Психологическая категория «развитие». Преформированный и непреформированный типы развития.Стр 1 из 15Следующая ⇒
Предмет и задачи возрастной психологии. Предмет возрастной психологии - есть возрастная динамика психики человека, развитие и изменение психических процессов, качеств личности. Объектом изучения возрастной психологии является ребенок, подросток, юноша. Выделяется 4 отрасли возрастной психологии:
1. перинатальная психология – период внутриутробного развития плода. 2 детская психология – охватывает развитие ребенка от рождения до 17 лет. 3 психология зрелых возрастов. 4 геронтология или психология пожилого возраста. Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: психология человека (общая психология), социальная, педагогическая психология.
Теоретические задачи возрастной психологии раскрытие общих закономерностей психологического развития в онтогенезе: установление возрастных периодов этого развития, причины перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития. Психологическая категория «возраст». Возраст – это категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Различают хронологический (паспортный) возраст и психологический. Хронологический возраст обозначает длительность существования человека с момента рождения. Психологический возраст - это определенная, качественно своеобразная ступень онтогенеза, обусловленная закономерностями формирования организма, условиями жизни, воспитания и обучения. Выделяют следующие компоненты возраста: 1. Социальная ситуация развития – совершенно своеобразные, специфические для данного возраста, исключительно единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей его действительностью. 2. Новообразования – психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития. Например, возникновение речи в раннем возрасте, чувство взрослости в подростковом возрасте. 3. Ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой. Каждая ведущая деятельность способствует появлению характерных только для этого возраста качественных особенностей, или новообразований возраста. Психологическая категория «развитие». Преформированный и непреформированный типы развития. Латинское слово «развитие» в Древнем Риме означало «развертывание свитка при чтении»: все, что уже написано в книге, разворачивается затем в сознании читающего. Похожее толкование словосочетания «развитие мысли» мы находим у Цицерона: то, что было свернуто в сознании говорящего, разворачивается через его речь перед слушателями. В настоящее время понятие «развитие» стало естественной и неотъемлемой частью мировоззрения человека: развитие Вселенной, языка, страны, общества, подходов к пониманию чего-либо, наконец, самого человека. Слово, которому чуть больше 2000 лет, сегодня — одно из ключевых в культуре. По мнению В.И. Слободчикова, категория «развитие» в современном звучании объемлет три не сводимых друг к другу смысла: 1. Развитие как объективный факт, естественно осуществляющийся процесс качественных изменений объективной реальности, в том числе — человека. 2. Развитие как объяснительный принцип. На его основе могут интерпретироваться изменения, происходящие в человеческом мире. 3. Развитие как цель и ценность европейской культуры: «В современном человекознании утвердилось положение о том, что развиваться — это хорошо». Важно различать понятие «развитие» и близкие к нему понятия «изменение», «происхождение», «функционирование» и др. Человек может изменяться, но не развиваться. Так, рост — это количественное изменение человека без изменений внутренней структуры, состава входящих в него элементов, функций того или иного процесса. Можно говорить о физическом росте человека, можно — о росте различных психологических показателей, например росте запаса слов без изменения функции речи. Развитие, в отличие от изменения, обязательно несет в себе качественное изменение структуры, отдельных элементов, функций или всего перечисленного, вместе взятого. Функционирование — это пребывание в активном состоянии одного и того же уровня (типа). Развитие же предполагает возникновение принципиально новых образований, переход на новый уровень функционирования. Функционирование — обратимый процесс, ему свойственно циклическое воспроизведение постоянного набора функций. Развитие — вид необратимых изменений. Оно связано с кардинальным, необратимым изменением структуры и механизмов. Это сдвиг, превращение, метаморфоза: гусеница, куколка, бабочка... Существуют различные типы развития. Можно различать 3 вида развития с точки зрения причин, его обусловливающих: 1. «Развитие по сущности природы, или становление» — естественная временная последовательность ступеней, периодов, стадий. Такое развитие есть движение от некоторой причины, запускающей (поддерживающей) изменения, к закономерным следствиям. 2. «Развитие по сущности социума, или формирование» — процесс изменения деятельности, способов и средств развития, имеющихся в распоряжении человека. Это движение от имеющегося социокультурного образца к его внутреннему присвоению. 3. «Развитие по сущности человека, или преобразование» — процесс саморазвития, движения человека по целям, ценностям и смыслам своего существования. В процессе развития человек и его свойства могут подвергаться качественно различным преобразованиям: прогрессу и регрессу, дифференциации и интеграции. Наконец, важно различать преформированный и непреформированный типы развития. Преформированный тип развития предполагает изначальную заданность и тех стадий, которые пройдет организм на пути своего развития, и того конечного результата, к которому стремится развитие. Пример — эмбриональное развитие. Непреформированный тип развития не предопределен заранее. Так развиваются биологические виды, общество, сама галактика. Развитие человека тоже происходит по непреформированному типу, но со своими особенностями. Конечные формы детского развития и стадии, через которые должен пройти ребенок, не определены жестко, не заданы. Однако – и в этом уникальность онтогенеза – задан внешний образец. Это те формы теоретической и практической деятельности, которые существуют на данном этапе развития общества. Они выступают образцом («идеальной формой», в терминах Л.С. Выготского), по которому проходит человеческое развитие. Такой тип непреформированого развития может быть определен как усвоение. Вне процесса усвоения культурного наследия человечества не может быть рассмотрен и адекватно изучен процесс развития ребенка. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|