Здавалка
Главная | Обратная связь

Зал восточнославянской куклы «Русь ушедшая»



 

Экспозиция восточнославянской куклы «Русь ушедшая» знакомит зрителя с происхождением и традициями русской народной куклы. Основу составляют работы клуба «Параскева», существующего уже более 10 лет при русском этнографическом музее.

Пространство зала разделено основной витриной на две части. За стеклом можно увидеть выполненных из дерева ритуальных кукол – это идолы и тотемы – работы художника Сергея Михайловича Кулакова. «Древо жизни», фигуры «Тотем «Аляски», «Коза», как символ плодородия, - известные языческие символы древнеславянского мира.

В боковых витринах, а также в пространстве всей экспозиции находятся образчики традиционных народных кукол, произведения деревянной скульптуры, авторские куклы современных художников в традиционных национальных костюмах.

Происхождение народной куклы связано с верой в ее магическое значение, как защитника – оберега. Куклы-обереги выполнялись из ткани, завязывались ниточками, и лицо обязательно оставалось белым. Такая кукла не являлась игровой.

В витрине слева от входа представлены крошечные куклы «Пеленашки», напоминающие завернутого младенца, - защитники новорожденного от злых духов, «Крупенички», в сарафане и с фартуком, - чтобы год был урожайным, а также куклы, сплетенные из соломы.

Чтобы прослушать более подробную информацию по упомянутым куклам – выберите соответствующую цифру.

 

 

Древо жизни

 

В представлении древних славян мир уподоблялся дереву, выступавшему как центр всего сущего. Корни дерева уходили глубоко в землю и символизировали подземное царство, ствол – надземную часть, где живут люди, а крона – небеса, где находились недоступные божества.

Подземная часть именовалась «Навь» или «Навий мир» - мир духов, страхов, умерших предков. Цвет «Нави» - черный – цвет плодоносной земли, а символ – змей – хозяин подземного мира. Подземный мир всегда внушал опасения и страх.

Средний мир – место, где живут люди – это «Явь» или «Явный мир». В качестве знака выступает конь – животное земледельца и воина, а цвет – красный.

Верхний мир назывался «Правь» или «Правый мир», мы можем вспомнить слова «правый», «праведник», «исправлять». Белый – главный цвет «Правого мира», а птица – вестник богов –символ.

Роль Древа жизни у разных народов выполняли различные деревья. Славяне поклонялись дубу.

 

«Пеленашка»

 

Куклы-обереги появились в глубокой древности и выполняли роль защитника от болезней и несчастий. Сделанные из ткани и ниток, без применения иглы или ножниц, они были доступны любому человеку. Важной особенностью являлось отсутствие лица – ткань оставалась белой. Такая кукла считалась неодушевленным предметом, и злые духи не могли в нее вселиться. «Пеленашку» женщина делала перед рождением ребенка и подкладывала в колыбель, где кукла находилась до крещения – так родители защищали новорожденного от разных напастей.

 

 

Зал сказок

 

В самой большой экспозиции музея представлено более двух сотен авторских кукол: интерьерных, сувенирных и даже театральных. Чтобы зритель не запутался в этом многообразии, куклы помещаются в зале в соответствии с известными сказочными сюжетами.

Слева от входа располагается витрина «Морское царство». Представлены корабли из кварцевого стекла – работы мастера Александра Бурова, соседствующие с декоративными глиняными свистульками «Чудо-юдо-рыба-кит». Внизу – кукла русалка – произведение театральной художницы Марины Орловой, изготовленная из папье-маше.

Тематика следующих витрин – русские сказки, где куклы являются персонажами, как народных произведений, так и книг известных русских писателей. Мы можем увидеть героев сказок А.С. Пушкина, а также многочисленные образы из поэмы «Лукоморье».

Куклы в костюмах – работы студентов академии театрального искусства в Санкт-Петербурге – представляют сказки других народов: азиатские, арабские и даже индийские. Среди них мы можем узнать самурая, султана в богатых одеждах и известного всем Аладдина. Куклы выполнены из ткани и папье-маше.

Макет «Изумрудный город» по одноименной повести Александра Волкова расположен рядом с витринами «Европейские сказки» - в каждой из них зритель увидит сцены из известных всем произведений: сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», карета и бал Золушки, принц и Спящая красавица.

Последняя небольшая экспозиция в зале – «Бал-маскарад». Куклы в творчески продуманных нарядах являются миниатюрными образами для будущего театрального костюма.

Чтобы прослушать более подробную информацию по упомянутым куклам – выберите соответствующую цифру.

 

 

«Бал-маскарад»

 

Находящиеся здесь интерьерные куклы – работы будущих художников по театральному костюму - студентов академии театрального искусства в Санкт-Петербурге. Каждый наряд представляет собой законченный и тщательно выполненный образ, благодаря чему источник вдохновения или имя взятого за основу персонажа можно с легкостью определить. Среди представленных кукол мы можем увидеть «Пастушку» в летнем платье с венком в руке и овечкой. С ней соседствует «Мефистофель» - выполненный костюм и образ отсылает зрителя к произведению Иоганна Вольфганга Гете. В ярком красном наряде с перьями в головном уборе – кукла в костюме Жар-птицы. С другой стороны витрины находится «Дольче вита» - автор представил свое видение «сладкой» жизни как многослойный кремовый торт. Именно так выглядит платье с длинным шлейфом. Рядом образ-загадка – Виола. В наряде куклы обыгрываются формы музыкального инструмента – виолончель.

 

Ель-карусель

 

Фантазийную работу Александры Дубровиной – известной театральной художницы - можно трактовать как карусель человеческой жизни. Вокруг ствола нарядной ели крутятся 12 месяцев, каждый из которых отличен друг от друга. Рядом – в небольших окошечках – четыре времени года. Другие персонажи – золотистые ангелы, празднично наряженные дамы и кавалеры – постоянные герои этого карнавала жизни. Александра Ивановна Дубровина - автор более 1500 кукол. Это ее второе профессиональное занятие после создания театральных костюмов.

 

Изумрудный город

 

Макет сказочного Изумрудного города является произведением не профессионального художника, а мастера-любителя. Основным материалом для работы стало дерево, выкрашенное в несколько оттенков. Были использованы стеклянные и пластмассовые детали, а также внутри проведено электричество, за счет чего сходство с волшебным прототипом кажется совсем близким.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.