Здавалка
Главная | Обратная связь

Н.М. Карамзин «Записка». (1766-1826)



Свою историко-политическую программу Карамзин изложил во всей полноте в записке царю «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», поданной в 1811 г. Александру 1 в качестве дворянской программы и направленной против реформ Сперанского.

Карамзин ставил своей задачей доказать, что никаких преобразований проводить в стране не нужно, что они вредны для России и что «Россия раньше и теперь спасается лишь самодержавием».

Российское единодержавие – таков первый элемент историко-политической концепции Карамзина.

Наряду с обзором русской истории и критикой государственной политики Александра I в “Записке” содержалась цельная, оригинальная и весьма сложная по своему теоретическому содержанию, концепция Самодержавия как особого, самобытно-русского типа власти, тесно связанной с Православием и Православной Церковью.

С точки зрения Карамзина, самодержавие представляет собой “умную политическую систему”, прошедшую длительную эволюцию и сыгравшую уникальную роль в истории России. Эта система была “великим творением князей московских”, начиная с Ивана Калиты. Система эта возникла в результате синтеза автохтонной политической традиции “единовластия”, восходящей к Киевской Руси и некоторых традиций татаро-монгольской ханской власти + сознательное подражание политическим идеалам Византийской империи.

Возникшее в условиях тяжелейшей борьбы с татаро-монгольским игом самодержавие было безоговорочно принято русским народом, поскольку не только ликвидировало иноземную власть, но и внутренние междоусобицы.

Вся система государственных и общественных институтов была, по Карамзину, “излиянием монаршей власти”, монархический стержень пронизывал всю политическую систему сверху донизу.

Православная церковь играла исключительную роль в данной системе. Она являлась “совестью” самодержавной системы, задающей нравственные координаты для монарха и народа в стабильные времена. Карамзин подчеркивал, что власть духовная действовала в тесном союзе с властью гражданской и давала ей религиозное оправдание.

Карамзин придерживался традиционно-консервативных взглядов на крепостное право; отмену его он связывал с отдаленным будущим, когда просвещение окажет на крестьян благотворное влияние, и они получат свободу, не подвергая существующий порядок вещей сотрясениям.

Карамзин пишет во введении: «История как морское плавание, император ведет корабль. Эта книга учит как правильно вести корабль». В полном виде записка опубликована в 1991 г. В первой части «Записки» автор делает краткий обзор истории России — от ее возникновения до царствования Павла I включительно.

Утрата единовластия в удельный период повлекла огромной важности перемены. В удельный период «народ утратил почтение к князьям, а князья —любовь к народу»; «удивительно ли, что варвары покорили наше отечество». Карамзин отмечал два результата татаро-монгольского ига: отрицательный —«Земля русская сделалась жилищем рабов»; положительный —под эгидой татаро-монгольского созревали условия для освобождения от их ига и восстановления единовластия. Историческое обоснование монархии дополняется историческим обоснованием дворянских прав и привилегий, притом именно родовой знати, аристократии. «Без монарха – нет дворянства, без дворянства – нет монарха».

Петр 1 исказил ход русской истории, изменил национальному началу, подорвал моральное влияние русского духовенства. Критической оценке подверг Карамзин и все последующие царствования. Говоря о монархах, царствовавших вслед за Петром, историк обязательно подчеркивал, обладали ли они чертами правителей-тиранов.

При Екатерине II самодержавие смягчилось, исчезла тирания. Но при ней В страну хлынули чужеземцы, двор забыл русский язык, расцветал разврат, непомерная роскошь приводила к разорению дворян. Отношение историка к Павлу I резко негативное и, прежде всего, за пренебрежение к дворянам, за унижение, которому он их подвергал.

В Записке в четкой, сжатой, продуманной до мелочей форме, изложена историческая концепция Карамзина, его взгляды на прошлое Отечества с древнейших времен вплоть до Отечественной войны 1812 года. И в этом отношении Записка дополняет его «Историю», доведенную лишь до событий Смутного времени.

