Здавалка
Главная | Обратная связь

УСВОЕНИЕ ПИСЬМА И ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ



Вопросы К экзамену по нарушениям письменной речи.

1. История происхождения письма.

2. Основные категории письма (алфавит, графика, орфография).

3. Роль письменной речи в обществе, ее отличие от устной.

4. Структура процесса письма.

5. Мозговые механизмы письменной речи.

6. Предпосылки формирования письменной речи.

7. Этапы овладения письмом.

8. Структура процесса чтения.

9. Этапы овладения чтением.

10. История изучения нарушений письменной речи.

11. Дисграфия, определения этиология.

12. Симптоматика дисграфии.

13. Различные аспекты понимания механизмов дисграфии.

14. Классификации дисграфии О.А.Токаревой,М.Е.Хватцева.

15. Классификация дисграфии кафедры логопедии РГПУ им. Герцена.

16. Характеристика дисграфии на почве фонемного неразличения и артикуляторно-акустической дисграфии.

17. Характеристика оптической дисграфии.

18. Характеристика дисграфии на почве несформированного языкового анализа и синтеза речевого потока, аграмматической дисграфии.

19. Дислексия. Определение, этиология.

20. Симптоматика дислексии.

21. Различные аспекты понимания механизмов дислексии.

22. Классификация дислексии С.Борель-Мезони.

23. Классификация дислексии О.А.Токаревой, М.Е.Хватцева.

24. Классификация дислексии Р.И.Лалаевой.

25. Характеристика фонематической дислексии.

26. Характеристика оптической дислексии.

27. Характеристика аграмматической и семантической дислексии.

28. Распространенность и диагностика нарушений письменной речи.

29. Обследование детей с нарушениями чтения и письма.

30. Дизорфография. Определение, распространенность, структура дефекта и симптоматика.

31. Направления логопедической работы по коррекции дизорфографии.

32. Принципы логопедической работы по устранению нарушений письменной речи.

33. Коррекция фонематической дислексии и дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания.

34. Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии.

35. Коррекция дисграфии на почве недоразвития языкового анализа и синтеза.

36. Коррекция аграмматической дислексии и дисграфии

37. Коррекция семантической дислексии

38. Коррекция оптической дислексии и дисграфии.

39. Работа над предложением при коррекции дисграфии

40. Работа по формированию слогов и фонематического анализа у школьников с дисграфии.

41. Виды логопедических заданий, упражнений, игр, используемых на занятиях по коррекции дисграфии и дислексии.

42. План-конспект урока по коррекции дисграфии, обусловленной недоразвитием языкового анализа и синтеза.

43. План-конспект урока по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания.

44. План-конспект урока по коррекции аграмматической дисграфии, дислексии.

45. План-конспект урока по коррекции оптической дисграфии, дислексии.

46. Профилактика нарушений чтения и письма.

47. Коррекция нарушений устной и письменной речи у школьников по методике Ястребовой.

48. Классификация нарушений письма Т.В.Ахутиной.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М., 1998

2. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму// Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. –СПб, СПбГУ, 2001

3. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха.-М., 2004

4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб, 1997

5. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб, 1998

6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб, 1997

7. Лурия А.Р.Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. –М., 2002

8. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей, СПб, 2004

9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. –М., 1995

10. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) //Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969

УСВОЕНИЕ ПИСЬМА И ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

Для обучения письму необходимо созревание мозговых структур, имеющих отношение к письму и подготовленность психических процессов, участвующих в письме.

1. Для овладения письмом необходимо сформировать симультанные и сукцессивные способности, межанализаторные взаимодействия, достаточный уровень сенсорного развития (слуховое восприятие, зрительные, пространственные отношения и представления, развитая психомоторика).

2. Достаточное развитие ВПФ: памяти, внимания, мышления; достат. уровень сформированности познавательной, интеллектуальной д-ти, способность к саморегуляции деятельности.

3. Достаточный уровень развития устной речи.

По А.Н.Леонтьеву психологическую структуру письма можно представить т.о.:

1) процесс символизации звуков речи (фонем)

2) процесс моделирования звуковой стороны слова с помощью графических символов

3) графомоторные операции.

Предпосылками формирования названных операций является:

1) навык символизации, который формируется в символических играх с замещением предметов, в изобразительной д-ти – предметное изображение в рисунках (все это лежит в основе усвоения детьми знаковой д-ти).

2) Развитие фонематического восприятия ребенка (6 этапов по Р.Е.Левиной). 6-ой этап –осознание звуковой стороны слов с помощью специального обучения.

3) Овладение фонематическим анализом, который необходим для моделирования звуковой структуры слов с помощью букв:

А) установление временной последовательности фонем: фонологическое структурирование,

Б) трансформация временной последовательности фонем в пространственную последовательность букв параллельно с графомоторными операциями записи букв.

4) сформированные графомоторные навыки (зависящие от зрительно-моторной координации).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.