Здавалка
Главная | Обратная связь

Методика работы режиссера с реальным героем в театрализованных представлениях



Прежде всего, это должен быть всегда конкретный человек — участник того или иного события, выдающийся современник и т.д. Работа режиссера и сценариста с реальным героем театрализации необычайно сложна, требует продуманной художественно-педагогической программы, умения и такта. Ведь здесь приходится иметь дело, во-первых, каждый раз с новыми людьми, их индивидуальностью, а во-вторых, с героями, которые не являются профессиональными актерами, зачастую не умеющими выступать публично, теряющимися при появлении в качестве объекта внимания большой аудитории. Мастерство режиссера театрализованного действия заключается поэтому не только в том, чтобы в рамках задуманного сценарно-режиссерского решения создать тот или иной эпизод, но и в том, чтобы вызвать у реального героя органичную потребность выйти к аудитории. Здесь нет и не может быть взаимоотношения режиссер — актер, как и вообще не может быть никакой аналогии между реальным героем театрализации и актером. Сценарно-режиссерская работа с героями, участвующими в театрализованном действии, должна строиться таким образом, чтобы у людей постепенно зарождалось чувство необходимости и органичности действий, мизансцен, текстов, которые им предложены, как будто это их собственный замысел. При этом организаторам важно учитывать такие личностные качества реального героя, как черты характера, темперамент, память, уровень эмоционально-образного отражения и сохранения общественно-исторического опыта, переключение внимания, умение мобилизоваться и, конечно, речевые особенности, язык как средство коммуникации. Ведущими чертами коммуникации в сфере общения для реального героя выступают: умение «взять» внимание, компетентность, демократичность, смелость суждений, сильная воля, импровизация и быстрота реакции, эмоциональность. Конечно, в полном объеме такой комплекс редок, но сила сценариста и режиссера при работе с реальным героем заключается как раз в умении подчеркнуть у него наиболее выигрышные черты, выявляющие общность ситуативного настроя героя с участниками праздника, располагающие аудиторию к совместному действию. Исходя из конкретных бесед, групповых интервью, знакомства с иконографическим материалом, весь текст создается предварительно реальным героем, а затем совместно с организаторами праздника редактируется. Наиболее же эффективна творческо-инициативная методика работы с реальным героем театрализации, которая предполагает импровизацию на предварительно обговоренную тему в определенных временных рамках. Анализ практики позволяет сделать важный вывод о том, что сама конкретизация биографического материала в сценарии выступает как важное идейно-эмоциональное выразительное средство. Чем конкретнее сценарный материал, тем ярче реальный образ героя театрализации. Неконкретность же материала сценария делает образ реального героя менее выразительным, даже при усилении его режиссерскими приемами, художественными средствами. Суть театрализации именно в том, что реальный герой не играет на сцене, а проводит линию естественного, близкого ему действия, несет очень конкретную информацию, которую сценарист и режиссер призваны подчеркнуть, усилить, акцентировать художественными выразительными средствами. Эти линии реального и художественного взаимодействуют в рамках эпизода, но не сливаются в единое целое. Задача режиссера — создать вокруг своего героя атмосферу естественности, простоты, отсутствия фальши. 13. Особенности режиссуры праздника на открытом воздухе. Особенности режиссуры праздника на открытом воздухе. Д.М. Генкин. «Праздник – это комплексная форма массовой работы, включающая в себя несколько одновременно происходящих мероприятий, объединенных темой и идеей, сочетающая активное действие участников с восприятием ими зрелища. Педагогическая ценность праздника – удовлетворить интересы людей с разным культурным уровнем, поднимая его на более высшую ступень». А.И. Чечетин. «Празднество – комплекс культурных и художественных мероприятий, как правило, рассредоточиваемый на обширной территории, и присутствующие на нем выступают и как зрители и как участники действований одновременно». Праздник – это комплекс мероприятий, сочетающий активное действие с восприятием зрелища. Сумма различных знаний, закрепленных в единовременные рамки, это сумма одновременно происходящих массовых мероприятий В.В.Корякова. Мы определяем в сценарии предлагаемые обстоятельства, состав артистов, быт, среду и на этой основе будет рождаться художественный образ согласно-

1) темы сценария, реж-ру надо уметь видеть картинки всего действия, уметь их соединять.

2) хар-ка площадки – задача состоит в том, чтобы преобразовать социокультурное пространство в художественное пространство. Чем больше площадка, тем больше значения приобретает зрелище.

Существует 2 закона:

1) учитывать и использовать ресурс всей площадки (водоемы, берега, помещения, колонны, цвет стен и т.д.)

2) это соответствие выразительных средств темы и среды. Вся сценография на площадке должна быть действенна. Изменчивая постоянность- оформление должно содержать способность к развитию, изменениям (перемещение, изменение света и т.д.

Функции:

1) организовать зрительское внимание;

2) создать атмосферу через цвет;

3) организовать действие способом сценографии.

