Здавалка
Главная | Обратная связь

Систематичность и последовательность логопедических занятий



В рамках комплексного метода реабилитации заикания у дошкольников существуют разные системы коррекционной работы. Но практически каждая система использует дидактический принцип от простого к сложному. Рассмотрим применение данного принципа при овладении плавной, свободной от заикания речью, с учетом различных факторов, которые оказывают влияние на речь ребенка.

Одним из факторов, влияющих на речь заикающегося, является степень ее самостоятельности.

Последовательность вырабатывания свободной, самостоятельной речи у заикающихся:

сопряженно-отраженная речь;

ответно-вопросная форма речи;

пересказ, рассказ;

спонтанная речь.

Частота и сила речевых судорог зависят от того, говорит ли он сам (задает вопросы, самопроизвольно выражает свои мысли, желания) или делает это с чьей-либо помощью.

При сопряженной речи заикающийся произносит фразы вместе с логопедом. Даже в случае очень тяжелой степени заикания человек сопряженно говорит свободно, поскольку фактически копируется чужая фраза (ее конструкция, манера произнесения). Степень самостоятельности при этом минимальная.

При отраженной речи заикающийся повторяет фразы вслед за логопедом. Здесь он также использует чужую конструкцию фразы, ее темп, интонацию, манеру произнесения. Это тоже обычно доступная для всех заикающихся форма речи.

Ответы на вопросы - следующая, более сложная форма речи для заикающихся. Задаются сначала простые, затем развернутые вопросы. В отличие от отраженной речи здесь появляются элементы самостоятельной речи. Ответ на вопрос, построенный в форме простого предложения, позволяет заикающимся использовать ту же конструкцию и почти все слова вопроса с добавлением 1-2 слов. Сложнее заикающемуся давать развернутые ответы.

Пересказ представляет собой не одну, а по крайней мере несколько связанных между собой фраз. Речевой материал отбирается в соответствии с возрастом ребенка. Обычно используются знакомые сказки, короткие рассказы.

Рассказ предполагает самостоятельное изложение материала по теме, по картинке, по впечатлениям от экскурсии, прогулки.

Спонтанная речь - самопроизвольная, самостоятельная речь, представляющая самую большую трудность для заикающихся. Она предполагает естественное и активное речевое общение с окружающими: вопросы, просьбы, обращения, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний и пр.

Еще один фактор, оказывающий влияние на речь заикающегося, -различная степень ее подготовленности. С учетом принципа от простого к сложному, речевые упражнения строятся в следующей последовательности: заученный текст; отрепетированный вслух текст; мысленно продуманный текст; незнакомый текст, экспромт.

На проявление или исчезновение речевых судорог у заикающегося оказывает влияние различная сложность речевой структуры. Обычно легко произносятся отдельные звуки, особенно гласные, труднее — слоги, еще труднее — слова.

В процессе говорения заикающиеся могут испытывать трудности:

в начале изложения (трудно начать говорить),

в начале смыслового отрезка развернутой фразы (после дыхательной или смысловой паузы),

в начале простой фразы,

при произнесении некоторых звуков (чаще согласных).

На речь заикающегося оказывает влияние громкость произнесения слова или фразы. Для обучения ребенка громкой речи необходимо последовательно использовать следующие речевые упражнения: беззвучная артикуляция, шепотная речь, тихая речь, громкая речь, обычный голос.

При пении, ритмичной стихотворной речи, разговоре нараспев речевые судороги или вовсе отсутствуют, или значительно уменьшаются.

Плавность и ритмичность вырабатываются в следующей последовательности: пение, пение с движениями, ритмизованная речь

(стихи, проза) в сопровождении движений, ритмизованная речь (стихи, проза) без движений, опора на гласные звуки, разнометричная речь.

На усиление речевых судорог влияет эмоциональное состояние заикающегося в момент говорения. Тренировка правильной речи проводится в разных эмоциональных состояниях: в привычной, в малознакомой, незнакомой обстановке. Также необходимо учитывать микросоциальное окружение. Если ребенок находится в одиночестве, он, как правило, говорит без заикания; при общении с близкими и друзьями качество его речи меняется незначительно; при речевом общении с воспитателями, незнакомыми людьми ребенок может испытывать затруднения, соответственно усиливаются речевые судороги.

Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками, независимо от используемой методики, должна представлять собой завершенную, целостную по задачам и содержанию систему. Она осуществляется систематически, регулярно и по плану и разделяется на периоды подготовительный, тренировочный, закрепительный:

подготовительный период включает создание щадящего режима, подготовку ребенка к занятиям, показ образцов правильной речи;

тренировочный период включает воспитание навыков свободной речи, воспитание правильного поведения в разных формах речи;

закрепительный период включает автоматизацию приобретенных навыков речи и поведения (реализуется в спонтанной речи), использование разнообразных ситуаций и видов речевой деятельности (творческие игры).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.