Здавалка
Главная | Обратная связь

Психологическая база аттракции

Одной из важнейших потребностей человека является потребность в положительных эмоциях. Психологами установлено, что оптимальный для здоровья эмоциональный фон создается, когда большая часть (60%) получаемой человеком информации является эмоционально нейтральной, 35% - вызывающей положительные эмоции и 5% - отрицательные. То есть положительных эмоций должно быть в семь раз больше, нежели отрицательных. Ясно, что такое счастливое соотношение является уделом очень немногих, в основном неисправимых оптимистов, весельчаков и жизнелюбов. Не случайно эти категории людей и живут дольше, все долгожители - из их числа.

Остальные испытывают огромную неутоленную потребность в положительных эмоциях. Поэтому ощущают притяжение ко всякому, кто улучшит их настроение. Вспомним хотя бы Михалкова: "Лев пьяных не любил, сам в рот не брал спиртного, но обожал подхалимаж". На самом деле это касается не только льстецов, но и всех "доноров" положительных эмоций.

"Мы из одной группы..."

Как мы уже говорили, одной из важных человеческих потребностей является потребность быть членом различных общностей - семьи, друзей, единомышленников, коллектива и т.д.

Мы склонны лучше относиться к членам своей общности, нежели чужой. Помогаем своим родственникам, друзьям. Радуемся, встретив своего соплеменника за рубежом или однокашника на улице. Люди одной национальности, оказавшись среди других, тянутся друг к другу. В поликлинике более внимательно отнесутся, узнав, что пациент - сам медик, и т.д.

Таким образом, принадлежность к одной общности значительно способствует аттракции. И многие используют это, когда надо убедить. Например: "Вы тоже мать и поймете меня..." или "Мы с вами учились в одном институте..." и т.п.

Данный феномен лег в основу рассказа О. Генри "Родственные души". Хозяин дома, которого собирался ограбить вор, не сделал никакой попытки расположить к себе последнего. Но он стал для грабителя приятным собеседником уже только потому, что оба они страдали ревматизмом. В итоге, вместо того чтобы ограбить, вор помог хозяину одеться и повел его выпить за свой счет.

Если вы хотите расположить к себе человека:

1.доброжелательно улыбайтесь ему,

Открытая, доброжелательная, искренняя улыбка способна творить чудеса. эффект «психологического заражения» люди особенно тянутся к весельчакам и оптимистам.

2.Имя, произнесенное внятно и обязательно уважительно, – важный этап достижения аттракции. Давно установлено, что человеку очень приятно слышать свое имя. Поэтому, выражая свою симпатию, мы произносим имя приятного собеседника неоднократно. И, наоборот, всячески стараемся почти не упоминать имя того, кто не нравится или вызывает внутреннее напряжение.

3 Глаза – зеркало души. Еще один важный элемент достижения аттракции – взгляд. К тем, кто нам нравится, мы будто «прилипаем» взглядом, и человек чувствует нашу симпатию. Поэтому говорить и слушать нужно глядя в глаза собеседнику. Оптимальной продолжительностью разговора «глаза в глаза» считают 10 секунд, потом лучше на пару секунд отвлечься на другой объект, и – снова на собеседника.

4Жесты.Скрещенные руки и ноги во время разговора свидетельствуют о напряжении и недоверии, а свободно расположенные – об открытости и доверии, и это вызывает положительную реакцию. Излишнее напряжение передается другому человеку и препятствует аттракции. Интересно также, что если собеседники нравятся друг другу, то они невольно «отзеркаливают» позу и мимику друг друга. Желая расположить к себе другого человека, скопируйте его доброжелательные жесты. А если тот всем своим видом показывает недоверие, опытный психолог придумает что угодно, чтобы любой ценой заставить собеседника поневоле изменить его позу на открытую – предложит кофе, попросит что-нибудь подержать и т. п.

