Здавалка
Главная | Обратная связь

Развитие коммуникативной функции речи у заикающихся детей по Р.Е. Левиной



Комплексные методики реабилитации заикания у дошкольников

В настоящее время существует несколько методов логопедического воздействия для устранения заикания у детей. Все они подчиняются одной цели: воспитать у детей умение говорить свободной от заикания речью.

Для успешного преодоления заикания прежде всего необходимо, чтобы все занятия подчинялись основному дидактическому принципу систематичности и последовательности.

Одна из первых комплексных систем коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в отечественной логопедии создана Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау. Эта система не потеряла своей актуальности до настоящего времени.

Авторами впервые выработаны принципы комплексного метода реабилитации заикающихся, которые состоят в следующем:

проведение медико-психолого-педагогического обследования до начала работы;

коррекционное воздействие направляется не только на развитие навыка плавной речи, в поле зрения находится состояние всего организма ребенка, а также личность заикающегося в целом;

логопедической работе должен предшествовать охранительный речевой режим;

развитие навыка плавной речи включает постепенное усложнение степени самостоятельности речи.

Реабилитация должна проводиться в коллективе, в условиях учреждений типа дневного стационара или специального детского сада.

Охранительный речевой резким вводится в самом начале коррекционной работы. Это оздоровительный щадящий режим, на фоне которого протекает режим ограничения речи: речевое общение с родителями, воспитателями, другими детьми должно быть ограничено. В этом периоде используются простейшие виды речи: сопряженная и отраженная. Особое внимание уделяется развитию памяти, внимания, мыслительных операций.

Данная система работы включает следующие разделы:

развитие общей и мелкой моторики на логоритмических занятиях, в ручном труде и изобразительной деятельности;

исправление звукопроизношения;

развитие речи детей (ее грамматической и лексической стороны).

Основные положения этой системы широко используются до настоящего времени. Н. А. Власова предлагает последовательно использовать 7 различных видов речи, которые соответствуют основным этапам коррекционной работы: сопряженная речь, отраженная речь, ответы на вопросы по знакомой картинке, самостоятельное описание знакомых картинок, пересказ прослушанного небольшого рассказа, спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам), нормальная речь (беседы, просьбы).

Е. Ф. Рау выделяет 3 этапа в системе коррекционной работы с заикающимися дошкольниками: совместная и отраженная речь (стихи, заученные фразы), устное описание картинок по вопросам, закрепление приобретенных навыков.

Развитие коммуникативной функции речи у заикающихся детей по Р.Е. Левиной

В 1958 г. Р.Е.Левина выдвинула идею развития коммуникативной функции речи (функции общения) у заикающихся детей. Р. Е. Левиной и ее последователями была разработана целостная система воздействия на заикающихся дошкольников и школьников (Н. А. Чевелева, А. В. Ястребова, С. А. Миронова, О. С. Бот, Л. Ф. Спирова).

Н. А. Чевелева разработала систему коррекционной работы с заикающимися детьми в процессе ручной деятельности. Данная методика позволяет воспитать у детей на протяжении 8-9 месяцев самостоятельную речь, лишенную запинок, начиная с самой легкой, доступной ситуационной речи (понятной только в данной ситуации) и кончая контекстной речью (законченным в смысловом отношении отрывком устной речи). Овладение ситуационной речью оказывается возможным для заикающегося ребенка потому, что все называемые предметы или их действия он видит и назначение их, их смысл ему известны. В случае затруднений наглядная ситуация позволяет ребенку заменить сложное слово местоимением (то, тот, это) или просто жестом, указывающим на предмет.

Постепенно уменьшая наглядную опору, можно усложнять задачу, развивать способность пользоваться контекстной речью, вовсе лишенной наглядной опоры.

Последовательность развития самостоятельной связной речи такова. На первых занятиях дети отвечают на вопросы логопеда простыми, короткими фразами, называя игрушки; форму различных предметов, их величину, цвет, разнообразные действия с предметами («Это яблоко», «Оно зеленое», «Я вырезаю», «Я рисую»).

