Здавалка
Главная | Обратная связь

Практическое занятие №2. Методы возрастной психологии



Вопросы для коллоквиума

Раздел 1.

2. Сформулируйте основные задачи возрастной психологии.

3. Назовите разделы возрастной психологии.

4. Что понимается под категориями «развитие» и «формирование» в возрастной психологии?

5. С какими целями проводятся генетический и формирующий эксперименты?

6. Перечислите основные этапы генетического и формирующего эксперимента.

7. Обоснуйте необходимость разграничения функций экспериментатора и организатора в проведении формирующего эксперимента.

8. Зачем применяется контрольная группа в формирующем эксперименте?

9. Выделите достоинства и ограничения метода наблюдения. Раскройте возможности преодоления ограничений метода наблюдения в психолого-педагогическом исследовании.

 

Раздел 2.

1. Охарактеризуйте понятие «развитие» в отечественной психологии.

2. В чем заключается сущность биогенетического подхода в психологии?

3. Назовите основных представителей биогенетического подхода в психологии.

4. В чем заключается сущность социогенетического подхода в психологии?

5. В чем коренное отличие концепции Э. Эриксона от концепции З. Фрейда?

6. Каковы условия и движущие силы психического развития ребенка с позиции бихевиоризма?

7. Перечислите основные понятия концепции Ж. Пиаже. Раскройте их содержание.

8. Что вам известно о связи психического и физического в русле гуманистической психологии?

9. Сформулируйте основные законы детского развития, обозначенные Л. С. Выготским.

10. Перечислите, в чем сходство и отличие подходов Д.Б.Эльконина и А.Н.Лентьева к пониманию психического развития.,

11. Определите понятия неравномерности и гетерохронности развития.

12. Объясните роль сензитивности в психическом развитии.

Раздел 3.

1. Дайте определение понятия периодизация психического развития.

2. На какие группы можно разделить все имеющиеся периодизации? Приведите примеры периодизаций, входящих в эти группы?

3. Что положено в основу периодизации психического развития, разработанной Д.Б.Элькониным?

4. Что является основанием для периодизации психического развития Л.С.Выготского?

5. Охарактеризуйте периодизации психического развития З.Фрейда и Ж.Пиаже.

6. Охарактеризуйте периодизацию психического развития А.Н.Леонтьева.

Раздел 4.

1. В чем сущность кризиса новорожденности?

2. Какими изменениями в психике ребенка обозначена граница периода новорожденности в психологии?

3. В чем состоит основная роль взрослого человека в ряду факторов, определяющих психическое развитие ребенка?

4. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития в младенчестве и новорожденности.

5. В чем особенности ведущего вида деятельности в младенческом возрасте?

6. В чем суть кризиса первого года жизни? Назовите его основные проявления.

 

Раздел 5.

1. Назовите основные линии развития предметно-орудийной деятельности.

2. Охарактеризуйте особенности социальной ситуации развития в раннем детстве.

3. Каковы особенности развития мышления и речи ребенка раннего возраста?

4. Дайте характеристику развитию самосознания ребенка от 1 года до 3 лет.

5. Каковы новообразования ребенка раннего возраста?

6. На каком противоречии основан кризис трех лет?

7. Охарактеризуйте симптомы кризиса трех лет.

 

Раздел 6.

1. Отметьте плюсы и минусы обучения детей дошкольного возраста.

2. Раскройте значение игры в формировании психологической готовности к школе.

3. Определите содержание мотивационной готовности к школе.

 

Раздел 7.

1. Особенности развития школьной мотивации младших школьников.

2. В чем особенности ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте?

3. Каковы особенности общения младшего школьника со сверстниками?

4. Каковы особенности общения младшего школьника со взрослыми?

5. В чем суть школьной дезадаптации учащихся младших классов?

6. Назовите основные трудности младших школьников в овладении учебными навыками (письма, чтения, счета).

 

Раздел 8.

1. Назовите и охарактеризуйте развитие психических функций подростков.

2. Охарактеризуйте ведущий вид деятельности подростков.

3. Каковы новообразования в подростковом возрасте? Их содержание?

4. Укажите основные критерии выделения групп «трудных» подростков.

5. Раскройте специфику отношений подростков к школе и учению.

6. Охарактеризуйте когнитивное развитие в подростковом возрасте.

 

 

Планы и формы работы на практических (семинарских) занятиях

Практическое занятие №1 Вопросы истории возрастной психологии

Задание 1. Прочитайте статьи о жизни и деятельности отечественных психологов, работавших в разные исторические периоды (П.Ф.Каптерев, Г.И.Челпанов, А.П.Нечаев, М.М.Рубинштейн, М.Я.Басов, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.). Систематизируйте прочитанные материалы, используя таблицу:

Исследователь Основные направления исследования Основные труды
     

Задание 2. Выделите проблемы, противоречия, вызывающие особенный интерес исследователей. Объясните, почему именно эти вопросы являлись особенно актуальными для возрастной психологии на том или ином этапе ее развития? Сделайте вывод об основных направлениях исследований в области возрастной психологии.

Практическое занятие №2. Методы возрастной психологии

Опираясь на этапы организации наблюдения, составьте план наблюдения за проявлением познавательной активности ученика на уроке. Для выполнения задания используйте следующую таблицу:

 

Этапы процедуры исследования методом наблюдения План наблюдения
1) определение цели и задач наблюдения  
2) определение предмета наблюдения (поведения), объекта (отдельный индивид или группа), ситуации  
3) выбор способа (вида) наблюдения (включённое / невключённое, сплошное / выборочное, закрытое / открытое, стандартизированное / не стандартизированное и т.д.) и регистрации данных (видео-, аудиозапись, ведение дневника, протоколирование)  
Этапы процедуры исследования методом наблюдения План наблюдения
4) построение плана наблюдения (ситуации — объект — время)  
5) выбор метода обработки результатов (количественный, качественный)  
6) обработка и интерпретация результатов  






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.