5 Непоследнюю роль в налаживании контакта с оппонентом играет взаимное расположение собеседников в пространстве. Чтобы настроить человека доброжелательно, надо подходить к нему сбоку, именно такое расположение – рядом (сбоку друг от друга) – вызывает взаимную аттракцию. Нежелательно находиться напротив друг друга, такое расположение может вызвать неловкость, агрессию, спровоцировать спор: не зря в русском языке слово «противостояние» – синоним слова «конфликт». Понаблюдайте за коллегами. Равные по статусу, как правило, подают документы друг другу сбоку, подходя к столу сидящего, а вот начальнику документы вручаются с позиции «напротив». Существует еще одна удивительная особенность: женщины предпочитают разговаривать, находясь сбоку от собеседника, а мужчины – напротив друг друга. Если в вашем окружении есть люди, с которыми вы хотите улучшить отношения, начните применять предложенные приемы. Улыбайтесь человеку, задавайте вопросы, обращайтесь к нему по имени. Беседуя с ребенком, сажайте его рядом с собой, а не напротив – это позволит наладить добрые взаимоотношения, создать доверительную обстановку в семье. Такое управление будет не манипулированием, а лишь мягким влиянием, причем во благо – потому что наладит доброжелательную атмосферу. В качестве исключительного примера приведем один исторический эпизод.

примерГреческий раб Эзоп (выдающийся баснописец) имел уродливую внешность. Когда работорговец привез его на рынок для продажи, никто не хотел покупать его, называя "обезьяной", "уродиной" и т.п.

Наконец, когда хозяин уже готов был отдать Эзопа почти даром, появился покупатель, к которому, Эзоп захотел пойти в услужение. Однако тот не захотел иметь такого раба. Эзоп спросил, есть ли у того дома те, кого нужно заставлять работать или просто пугать время от времени. Тот ответил, что такие есть.

- Так купи меня: я буду для них пугалом!

Что и было сделано.

Так Эзоп обратил отталкивающую внешность в свою пользу.

Однако сразу скажем, что это тот случай, когда исключение подтверждает правило. Эзоп был человеком редчайшего ума, своими мыслями он поражал и своих современников, и поколения потомков, сочинив ставшие знаменитыми "Басни Эзопа". Их сюжеты послужили исходным материалом для многих баснописцев разных стран, в том числе и для нашего И.А. Крылова.

А поскольку данная книга пишется обычным человеком для обычных людей, то посмотрим, как же можно добиться аттракции, прокладывающей путь к управлению человеком, и не обладая умом Эзопа.

2.Атрибуция каузальная (от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю) — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Изучение каузальной атрибуции исходит из следующих положений: 1) люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств субъекта; 2) поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты, личности и приписывает их наблюдаемому субъекту; 3) эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя. Исследования каузальной атрибуции, которые первоначально относились к социальной психологии, в настоящее время охватывают и другие разделы психологической науки: общую, педагогическую, возрастную психологию, психологию спорта. Наиболее существенные результаты экспериментального исследования каузальной атрибуции заключаются в установлении: 1) систематических различий в объяснении человеком своего поведения и поведения других людей; 2) отклонений процесса каузальной атрибуции от логических норм под действием субъективных (мотивационных и информационных) факторов; 3) стимулирующего воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека объяснением неудачных результатов этой деятельности внешними факторами, а успешных — внутренними. Каузальная атрибуция изучается также как явление возложения или принятия членами группы персональной ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности. Показано, что в группах высшего уровня развития (в коллективах) это явление адекватно реальному вкладу членов коллектива в результат деятельности.

ПРИМЕР. Корреспондент: «Но Вы как-то объясняете себе этот поступок?»
Глеб Павловский: «А мне не свойственно занятие, на которое бесплодно тратит время наше общество, - объяснять людей. Потому что, когда объясняешь людей, всегда приписываешь им свое, то есть то, чего там на самом деле нет. Вносишь помеху. Поэтому я отношусь к людям, как к черным ящикам. Смотрю, что на входе и что на выходе. Что на них влияет и как это возвращается в виде действий и слов. Удобнее не знать, что внутри у человека. Тогда легче предсказывать его поведение, потому что не приписываешь ему своих свойств и своего видения мира. Принцип черного ящика я считаю для политики методологически самым верным. классический университетский пример моего преподавателя: студент опаздывает на пару, преподаватель начинает строить каузальную атрибуцию, утверждая, что студент проспал/забил/тормозил, студент не соглашается, и зарождается конфликт. На все аргументы студента, преподаватель отвечает неадекватно, всё больше поддаваясь атрибуции; конфликт только усиливается. Чтобы избежать его, преподаватель мог прибегнуть к позитивной атрибуции и представить, что студент переводил бабушку через дорогу или молился в храме за здоровье преподавателя, либо уточнить у студента причину опоздания (ведь мы видим, что она его так или иначе заинтересовала хотя бы тем, что студент отвлёк его от занятия). Студент, конечно, может соврать о причине, но это уже тема его совести,

