Здавалка
Главная | Обратная связь

Декабрьский инцидент



Основная статья: Dennou Senshi Porygon

Кадры из фрагмента, вызвавшего припадки

38-я серия «Покемона» получила особенную известность из-за того, что 685 японских детей в возрасте от 3 лет и старше были госпитализированы после её просмотра с симптомами, напоминающими эпилептический припадок. Это происшествие получило в японской прессе название «Шок от покемонов» (яп. ポケモンショック Покэмон сёкку?). 16 декабря 1997 года в 18:30 по японскому стандартному времени была показана серия «Электронный воин Поригон» (яп. でんのうせんしポリゴン дэнно: сэнси поригон?), которую транслировали более 37-ми телестанций по всей стране[117]. «Покемон» имел самый высокий рейтинг среди всех остальных программ в своём таймслоте: сериал смотрели приблизительно в 26,9 миллиона домов[118].

По сюжету серии главные герои оказываются внутри компьютера, где им предстоит уничтожить опасный вирус. Приблизительно на двадцатой минуте Пикачу применяет одну из своих атак, анимация которой в этой серии представляла собой взрыв с яркими красными и синими вспышками[119]. Подобного рода мигание встречалось и во многих других анимационных фильмах[117], однако на этот раз оно отличалось особенной интенсивностью и яркостью; вспышки мерцали с частотой примерно 12 Гц и в продолжение 4 секунд занимали практически весь экран, а потом в течение 2 секунд весь экран целиком[120].

После показа серии в японские больницы было доставлено около семисот детей[121]. Впоследствии выяснилось, что у 5—10 % всех зрителей проявились лёгкие симптомы недомогания, которые, однако, не потребовали госпитализации[122]. О проблемах сообщили более 12 000 детей, однако исследователи скептически отнеслись к их показаниям и склонились к мнению, что столь большое число пострадавших объяснялось уже не непосредственным влиянием серии, а массовой истерией вокруг неё[119][123]. В качестве доказательства приводился тот факт, что симптомы, проявившиеся у заболевших зрителей, более характерны именно для истерии, нежели для эпилептического припадка, и при этом в день показа число пострадавших устойчиво держалось на отметке около 700 человек, но уже на следующее утро из-за повтора эпизода в новостях количество заболевших возросло на порядок[124]. Кроме того, многие из госпитализированных детей прикинулись больными, чтобы не ходить в школу[41].

Показ «Покемона» был возобновлён 16 апреля 1998 года, через 4 месяца после инцидента. Как заявил представитель TV Tokyo Хироси Урамото, за это время канал получил четыре тысячи звонков от зрителей, 70 % из которых просили как можно скорее вернуть сериал в эфир[125]. Некоторые сцены в открывающей заставке «Покемона» были перемонтированы, изменено время вещания, а перед началом показа зрителям был продемонстрирован «Отчёт об исследовании проблемы аниме „Покемон“» (яп. アニメ ポケットモンスター問題検証報告 анимэ покэтто монсута: мондай кэнсё: хо:коку?) с рекомендациями по просмотру телепередач[126].

Хотя 38-я серия «Покемона» более не демонстрировалась ни в одной стране[127], она, тем не менее, вызвала огромный резонанс в мировой прессе[128][129][130][131].

Судебные процессы

В ноябре 2000 года стало известно, что израильский иллюзионист Ури Геллер подал в суд на корпорацию Nintendo, утверждая, что компания использовала его идеи и его самого при создании покемона Кадабры, использующего телекинез и держащего в руке металлическую ложку. Также он обвинил компанию в использовании запатентованного им «волшебного» слова «абракадабра» для названий двух покемонов американской версии: Абры и Кадабры[41]. Размер ущерба оценивается Геллером в 100 миллионов долларов. Nintendo сообщила, что при создании покемонов ни один человек не использовался в качестве прототипа[132]. Иск был отклонён[133].

Фирма-производитель игрушек Morrison Entertainment Group также начала судебное разбирательство с создателями «Покемона». Причиной стало сходство названия серии игрушек Morrison Entertainment Group «Monster in my Pocket» с японским названием «Покемона» «Pocket Monsters». Иск был отклонён, поскольку герои Monster in my Pocket недостаточно известны и потому не могут вводить в заблуждение зрителей[134].

