Здавалка
Главная | Обратная связь

Очищение личной истории и ограничивающих убеждений

Тренировка навыка визуализации

Начало

 

Обычно бывает полезным отыскать такие образы, которые легко и естественно приходят на ум. Даже если кто-то и не является хорошим визуализатором, все равно у него будут некоторые зрительные образы, которые он осознает, например, сны.

 

Если начать с одного образа, даже с очень простого, “размытого и плохо различимого”, можно в конце концов зафиксировать его таким образом, чтобы он “не уплывал”.

Если возвращать этот образ и медленно его подстраивать, он постепенно приобретет “четкость и устойчивость”.

 

Например, закройте глаза и посмотрите на те образы, которые возникают сами по себе. Может быть, вам будет легче вспомнить лица любимых людей, любимого героя кино, эмоционально нагруженные переживания прошлого, особое место отдыха, закат, вашу машину или просто предмет домашнего обихода. Если вы получите такую картинку, даже если сначала она будет весьма неясной и нечеткой, продолжайте к ней возвращаться и пробуйте добавить больше глубины, деталей и цвета.

 

 

Укрупнение/разукрупнение

Укрупнение — это процесс, состоящий в том, что вы берете маленькие кусочки информации и собираете их в некоторое большее целое, а разукрупнение заключается в том, чтобы брать целый объект и разделять его на меньшие элементы. Некоторые люди создают образы мелких деталей, но при этом они не видят целый объект. Другие способны наблюдать целые сцены, но не могут сформировать образы деталей.

 

Давайте начнем с чего-нибудь простого, а затем будем “укрупнять”. Давайте создадим образ шарика.
После того, как Вы представите шарик или какой-либо другой простой предмет, мы добавляем другой шарик, а затем еще один — до тех пор пока Вы не сможете создать образ гирлянды шариков в форме пирамиды или какой-либо другой составной образ.


В таком упражнении можете начать с неясного размытого образа или контура человека, а затем посмотреть на детали, например, на пуговицы на рубашке.

 

Затем продолжайте либо усложняя сами детали, либо добавляя детали к образу.

Если бы вы видели перед собой этот шарик, то где была бы тень? Где бы находился источник света?
Для того, чтобы что-то видеть во внешней реальности, необходим свет. Тот же самый принцип действенен и для наших внутренних образов. Создание образов без внутреннего источника света похоже на жалобы на то, что в темной комнате не видно предмета. Поскольку свет приводит к появлению теней, сначала стоит взглянуть на тень, отбрасываемую мысленным объектом.

Когда Вы находите тень, становится намного легче увидеть и сам объект.

Уменьшение помех

Одна общая проблема, с которой сталкиваются люди, заключается в том, что, когда они пытаются научиться визуализировать, возникают помехи, исходящие от других сенсорных систем.

Нередко это происходит, когда личность человека встает на его собственном пути, если человек очень старается визуализировать.

 

Например, человек может слышать свой критический внутренний голос, произносящий: “Что со мной не так? Я ничего не могу сделать как надо. Почему я не могу увидеть этот образ?”

Вместо того, чтобы помогать развитию ситуации, этот голос мешает процессу построения образа, засоряя каналы восприятия человека.

 

Совсем не обязательно, что другие органы чувств и внешний мир должны быть полностью отделены от нашего восприятия. Перекрывание и поддержка, исходящие от других органов чувств, могут оказаться ценным ресурсом, если они помогают визуализации.

 

Например, если у Вас возникают трудности с визуализацией объекта, попробуйте протянуть руки и “вылепить” пространство, которое мог бы занимать этот объект — как если бы Вы проводили руками по краям этого объекта. Вы можете вспомнить, как Вы пробовали визуализировать гирлянду из шариков. Попробуйте помочь себе и с помощью рук представьте, как Вы подвешиваете шарики в воздухе рядом друг с другом или строите из них пирамиду.

 

Эта процедура помогает почувствовать пространство объекта, даже если человек не может сознательно визуализировать сам объект.

 

Постепенно Вы можете обратить внимание и на цвет шариков. И если сперва Вы представляли, скажем, красные шарики, сейчас можете «перекрасить» их , в например, синий или зеленый цвет.


Быть может, Вы - человек сильно ориентирован на вербальный канал. Попробуйте описать объект в деталях, как бы глядя на него своим внутренним взором.

Для того, чтобы использовать слух, можно представить себя летучей мышью, и посылать звук, отражение которого от объекта вы будете слышать как на маленьком внутреннем радаре. Это поможет лучшему восприятию объекта, который вы пытаетесь визуализировать.

