История изучения дисграфии.
Впервые нарушения чтения и письма как самостоятельную речевую патологию выделил А. Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения и письма, которые рассматривались как единое расстройство письменной речи. В конце XIX и начале XX в. было распространено мнение, что нарушения чтения и письма - одно из проявлений общего слабоумия и наблюдаются только у УО детей (Ф. Бахман, Г. Вольф, Б. Энглер). Однако еще в конце XIX в., в 1896 г. В. Морган описал случай нарушения чтения и письма у четырнадцатилетнего мальчика с нормальным интеллектом. Морган определил это расстройство как «неспособность писать орфографически правильно и без ошибок связно читать». Вслед за Морганом и многие другие авторы (А. Куссмауль, О. Беркан) стали рассматривать нарушение чтения и письма как самостоятельную реч.патологию, не связанную с УО, с общей диффузной недостаточностью интеллекта. Английские врачи-окулисты Керр и Морган впервые опубликовали работы, специально посвященные нарушениям чтения и письма у детей. В 1900 и 1907 гг. Д. Гиншельвуд описал еще несколько случаев нарушений чтения и письма у детей с нормальным интеллектом, подтвердив, что нарушения чтения и письма не всегда сопровождают УО-ть. Гиншельвуд впервые назвал затруднения в овладении чтением и письмом терминами «алексия» и «аграфия», обозначив ими как тяжелые, так и легкие степени расстройства чтения и письма. Таким образом, в конце XIX и начале XX в. существовали две противоположные точки зрения: 1. один из компонентов УО. 2. патология чтения и письма - изолированное нарушение, не связанное с УО. Авторы, защищающие самостоятельный характер нарушений чтения и письма (Ф. Варбург и П. Раншбург), по-разному оценивали причины этого расстройства. Наибольшее распространена точка зрения, что в основе лежит неполноценность зрительного восприятия и памяти. Т.о. механизмом нарушений чтения и письма является дефектность зрительных образов слов и отдельных букв - «врожденная словесная слепота». Ф. Варбург подробно описал одаренного мальчика, который страдал «словесной слепотой». П. Раншбург пришел к выводу, что в основе патологии чтения и письма лежит ограниченное поле зрительного восприятия. П. Раншбург впервые стал различать более легкие и тяжелые степени нарушений чтения и письма, ввел термины «легастения» и «графастения» (для легких) и «алексией» и «аграфией» для тяжелых. Постепенно понимание природы нарушений чтения и письма менялось. Это расстройство уже не определялось как однородное оптическое нарушение. Одновременно происходит дифференциация понятий «алексия» и «дислексия», «аграфия» и «дисграфия». Выделяются различные формы дислексии и дисграфии, появляются классификации нарушений чтения и письма. ДЛ и ДГ отмечали и при различных формах афазии (Лихтейм, М.И.Аствацатуров), обусловленных органич.поражениями мозга. Н\ш письменной речи рассматривались в основном как потеря оптико-моторных образов, нарушением ассоциации между обрахом слова и его оптическим изображением или соотвествующиими движениями. Ряд авторов (Гольдштейн, Либманн, Монаков, Ортон, Деджерин..) выделяли некоторые формы ДЛ и ДГ, которые характеризовались особенностями локализации и своеобразием проявлений. Большое значение в развитии учения о нарушениях письменной речи имела точка зрения невропатолога Н. К. Монакова. Он впервые связал дисграфию с нарушениями устной речи, с общим характером речевого расстройства, как результат афазии сенсорного характера, а не только как потерю оптико-моторных образов. Е. Иллинг выделяет ряд процессов, которые нарушаются при патологии чтения и письма: 1) овладение оптическим единством буквы и акустическим единством звука; 2) соотнесение звука с буквой; 3) синтез букв в слово; 4) способность расчленять слова на оптические и акустические элементы; 5) определение ударения, мелодии слова, гласных слова; 6) понимание прочитанного. Е. Иллинг считал главным в картине алексин и аграфии трудность ассоциации и диссоциации, невозможность схватить целостность слова и фразы. О. Ортон (1937) отмечал большую распространенность нарушений чтения и письма у детей, указывал, что затруднения у детей при обучении грамоте отличаются от нарушений чтения и письма у взрослых при повреждениях ГМ. Ортон подчеркивал, что основное затруднение у детей с нарушениями чтения и письма заключается в неспособности составлять из букв слова. Ортон вслед за Е. Джексоном называл эти затруднения «алексией и аграфией развития» или «эволюционной дислексией и дисграфией». Термин «алексия и аграфия развития», или «эволюционная дислексия и дисграфия», больше соответствовал описываемым в литературе случаям нарушений