Семья семилетнего мальчика-аутиста Роберта Брейзира из Йонкерса (штат Нью-Йорк), который задохнулся насмерть, играя с шариком-попрыгунчиком, подала судебный иск на 100 миллионов долларов против фирм Hasbro и Toys R Us, обвиняя их в выпуске небезопасных игрушек, не имеющих необходимых предупреждений. Родители погибшего ребёнка заявили, что они «намеренно завели дело через два дня после выпуска на экран фильма „Покемон“, поскольку ажиотаж вокруг него может привести к новым жертвам среди детей, играющих с теми сопутствующими товарами, которыми торгуют корпорации с миллиардными доходами, вовсе не думающие о последствиях»[135]. Суд отклонил требования за недостатком доказательств[136].

В России

Русский логотип, используемый на некоторых обложках

Фактически решение о закупке сериала было принято в начале 2000 года, но зрители увидели его только в декабре[137]. Для перевода на русский язык была выбрана американская версия сериала. Карточную версию «Покемона» распространяет компания «Саргона», торгующая настольными играми и, в частности, коллекционными карточными играми[138]. Киевская студия «Пилот», выполнившая озвучивание первых двух сезонов сериала на русском языке, решила не менять во второй раз имена покемонов, так как сохранение американских названий облегчало освоение карточных игр, которые «Саргона» продавала без перевода[41]. Премьера русского дубляжа аниме «Покемон» состоялась на телеканале ОРТ (ныне Первый канал).

В день телевизионной премьеры дирекция общественных связей ОРТ пригласила журналистов и ребят из приюта «Отрадное» в кинотеатр «Ролан» на презентацию сериала. Дети хлопали и смеялись, а потом приняли участие в викторине, организованной ОРТ. На презентации сам глава Дирекции детских программ ОРТ Сергей Супонев лично уверил зрителей в безобидности «Покемона»:

«То, что мы хотим его показать, может быть, это можно назвать неким поступком. Шуму вокруг этого сериала было много по всему миру. На самом деле довольно безобидная вещь. Милая история, как мальчик спасает зверушек, учит их воевать за добро и справедливость. И есть плохие ребята, которые отправляют [покемонов] за большие деньги в зоопарк, — всё, что в этом фильме скандального».[139]

Супонев также высказал предположение, что повальной «покемании» в России не будет в силу ментальности российских детей[140]. Но, несмотря на это, сериал пользовался огромным успехом в России[7]. С 18 декабря 2000 года по 25 января 2001 года сериал «Покемон» демонстрировался ОРТ. 5 февраля 2001 года показ сериала был возобновлён и закончен 6 августа 2001 года[141]. Всего было показано 104 серии[142]. Кроме того, 14 января 2001 года был показан документальный репортаж «Охота на покемона», где актёр и телеведущий Алексей Весёлкин вместе с группой журналистов пытался выяснить секрет успеха сериала[143]. Но уже после завершения трансляции по ОРТ «Покемон» стал преподноситься в прессе как пример плохого зарубежного мультсериала, часто ему противопоставляли советскую анимацию[144][145][146][147][148]. Иногда в СМИ появлялась информация о том, что «Покемон» зомбирует детей[149]. Так, заместитель директора Научно-исследовательского института психотехнологий Елена Русалкина в интервью газете «Аргументы и факты» заявила о том, что продукция вроде «Покемона» гипнотизирует мозг с помощью 25-го кадра и «вплетённых в сюжет иероглифов» [sic][150].

Однако популярность серии в России не ограничивалась только сериалом. Успехом пользовались игральные карты, сотки, игрушки, раскраски, а также журналы, книги и комиксы, выпускавшиеся издательством «Эгмонт-Россия»[151][7]. На DVD ивидеокассетах компанией «Мост-видео» были официально изданы первый, второй, третий полнометражные фильмы, а компанией «West Video» четвёртый, шестой и седьмой полнометражные фильмы[152], по телеканалу Jetix был показанодиннадцатый[153], а на DVD тринадцатого фильма, изданном в Польше, была обнаружена русскоязычная звуковая дорожка[154]. Если на Западе игры были больше популярны, то в России об оригинальных Red и Blue знал мало кто, несмотря на то, что в конце девяностых консоли Game Boy уже были у многих детей в разных крупных городах. По-настоящему популярными стали только игры на Game Boy Advance]

