Здавалка
Главная | Обратная связь

Культура как исторический процесс. Инновации и культурный шок.



  1. Культура как исторический процесс. Культурная эпоха.
  2. Источник культурных инноваций.
  3. Культурные инновации: механизм принятия и отторжения.
  1. В предыдущей лекции мы анализировали культуру как неотъемлемый и необходимый элемент общества. При этом общество рассматривалось в виде устойчивой социальной системы, обладающей внутренней завершенностью и пребывающей в ситуации покоя. О.Конт сказал бы, что общество находилось в состоянии статики. Такой подход правомерен для выяснения структурной композиции, как общества, так и культуры, но вместе с тем ограничен и неполон, ибо он не учитывает постоянных их изменений, социальной и культурной динамики.

Социальная динамика касается изменений в предметном мире, создаваемом человеком, но также и обновлений, технологий, отмирания и появления новых социальных институтов, а вместе с ними норм, ценностей и моделей поведения, т.е. всей человеческой культуры.

Итак, общество нельзя понять, не принимая во внимание общественные процессы, постоянно видоизменяющиеся. Одним из таких процессов является культурный процесс.

Культурный процесс предполагает изменение во времени социальных технологий, художественных стилей, социально значимых норм и ценностей, моделей культуры.

Проблема направления культурного процесса - тема неутихающих дискуссий среди культурологов. Можно выделить две основные школы: эволюционную и циклическую. Первая, связанная с именами Г.Спенсера, Д.Фрезера, Л.Г.Моргана, утверждает, что культура во всем мире единообразна в соответствии с одними и теми же тенденциями: от низшего к высшему, от простого к сложному. Это очень оптимистичная школа, позволяющая свысока глядеть на культурные достижения прошлых эпох: мы все равно прогрессивней и изощренней. Правда, эволюционисты оставили гигантские труды, описывающие во всех деталях некогда существовавший мир человека. Им принадлежит и трехчленное деление культуры на материальную, социальную и духовную. Первая касается предметных элементов культуры, вторая - социальных институтов, третья - идей, ценностей, художественных образов.

В отечественных учебниках используется двухчленное деление культуры на материальную и духовную. Первая служит удовлетворению материальных, а вторая - духовных запросов человека. Символ первой - кусок колбасы - продукта, в природе не существующего, но зато весьма притягательного. Символ второй - мелодия, напеваемая в минуты душевного подъема.

Циклическая школа Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, П.Сорокина признает множественность культур, каждая из которых эволюционизирует по своим собственным законам, но всегда циклически.

Цикл, подобно течению человеческой жизни, предполагает:

    • последовательность фаз (этапов) в развитии каждой культуры;
    • их повторяемость в человеческой истории.

Каждая культура индивидуальна и непохожа на другую, она всегда переживает детство, юность, возмужалость и старость, за которой следует ее смерть (О.Шпенглер).

Обе эти школы образуют культурологическую традицию; опираясь на нее, можно определить некоторые общие характеристики культурного процесса:

    • культурный процесс есть составная часть общесоциального процесса, его важнейшая и относительно автономная сторона, соединенная с иными системными связями;
    • содержание культурных процессов определяется типом обществ, в которых они протекают;
    • культурные процессы не однолинейны; развитие одних элементов культуры происходит на фоне угасания других. Культурный прогресс сопровождается культурными потерями;
    • культурный процесс складывается из исторически преходящих фаз, именуемых культурными эпохами.

Культурная эпоха - исторически сложившийся этап культурного процесса (общемирового или локального), обладающий внутренним единством всех элементов на основе общности стиля.

Заметим только, что эта общность может существовать в разных формах: моностилистической, когда во всех моделях культуры всего общества господствует один-единственный стиль и усложненной -полистилистической, когда в культуре взаимодействуют множество стилей. Во втором, более современном случае, речь идет об определенной системе стилей, отличной от других.

    • культурный процесс предполагает усложнение всех культурных форм и структурных элементов.
  1. Говоря о динамике культуры, необходимо выяснить источник ее изменений, причины появления и проникновения в нее новшеств, иначе называемых инновациями.

Замечено, что культура - самый инертный элемент социальной системы. Человек может менять предметный мир, совершенствовать или заново создавать социальные институты, оставаясь внутри освоенной им с детства культуры, сохраняя в неприкосновенности ее ценности, действуя в соответствии с нормами, прибегая к наличным средствам.

Само по себе изменение жизненной ситуации не приводит к перемене культурных ориентиров. Общее правило таково: человек, оказавшийся в новых условиях, ведет себя по-старому, стараясь следовать принятым раз и навсегда моделям культуры.

Тем не менее, динамика культуры реальна и, стало быть, надо ответить на вопрос, отчего она происходит.

Первопричиной изменений в культуре является общественный вызов, иначе говоря, новые социальные или экологические ситуации, возникшие в обществе, которые, во-первых, угрожают его существованию, а, во-вторых, не могут быть решены людьми при помощи освоенных моделей культуры (А.Тойнби).