3.ИДЕНТИФИКАЦИЯ (Identification; Identifizierang) - психологический процесс, в котором личность частично или полностью диссимилируется от самой себя (см. ассимиляция). Бессознательная проекция личностью себя на нечто иное, чем она сама: другую личность, дело или местоположение. Другими словами, это бессознательное отождествление субъектом себя с другим субъектом, группой, процессом или идеалом. Является важной частью нормального развития."Отождествление с отцом, например, означает на практике усвоение образа мыслей и действий отца, как будто сын был равен отцу и не был бы индивидуальностью, отличной от отца. Идентификация отличается от имитации тем, что идентификация есть бессознательная имитация, тогда как имитация - сознательное подражание. Имитация - необходимое вспомогательное средство для развивающейся, еще юной личности. Она способствует развитию до тех пор, пока не служит для простого удобства и не задерживает развития подходящего индивидуального метода. Подобно этому и идентификация может содействовать развитию, пока индивидуальный путь еще не проложен. Но как только открывается лучшая индивидуальная возможность, так идентификация обнаруживает свой патологический характер тем, что оказывается в дальнейшем настолько же задерживающей развитие, насколько до этого она бессознательно содействовала подъему и росту. Тогда она вызывает диссоциацию личности, ибо субъект под ее влиянием расщепляется на две частичные личности, чуждые одна другой. Идентификация не всегда относится к лицам, но иногда и к предметам (например, отождествление с каким-нибудь духовным движением или с деловым предприятием) и к психологическим функциям. Последний случай даже является особенно важным. В таком случае идентификация ведет к образованию вторичного характера и притом так, что индивид до такой степени отождествляется со своей лучше всего развитой функцией, что в значительной степени или даже совсем отчуждается от первоначального уклона своего характера, вследствие чего его настоящая индивидуальность впадает в сферу бессознательного. Этот исход является почти регулярным у всех людей с дифференцированной функцией. Он составляет даже необходимый этап на пути индивидуации вообще. Отождествление с родителями или ближайшими членами семьи есть отчасти нормальное явление, поскольку оно совпадает с априорным семейным торжеством. В таком случае рекомендуется говорить не об идентификации, а о тождестве, как это и соответствует положению дела. Именно идентификация с членами семьи отличается от тождества тем, что она не есть априори данный факт, а слагается лишь вторичным образом в нижеследующем процессе: индивид, образующийся из первоначального семейного тождества, наталкивается на пути своего приспособления и развития на препятствие, требующее для своего преодоления особых усилий; вследствие этого возникает скопление и застой либидо, которое понемногу начинает искать регрессивного исхода. Регрессия воскрешает прежние состояния и, среди прочего, семейное тождество. Это, регрессивно воскрешенное, собственно говоря, почти уже преодоленное тождество есть идентификация с членами семьи. Любая идентификация с лицами складывается на этом пути. Идентификация всегда преследует такую цель: усвоить образ мысли или действия другого лица для того, чтобы достигнуть этим какой-нибудь выгоды или устранить какое-нибудь препятствие или разрешить какую-нибудь задачу" (ПТ, пар. 711- 713)Идентификация с комплексом (переживаемая как одержимость) - постоянный источник невроза, который может быть также вызван идентификацией с какой-то идеей или верованием."Эго сохраняет свою целостность только в том случае, если оно не идентифицируется с одной из противоположностей и если оно понимает, каким образом удерживать равновесие между ними. Это возможно лишь тогда, когда оно одновременно осознает обе противоположности. Однако необходимое просветление, инсайт - дело чрезвычайно трудное не только для социальных и политических лидеров, но и для религиозных наставников и учителей. Все они хотят решения в пользу одной вещи, и поэтому полная идентификация с неизбежностью оказывется односторонней "истиной". Даже если речь идет о какой-то великой Истине, идентификация с ней все равно означала бы катастрофу, поскольку она задерживала бы все дальнейшее духовное развитие" (CW 8, par. 425).Односторонность обычно возникает благодаря идентификации с отдельной сознательной установкой. В результате происходит утрата контакта с компенсирующими силами бессознательного."В любом таком случае бессознательное обычно отвечает сильными эмоциями, раздражительностью, потерей контроля, высокомерием, чувством неполноценности, капризностью, депрессиями, приступами гнева и т. д., связанными с утратой самокритики и неправильными суждениями, ошибками и чувственными обманами, сопровождающими эту утрату" Давайте рассмотрим простой пример по достижению цели.Пример:Возьмем простую цель- стать миллионером.Для того чтобы достичь цель ее надо сначала визуализировать :стать счастливым обладателем 1млн. $ через пять лет.Теперь возникает вопрос ну и что цель есть ,дальше-то что. Ответ на это очевиден надо начать предпринимать действия по ее достижению. Однако не все так просто.Не всякие действия приведут тебя к достижению этой цели. Для достижения ее надо действовать как миллионер.Тут возникает еще большее недоумение. Как действовать как миллионер, если я не знаю, как он действует.Есть ответ и на этот вопрос. Чтобы действовать, как миллионер, надо быть им.Тут у не подготовленных людей вообще возникает ступор.. Но поскольку вы все-таки уже лишены незнания о финансовой грамотности, то думаю, вы еще следите за ходом моих рассуждений.Трудно быть тем, кем ты не являешься. Как быть миллионером, если я такой, какой есть. Все очень просто.Необходимо придумать свой образ миллионера. В соответствии с этим образом действовать , чтобы достичь своей мечты.Образ этот будет собирательным, на каждом новом этапе понимания происходящего, вы будете добавлять в него новые качества, новые технические действия. На первом этапе будет немного необычно, действовать от имени как бы двух я. Происходит своеобразная диссоциация сознания ,тут я миллионер ,а тут я тот, кем я являюсь. Попахивает шизофренией.Ничего страшного, это своеобразный рубеж, который является показателем вашего истинного желания добиться поставленной цели. Если она не истинная, то дискомфорт, связанный с разделением ролей, будет для вас не преодолимым рубежом, на котором вы можете успокоиться. Если же желание истинно, то вы преодолеете его с легкостью.

