Здавалка
Главная | Обратная связь

Устный PR-текст. Основные этапы подготовки устного выступления. Речи, выступления на радио и ТВ.



■ 4.1. Речи, их написание и произнесение

Слово обладает собственной и особой влас-тью. Из ничего приходит оно, обретая смысл, и дает начало всему. Через слово способен человек общаться с миром на равных.

Н. Скотт Момадэй «Путь к горе дождей»

Не секрет, что речи и выступления для человечества являются важнейшей областью вербальных ком-муникаций и всегда были существенным элементом социального управления. В них проступает особая магия слова, заставляющая людей завороженно вслушиваться в произносимые звуки. Часто подобная магия действует еще и потому, что в толпе люди переступают границы допустимой физической близости, поэтому начинают действовать чисто биологические закономерности, автоматически приводящие к повышенной возбудимости, облегчающей воздействие. Именно поэтому службы PR берут подготовку речей 70 в свои руки.

 

Юормы додачи новостных материалов и организация РИ-иммднмщиР

Пик значимости этого типа коммуникации прихо-дится на время античности, когда умение говорить было обязательным для каждого образованного человека. До нас дошли такие имена, как Демосфен и Цицерон. Это имело и большое практическое значение, давало возможность, к примеру, защитить себя в суде. Запад-ные лидеры тоже обучаются основам ораторского ис-кусства в университетах, где всегда существуют дис-куссионные команды, и университеты соревнуются друг с другом, как в нашем КВНе.

Пресс-секретарь президента России С. Ястржемб-ский так описал технологию подготовки речи в Кремле (ТВ-Центр, 1998, 3 июня): «Болванка готовится спич-райтерами. Потом президент работает над текстом. Часто текст заворачивается».

Дэйл Карнеги в своей книге «Как выработать уве-ренность в себе и влиять на людей, выступая публично» предлагает использовать три простых слагаемых при подготовке материала и произнесении речей: уве-ренность в себе, ораторское искусство и поведение выступающего на трибуне [7].

Уверенное поведение на трибуне/сцене зависит от целого ряда факторов. Основной фактор — это уверен-ность в себе и в своих знаниях, которая приобретается только с осознанием того, что вы действительно знаете материал, по поводу которого собираетесь выступить. Поэтому к выступлению желательно готовиться заранее и иметь по заданной теме не только нужный материал, но и даже его излишек (он вам не только не помешает, но и придаст уверенности в себе на трибуне). Очень важно заранее знать то, что вы будете говорить перед аудиторией, потому что если вы даже не планировали того, что скажете своим слушателям, то вам очень сложно будет придумать что-то действительно умное в тот момент, когда в голове у вас будет твориться полная каша.

Важным элементом является начало речи. Сегодня заранее подготавливают аудиторию музыкой и апло-дисментами, доводя ее возбуждение до апогея, и лишь затем выпускают первое лицо. Даже в обычном вы-ступлении всегда важно определенным образом выде-лить это начало [9].

Решая вопрос об аудитории, следует установить: в чем суть данного события, кто придет, будет ли это

 

Гяава 4

разношерстная или однородная публика, возраст слушателей, их интересы, образование, отношение к оратору.

Выбирая тему, следует выяснить, что именно волнует выступающего, определить время выступления, ибо трудно удержать публику более 20 — 25 минут. Выступающий должен ориентироваться в длительности текста. Так, 6 страниц текста, напечатанного 14-м шрифтом через полуторный интервал, будут звучать около 10 минут.

Поскольку во время устного выступления слушатели не могут возвращаться к его началу, следует допускать некоторые повторения. То же касается и окончания речи, следует заранее предупредить о нем слушателей: «Перед тем, как покинуть трибуну...», «В завершение...», «Я знаю, что вы готовы послушать следующего выступающего, и перед тем, как уйти...». Постарайтесь избежать нашей любимой фразы «И последнее...», которую мы повторяем неоднократно, убивая в слушателях всякую надежду дожить до окончания выступления.

Текст, прочитанный двумя разными ораторами, не может звучать одинаково. У каждого оратора есть своя манера выступления — своя визитная карточка. Нет строго регламентированных параметров идеально произнесенной речи, как, например, нет двух одинаковых людей на свете. Однако существуют некоторые правила ораторского искусства, придающие естест-венность речи выступающего.

Выделяйте важные слова и подчиняйте им неваж-ные. В любом предложении есть те слова, которые выражают суть нашей мысли, вот их-то нам и нужно «окрасить», сделать более выделяющимися на общем фоне. Это нетрудно, вы делали это и вчера и сегодня, когда легко и непринужденно беседовали со своими знакомыми.

1. Говорите с модуляциями. То есть на важных словах повышайте свой тембр голоса, а на не важных — стихайте. И это тоже вы делаете каждый день.

2. Меняйте темп речи. Один из великих ораторов своего времени — А. Линкольн, по свидетельству его библиографа, говорил два-три слова, на которые он хотел обратить внимание своих слушателей за то же время, что и пяток-другой слов не важных.

