Здавалка
Главная | Обратная связь

Аномия в современном российском обществе.



 

Интенсивный рост девиантного (в том числе криминогенного) сознания и поведения населения является одной из наиболее опасных социальных явлений в современном российском обществе.

Автором статьи, И.В. Староверовой, проведено эмпирическое исследование по данной проблематике.

Характерные девиации сознания и поведения молодежи показывает и официальная статистика.

Статистика указывает на то, что все большие масштабы приобретает массовое отклоняющееся поведение молодого поколения. Не смотря на то, что доля совершенных молодыми людьми преступлений уменьшилась в 5-10 раз в общем зачете совершенных по стране преступлений, рост подростковой преступности все равно увеличивался.

«Уровень наркомании вырос в 15 - 17 раз, число венерических заболеваний среди подростков 14 - 15 лет увеличилось в 45 - 50 раз, увеличивается проституция среди несовершеннолетних. Социальные психологи предоставили статистические данные о том, что, государственные органы, при всем их нежелании заводить дела, готовят сейчас в 6 - 7 раз больше материалов о лишении родительских прав, чем это было в начале либеральных реформ»[18]. Сейчас более миллиона несовершеннолетних доставляют в правоохранительные органы, из этого числа приблизительно половина доставляется с формулировкой "за совершение правонарушений, влекущих меры административного и общественного порядка", что указывает, на присутствие девиантного поведения среди молодежи. Возрастает число беспризорных и безнадзорных детей, что приводит к таким последствиям как, увеличивающийся, с каждым днем, уровень тяжких и особо тяжких преступлений, которые совершают подростки. Изменилась и структура сроков заключения осужденных несовершеннолетних: вопреки тому, что наказания за преступления совершенные несовершеннолетними должны быть смягчены, наблюдается факт ужесточения наказаний применяемых к несовершеннолетним преступникам. Это отражает то, насколько все-таки тяжки деяния совершенные ими.

Все это говорит о том, что проблемы отклоняющегося поведения молодежи не могут быть решены только юридическими и правоохранительными мерами. Это напоминает нам о тяжких последствиях для воспитания российской молодежи, о том, что до сих пор не изжиты ошибки радикально-либерального развала страны.

Традиционная мораль и нравственность – вот те базовые элементы на которых основывалась отечественная система формирования сознания и поведения молодежи. Обучение и воспитание были едины. Ребенка обучали основам фундаментальных наук, их сочетали с опытом, применения их на практике. Реализации помогал опыт прошлого и настоящего с ориентацией на будущее.

В связи с этим, следует так же отметить то, насколько деструктивным оказался шквал осквернения отечественной истории в период конца 80-х годов, который обрушился на российскую среднюю и высшую школу. Он до сих пор продолжает извращать подлинную картину развития страны, а так же оказывать непосредственное влияние на само мировоззрение молодого поколения. Современные учебники и книги теперь же преподносят образы советской эпохи, которое основывалось на патриотизме и цивилизационно-социальных и правовых ценностей, в негативной манере, очерняя отечественную историю. В связи с этим и образуется дезориентированное молодое поколение. Деструктивное воздействие этой практики сочеталось с другими либеральными инициативами, которые действовали совместно. «Так, в начале 1990-х годов в учебные заведения нахлынула волна социологических и социопсихологических анкет сексуальной направленности»[19]. Данные анкеты были ориентированы на то чтобы вызвать у учащейся молодежи нездоровый интерес. «Клубничные» газеты и журналы, выпускающиеся многочисленным тиражом, телевизионные передачи, которые далеко отходили от традиционных моральных норм, порнофильмы, которые находились в свободном доступе – все это, безусловно, послужило причиной расцвета педофилии в России, проституции среди несовершеннолетних, развития аморальности среди молодежи. К этому надо добавить дурное влияние на молодежное сознание иррациональных концепций, которые были внедрены в нашей стране. О том разрушительном влиянии, которое оказывают все эти явления на процессы социализации подрастающего поколения уже давно известно и это давно доказано зарубежными социологами, но по непонятным причинам проигнорировано российскими властям.

