Здавалка
Главная | Обратная связь

Дружба с точки зрения психологии



 

Что же такое дружба с точки зрения психологии? Все её житейские определения суть метафоры, каждая из которых высвечивает какой-то один ракурс проблемы. "Друг - товарищ" подразумевает наличие совместной деятельности и общих интересов. "Друг - зеркало" подчеркивает функцию самопознания, партнеру в этом случае отводится пассивная роль отражения; "Друг - сострадальник" олицетворяет эмоциональное сопереживание. "Друг - собеседник" высвечивает коммуникативную сторону дружбы, самораскрытие и взаимопонимание. "Друг - "альтер эго" подразумевает как ассимиляцию, уподобление другого себе, так и идентификацию, уподобление себя другому, саморастворение в другом.

Возникшая в конце XIX в. психология дружбы, как, впрочем, и другие науки о человеке, первоначально (и вплоть до середины XX в.) ставила вопросы общего характера: каков источник дружбы, как соотносятся её рациональные и эмоциональные компоненты и чем поддерживается однажды возникшее отношение? Исследователи этого периода собрали большой эмпирический материал о том, как разные люди - преимущественно дети и подростки - понимают дружбу и выбирают друзей. Но интерпретация эмпирических данных большей частью не выходила за рамки представлений обыденного сознания и не увязывалась с какими-либо специальными психологическими теориями.

Аналитический период психологии дружбы, начавшийся в конце 1950-х годов, был связан с социально-психологическими исследованиями межличностной аттракции. Слово "аттракция" (attraction), как и древнегреческое "филия", буквально означает притяжение, влечение. В социальной психологии понятие "межличностной аттракции" определяют как когнитивный (познавательный) компонент эмоционального отношения к другому человеку, или как некоторую социальную установку, или, наконец, как эмоциональный компонент межличностного восприятия (социальной перцепции). Главный вопрос психологии аттракции: "Что привлекает людей друг к другу?" - содержательно неоднозначен. Он охватывает и потребности субъекта, побуждающие его выбирать того или иного партнера; и свойства объекта (партнера), стимулирующие интерес или симпатию к нему; и особенности процесса взаимодействия, благоприятствующие возникновению и развитию диадических (парных) отношений; и объективные условия такого взаимодействия (например, принадлежность к общему кругу общения).

Столь же многообразными были и сами теории аттракции (Гозман, 1987; Huston 1974]. Одни описывали преимущественно её интраиндивидуальные, внутренние предпосылки, другие - механизмы общения, третьи - стадии его развития, четвертые - конечные результаты. В зависимости от исходных теоретико-методологических установок авторов дружба рассматривалась то как своеобразная форма обмена, то как удовлетворение эмоциональных потребностей, то как информационный процесс взаимного познания, то как социальное взаимодействие индивидов, то как уникальный и неповторимый диалог личностей.(подробный анализ социально-психологических теорий см. Андреева 1996, 2000).

Самая простая, поведенческая модель аттракции, характерная для необихевиоризма (Д. Хоманс, Д. Тибо и Г. Келли), считает важнейшим условием всякого парного взаимодействия обмен вознаграждениями (положительное подкрепление) и издержками (отрицательное подкрепление). Чтобы личные отношения развивались и поддерживались, партнеры должны получать друг от друга и от самого процесса взаимодействия максимум поощрений и минимум издержек. Эксперименты, поставленные в соответствии с этой теоретической ориентацией, стараются взвесить прежде всего объективные следствия, "исходы" процесса дружеского взаимодействия: удается ли партнерам получить искомое "вознаграждение" в виде удовольствия, "уменьшения напряженности", практической пользы и т.п.

Более сложные модели (например Д. Клора и Д. Бирна, А. и Б. Лотт), анализируют не только "исходы", но и типы стимулов - соотношение таких факторов дружбы, как сходство личных черт, близость социальных установок и характер эмоционального взаимодействия партнеров. Однако их общей методологической основой остается теория научения.

Психодинамическая теория, представленная, в частности, психоанализом, усматривает истоки дружбы, как и всех прочих привязанностей, в неосознаваемых эмоциональных потребностях личности. Основоположник психоанализа 3игмунд Фрейд считал, что все человеческие влечения и привязанности, будь то дружба, родительская любовь или преданность идее, имеют в конечном счете инстинктивную природу, являясь формами полового влечения, либидо, которое он, впрочем, определял весьма расширительно.

Близка к психоанализу и созданная британским психоаналитиком Джоном Баулби теория привязанности (attachment) (Bowlby 1969, 1973). “Attachment” обозначает прежде всего безотчетную эмоциональную привязанность, зависимость одного человека от другого. Прообразом таких отношений Баулби считал привязанность ребенка к матери. Кроме клиники, он опирался на данные этологии.

В начале 80-х годов психологам стало ясно, что исследование отдельных установок и потребностей мешает разглядеть целостность жизненного мира личности, а сведение межличностных отношений к серии "взаимодействий" затемняет их глубинный личностный смысл (Duck and Sants 1983; Duck, 1988).

Как особое направление научных исследований психология личных отношений впервые оформилась в одноименном коллективном пятитомном труде под редакцией Стивена Дака и Робина Гилмура (Duck and Gilmour, 1981–1984). Первый том был посвящен природе личных отношений и методологии их исследования, второй – развитию личных отношений на протяжении существования данного отношения и в течение жизненного пути, третий – расстройству личных отношений, четвертый – их расторжению и пятый – их налаживанию и восстановлению.

Наряду с англоамериканскими, в книге было и две главы российских ученых: Г.М. Андреевой и Л.Я. Гозмана о социальном контексте межличностных отношений и моя о нерешенных проблемах изучения юношеской дружбы.

Каковы главные черты новой научной парадигмы?

1. Круг явлений, охватываемых понятием "личные отношения", гораздо уже и определеннее феноменов "межличностной аттракции". Речь идет не о случайных краткосрочных контактах, а только об относительно устойчивых, развивающихся взаимоотношениях.

2. В отличие от функционально-ролевых отношений, личные отношения индивидуальны, персонализированы, в ходе их становления и развития образуется новый субъективный, личностный смысл, обогащающий обоих участников, чего не происходит при простом информационном или поведенческом обмене.

3. Личные отношения необходимо изучать в естественной среде с учетом фактора времени, причем не только в восходящей (знакомство, углубление, поддержание отношения), но и в нисходящей (ухудшение, ослабление, разрыв отношения ) стадиях развития.

4. Поскольку речь идет о субъектно-субъектных отношениях, их развитие складывается не автоматически, в соответствии с какими-то универсальными нормами, а в зависимости от сознательных усилий и коммуникативной стратегии партнеров.

5. За иллюзией стабильного состояния и плавного перехода из одной стадии отношения в другую скрывается драматический процесс изменений, неопределенностей, переговоров, атрибуций и т.п.

6. Значение и смысл этих процессов сплошь и рядом не осознаются, а их последствия по-разному интерпретируются участниками отношения. Поэтому важно различать их объективную детерминацию, субъективную мотивацию и ретроспективную легитимацию (объяснение и оправдание).

Хотя изучение объективных предпосылок дружбы, её подразумеваемых правил, стадий развития и психологических механизмов и сегодня остается разобщенным и проходит в разных научных дисциплинах, мы знаем об этих процессах значительно больше, чем сто или пятьдесят лет тому назад.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.