Социальная рефлексия.В научной литературе существует множество точек зрения на проблему рефлексии.В современных энциклопедиях рефлексия определяется как "форма теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление всех своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека", или как "осмысление чего-либо при помощи изучения и сравнения; в узком смысле - новый поворот духа после совершения познавательного акта к «я» (к центру акта) и его микрокосму, благодаря чему становится возможным присвоение познанного".Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то - это значит это "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".
Мир рефлексии разнообразен, богат и индивидуален у каждого человека. Именно способность к рефлексии дает возможность человеку формировать образы и смыслы жизни, действий, блокировать неэффективные. Важнейшей особенностью рефлексии является их способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности. Рефлексия обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего.В современных разработках проблема рефлексии рассматривается, по крайней мере, в трех направлениях: при изучении мышления, самосознания личности, а также процессов коммуникации и кооперации, т.е. совместных действий и их координации. Все эти три контекста в их сложном переплетении отражены в научных исследованиях разных авторов, что приводит к многозначности трактовок понятия «рефлексия» и многоплановости понимания самого явления. Изучение рефлексии при решении разного рода мыслительных задач направлено на выявление условий и осознание оснований системы собственных знаний и мышления. Именно в этом круге исследований сформировалось широко распространенное понимание рефлексии как направленности мышления на самое себя. Способность мыслить о том, как мыслю, знать, что знаю.Рефлексия в коммуникациях и совместной деятельности называется социальной рефлексией. Выход в позицию «над» и «вне» позволяет партнерам не только прогнозировать действия друг друга, но и, корректируя свои действия, влиять на партнера, все глубже проникая в глубины взаимопонимания или, напротив, намеренно вводя партнера в заблуждение. Данный тип рефлексии связан с имитационным моделированием и организационно-деятельностными играми, с принятием групповых решений, с исследованием проблем взаимоотношений в организации и т.д. При этом сама практика порождения рефлексивных процессов, выявление условий их возникновения и функционирования в системе используется в разных формах работы (рефлепрактики, тренинги). Преобладающее число конкретно-научных исследований рефлексии связано с изучением ее как процесса.

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.