чтения и письма у детей с задержкой развития некоторых психических функций. Ортон сделал вывод, что алексия и аграфия у детей вызываются не только моторными затруднениями, но и нарушениями сенсорного характера. Он отмечал, что эти нарушения чаще всего встречаются у детей с моторными недостатками, у левшей, у тех, у которых поздно осуществляется латерализация, выделение ведущей руки а также у детей с нарушениями слуха и зрения. Из ранних работ отечественных авторов большую значимость имеют работы невропатологов Р. А. Ткачева и С. С. Мнухина. Анализируя наблюдения над детьми с нарушениями чтения, Р. А. Ткачев сделал вывод, что в основе алексии лежат мнестические нарушения, т. е. нарушения памяти. Ребенок с алексией плохо запоминает буквы, слоги, не может соотнести их с определенными звуками.Отдельные слоги, чаще последние, ребенок удерживает в памяти и прибавляет к ним вымышленное начало. По Р. А. Ткачеву, алексии объясняются слабостью ассоциативных связей между зрительными образами букв и слуховыми образами соответствующих звуков. Автор отмечает, что интеллект у детей является сохранным. Это нарушение, как считает Р. А. Ткачев, вызывается влиянием наследственных факторов. С. С. Мнухин в работе «О врожденной алексии и аграфии» говорит о том, что нарушения чтения и письма встречаются как у интеллектуально полноценных, так и у УО детей. При различных степенях УО алексия и аграфия встречаются заметно чаще, чем у нормальных детей. Автор делает вывод о том, что нарушения чтения и письма сопровождаются рядом других расстройств. Так, все наблюдаемые дети не могли перечислять месяцы, дни недели, алфавит по порядку, хотя все эти элементы они знали и в беспорядочном виде воспроизводили этот ряд полностью, но не всегда в том порядке, в каком это было предложено. Ошибки наблюдались и после многократного воспроизведения этих рядов. Многие дети не могли справиться со штриховкой в определенном ритме. Заучивание стихотворения оказалось для них гораздо более трудным процессом, чем для нормальных детей. Воспроизведение же рассказа, не требовавшего точной передачи по порядку, проходило без затруднений. По мнению С. С. Мнухина, общей психопатологической основой этих расстройств –н/ш структурообразования. Алексия и аграфия представляют собой более сложные проявления нарушений, а более простыми расстройствами «рядоговорения» являются н/ш механического воспроизведения рядов (порядковый счет, называние по порядку дней недели, месяцев в году и т. д.). С. С. Мнухин считает, что в подавляющем большинстве случаев при алексии и аграфии наблюдается наследственная отягощенность различной степени выраженности (алкоголизм, психопатии, эпилепсия родителей, родовые травмы). О влиянии наследственных факторов говорит и Рейнхольд, 1964, Лондон. В 30-х годах XX столетия нарушения чтения и письма начинают изучать психологи, педагоги, дефектологи. В этот период подчеркивается определенная зависимость между этими нарушениями, с одной стороны, и дефектами устной речи и слуха — с другой (Ф. А. Рау, М. Е. Хватцев, Р. М. Боскис, Р. Е. Левина). М. Е. Хватцев связывал н/ш письменной речи непосредственно с н/ш зв/пр. Те случаи, когда дефекты речи исправлялись, а нарушение чтения и письма оставалось, автор объяснял стойкостью старых связей между образом звука и буквой. В более поздних работах М. Е. Хватцев рассматривает эти нарушения более дифференцированно, с учетом сложной структуры процесса чтения и письма, и выделяет различные формы ДЛ и ДГ, актуальные и до настоящего времени. В ранних работах Р.Е.Левина считала н/ш чтения и письма результатом фонематического развития. В последующем в работах Р.Е.Левиной, Н.А.Никашиной, Л.Ф.Спировой и др. отразился системный подход в понимании ДЛ и ДГ. Больш-во зарубежных авторов н/ш чтения и письма связывают с различными мозговыми заболеваниями при афатических и дисфатических рас-х и при ЗРР (Вест, 1948, Берри, Айзенсон, 1956). Зееман связывает их с дислалиями у детей с поздним речевым развитием и у детей с УО. Монро, 1963, Лондон «дети, которые не могут читать», оценивая причины нарушений чтения: - зрительные н/ш (трудности в различении сложных зрительных образов) - н/ш слуха (неточность различения звуков на слух) - н/ш моторики (не удерживают зрит.символы и не образует необходимых ассоциаций) - неправильное обучение: требование излишней скорости чтения приводит к чтению по догадке, с пропусками букв, слогов… Среди современных отечеств. исследований, посвященных ДГ, ДЛ нельзя не отметить вклад таких ученых: И.Н.Садовникова, Р.И.Лалаева, Л.Г.Парамонова, И.Прищепова, А.Н.Корнев, С.Б.Яковлев и др. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|