 

Формы подачи новостных материалов и организация РИ-коммцникаций

3. Делаете паузу до и после важных мыслей. Очень действенный прием при выступлении, помогает сосредоточить внимание аудитории на нужном фрагменте речи.

Еще одним слагаемым вашего успешного выступления является ваше поведение на трибуне. Сюда входят следующие составляющие:

1. Одежда.

2. Умение завоевать внимание аудитории еще до на-чала вашего выступления.

3. Улыбнитесь, и аудитория ответит вам позитивным настроем на ваше выступление еще до его начала.

4. Перед началом обязательно проветрите помеще-ние, потому что если вы этого не сделаете, то вряд ли слушатели будут увлечены вашим выступлением, в то время как в аудитории будет ужасно душно.

5. Очень важно, чтобы на сцене не было никаких по-сторонних предметов, и тем более людей, потому как ничто так не отвлекает наше с вами внимание, как наблюдение за передвигающимся силуэтом уборщика во время выступления.

6. Ведите себя спокойно и уравновешенно, тогда и ваша публика будет спокойна.

7. Ну и о жестах, сопровождающих ваше выступле-ние. Они должны быть свободными и естественными, как будто вы разговариваете со своим давним другом. Не нужно заимствовать жестикуляцию у других людей, потому что жесты выражают ваше отношение к данному материалу, ваше мнение по данной теме.

Есть еще ряд конкретных замечаний, помогающих тому, кто выступает, хотя предназначенных для того, кто пишет. Это рекомендации для спичрайтера при подготовке текстов выступления («спичрайтер»— от англ. «speechwriter» — человек, готовящий рукопись речи).

1. Все цифры в тексте записывайте только прописью, чтобы выступающему не пришлось считать нули.

2. Подчеркивайте выделяемые слова.

3. Оставляйте большие поля, чтобы выступающий мог дополнить речь своими замечаниями.

4. Повторяйте существительные. Избегайте место-имений, они запутывают слушателя.

Гяава 4

Формы подачи новостных материалов и организация РИ-коммуникациО

5. Используйте простые слова и простые утвердительные предложения.

6. Не перегружайте текст подчиненными предложе-ниями.

Итак, выступления как бы вновь формируют коммуникативную среду вокруг организации (проекта, проблемы), привлекают к ней внимание, восстанавливают в памяти ее прошлые успехи, служат указанием на будущее. В качестве примечания следует добавить, что уже существуют и компьютерные программы, облегчающие написание речей.

■ 4.2. Выступления на радио в телевидении

Радио потеряло свою центральную роль, но выиграло в повсеместном распространении и гибкости, приспособляя методы и темы передач к повседневной жизни людей... Ус-пех телевидения есть следствие базового ин-стинкта ленивой аудитории.

М. Кастельс

Выступление на радив

ЕСЛИ авторы текстов надеются привлечь внимание

красотою начертания букв, то на радио приходится по

лагаться только на смысл сказанного. В отличие от пе

чатной прессы, на радио не любят длинных фраз

и стремятся излагать только факты, заинтриговав

первым же абзацем. Радио как канал коммуникации

имеет множество плюсов. Слушая радио, мы одновре

менно занимаемся массой других дел. Именно поэтому

радиоохват населения на удивление широк. Заметим,

однако, что радиоаудитория не является целевой.

Но случайный разброс здесь настолько велик, что ра

дио заслуживает самого пристального внимания.

В России сельское население всегда предпочитало ра

дио, к тому же сегодня резко уменьшились тиражи га

зет как альтернативного источника новостей. Нако

нец, радио — это живой голос, способный передавать

различные интонации.

_ _ Отмечается, что в качестве средства коммуникации

/" радио имеет следующие преимущества.

 

Дешевизна. Затраты на приобретение приемника и слушание передач невелики, что делает радио до-ступным практически каждому, а изготовление и пе-редача в эфир радиопрограмм намного дешевле, чем телевизионных.

Охват и воздействие. Радиосообщения могут до-стигать людей, не пользующихся другими средствами массовой информации или находящимися в пути (в ав-томобиле, поезде, идущими пешком).

Человеческий голос и музыка. Хотя возможности радио в создании эффектов, оказывающих воздействие на аудиторию, ограничены по сравнению с телеви-дением, однако они намного превосходят возможности печатных носителей информации (газеты, журналы).

Отсутствие исключительных требований к внима-нию. В отличие от чтения газет или просмотра телепе-редач, радио не посягает на все внимание слушателя. Слушая радио, человек может заниматься каким-то де-лом, например, работать или вести машину. Радио мож-но слушать в самых различных местах и ситуациях.

Заменитель общения. Радио часто включают, чтобы не чувствовать себя в одиночестве.

Интерактивность. Современное радио делает воз-можным открытый диалог в эфире между слушателями, ведущим и гостями студии. Позвонив по телефону или отправив сообщение на пейджер, каждый может задать вопрос, высказать мнение, принять участие в конкурсе и т. д.

