Здавалка
Главная | Обратная связь

Психологическая категория «развитие». Преформированный и непреформированный типы развития.



Предмет и задачи возрастной психологии.

Предмет возрастной психологии - есть возрастная динамика психики человека, развитие и изменение психических процессов, качеств личности. Объектом изучения возрастной психологии является ребенок, подросток, юноша.

Выделяется 4 отрасли возрастной психологии:

 

1. перинатальная психология – период внутриутробного развития плода.

2 детская психология – охватывает развитие ребенка от рождения до 17 лет.

3 психология зрелых возрастов.

4 геронтология или психология пожилого возраста. Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: психология человека (общая психология), социальная, педагогическая психология.

 

Теоретические задачи возрастной психологии раскрытие общих закономерностей психологического развития в онтогенезе: установление возрастных периодов этого развития, причины перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития.

Психологическая категория «возраст».

Возраст – это категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.

Различают хронологический (паспортный) возраст и психологический.

Хронологический возраст обозначает длительность существования человека с момента рождения. Психологический возраст - это определенная, качественно своеобразная ступень онтогенеза, обусловленная закономерностями формирования организма, условиями жизни, воспитания и обучения.

Выделяют следующие компоненты возраста:

1. Социальная ситуация развития – совершенно своеобразные, специфические для данного возраста, исключительно единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей его действительностью.

2. Новообразования – психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития. Например, возникновение речи в раннем возрасте, чувство взрослости в подростковом возрасте.

3. Ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.

Каждая ведущая деятельность способствует появлению характерных только для этого возраста качественных особенностей, или новообразований возраста.

Психологическая категория «развитие». Преформированный и непреформированный типы развития.

Латинское слово «развитие» в Древнем Риме означало «развертывание свитка при чтении»: все, что уже написано в книге, разворачивается затем в сознании читающего. Похожее толкование словосочетания «развитие мысли» мы находим у Цицерона: то, что было свернуто в сознании говорящего, разворачивается через его речь перед слушателями.

В настоящее время понятие «развитие» стало естественной и неотъемлемой частью мировоззрения человека: развитие Вселенной, языка, страны, общества, подходов к пониманию чего-либо, наконец, самого человека. Слово, которому чуть больше 2000 лет, сегодня — одно из ключевых в культуре.

По мнению В.И. Слободчикова, категория «развитие» в современном звучании объемлет три не сводимых друг к другу смысла:

1. Развитие как объективный факт, естественно осуществляющийся процесс качественных изменений объективной реальности, в том числе — человека.

2. Развитие как объяснительный принцип. На его основе могут интерпретироваться изменения, происходящие в человеческом мире.

3. Развитие как цель и ценность европейской культуры: «В современном человекознании утвердилось положение о том, что развиваться — это хорошо».

Важно различать понятие «развитие» и близкие к нему понятия «изменение», «происхождение», «функционирование» и др.

Человек может изменяться, но не развиваться. Так, рост — это количественное изменение человека без изменений внутренней структуры, состава входящих в него элементов, функций того или иного процесса. Можно говорить о физическом росте человека, можно — о росте различных психологических показателей, например росте запаса слов без изменения функции речи. Развитие, в отличие от изменения, обязательно несет в себе качественное изменение структуры, отдельных элементов, функций или всего перечисленного, вместе взятого.

Функционирование — это пребывание в активном состоянии одного и того же уровня (типа). Развитие же предполагает возникновение принципиально новых образований, переход на новый уровень функционирования. Функционирование — обратимый процесс, ему свойственно циклическое воспроизведение постоянного набора функций. Развитие — вид необратимых изменений. Оно связано с кардинальным, необратимым изменением структуры и механизмов. Это сдвиг, превращение, метаморфоза: гусеница, куколка, бабочка...

Существуют различные типы развития.

Можно различать 3 вида развития с точки зрения причин, его обусловливающих:

1. «Развитие по сущности природы, или становление» — естественная временная последовательность ступеней, периодов, стадий. Такое развитие есть движение от некоторой причины, запускающей (поддерживающей) изменения, к закономерным следствиям.

2. «Развитие по сущности социума, или формирование» — процесс изменения деятельности, способов и средств развития, имеющихся в распоряжении человека. Это движение от имеющегося социокультурного образца к его внутреннему присвоению.

3. «Развитие по сущности человека, или преобразование» — процесс саморазвития, движения человека по целям, ценностям и смыслам своего существования.

В процессе развития человек и его свойства могут подвергаться качественно различным преобразованиям: прогрессу и регрессу, дифференциации и интеграции.

Наконец, важно различать преформированный и непреформированный типы развития. Преформированный тип развития предполагает изначальную заданность и тех стадий, которые пройдет организм на пути своего развития, и того конечного результата, к которому стремится развитие. Пример — эмбриональное развитие. Непреформированный тип развития не предопределен заранее. Так развиваются биологические виды, общество, сама галактика.

Развитие человека тоже происходит по непреформированному типу, но со своими особенностями. Конечные формы детского развития и стадии, через которые должен пройти ребенок, не определены жестко, не заданы. Однако – и в этом уникальность онтогенеза – задан внешний образец. Это те формы теоретической и практической деятельности, которые существуют на данном этапе развития общества. Они выступают образцом («идеальной формой», в терминах Л.С. Выготского), по которому проходит человеческое развитие. Такой тип непреформированого развития может быть определен как усвоение. Вне процесса усвоения культурного наследия человечества не может быть рассмотрен и адекватно изучен процесс развития ребенка.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.