 

Вместо того, чтобы отвлекаться, человек может использовать свое взаимодействие с внешним миром для того, чтобы облегчить себе создание мысленного образа.
Если Вы хотите научиться визуализировать, начните больше рисовать. Леонардо высказал много полезных идей о развитии у самих себя навыков “видения” путем интерактивного процесса рисования.

 

Очищение личной истории и ограничивающих убеждений

Другой возможной помехой развитию такой когнитивной способности, как визуализация, могут служить блоки, относящиеся к личной истории человека или к его убеждениям. Некоторые люди верят, что если они дадут свободу своему мечтателю, они проведут остаток своей жизни в мире воображения вместо того, чтобы что-то делать.

 

УПРАЖНЕНИЯ 1 :

И так, начнем. Берем белый лист бумаги и рисуем на ней какую-нибудь простую геометрическую фигуру, например, круг. Рисовать лучше черным фломастером, что бы линия была жирной и четкой.

Смотрим на круг в течение 10-15 секунд, а затем закрываем глаза и..., видим круг.

Ваша задача удержать в сознании этот образ как можно дольше. Как только образ начинает исчезать, снова открываем глаза и смотрим на реальное изображение. Затем снова закрываем и т.д.

Каждое новое занятие нужно менять фигуру. То есть сегодня визуализируем круг, завтра квадрат, послезавтра треугольник. Как только Вы научитесь визуализировать простые фигуры и удерживать их образ в сознании довольно долго, например, в течение 2 минут, можно переходить к следующему этапу.

Теперь попробуем трансформировать образы...

Например, Вы хотели превратить треугольник в квадрат, а получается шестиугольник. Вам нужно этот шестиугольник превратить в круг. То есть продолжить неудачную трансформацию так, как если бы Вы изначально хотели превратить треугольник не в квадрат, а в круг.

Смысл этих действий в том, что если трансформация не удалась, и Вы начинаете ее заново, то новая попытка также может оказаться неудачной, и в результате появится раздражение. Чтобы этого не произошло, мы просто продолжаем неудавшуюся трансформацию и превращаем ее в удавшуюся. В результате вместо раздражения появятся радостные ощущения от правильно выполненного упражнения, что несомненно только улучшит Ваши результаты.

 

Следующий этап: визуализации цвета.

Для этого опять берем белый лист бумаги и рисуем яркое цветное пятно. Пятно должно быть большое, примерно 5 на 5 сантиметров, цвет значения не имеет, так как придется упражняться со всеми основными цветами. Смотрим на пятно в течение 10-15 секунд, а затем закрываем глаза и стараемся удержать образ пятна в течение двух-трех секунд. Затем снова смотрим на реальное пятно 10-15 секунд, и снова две-три секунды пытаемся удержать образ в сознании. Необходимо проделать не менее 30 повторенийза одно упражнение. Если все получается, то каждый день время удержания образа в сознании нужно увеличивать. Степень увеличения зависит от того насколько легко получается удерживать образ. Если легко, то можно увеличивать на две-три секунды, если сложно, то на одну.

Освоив эти простые упражнения Вы с гордостью можете сказать, что научились основам визуализации. Очень скоро Вы заметите, что с появлением положительных результатов многократно улучшается память и внимание. Наверняка эти положительные изменения только усилят Ваше желание освоить визуализацию.

 

УПРАЖНЕНИЯ 2:

 

Закройте глаза и представьте следующее:

1 Ручка медленно пишет на бумаге ваше имя.

2 Однозначное число. Затем представьте двузначное число, трехзначное и т.д., пока не достигните числа, состоящего из такого количества цифр, которое вы еще можете видеть. Удерживайте это число перед своим внутренним взором в течение 1 минуты

3 Различные цветные фигуры: золотой треугольник, фиолетовый круг, голубая пятиконечная звезда и т.д.

Абстрактные образы, такие как буквы алфавита или числа, могут быть более трудными для визуализации, нежели знакомые вам или привлекательные для вас сложные образы. Может оказаться, например, что вам легче представить людей, которых вы любите, чем голубой треугольник, а любимый пейзаж – легче, чем число 716, написанное на доске мелом.

Но по той же причине более простой и эмоционально нейтральный объект часто оказывается особенно эффективным для тренировки воображения.

Не расстраивайтесь, если поначалу вы не сможете выполнить даже такие простые внутренние действия. Это говорит о том, что подобные упражнения будут вам полезны. Попытайтесь какое-то время удерживать в своем сознании простой образ – хотя бы две или три минуты. Возможно, этот образ изменится, или исчезнет, или вы обнаружите, что думаете о чем-то другом. Спокойно и терпеливо возвращайте к нему внимание.

