Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие аномии, ее характеристики и сущность, теории «аномии».



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Аномия: определение, причины, характеристики»

Студентки 1-ого курса
Группы № СБ-3

ФИО: Прохоренко Анны Александровны

Научный руководитель
ФИО: Колосова Елена Андреевна

Москва 2012

Оглавление:

· Введение………………………………………………………………………………….. 3 с.

· Понятие аномии, ее характеристики и сущность, теории «аномии»…………………. 4 с.

· Основные теории аномии:

- Теория аномии Э. Дюркгейма…………………………………………………………. 9 с.

- Теория аномии Р. Мертона……………………………………………………………..13с.

· Аномия в современном российском обществе. ………………………..………………18с.

· Заключение………………………………………………………………………………..24с.

· Список используемой литературы...…………………………………………………….25с.


 

Введение.

Многим людям не знакомо понятие «аномия», но если объяснить, что оно собой выражает, многие подтвердят то, что они сталкивались с этим явлением в жизни и понимают что это. Так что же такое «аномия»? В своей курсовой работе, я постараюсь разобрать все аспекты выбранной мной темы.

«Понятие аномии выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, а вместо соответствующих традициям средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные)». Явления аномии, затрагивает практически все население, в те периоды, когда происходят различные социальные перемены и потрясения, особенно сильно процессы аномии действуют на молодежь. Существует множество трактовок понятия аномия, но наиболее значительный вклад в изучение данного вопроса внесли известные социологи Эмиль Дюркгейм и Роберт Мертон.

Проблема аномии в современном обществе стоит достаточно остро. Поэтому цель моей работы – определить причины, характеристики и сущность понятия социальная аномия. Задачи моей работы: изучить основные подходы к содержанию понятия «аномия», описать виды, формы аномии. Объект исследования: аномия как социологическое понятие, его сущность. Предмет исследования: понимание аномии в различных научных теориях. В своей работе я рассмотрю основные существующие теории разработанные известными учеными Э. Дюркгеймом и Р. Мертоном, а так же рассмотрю исследование по проблеме аномии в современном российском обществе.

Понятие аномии, ее характеристики и сущность, теории «аномии».

 

Термин «anomos», стал известен еще в Древней Греции, он означал «безнормный», «беззаконный». Аномия у Еврипида была символом жестокости бытия. Проявление анархии и неумеренности видел в аномии Платон. В Ветхом Завете аномия связывалась с грехом и порочностью, в Новом Завете – с беззаконием.

Знаменитый социолог и один из основателей социологии Герберт Спенсер (1820-1903) также обращал свое внимание на то, что нравственные и правовые нормы не совершенны и то, что они оказывают влияние, деформируют жизнь человека. Он довольно критично относился к законодателям и государству, обвиняя их в том, что они не уважают нормы и законы, а это порождает социальную аномию.

Э. Дюркгейм (1858—1917) и Р. Мертон (1910—2000). Именно эти люди привнесли значительный вклад в то, чтобы закрепить в социологической науке понятие «аномия». В современной социологической литературе имеют место быть два по-разному пишущихся и неодинаково произносящихся термина «аномия» — anomie и anomia. Э. Дюркгейм и Р. Мертон использовали термин «anomie» для описания «состояния социальной (общественной) безнормности в применении к большим и малым общностям»[1]. «Современный американский социальный психолог и социолог Лео Сроул предложил понятие «anomia», которое восходит к его греческому произношению и обозначает состояние индивидуальной депривации (в отличие от аномии социальных систем в целом)»[2]. Это принципиально важное различие, ибо оно позволяет анализировать аномичные состояния с двух сторон – со стороны общностей и различных социальных групп и стороны личности. Более подробно теории Роберта Мертона и Эмиля Дюркгейма я рассмотрю в следующих главах.

В социологии имеется множество подходов к трактовке аномии. Так например известный психолог и социолог Э. Фромм рассматривая «больное общество» отмечает опасность аномии. Основная его идея заключается в том, что «главнейшим показателем болезни общества является равнодушие к человеческой личности».

