Здавалка
Главная | Обратная связь

Выработка обобщенных понятий



Назовите мебель в своей квартире (стул, стол, диван, кресло, шкаф, письменный стол, обеденный стол, кухонный стол, буфет, полки, табурет, мойкаи др.).

 

Какая посудаесть у Вас в доме (чашка, вилка, ложка, тарелка, нож, стакан, ведро, сковорода, тази др.)?

 

Назовите предметы одежды (пальто, брюки, чулки, платье, трусы, халат, туфли, костюм, носки, шапкаи др.).

Назовите известных Вам домашних животных (корова, коза, кошка, собака, лошадь, свинья, курица, утка, кролики др.).

 

Назовите членов своей семьи (мать, отец, сын, дочь, бабушка, дедушка, теща, тесть, свекровь, свекр).

Каким общим словом из приведенных ниже в скобках можно назвать следующие предметы:

кошка, корова, мышь, конь, лев; огурец, свекла, морковь, картофель, помидор; незабудка, роза, фиалка, ромашка, колокольчик; стакан, чашка, ложка, кастрюля, нож; платье, пальто, шапка, рубашка, брюки (одежда, животные, овощи, посуда, цветы).

Спишите слова, группируя их по следующим темам — «одежда», «посуда», «мебель», «животные», «семья», «еда»:

чашка, пальто, ложка, колбаса, масло, нож, стол, хлеб, собака, тарелка, мать, дедушка, котлета, сын, стакан, отец, дочь, шкаф, суп, кот, кровать, бабушка, шапка, ботинки, корова, стул, кастрюля, шуба, сапоги, диван, дядя, платье, ребенок, каша, юбка, курица.

Ответьте на следующие вопросы:

Чашка — это столовая или чайная посуда? Корова — это домашнее или дикое животное? Шуба — это летняя или зимняя одежда? Юбка — это женская или мужская одежда? Лев — это домашнее или дикое животное? Тарелка — это чайная или столовая посуда? Сок — это еда или питье? Морковь — это овощ или фрукт? Снег — признак зимы или лета? Трава — признак зимы или лета? Луна бывает днем или ночью? Солнце светит днем или ночью?

Какое общее название можно подобрать к следующим группам слов:

1) белый, черный, синий, красный, зеленый, желтый, коричневый; 2) мать, отец, дети; 3) радиоприемник, телевизор, транзистор, проигрыватель, магнитофон; 4) автобус, автомобиль, троллейбус, трамвай, метро; 5) зима, лето, осень, весна; 6) час, сутки, минута, секунда; 7) дождь, снег, град, молния, гром, ветер; 8) школа, институт, училище, университет, курсы; 9) завод, фабрика, стройка, электростанция, комбинат; 10) аптека, больница, поликлиника, госпиталь, санаторий; 11) врач, санитарка, медицинская сестра, фельдшер, массажистка; 12) молоток, лопата, топор, рубанок, клещи, пила, сверло, дрель, шило; 13) гитара, пианино, труба, гармонь, баян, скрипка, флейта, балалайка; 14) липа, береза, дуб, тополь, осина, сосна, ель; 15) гимнастика, футбол, волейбол, хоккей, теннис, баскетбол.

_____________

Слова для справок: транспорт, семья, цвет, время, радиоаппаратура, явления природы, времена года, учебные заведения, предприятие, инструмент, медицинский персонал, музыкальные инструменты, медицинские учреждения, деревья, вид спорта.

Ответьте:

Что делает врач? Что делает повар?

Что делает парикмахер? Что делает продавец?

Что делает портной? Что делает учитель?

Что делает писатель? Что делает певец?

Что делает ученик? Что делает дворник?

Что делает художник? Что делает композитор?

Ответьте:

Как отдыхают зимой? Как отдыхают летом?

Что делают в театре? Что делают в ресторане?

Что делают в больнице? Что делают в школе?

Закончите предложения:

Ушами слушают, а глазами ...

Руками берут, а ногами ...

Ложкой едят, а ножом ...

Пилой пилят, а топором ...

Ножницами режут, а иглой ...

Телевизор смотрят, а радио...

Закончите предложения:

Кошка мяучит, а собака ...

Свинья хрюкает, а гусь ...

Лошадь ржет, а корова ...

Овца блеет, а петух...

Ответьте:

На чем сидят? На чем спят?

На чем пишут? На чем летают?

На чем плавают? На чем ездят?

Объясните:

Зачем нужна ложка? Зачем нужен нож?

Зачем нужны часы? Зачем нужен термометр?

Зачем нужны туфли? Зачем нужна шапка?

Зачем нужна тетрадь? Зачем нужна ручка?

Объясните:

Зачем нужна одежда? Зачем нужна посуда?

Зачем нужна мебель? Зачем нужен транспорт?

Зачем нужны книги?

Зачем нужны канцелярские принадлежности?

Зачем нужны бытовые электроприборы?

Омонимы

Рассмотрите картинки. Обратите внимание на то, что разные предметы называются одним и тем же словом:

 

 

Прочитайте следующие предложения. Понятен ли Вам их смысл?

1) У этой кастрюли очень удобные ручки. У ребенка маленькая ручка. Мужчина взялся за ручку двери. Я пишу ручкой. 2) У девочки длинная коса. Траву косят косой. В реку вдается песчаная коса. 3) Я открываю дверь ключом. Из-под земли бьет целебный ключ. Девочка учится писать скрипичный ключ. Он нашел ключ к моему сердцу.

Какие предметы, изображенные на картинках, можно назвать одним и тем же словом?

_____________

Слова для справок: лисичка, мат, носик, шашка.

Можно ли заполнить пропуски в предложениях одним и тем же словом, указанным в скобках?

1) Завод выпустил ... . Молодые люди вступили в ... (брак). 2) В этой книге самая интересная ... вторая. По радио выступил ... государства (глава). 3) У мальчика разбитая ... . Эта ... глубоко вдается в берег (губа). 4) В нашем городе сохранился старинный ... . Это надежный дверной ... (замок).

Окончите разные предложения одним и тем же словом. Пользуйтесь словами для справок.

1) Учительница вошла в ... . Артист показал высокий ... (класс). 2) На почтовый конверт наклеивается Не ударь в грязь лицом, держи ... (марка). 3) Солдат получил внеочередной ... . У девушки красивый ... (наряд). 4) Музыкант взял не ту ... . Правительство опубликовало ... протеста (нота). 5) По этому делу ведется ... . Твоя болезнь — это ... переутомления (следствие). 6) На землю опустилась ... . У меня дел ... (тьма). 7) Сегодня на обед отварной ... . Я хорошо знаю ... (язык).

Приведенные ниже слова имеют по два значения. Объясните оба значения каждого из слов:

Роль, совет, шах, папа, туз, очки, ножка, шпик, лавка.

Придумайте предложения, употребив следующие словосочетания:

Танцевать польку, встретить польку; бороться за мир, объехать весь мир; надуть шарик, надуть друга; обойти полсвета, обойти вниманием; полезное предложение, сделать предложение; врачебный прием, прием в честь гостя; худой человек, худой ботинок.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.