Все это повлияло на разрушение ценностных ориентиров российской молодежи, которые основывались ранее на патриотизме, культурных интересах, нормах морали и нравственности.

В процессе социализации молодого поколения в доперестроичные времена одну из центральных ролей выполняли комсомольская и пионерская организации, многочисленные объединения по интересам. Не смотря на то, что они были ограничены идеологическими рамками, они формировали здоровые досуг молодого человека, и обеспечивали его кадрами и средствами. С фактическим уничтожением этих форм самодеятельности уже на первом этапе либерализации общества значительная часть детей и молодежи перешла, в так называемые, "субкультурные ниши", не всегда носящие позитивную окраску. Еще в начале 90-ых годов 20 века появились тревожные публикации о том, что повседневная российская реальность неуклонно подтверждает, что в стране уже третье десятилетие рождаются "потерянные поколения" молодых граждан. Первое из них, повзрослев, так и не выбралось из состояния "потерянности", оно превратилось в поколение 35 - 45-летнихю. Представители этого поколения на ином возрастном уровне воспроизвели свою

Жизненные позиции российских студентов (в % к числу опрошенных)*

Ответы, выражающие "согласие"
В нашей стране столько неясного, что такому человеку, как я, трудно в ней разобраться. 73,4 81,9 83,2
Сегодня кажется, что все в жизни обесценивается. 73,5 73,7 80,8
Все живут сегодняшним днем и не заботятся о будущем   51,4 64,8 79,7
Ни в ком нельзя быть уверенным 57,8 60,5
Сейчас, когда будущее неясно, вряд ли стоит рожать детей. 43,4 55,4

*Источник: В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, К. Уильямс. Молодежь в обществе риска. М., 2001. С. 192. За 2007 г. - данные авторского опроса московских студентов.

 

социально-политическую незрелость, общественную неорганизованность и неприкаянность. Второе поколение, а именно группа нынешних 25 - 34 летних россиян, почти полностью повторило эти же черты социального инфантилизма. Некоторые из них усвоили нравственные нормы рыночного, направленного на достижение экономического благополучия общества. Большая же часть пытается сегодня восполнить свою невостребованность неумеренным пьянством, неорганизованностью, хулиганством. Между тем нарождающееся третье "потерянное" поколение молодежи в сегодняшней России находится в состоянии хаоса (не считая небольших групп людей, которые знают, чего они хотят для себя. Но их карьерные устремления направлены не на благо России). Это третье «постперестроечное» поколение российской молодежи значительно отличается от двух первых выраженным ростом в нем революционных настроений, с одной стороны, экстремистских и даже фашистских – с другой.

Это подтверждается данными социологических исследований.

(Ответы на вопрос "Согласны ли Вы с тем, что... " - варианты жизненных позиций см. таблицу )

В данный момент необходимо обратить внимание на то, что отличительной чертой третьего поколения молодежи под воздействием либерализации общества является высокий уровень девиантного и деликвентного поведения. «Частными случаями девиантного поведения являются, с одной стороны, алкоголизм и наркомания, сексуальная разнузданность и сектантство, с другой, - экстремизм, фашизм, черносотенность, ксенофобия и др.»[20] Все чаще в современной России девиантное поведение принимает черты антисоциального. «В России в организованную преступность вовлечено не менее 6 млн. человек, из них 1/5 действует активно, более 4/5 таких "активистов" - из "потерянных поколений", 1/3 - молодежь; еще больше молодых в неорганизованной, спонтанной преступности. Примерно такова же структура 20 млн. российских алкоголиков, а из 4 млн. наркоманов - большинство молодежь»[21].