Также можно отметить и разработку Р. Маккайвера. Согласно Маккайверу, «социальная аномия — это состояние сознания, при котором чувство социальной сплоченности — движущая сила морали индивида — ослабевает или полностью разрушается»; аномия есть «разрушение чувства причастности индивида к обществу»[3]. Маккайвер связывает это явление с тем, что у демократического общества есть три проблемные характеристики — конфликт культур, капиталистическая конкуренция и быстрый темп социальных перемен. Основываясь на трех этих характеристиках Маккайвер обозначил три типа аномии как сознания индивиов. Он считал, что индивиды аномичны, когда в их жизни нет цели, потому что отсутствуют ценности, что приводит к столкновениям разных культур и систем ценностей. «Теряя указывающий путь в будущее — компас, они утрачивают будущее»[4]. Так же индивиды аномичны, когда они используют возможности и собственные силы исключительно для себя. Человек теряет моральную ориентацию в конкурентном обществе. И последний случай, когда индивиды изолированы от значимых человеческих взаимоотношений и связей, когда они утратили прежние нормы и ценностные ориентации.

В современной социологической науке «аномия трактуется как состояние, которое характеризуется отсутствием цели, самоидентичности или этических, ценностей у отдельного человека или общества в целом, дезорганизация общественного сознания и поведения»[5]. Можно привести в пример ситуации, которые указывают на то, что в данном обществе существует явление аномми. Так, например, состояние социального беспорядка в обществе; состояние, при котором личность не осознает цель жизни («главное для нас — выжить»), потеря уверенности в завтрашнем дне, которое связано с процессами протекающими в данном обществе («мы живем только сегодняшним днем»), и многие другие. Аномия раскрывается в этом смысле как однозначно отклоняющееся состояние социальной структуры.

Следовательно, аномия представляет собой тотальное изменение индивидуальных или групповых ценностей и норм, все это приводит к «вакуумизации» социального пространства. Аномия близка в этом смысле к понятию «отчуждение». Значительные, резкие перемены в социальной, политической и экономической сферах разваливают порядок в обществе и социальные связи, человек оказывается лишенным ориентиров, ценностных установок, потерянным в пространстве. Индивид начинает испытывать кризис ожиданий, теряет надежды на будущее, ощущается отсутствие стремлений. Утрачивается ограничение нравственных рамок. В итоге человек оказывается в вакууме. Человек не может найти для себя долговременных устойчивых установок и ориентиров, он впадает в состояние апатии, вялости, усталости от жизни. Это ощущение усиливается, оно необратимо и непреодолимо. Возрастает пассивность, безынициативность, замкнутость, личность проходит процесс саморазрушения.

Понятие «аномия» тесно связано с такими понятиями как «одиночество» и «ценностный вакуум». Аномия создает благоприятную почву для возникновения одиночества. Одиночество далеко не всегда совпадает с аномией, но, в некоторой степени, соединяется с ней и обнаруживает многие смысловые переходы и пограничные зоны. Ученые Т. Джонсон и У. Садлер сравнивали характеристики явлений одиночества и аномии. В результате они пришли к выводу, что одиночество – есть некий предшественник аномии, если оно не временное и эпизодическое. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что аномия является более глубоким явлением нежели одиночество.

В учебнике «Социология» В.А. Бачинина можно найти классификацию масштабов аномии в обществе. По его мнению, в зависимости от площади пространств, которые охвачены разрушительными процессами, аномия может быть двух видов: очаговая или тотальная. Очаговая аномия, в отличие от тотальной, является неотъемлемой принадлежностью любого общества на протяжении истории существования этого общества. Очаговая аномия — это форма защиты некоторых «сфер свободы» даже в самых «закрытых» системах. В зависимости от того насколько жестким и тотальным является социальный контроль в обществе, процессы внутри этих «сфер» протекают более интенсивно и стремительно.

Особо важную роль в защите и сохранении таких очагов выполняет гражданское общество. Одной из его наиглавнейших задач состоит в том, чтобы поддерживать их существование, защищать от уничтожения их государством. Естественно это не относится к тем сферам, где базируются криминальные и опасные для жизни и здоровья граждан формы аномии.

Такие очаги беспорядка все-таки нужны для поддержания жизнеспособности общества. Это можно объяснить тем, что полная однородность и абсолютная упорядоченность делает систему неустойчивой, практически неспособной бороться с внешними разрушительными воздействиями. Наличие же очагов аномии с характерными для них множествами разнообразных девиаций образует широкое пространство социальной свободы для активных действий и энергичного самоутверждения социальных субъектов. В таких сферах возникают нестандартные жизненные модели, различные свежие находки и социальные новации.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.