Несмотря на кажущуюся простоту, эти упражнения представляют собой нечто большее и могут быть полезны уже сами по себе.

Тактильные представления..

Представьте следующее, сосредотачиваясь теперь на ощущениях прикосновения:

1 Вы жмете чью-то руку. Почувствуйте ее кожу, температуру, оказываемое ею давление на вашу руку.

2 Вы поглаживаете кошку или собаку. Почувствуйте их шерсть.

3 Вы держите лимон. Почувствуйте его поверхность.

4 Прикосновение к:

Коре дерева,
Только что выпавшему снегу,
Поверхности цветка – очень нежно, чтобы не помять его,
Песку,
Струе воды,
Перышку.


Выполняя эти упражнения впервые, совмещайте вызванные тактильные ощущения со зрительным образом того, к чему прикасаетесь, затем представляйте только тактильные ощущения. Воспринимайте предметы только через тактильные ощущения.

С помощью этих упражнений мы можем научиться управлять своим вниманием. Это не так легко, как может показаться, поскольку на нас воздействуют внешние и внутренние отвлекающие раздражители. С помощью этих упражнений мы постепенно поймем, как происходит сосредоточение внимания, сменяющее его обычное рассеянное состояние.

Обонятельные представления.

Представьте себе, что вы вдыхаете запах:

Ваших любимых духов,

Бензина,

Цветов,

Травы,

Чистого горного воздуха в сосновом лесу,

Дыма костра,

Океана,

Мяты,

Свежеиспеченного хлеба.

Кинестетические представления.

А сейчас для получения кинестетических ощущений, благодаря которым мы сознаем свое тело и его движения, представьте, что вы:

1 Идете, а потом бегите вдоль берега по пляжу: почувствуйте каждое движение своих мышц.

 

2 Ведете машину: отчетливо почувствуйте каждое движение, совершаемое при повороте руля, при нажатии на педали и т.д.

3 Плаваете, играете в теннис, баскетбол или другой ваш любимый вид спорта.

4 Рубите дрова.


 

 

Вкусовые представления.

Представьте вкус, температуру и плотность:

1 Банана,

2 Кислого молока,

3 Ореха,

4 Взбитого крема.

5 Представьте, что вы садитесь за стол и едите свое любимое блюдо. обращайте внимание на вкус и плотность каждого глотка, куска.Что вы чувствовали, выполняя эти упражнения? Серьезное напоминание: крайне важно не напрягаться. Едва почувствовав напряжение при выполнении упражнений, остановитесь.

Слуховые представления.

Некоторым людям гораздо сложнее вызвать слуховые представления, чем представления, связанные с другими органами чувств. Тем не менее подобные упражнения также повышают остроту нашего восприятия . Закройте глаза и прислушайтесь к следующим воображаемым звукам:

1 Голос, произносящий ваше имя,

2 Шум транспорта,

3 Шум дождя,

4 Голоса людей на вечеринке,

5 Волны, набегающие на берег,

6 Играющие дети,

7 Скрип двери,

8 Звук гонга, медленно растворяющийся в безмолвии.

Возможно что-то из этих упражнений будет получаться у вас лучше, а что-то хуже. Тот вид представлений, где у вас возникнет больше всего проблем, развит у вас меньше всего. Так же полезно, если вы будете вести своеобразный дневник представлений, отмечая как долго вам удалось удержать тот или иной образ, а так же их особенности. Например, в случае с голосом, можно отметить для себя, какой это был голос – тихий женский шепот, или окрик?
Анализ этих образов поможет вам впоследствии лучше узнать себя, а фиксация времени сосредоточения позволит вам судить о ваших успехах.

Вы увидите, как раз за разом ваши представления будут более четкими и вы сможете удерживать их в сознании так долго, как вам это нужно.
Удачи в работе!

Дополнительно:

Визуализируйте ПРОСТЫЕ ФОРМЫ.

После исполнения одного пункта, сотрите «изображение» и переходите к следующему пункту

Визуализируйте красный квадрат.

Визуализируйте голубой круг.

Визуализируйте коричневый ромб.

Визуализируйте сиреневый прямоугольник.

Визуализируйте оранжевый эллипс

Визуализируйте полосатый треугольник.

Визуализируйте чёрный куб.

Визуализируйте малиновый шар.

Визуализируйте одновременно любые два различных предыдущих пункта.

Визуализируйте радугу.

Визуализируйте небо.

Визуализируйте дерево.

Визуализируйте лес.

Визуализируйте кролика.

Визуализируйте динозавра.

Визуализируйте планету Юпитер.

Визуализируйте инопланетянина.

