приемами облегчить такое общение.

К этим приемам общения с людьми Д. Карнеги, к примеру, относит следующие:

1. Вместо того чтобы осуждать кого-то, нужно постараться это понять.

2. Давайте искренне признавать хорошее в других людях.

3. Поставьте себя на место другого.

В основе рекомендуемых приемов лежит убеждение автора в том, что любая критика, осуждение, ругань человека наносят удар по его представлениям о себе, ранят драгоценное для него чувство собственного достоинства, вызывают естественную ответную негативную реакцию. А это уже нам во вред.

Психологическая цель – добиться гармонии взаимоотношений с подчиненными. А вот функциональные задачи руководителей в деловом общении с подчиненными можно сформулировать следующим образом:

- дать подчиненным возможность почувствовать их значительность.

- лучше узнать и понять своих подчиненных.

- расположить подчиненных к себе, повышать и поддерживать в их глазах свой авторитет.

- умело влиять на позицию подчиненных.

Практические приемы, с помощью которых можно добиться решения поставленных задач общения с подчиненными.

Возможность для подчиненных почувствовать собственную значительность достигается следующими приемами:

1. Привлекайте подчиненных к решению возникающих проблем, советуйтесь с ними, проявляйте уважение к их мнению.

2. Дайте подчиненным возможность проявлять инициативу, стимулируйте их самостоятельность.

3. Стремитесь к тому, чтобы подчиненные были уверены в значимости, важности выполняемой работы.

4. Отмечайте и поощряйте хорошую работу.

5. Уважайте личное достоинство подчиненных. Не делайте подчиненному замечаний в присутствии третьих лиц. Дайте возможность ему спасти свое лицо. Сожаление и разочарование действуют лучше, чем критика и угрозы.

Лучше узнать подчиненного. Эта задача может быть решена следующим образом:

1. Изучайте заботы, нужды и настроение каждого, периодически беседуйте с подчиненными наедине.

2. Дайте возможность подчиненным проявлять отношение к вам независимо от того, хорошее оно или плохое. Сначала выслушайте критику в свой адрес, разберитесь в ее причинах и мотивах, а уж потом реагируйте на нее.

3. Не демонстрируйте своего превосходства, это создает барьер между руководителем и подчиненным.

4. Попытайтесь увидеть ситуации глазами подчиненного.

Не следует демонстрировать свое превосходство перед подчиненными. Если вы хороший руководитель, подчиненный сам признает это, что в лучшей степени будет способствовать поднятию реального авторитета руководителя.

Важнейшим аспектом культуры управленческого общения является воспитание руководителем в себе способности прислушиваться к подчиненному, правильно воспринимать критику. Подчиненный должен иметь возможность свободно проявлять отношение к руководителю, иначе его настоящего мнения мы не узнаем.

Повышайте свой авторитет в глазах подчиненных, располагайте их к себе. Для того чтобы укрепить свой авторитет, используйте следующие приемы:

1. Не бросайте слов на ветер: если обещание дано, обязательно выполните его.

2. Будьте со всеми справедливы, объективны и беспристрастны, отличайте лесть подчиненных от уважения.

3. Не уклоняйтесь от решения возникающих проблем, не откладывайте на завтра то, что можно решить сегодня.

4. Не допускайте, чтобы подчиненные ждали или искали вас (берегите не только свое, но и чужое время).

5. Не отдавайте распоряжения, если не уверены, что их можно выполнить.

6. Умейте слушать, проявляйте искренний интерес к своим подчиненным.

Необходимо всегда помнить, что руководитель является примером для подчиненных.

Умело влиять на позицию подчиненного – ключевая задача, главный смысл руководства. Вот какие приемы способствуют ее решению:

1. Будьте искренни в отношениях с людьми. Помните: руководитель – пример для подчиненных.

2. Относитесь к подчиненным так, как хотели бы, чтобы ваш руководитель относился к вам.

3. Чаще убеждайте, реже наказывайте.

4. Никогда не теряйте самообладания, будьте выдержаны и приветливы.

5. Разговаривайте спокойно и доброжелательно, проявите свое дружеское отношение.

6. Подробно информируйте подчиненных обо всем, что затрагивает их интересы.

7. Отдав распоряжение, обязательно проверьте исполнение.

8. Не торопитесь вступать в спор с подчиненными. Недоразумения никогда не уничтожить с помощью пререканий.

9. Проявляйте сочувствие к желаниям подчиненных, и они скорее поймут вас. Взывайте к благородным побуждениям.

Самая важная задача у руководителя возникает, если ему необходимо изменить уже ᴄᴫᴏжившуюся позицию человека.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.