Здавалка
Главная | Обратная связь

Задание 3. Проанализируйте текст. Прокомментируйте данную точку зрения. Попробуйте ее доказать или опровергнуть.



Швейцарский психолог Э. Клапаред считал, что зрелый возраст равносилен остановке в развитии, «окаменелости». В Комитете по развитию человека при Чикагском университете «задачи развития» никак не сформулированы именно по отношению к зрелой личности. Надо полагать, что причиной этому служит имеющая место и в современной психологии трактовка зрелости, взгляд на зрелость как цель развития и одновременно его конец.

Задание 4.Познакомьтесь с экспериментом, проведенным Л. И. Анциферовой в интернате для престарелых. Какие механизмы в представленном случае включились у пожилых людей. Какие типы старости можно выделить?

Обитателей благоустроенного интерната разделили на две группы. Перед каждой выступил директор. Участникам первой группы он сообщил, что они имеют значительные права в своем доме: могут приглашать к себе друзей и сами посещать их, планировать разные социальные мероприятия, распределять свое время как им удобно; им не запрещается переставлять мебель в своих комнатах по собственному усмотрению; сообщалось также, что для них закуплено много красивых растений, понравившиеся они могут выбрать и выращивать сами. Выступая перед второй группой, директор подчеркивал, что весь персонал дома с любовью относится к каждому обитателю, сестры и няни охотно выполнят любые их поручения. Если кому-то понадобится помощь, она немедленно будет оказана. В заключение няни вручили каждому участнику какое-нибудь красивое растение. Всех участников эксперимента обследовали за неделю до его начала и через три недели после него. Эксперимент показал следующее. Члены первой группы сообщали, что они стали более активными, подвижными и ловкими. 48% из них чувствовали удовлетворенность жизнью, а некоторые даже называли себя счастливыми. Во второй группе такие чувства выразили лишь 29% стариков. По оценкам врачей и санитарок, 71% обитателей второй группы стал более слабым и пассивным.

 

Задания для самостоятельной работы

Раздел 2, 3.

Задание 1. Психоаналитическое понимание психического развития ребенка.

Решите задачу, проанализировав описанную ниже ситуацию с точки зрения основных принципов психоаналитической теории. Определите возраст ребенка в данном теоретическом контексте и объясните ход ваших рассуждений. Как должны в таких ситуациях поступать родители? Обоснуйте свой ответ.

«Мама с сыном пришли из детского сада, погуляли, поужинали. Стали переодеваться. Витя снял колготки и шорты. И вдруг… он сбросил с себя трусишки и начал прыгать голышом. Что делать? Рядом сидит старшая сестра, а он такое вытворяет. Решила не замечать. Промолчала. На следующий день все повторилось».

Задание 2. Теория интеллектуального развития Ж.Пиаже.

Проанализируйте ситуации с точки зрения теории интеллектуального развития Ж.Пиаже, ответьте на вопросы. Как называется феномен, описанный в данной ситуации? В чем сущность этого феномена? В каком возрасте можно наблюдать такое поведение детей?

Жан Пиаже провел много экспериментов, описывающих данный феномен. Например, экспериментатор спрашивает у ребенка, имеющего брата, есть ли у него брат. Ребенок легко соглашается, что брат есть. Но затем психолог спрашивает, а есть ли брат у его брата, и получает отрицательный ответ! Ребенок оказывается не в состоянии взглянуть на себя с позиции брата.

Или другой пример. Перед ребенком поставили макет гор. Три горы по-разному выглядели с разных сторон макета. Ребенок видел этот горный ландшафт с одной стороны и из нескольких фотографий мог выбрать ту, которая соответствовала его реальной точке зрения. Но когда его просили найти фотографию с видом, открывающимся перед куклой, сидящей напротив, он снова выбирал «свой» снимок.

Задание 3. Социологизаторский подход к пониманию психического развития ребенка.

Решите задачу, прокомментировав следующий отрывок текста, и ответьте на вопросы. С чем можно или нельзя согласиться в приведенном отрывке? Каковы, на ваш взгляд, практические последствия такой теоретической ориентации? Как вы думаете, представителю какого подхода могут принадлежать эти слова?

«Доверьте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитывать их так, как я считаю нужным; гарантирую, что, выбрав каждого наугад, я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, художником, коммерсантом и даже нищим или вором, независимо от его данных, способностей, призвания или расы его предков».

 

 

Раздел 4-10.

Задание 1. Возрастные особенности младенца.

Проанализируйте психологическую ситуацию, описанную ниже, и ответьте на вопросы. Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях? Как должна вести себя мама в подобной ситуации?

Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утёнок, погремушки и т.д. Мама постоянно поднимает игрушки, а сын снова бросает их на пол.

 

Задание 2. Возрастные особенности младенца.

Решите психологическую задачу и ответьте на вопросы: Как называется это явление? Укажите причины его возникновения. Возможно ли оно в условиях семейного воспитания?

Замечено, что в закрытых детских учреждениях, несмотря на довольно хороший уход, дети первых лет жизни плохо прибавляют в весе, поздно начинают ходить, много болеют и резко отстают в общем психическом развитии.

 

Задание 3. Возрастные особенности ребенка разного возраста.

Составьте программу наблюдения за детьми 1—3 лет (опишите умения и навыки, которые появляются у ребенка в этом возрасте), а также наметьте общий план воспитательных действий.

 

Задание 4. Возрастные особенности дошкольника.

Проанализируйте психологическую ситуацию, описанную ниже, и ответьте на вопросы. Какой вид игры описан в приведенных ниже наблюдениях? Какие психологические качества должны быть сформированы у ребенка, чтобы он мог играть в такие игры?

«Кирилка (6 лет) расставляет на тахте вокруг себя игрушки (3 мишки, 2 обезьянки, 2 собачки). Ложится среди них. Тихо лежит около часа. Я спрашиваю: «Что ты делаешь? Ты заболел?».

Кирюша: «Нет. Я играю. Я на них смотрю и думаю, что с ними происходит».

 

Задание 5. Возрастные особенности младшего школьника.

Проанализируйте описанные ниже психологические ситуации и ответьте на вопросы. Какая психологическая особенность первоклассника проявилась в приведенном примере? Почему первоклассникам так хочется иметь побольше отметок?

Самый маленький человек в классе, Славик, поддразнивает соседа Юру, показывая листочек с тройками и четверками: «У меня три отметки, а у тебя всего две!» И Юра, у которого в тетради стояло две пятерки, действительно почувствовал себя ущемленным, но, не желая уступить, отвечал: «А мне тоже поставят еще и еще».

 

Задание 6. Возрастные особенности подростка.

Проанализируйте психологическую ситуацию, описанную ниже. Определите возможные причины поведения подростка. Предложите примерную схему коррекционной работы с подростком.

Ученик 7-го класса сознательно нарушал дисциплину на уроках: то бросит что-нибудь, то скребет что-то под партой, то выкрикивает, когда все самостоятельно работают; на замечания отвечает грубостью, может даже выразиться нецензурными словами, курит на переменах, носит с собой различные колющие или режущие предметы.

 

Задание 7. Возрастные особенности старшеклассников.

Проанализируйте текст задачи и ответьте на вопросы. О каких особенностях личности старшеклассника свидетельствует данное высказывание? Являются ли эти особенности типичными для юношеского возраста? Докажите свою мысль.

Ученик 11 класса заявляет: «Лучше быть творцом в маленьком деле, чем только казенным исполнителем в большом».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.