Правосознание и правоповедение нынешней российской молодежи имеет неуклонную тенденцию к дальнейшему ухудшению. Основная причина этого - несбывшиеся надежды на коренное улучшение уровня, качества и образа жизни в стране в целом и молодежи в том числе. Одной из главных причин этого является и то, что в современной социальной политике в целом, в частности в молодежном ее разделе, преобладают не нацеленные на будущее установки и популизм, отсутствует системность, которая бы исходила из подтвержденных наукой потребностей формирования правовой культуры населения страны, молодежи, в первую очередь.


 

Заключение.

 

В заключение своей работы я хотела бы подвести некоторый итог. «Аномия – это состояние общества, в котором те или иные области социальной жизни, типы социальных отношений и поведения людей в значительной степени выпадают из сферы нормативного регулирования со стороны общества». Общие нравственные предписания ослабевают или утрачиваются вовсе, а некоторое количество людей в этом обществе отказывается следовать существующим нормам.

Явление аномии – это важнейший социальный феномен, который требует серьезного внимания и изучения. Необходимо пристально следить за этим состоянием общества. Социальный хаос, состояние смятения и неясности, апатичности и безразличности ко всему происходящему – есть деструктивные явления. Это болезненное состояние общества, которое несовместимо с его поступательным движением. Оно способно незаметно, но действительно развалить любую программу преобразований.

Именно поэтому изучение данной проблемы крайне необходимо сейчас, в период, когда некоторая стабильность в обществе нарушена и человеческое сознание все больше и чаще сталкивается с процессами аномии.


 

Список используемой литературы:

1. Дюркгейм Э. О разделение общественного труда. - М., 1996 г., 360 с.

2. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. - М., 1994 г.

3. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003 г. 430 с.

4. Мертон Р. Социальная структура и социальная аномия // Социологические исследования. 1992. №2

5. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности: Современные буржуазные теории. М., 1966 г., 309 с.

6. Покровский Н.Е. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки / Н.Е. Покровский, Г.В. Иванченко. - М.: Университетская книга, Логос, 2008, с. 63-75, 189-192.

7. Староверова И.В. Факторы девиации сознания и поведения российской молодежи // Социс 2009. № 11. С. 107-117.

8. Тезаурус социологии [под ред. Тощенко Ж.Т.] - М.: Юнити, 2009 г. С. 161-166.

9. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек // Социальная аномия. М.: "Гардарики", 2001

10. http://www.gramotey.com/?open_file=1269052822#TOC_id1389971

11. http://pidruchniki.ws/15890315/sotsiologiya/totalnaya_ochagovaya_anomiya

 


[1] Тезаурус социологии [под ред. Ж.Т. Тощенко]. М., 2009. С. 161.

[2] Покровский Н.Е. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки / М., Логос, 2008, С. 189-192.

[3] Тезаурус социологии [под ред. Ж.Т. Тощенко]. М., 2009. С. 163.

[4] Там же.

[5] Тезаурус социологии [под ред. Ж.Т. Тощенко]. М., 2009. С.164.

[6] Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М., 1994. С. 238.

[7] Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М., 1994.

[8] Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М., 1994.

[9] http://www.gramotey.com/?open_file=1269052822#TOC_id1389971

 

[10] Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. Учебник для вузов. СПб., 2003. С. 270.

[11] Мертон Р. Социальная структура и социальная аномия // Социологические исследования. 1992. №2 С. 118-119.

[12] Там же. С. 120.

[13] Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. Учебник для вузов. СПб., 2003. С. 272.

[14] Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. С. 105.

[15] Там же. С. 107.

[16] Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. С. 110.

[17] Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. С. 112.

[18] И. В. Староверова Факторы девиации сознания и поведения российской молодежи // Социс 2009. № 11

[19] И. В. Староверова Факторы девиации сознания и поведения российской молодежи // Социс 2009. № 11

[20] И. В. Староверова Факторы девиации сознания и поведения российской молодежи // Социс 2009. № 11

[21] Там же.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.