 

 

ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА

Найдите такое место, где вас ничто не будет отвлекать, и устройтесь поудобнее. Отключите на время телефон.
Упражнение потребует от вас не более пары минут, хотя вы можете продлить его по своему желанию.


1. Закройте глаза.
2. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха - это поможет вам расслабиться.

3. Представьте зрительно, что вы держите семь разноцветных шариков на ниточках: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый (цвета радуги).

4. Начинайте отпускать по одному шарику и наблюдайте, как они медленно удаляются из поля вашего зрения. В каком порядке вы будете отпускать шарики - не важно.

5. Отпустив один за другим все шарики, откройте глаза. Повторяйте это упражнение так часто, как сочтете нужным.


Если вам поначалу будет трудно хорошо представить цвета, не отчаивайтесь.
Попробуйте мысленно написать на каждом шарике слова: красный, оранжевый, желтый и т. д. Со временем визуализация цвета будет даваться вам все легче и легче.


Если визуализация дается вам с трудом, постарайтесь вообразить, что вы держите настоящие шарики. Громко произносите вслух цвет шарика, который вы отпускаете.

Упражнение "ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА" Вариант №2

1. Закройте глаза.
2. Мысленно представьте себе, что с правой стороны появился красный шар. Пусть он медленно переместится справа налево и исчезнет из поля вашего зрения.
3. Сделайте то же самое с оранжевым шаром. Продолжите упражнение с остальными шарами.
4. А теперь мысленно переместите их в том же порядке слева направо.

УПРАЖНЕНИЕ 3:

Представьте небольшой объект, например, кубик, который находится примерно в 1,5-2 метрах над вашим лицом. Создайте в воображении четкий образ этого кубика. Не переходите к следующим этапам до тех пор, пока вам это не удастся.

Небольшое смещение, объекта
Начните слегка двигать созданный в воображении объект к себе и от себя, он будет зрительно немного увеличиваться и уменьшаться. Сперва визуализируйте лишь небольшое медленное смещение.
Непрерывно сохраняйте это возвратно-поступательное движение, стараясь, чтобы оно было равномерным и ритмичным. Не позволяйте кубику останавливаться. Представление перемещающегося объекта поможет закрепить его образ в сознании и придать ему реалистичность.

Усиление смещения
Теперь медленно увеличьте дистанцию, на которую смещается представленный вами объект. Продолжайте раскачивать его туда-сюда и с каждым разом подводите его все ближе к своему лицу. При этом вы, возможно, заметите, что его образ стал еще более живым. Проверьте, присутствует ли у вас ощущение перспективы и глубины. Каждый раз, когда ваш объект приближается, он должен становиться больше, а когда удаляется - меньше.

УПРАЖНЕНИЕ 4:

Отнеситесь ко всему нижеперечисленному серьёзно, распечатайте себе на отдельный лист и тренируйте навык, пока у Вас не начнёт получаться так, что Вы сами это почувствуете – как здорово быть Волшебником, творящим миры.

Итак, попытаемся поиграть с маленькой-маленькой... мышкой.


Закрываем глаза и успокаиваемся. Представляем себе нашу комнату, в которой сидим в данный момент.

Теперь давайте представим, что Где-то в этой самой комнате находится мышонок. Внимание, вопрос: “Куда бы Вы хотели его поместить?”

Поместили. А теперь заставьте мышонка сесть прямо и помахать Вам хвостом.

Сделайте мышонка зелёным. Измените ещё его цвет; И снова измените его цвет. Поставьте мышонка на лапки – пусть “служит”, как собачка.

Заставьте мышонка пробежать по стене и вскарабкаться наверх.

Пусть мышонок сядет на потолке вниз головой (мыши это умеют). Поместите мышонка в правый верхний угол комнаты, пусть там сидит.

Внимание: появляется второй мышонок! Поместите вторую мышь в другой верхний угол.

Внимание: появляются ещё две мыши! В каждом верхнем углу комнаты теперь сидят четыре мыши.

Внимание: мышей прибыло! Ещё 4 мыши рассаживайте в 4 угла на полу. У Вас – восемь мышей.

Сделайте их жёлтыми.

Проверьте, все ли мыши на месте!

Заставьте всех мышей хором сказать Вам: “Привет!”. Заставьте всех сказать “Как поживаете?”.

Пусть все мыши соберутся на полу, построятся в одну линию и промаршируют в норку, предварительно помахав Вам на прощание.

Это упражнение напоминает диктант, только учит такой диктант не правописанию, а мышлению образами. Лучше если кто-то будет Вам “диктовать”, останавливаясь и ожидая, пока у Вас получится.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.