Не следует забывать, предупреждает Г. Почепцов, что слушатель четко улавливает, когда вы переходите к чтению заранее написанного текста, поскольку там присутствуют совсем иные конструкции и иные слова [9, с. 214 — 215]. Обратите внимание на причмокива-ния, которые появляются, когда вы от волнения долго готовитесь начать.

Существует целая теория радиообращений. Так, до-статочно эффективными считаются объявления в 10, 20 и 30 секунд, особенно если они наполнены не только словами. Запомнившаяся радиослушателю мелодия — это ключ к сознанию слушателя, примером чему может служить фирменная мелодия сети стоматологических клиник «Мастердент», постоянно звучащая в рекламных роликах компании на радио «Эхо Москвы».

 

Гмава 4

Выступление на телевидении

Вы когда-нибудь говорили перед камерой? Кто выступал, знает, что уровень волнения здесь гораздо выше и спокойствие во время выступлений приходит не сразу. Надо учиться вести себя в достаточной степени свободно. Поэтому используйте постоянное общение с людьми из мира бизнеса и политики.

Просто говорение и произнесение зрелищно интересной речи — это две разные вещи. Если фигура выступающего неординарна для публики, слушатели будут с интересом воспринимать даже самые банальные высказывания и ситуации. Любому выступающему на телевидении нужно уметь легко перестраиваться, свободно конструировать интересные для данной аудитории тексты, пользоваться мимикой и жестами, вообще иметь приятные для телезрителя манеры. Говорящие головы бывают интересны лишь в том случае, если это умные головы.

Еще один важный момент — оставаться внутренне спокойным. Постарайтесь успокоиться, научитесь руководить своим нервным напряжением, без этого у вас не получится успешного выступления. Хорошо помогают дружеские советы близких, поэтому просите, чтобы ваши домашние чуть более критически посмотрели на ваше появление на телеэкране. Они подскажут вам те незаметные для вас, но видные зрителю привычки, от которых следует избавиться.

Зачастую выступление касается не одного вопроса, поэтому в процессе дискуссии постарайтесь как-то разделить сферы влияния. Не очень хорошо смотрится ситуация, когда горячие споры настолько увлекают, что люди принимаются перебивать друг друга, не давая друг другу договорить до конца. Помните, что на вас будут смотреть не только родственники.

И самое главное — помнить о времени. К примеру, 90% людей, находясь в состоянии нервного возбуждения, стремятся говорить бесконечно долго, у них смещаются границы времени, им кажется, что они говорят не более двух минут, хотя прошло уже целых десять. Но не стоит постоянно смотреть на часы — это раздражает зрителя.

Шормы подачи новостных материалов ■ организация PR -коммуникаций

После нескольких рекомендаций перейдем к конкретным коммуникативным событиям, которые одновременно являются как частью журналистской профессиональной деятельности, так и частью PR-работы.

Приемы написания речей в ПР-деятельности

Основные моменты написания речей:

Речь должна сообщать что-нибудь, обладающее устойчивой ценностью (т.е. некой значимостью)

В речи должны быть не более 1-2 тем

Информация должна быть точной и подкрепляться фактами

Необходимо учитывать тип аудитории, на которую рассчитана речь и соответственно выбирать форму, стиль, подачу содержания

При написании текста необходима ясность, поэтому необходимо избегать непонятных для аудитории символов, знаков, терминов.

Структура речи:

Речи строится блоками, которые объединяются переходами:

Введение – в этой части необходимо так построить речь, чтобы сформировать взаимопонимание между аудиторией и выступающим (обычно занимает около 1/10 речи)

Высказывание основной цели – выступающий говорит аудитории, что он хочет сообщить

Развитие темы – могут быть примеры, факты, шутки и т.д.

Высказывание второстепенной темы, если таковая есть

Формулирование главного пункта (сердцевина собственно речи). После рекомендуется сделать паузу.

Пауза – своего рода затишье, когда аудитория должна усвоить основную идею прозвучавшей речи

Резюме, в одном предложении – повторное высказывание темы.

При написании речи для успешного выступления необходимо знать, кто будет выступать с данной речью.

Текст, предназначенный для устного выступления, должен быть более непринужденным по форме, чем текст, предназначенный для визуального восприятия.

Интервью как форма подачи информационного материала объединяет в себе устно-визуальные, устно-печатные и устную формы передачи информации.

Договариваясь об интервью, специалист по ПР должен добиться от интервьюера взаимопонимания относительно целей интервью и помочь сориентироваться относительно стиля интервью (подачи материала).

Форма подачи материалов на ТВ

Видео-пресс-релиз – в отличие от простого, может быть дополнен 1-4 слайдами в качестве иллюстративного материала содержания текста. Может готовится ПР-специалистами и подаваться как готовый материал, либо тележурналистами, отвечающими за выпуск новостных программ.

Видеозапись – в ПР-деятельности к такой форме прибегают при проведении ежегодных акционерных собраний или важных мероприятий в деятельности компании.

Видеорепортаж, Видеопрезентация







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.