Появление этих ситуаций не случайно. Социальные процессы в обществе протекают неравномерно, повинуясь своим собственным ритмам. Причем, ритмы культуры наиболее замедлены. Шаг культурных перемен равен жизни поколения: 25-33 гг. (З.И.Файнбург) так что конфликты между культурной и иными социальными подсистемами общества определяются природой социальных изменений.

Вызов принимает разные формы; но всегда конфликтные.

Первым случаем конфликта можно считать оппозицию культуры другим подсистемам общества: экономике, политике...

Вторым - встречу с иной культурой, принадлежащей самим народам, создателям собственной цивилизации.

Оба этих конфликта влекут за собой культурный шок. Выйти из него можно разными способами, в том числе и замкнуться хотя бы на время от импульсов, поступающих извне. В этой ситуации общество вызова не принимает.

Иным вариантом является ответ на вызов, т.е. обновление культуры в соответствии с ее традициями и изменившимися условиями.

Выбор вариантов зависит от содержания культуры, столкнувшейся с иными культурами, либо с новыми ситуациями.

Если культура по своей природе замкнута на самое себя, враждебна всяческим новшествам, она не в состоянии принять вызов и в конечном счете гибнет.

Если, напротив, культура открыта для новшеств, она справляется с шоком и приобретает иное содержание, не утратив своей идентичности.

  1. Рассмотрим, как происходит процесс включения инноваций в культуру, механизм культурных изменений.

Инновации по своему происхождению уместно поделить на два класса: изобретения и заимствования. Первая - продукт внутрикультурного конфликта, вызванного необходимостью привести в соответствие новым ситуациям в экономике или политике культуру общества. Вторая - порождение встречи (столкновения) двух культур.

Изобретение предполагает фигуру изобретателя или изобретателей, творчески созидающих нечто новое.

Заимствование имеет дело с переводчиками, способными перенести готовый культурный институт в иную среду.

Изобретение появляется первоначально в грубом, неотшлифованном виде, похожем на прежние образцы.

Заимствование имеет за плечами историю и потому существует в уже законченной форме.

Надо заметить, однако, что их противополагание не абсолютно. Изобретатели прибегают к инокультурной традиции для того, чтобы предложить некое новшество. В первую очередь, переводчики предлагают продукт, не имеющий аналогов в собственной культуре, - продукт, приобретающий признаки изобретения.

По этой причине можно говорить об общем механизме распространения инноваций.

Обозначим условия:

    • Первым является соответствие инновации культурным традициям и потребностям общества. Это соответствие не может быть полным ни по отношению к традиции, ни по отношению к общественному вызову. Более того, мы здесь имеем дело с разнонаправленными требованиями .
    • Вторым - наличие информационных каналов, достаточных для распространения культурных инноваций: будь-то средства массовой коммуникации в современных обществах или базар в древних восточных.
    • Третьим - существование организованных и влиятельных общественных групп, заинтересованных в культурных инновациях и способных навязать свой интерес обществу, в том числе и силовыми методами.

Технология распространения инноваций опирается на подражание, повторение и наследование моделей культуры (Г.Тард).

Как правило, люди подражают тем, кто занимает престижные позиции в обществе. В этом смысле обычный путь инноваций сверху - вниз. Здесь надо только учесть, что престиж определяется культурной ситуацией общества не в меньшей мере, нежели экономической или политической.

Престижные группы совсем не обязательно располагаются на самом верху социальной лестницы по доходам, либо по объему власти. Здесь важно иное: их модели поведения общество воспринимает как эталонные.

Этапы инновационного процесса следующие:

культурный шок;Суть культурного шока — конфликт старых и новых культурных норм и ориентаций, старых — присущих индивиду как представителю того общества, которое он покинул, и новых, т.е. представляющих то общество, в которое он прибыл. Собственно говоря, культурный шок — это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания.

По мнению Бока Американский антрополог Ф. Бок , существует пять способов разрешения этого конфликта.

Первый способ можно условно назвать геттоизацией (от слова гетто). Он реализуется в ситуациях, когда человек прибывает в другое общество, но старается или оказывается вынужден (из-за незнания языка, природной робости, вероисповедания или по каким-нибудь другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он пытается создать собственную культурную среду — окружение соплеменников, отгораживаясь этим окружением от влияния инокультурной среды.

Второй способ разрешения конфликта культур — ассимиляция, по сути противоположная геттоизации. В случае ассимиляции индивид, наоборот, полностью отказывается от своей культуры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни культурный багаж новой родины. Конечно, это не всегда удается. Причиной затруднений оказывается либо недостаточная пластичность личности самого ассимилирующегося, либо сопротивление среды, членом которой он намерен стать.

Третий способ разрешения культурного конфликта — промежуточный,состоящий в культурном обмене и взаимодействии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.