Угрозы и меры предосторожности
1.27. Соблюдению основных принципов может угрожать широкий круг обстоятельств. Большинство угроз можно разделить на следующие категории: а) угрозы личной заинтересованности, которые могут возникнуть вследствие финансовых или других интересов аудитора, его ближайших родственников или членов семьи; б) угрозы самоконтроля, которые могут возникнуть, когда предыдущее суждение должно быть переоценено аудитором, ранее вынесшим это суждение; в) угрозы заступничества, которые могут возникнуть, когда, продвигая какую-либо позицию или мнение, аудитор доходит до некоторой границы, за которой его объективность может быть подвергнута сомнению; г) угрозы близкого знакомства, которые могут возникнуть, если в результате близких отношений аудитор начинает с излишним сочувствием относиться к интересам других лиц; д) угрозы шантажа, которые могут возникнуть, когда с помощью угроз (реальных или воспринимаемых как таковые) аудитору пытаются помешать действовать объективно. 1.28. Характер и значимость угроз могут различаться в зависимости от того, возникают ли они в связи с оказанием клиенту услуг по аудиту финансовой (бухгалтерской) отчетности, услуг по проверке достоверности информации, не являющейся аудитом финансовой (бухгалтерской) отчетности, услуг, не связанных с проверкой достоверности информации. 1.29. Примерами обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы личной заинтересованности, являются, в частности: а) финансовая заинтересованность в клиенте или общая с клиентом финансовая заинтересованность; б) чрезмерная зависимость от общего размера гонорара, получаемого от одного клиента; в) наличие тесных деловых отношений с клиентом; г) обеспокоенность возможностью потерять клиента; д) возможность стать сотрудником клиента; е) условный гонорар, зависящий от результатов проверки достоверности информации; ж) заем, выданный клиенту, которому оказываются услуги по проверке, либо директору или иному должностному лицу клиента, а также заем, полученный от них. 1.30. Примерами обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы самоконтроля, являются, в частности: а) обнаружение существенной ошибки при перепроверке работы аудитора; б) подготовка отчета о функционировании финансовых систем, в разработке или внедрении которых принимал или принимает участие аудитор; в) подготовка исходных данных, используемых для подготовки информации, являющейся предметом проверки; г) член проверяющей группы является или в недавнем прошлом являлся директором или должностным лицом клиента; д) член проверяющей группы работает или в недавнем прошлом работал по найму у клиента в должности, позволяющей оказывать непосредственное и существенное влияние на предмет проверки; е) оказание клиенту услуги, непосредственно влияющей на предмет проверки. 1.31. Примерами обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы заступничества, являются, в частности: а) продвижение акций листинговой компании, когда эта компания является клиентом по аудиту финансовой (бухгалтерской) отчетности; б) действия в качестве защитника клиента по проверке при разбирательстве или споре с третьей стороной. 1.32. Примерами обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы близкого знакомства, являются, в частности: а) член группы, ответственной за задание, находится в близких родственных или семейных отношениях с директором или иным должностным лицом клиента; б) член группы, ответственной за задание, находится в близких родственных или семейных отношениях с работником клиента, занимающим должность, которая позволяет оказывать непосредственное существенное влияние на предмет задания; в) бывший собственник или руководитель аудиторской организации является директором или иным должностным лицом клиента либо работником, занимающим должность, которая позволяет оказывать непосредственное существенное влияние на предмет задания; г) принятие подарков или знаков особого внимания от клиента, за исключением случаев, когда их стоимость является явно незначительной; д) длительные деловые отношения между старшим персоналом аудиторской организации и клиентом. 1.33. Примерами обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы шантажа, являются, в частности: а) угроза увольнения или отстранения от выполнения задания для клиента; б) угроза возбуждения судебного разбирательства; в) давление с целью необоснованно снизить объем выполняемых работ для сокращения гонорара. 1.34. Аудитор может также столкнуться с тем, что некоторые особые обстоятельства ведут к возникновению уникальных угроз нарушения одного или более основных принципов. Очевидно, что такие уникальные угрозы не могут быть классифицированы. При профессиональных либо деловых отношениях аудитор должен всегда помнить о возможности таких угроз. 1.35. Меры предосторожности, которые могут устранить указанные угрозы или ослабить их до приемлемого уровня, подразделяются на две общие группы: а) меры предосторожности, предусмотренные профессией, законом или нормативными актами; б) меры предосторожности, обусловленные рабочей средой. 1.36. Меры предосторожности, предусмотренные профессией, законом или нормативными актами, включают, в частности: а) требования к образованию, профессиональной подготовке и опыту, необходимым для занятия профессией; б) требования постоянного повышения профессиональной квалификации; в) руководство по корпоративному поведению (управлению); г) профессиональные правила (стандарты); д) контроль процедуры со стороны профессии и надзорных органов, а также качества работы и соблюдения дисциплинарных процедур; е) внешние проверки юридически уполномоченными третьими лицами отчетов, документов, сообщений и иной информации, подготовленных аудитором. 