Затем по-прежнему в условиях наглядности дети отвечают уже простыми распространенными предложениями («Я взял свой кружочек», «Я катаю шарик из пластилина»). Постепенно предложения становятся все более развернутыми, дети отвечают сложными предложениями («Это треугольник, потому что у него три угла»).

Дети овладевают умением говорить без заикания, отвечая на самые сложные вопросы логопеда, задавая вопросы товарищам и строя самостоятельный рассказ. Кроме того, постоянные упражнения в плавной речи закрепляют у них рефлекс на нормальную, здоровую речь.

Такое систематическое и последовательное развитие связной речи включает 5 периодов:

1) пропедевтический (вводный), который предполагает привитие навыков организованного поведения, следование режиму ограничения речи;

2) развитие навыка сопровождающей речи, т. е. речи детей по поводу совершаемых ими в данный момент действий (речи со зрительной опорой);

3) развитие навыка завершающей речи, представляющей собой описание уже выполненной работы или ее части (в условиях ограниченной наглядности);

4) развитие навыка предваряющей речи, представляющей собой рассказ о том, что дети намерены делать (речи без наглядной опоры);

5) закрепление навыков связной речи — рассказы детей о всем процессе изготовления поделки.

Методика В. И. Селиверстова преимущественно рассчитана для работы с детьми в медицинских учреждениях. В данной коррекционной системе автор выделяет 3 периода: подготовительный, тренировочный, закрепительный.

Рассмотрим эти периоды.

Подготовительный период (7-8 занятий) предполагает:

щадящий режим в домашних условиях (спокойная обстановка, твердый режим, ограничение речевого общения);

оздоровительные мероприятия;

развитие моторики;

расширение словарного запаса;

использование только тех видов речи, в которых не проявляются судороги (осуществление индивидуального подхода).

Кроме того, дети заучивают специальные психотерапевтические тексты для утреннего и вечернего проговаривания, которые составляются логопедом в соответствии с возрастом ребенка. Обязательно также включение речевых зарядок (произнесение вслух гласных звуков, стихотворных текстов, проговаривание автоматизированных рядов (счет, дни недели и т.д.)), упражнения на сопряженно-отраженном виде речи, шепотная, ритмизованная речь.

Тренировки проводятся с учетом разных условий: при различном положении ребенка (сидя, стоя, в движении); в разных видах деятельности (лепка, рисование); в разных дидактических играх.

Тренировочный период (20 — 22 занятия) включает:

развитие активного внимания, памяти и других психических функций;

дальнейшее формирование лексико-грамматической стороны речи;

включение в работу тех видов речи, в которых у ребенка были запинки.

Осуществляется постепенный переход от ответов на вопросы к спонтанной речи, от тихой речи к громкой, от спокойных занятий к эмоциональным. Используются подвижные игры, ролевые и творческие. Закрепление полученных навыков переносится в жизненные ситуации (магазин, прогулка). Активно используется помощь родителей.

Закрепительный период (6-9 занятий) включает:

закрепление навыков свободной, плавной речи в повседневной деятельности;

использование бесед, рассказов, ролевых, творческих игр.

Курс логопедических занятий завершается концертом, в котором участвуют все дети.

Курс амбулаторных занятий рассчитан на 3-4 месяца (32-36 занятий). Как уже говорилось, большое значение придается работе с родителями.

Речевые упражнения предлагаются с учетом степени самостоятельности речи, ее громкости и ритмичности, структуры; с учетом обстановки и видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение.

В. И. Селиверстов особо подчеркивает значение индивидуального подхода. В условиях логопедической работы с группой детей формы речевых упражнений выбираются для каждого ребенка отдельно.

Данная система предусматривает регулярное и обязательное использование магнитофона на всех этапах работы с заикающимися. Это позволяет детям активизировать внимание на речевых ошибках, как собственных, так и на ошибках других детей. Родители посещают открытые логопедические занятия на всех этапах коррекционной работы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.