«История государства Российского». (1766-1826)

31 октября 1803 г. Карамзин Высочайшим указом получает должность историографа с пенсией (окладом) 3 тыс. рублей, это гигантская сумма. Карамзин пришел к выводу, что нужна история для потребителя – чтобы был элемент увлекательности, занимательности и в этом же году Карамзин приходит к убеждению – написать цельную «Историю государства Российского». Перед ним открываются все архивохранилища и библиотеки. Работа шла с 1804 по 1826 г. очень интенсивно и в отношении подбора источников, и в части писания самого текста. Уже к 1811 г. было написано около 8 томов, но события 1812-1813 гг. временно оборвали работу. Лишь в 1816 г. он смог поехать в Петербург, имея уже 9 томов, и приступил к изданию первых 8 томов как законченной цельной части

В начале 1818 года 3000 экземпляров первых 8 томов вышли в свет. Появление «Истории государства Российского» сделалось общественным событием. «История» долгое время оставалась главным предметом споров. В декабристских кругах ее встретили критически.

К 1820 году «История государства Российского» вышла на французском, немецком, итальянском языках. В своем труде исследователь не только поставил проблему художественного воплощения истории, повременного литературного описания событий, но их «свойство и связь». Его принципы: 1) любовь к Отчеству как части человечества; 2) следование правде истории; 3) современный взгляд на события прошлого 4) комплексный подход к истории, т.е. создание истории общества в целом

Движущая сила исторического процесса – это власть, государство. Весь русский исторический процесс является борьбой самодержавия с народоправством, олигархией, аристократами и уделами. Единовластие представляет собой стрежень, на который нанизывается вся общественная жизнь России. Разрушение единовластия всегда приводит к гибели, возрождение – к спасению. Самодержавие олицетворяет собой порядок, безопасность и благоденствие.

На первое место поставлена политико-назидательная задача; история для Карамзина служит нравоучению, политическому настроению, а не научному познанию. Это – утверждение сильной монархической власти и борьба с революционным движением.

Он использовал много новых источников - новые летописные списки, например Ипатьевский свод, впервые использованный Карамзиным; многочисленные юридические памятники – «Кормчая книга» и церковные уставы, Новгородская Судная грамота, Судебник Ивана III, «Стоглав» и т.д. Результатом этой работы и явились те обширные примечания, которыми Карамзин снабдил свою «Историю…». Т.е. основной текст – литературное произведение – сопровождался в приложениях самостоятельным текстом документальных примечаний. Он берет из источника только факт, явление само по себе. В итоге часто возникает разрыв между содержанием и источником.

Периодизация истории Р.Древняя – от Рюрика до Ивана III - период уделов (это удельный период, т.к. разделение на уделы началось уже с Рюрика, когда русская земля разделилась между тремя братьями – Рюриком, Синеусом и Трувором; так же раздавались земли и города боярам и князьям «под Ольгом сущим») Средняя – от Ивана III до Петра I - период единовластия Новая – от Петра I до Александра – формирования гражданских обычаев (история «преображенный России»)

Реальным отражением нового направления в общем строе карамизинской истории остается выделение специальных глав, посвященных «состоянию России» за каждый отдельный период ее истории. В этих главах читатель выходил за рамки чисто политической истории и знакомился с внутренним строем, экономикой, культурой и бытом. С начала XIX в. выделение таких глав становится обязательным в общих работах по истории России.

Взгляд на историю сквозь призму живописи, искусства – особенность исторического видения Карамзина. Он считал, что история России, богатая героическими образами, - благородный материал для художника. Показать ее красочно, живописно – задача историка. Не случайно среди его почитателей было много историков.

Опережая время, Карамзин намного расширил источниковую базу исторической науки. Он был один из первых историков, кто ввел в научный оборот такие источники, как древние монеты, медали, надписи, сказки, песни, пословицы; обратил внимание на старинные слова, обычаи россиян, их жилища, одежду.

Карамзин имел предшественников, но только его «История государства Российского» сделалась не еще одним историческим трудом, а первой историей России. «История государства Российского» Карамзина не просто сообщила читателям плоды многолетних изысканий историка – она перевернула сознание русского читающего общества.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.