1.37. Меры предосторожности, обусловленные рабочей средой, различаются в зависимости от конкретных обстоятельств. Такие меры предосторожности включают общие меры, относящиеся к деятельности, и конкретные меры, относящиеся к заданию. Аудитор должен вынести суждение о том, как лучше реагировать на выявленную угрозу. При этом аудитор должен рассмотреть, что именно признало бы приемлемым разумное и хорошо информированное стороннее лицо, обладающее всей необходимой информацией (в том числе о существенности угрозы и принятых мерах предосторожности). При таком рассмотрении должны учитываться такие факторы как существенность угрозы, характер задания и структура аудиторской организации. 1.38. Общие меры предосторожности, относящиеся к деятельности аудиторской организации, могут включать: а) руководство аудиторской организацией, при котором подчеркивается важность соблюдения основных принципов; б) руководство аудиторской организацией, при котором подразумевается, что члены проверяющей группы будут действовать в общественных интересах; в) правила и процедуры проведения контроля и мониторинга качества проверки выполнения заданий; г) документально зафиксированные правила, предусматривающие выявление угроз нарушения основных принципов, оценку их серьезности и в случаях, когда такие угрозы не являются явно незначительными, определение и осуществление мер предосторожности для их устранения или сведения до приемлемого уровня; д) для аудиторских организаций, выполняющих задание по проверке, — документально зафиксированные правила независимости, предусматривающие выявление угроз независимости, оценку их серьезности и в случаях, когда такие угрозы не являются явно незначительными, определение и осуществление мер предосторожности для их устранения или сведения до приемлемого уровня; е) документально зафиксированные внутренние правила и процедуры, требующие соблюдения основных принципов; ж) правила и процедуры, позволяющие идентифицировать интересы и отношения между аудиторской организацией или членами группы, выполняющей задание, и клиентами; з) правила и процедуры контроля и при необходимости управления зависимостью доходов аудиторской организации от поступлений от отдельного клиента; и) привлечение других руководителей и групп, выполняющих задания, для оказания клиенту по проверке услуг, не связанных с проверкой; к) правила и процедуры, запрещающие лицам, не являющимся членами группы, выполняющей задание, неправомерно влиять на результаты задания; л) своевременное доведение информации о правилах и процедурах аудиторской организации, в том числе о любых изменениях в них, до сведения всех руководителей и профессиональных сотрудников, и надлежащая организация их обучения; м) назначение одного из руководителей аудиторской организации ответственным за должное функционирование системы внутреннего контроля качества; н) информирование всех руководителей и сотрудников аудиторской организации обо всех клиентах по проверке и связанных с ними организациях, независимость по отношению к которым они должны соблюдать; о) дисциплинарный механизм, стимулирующий соблюдение правил и процедур аудиторской организации; п) официально объявленные правила и процедуры, стимулирующие и уполномочивающие сотрудников сообщать руководству аудиторской организации о любых проблемах, связанных с соблюдением основных принципов. 1.39. Конкретные меры предосторожности, относящиеся заданию, могут включать: а) привлечение другого аудитора для проверки проделанной работы или получения необходимой консультации; б) получение консультаций от независимой третьей стороны (например, комитета по аудиту клиента), профессионального контрольного органа или других аудиторов; в) обсуждение этических проблем с руководящими работниками клиента; г) раскрытие руководящим работникам клиента характера оказываемых услуг и размера взимаемой платы (гонорара); д) привлечение другой аудиторской организации для выполнения (повторного выполнения) части задания; е) ротация руководящего персонала проверяющей группы. 1.40. В зависимости от характера задания аудитор может также полагаться на меры предосторожности, применяемые клиентом. Однако для сведения угроз до приемлемого уровня полагаться исключительно на такие меры невозможно. 1.41. Меры предосторожности, заложенные в системах и процедурах клиента, могут включать: а) утверждение или одобрение назначения аудиторской организации для выполнения задания лицами, не входящими в руководство клиента; б) наличие у клиента компетентных работников, обладающих опытом и полномочиями для принятия управленческих решений; в) применение клиентом при поручении заданий, не связанных с аудитором, внутренних процедур, обеспечивающих объективный выбор исполнителя; г) наличие у клиента, структуры корпоративного поведения (управления), обеспечивающей надлежащее наблюдение и информирование об услугах аудиторской организации. 1.42. Определенные меры предосторожности могут увеличить вероятность выявления или пресечения неэтичного поведения. Такие меры включают, в частности: а) эффективную, широко освещаемую систему работы с жалобами и претензиями, управление которой осуществляет-ся организацией-работодателем, профессией или регулирующим органом, позволяющую коллегам, работодателям и представителям общественности обращать внимание на факты непрофессионального или неэтичного поведения; б) четко определенную обязанность сообщать о нарушениях норм этики. 1.43. Характер мер предосторожности, подлежащих принятию, изменяется в зависимости от обстоятельств. При вынесении профессионального суждения аудитор должен рассмотреть, что признало бы неприемлемым разумное и хорошо информированное стороннее лицо, обладающее всей необходимой информацией (в том числе о существенности угрозы и принятых мерах предосторожности). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|