20 сентября 2008 года на телеканале ТНТ стартовал и был целиком показан десятый сезон аниме под названием «Покемон: Алмаз и Жемчуг» Начиная с 8 декабря 2008 года на телеканале Jetix также был целиком показан десятый сезон аниме. Со 2 марта 2009 года по 10 августа 2010 года на нём же прошла демонстрация одиннадцатого сезона под названием «Покемон: Боевое измерение»]. 3 февраля 2012 года на телеканале ТНТ началась демонстрация двенадцатого сезона «Покемон: Галактические битвы», а с 20 апреля 2012 года] после показа 12 сезона на ТНТ началась демонстрация одиннадцатого сезона «Покемон: Боевое измерение» .

Российский Хэппи Мил

В январе 2012 года в сети ресторанов быстрого питания McDonald’s проходила акция, во время которой при приобретении детского набора Хэппи Мил давалась фигурка покемона, а также карта из коллекционной карточной игры, при этом покемоны были из пятого поколения игр и аниме Шестого ноября был начат показ на канале ТНТ аниме «Покемон. Белое и Чёрное». Дубляж был сделан студией SDI Media в сотрудничестве со студией «АРК-тв». Состав актеров остался таким же со времён 12 сезона]. 11 января 2013 года запущен 13 сезон «Покемон: Победители Лиги Синно»,

Значение в индустрии и массовой культуре

После того как инцидент с 38-й серией получил широкую огласку, отсылки к нему стали проникать в массовую культуру. Так, в одной из серий «Симпсонов» под названием «Тридцать минут над Токио» (англ. Thirty Minutes over Tokyo) семья Симпсонов отправляется в Японию, где смотрит мультфильм «Конвульсивные боевые роботы» (англ. Battling Seizure Robots) и начинает биться в судорогах, увидев сверкающие глаза робота. В серии «Чинпокомон» мультсериала «Южный парк» коварные японцы с помощью видеоигр и сопутствующих товаров зомбируют американских детей, планируя подорвать могущество США и осуществить атаку на Пёрл-Харбор; у одного из персонажей, Кенни Маккормика, после попытки сыграть в видеоигру начинаются судороги, и в конце концов он умирает. В мультсериале «Мультреалити» имеется азиатский монстр Линг-Линг, являющийся пародией наПикачу: его цель — «сражаться и ввергать детей в эпилептические припадки».

Отмечается конкуренция «Покемона» с другой серией игр и аниме, «Дигимон». Рецензент IGN Хуан Кастро назвал «Дигимон» «другим -моном» и отметил, что хотя «Дигимон» и не так популярен, как «Покемон», тем не менее, у него есть множество преданных поклонников Другой журналист IGN, Лукас М. Томас, сравнивая «Покемон» и «Дигимон», назвал одной из причин большей популярности «Покемона» более простой и менее запутанный процесс эволюции монстров, нежели в «Дигимоне» Сайт GameZone также отмечал сходство концепций этих двух серий]. Между фанатами «Покемона» и «Дигимона» достаточно часто идут споры, какая серия появилась раньше, хотя на самом деле первым появился «Покемон»: Pokémon Red и Green вышли 27 февраля 1996 года, «Дигимон» же появился в 1997 году.

Афроамериканский политик Херман Кейн на одном из своих выступлений процитировал заглавную песню из фильма «Покемон 2000» . В романе Виктора Пелевина «Числа» Пикачу — альтер-эго главного героя бизнесмена Стёпы, а Мяуту отведена роль альтер-эго его любовницы. Американский писатель-фантаст Джим Батчер утверждает, что «Покемон» стал источником вдохновения для его серии романов «Кодекс Алеры». По мотивам аниме-сериала фанаты сняли короткий фильм Pokémon Apokélypse, быстро ставший известным в Интернете[173][174][175]. Персонажи игр и аниме появлялись в сериифайтингов-кроссоверов Super Smash Bros[. В честь Пикачу был назван белок пикачурин, найденный учёными на сетчатке глаза. Аниме-сериал два раза пародировался в сатирическом мультсериале «Робоцып». Отсылки к «Покемону» встречаются также в других компьютерных играх, например, в The Elder Scrolls III: Morrowind и The Simpsons Game.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.