Все что находится на сцен. площадке должно быть едино. Взаимодействие главного и второстепенного, целого и частей. Вся композиция должна быть «читаема». Учитывать технические возможности площадки. О формах - маскарады, спартакиады, свето-звуко спектакли., маркетинговые мероприятия, карнавалы, балаганы, гуляния. МП на воздухе (парк, стадион) – более глобальны, мене привязаны к конкретной социальной общности, разворачиваются как театр больших соц-х обобщений, масштабных образов, символов.

5 частей успеха – ярмарки, реклама, льготный день, презентации, работа со СМИ. Праздники на открытом воздухе. Праздник – это комплекс мероприятий, сочетающий активное действие с восприятием зрелища. Сумма различных знаний, закрепленных в единовременные рамки, это сумма одновременно происходящих массовых мероприятий В.В.Корякова. Мы определяем в сценарии предлагаемые обстоятельства, состав артистов, быт, среду и на этой основе будет рождаться художественный образ согласно-

1) темы сценария, реж-ру надо уметь видеть картинки всего действия, уметь их соединять.

2) хар-ка площадки – задача состоит в том, чтобы преобразовать социокультурное пространство в художественное пространство. Чем больше площадка, тем больше значения приобретает зрелище.

Существует 2 закона:

1) учитывать и использовать ресурс всей площадки (водоемы, берега, помещения, колонны, цвет стен и т.д.)

2) это соответствие выразительных средств темы и среды. Вся сценография на площадке должна быть действенна. Изменчивая постоянность- оформление должно содержать способность к развитию, изменениям (перемещение, изменение света и т.д.

Функции:

1) организовать зрительское внимание;

2) создать атмосферу через цвет;

3) организовать действие способом сценографии. Все что находится на сцен. площадке должно быть едино. Взаимодействие главного и второстепенного, целого и частей. Вся композиция должна быть «читаема». Учитывать технические возможности площадки. О формах - маскарады, спартакиады, свето-звуко спектакли., маркетинговые мероприятия, карнавалы, балаганы, гуляния. МП на воздухе (парк, стадион) – более глобальны, мене привязаны к конкретной социальной общности, разворачиваются как театр больших соц-х обобщений, масштабных образов, символов.

5 частей успеха – ярмарки, реклама, льготный день, презентации, работа со СМИ.

14. Особенности режиссуры художественно-спортивных представлений. Особенности режиссуры художественно-спортивных представлений. Синтез искусства и спорта. Главный герой – масса (участники). Чтобы масса воспринималась как единое целое, должно быть согласование движений и сохранение рисунка, использоваться контрастность и неожиданность для зрителя, упражнения должны быть оригинальны и просты. Масштабность – площадь, постановочная группа, затраты, зритель. Время. Режиссер и сценарист в одном лице. Знание главной сценической площадки (стадион, места для зрителей, места для эпизодов и т.д.). Одноразовость представления (режиссер не имеет права на ошибку!). Особые условия монтажа (технический и смысловой). Специфические выразительные средства (построение (взаимное расположение участников на площадке: разомкнутые(по типу зарядки), сомкнутые (поточные упр. - последовательные), тематические (звезда, самолет, цветок…), нетематические (геометрические фигуры)) и перестроение (передвижение участников), вставные сольные и групповые номера (на фоне массовых упр.)), худ.фон – живой экран, пирамидковые упр. –

1) построение,

2) фиксация,

3) разрушение; массовые упр., костюмы).

Максимальное количество цветов в фон.флажках –

6. Летняя Олимпиада в России – 1980 г.,ь главный режиссер – Туманов Иосиф Мих., страны уч – 80, церемония ОТК – 19 июля, закр – 3 августа, стадион – Лужники. Олимпийский флаг — белое шёлковое полотнище с вышитыми на нём пятью переплетёнными кольцами голубого, чёрного, красного (верхний ряд), жёлтого и зелёного (нижний ряд) цветов. 5 континентов - Европа — синий, Америка — красный,Азия — жёлтый, Африка — чёрный, Австралия — зелёный. Шесть цветов (вместе с белым фоном полотна) скомбинированы так, что представляют собой национальные цвета всех без исключения стран мира.

15. Синтез средств художественной выразительности в театрализованном представлении.

1.Технические (свет, музыка, трансформация сцены)

2.Творческие (номера и т.д.)

3.Эмоционально-образного воздействия (символы, феерверки) Синтез средств художественной выразительности в театрализованном представлении. В оформление театрализованного представления входят: декорации, театральный костюм, грим, бутафория, световое и шумовое оформление, а также музыкальное оформление. Ни один сценарий мероприятия не будет успешен без использования этих выразительных средств. Существует даже такое понятие, как декорационное искусство - искусство создания зрительного образа мероприятия посредством декораций и костюмов, освещения и постановочной техники. Декорационное искусство способствует раскрытию содержания и стиля представления, усиливает его воздействие на зрителя. А костюмы, маски, декорации и т.д., являются элементами декорационного искусства.

Световые эффекты: использование света в ТП зависит от места ее проведения. Если представление проводится на свежем воздухе, то здесь кроме естественного света мы ничего не используем. Но возможно мероприятие проходит в зале, где есть сценическая площадка, вот тогда мы активно можем использовать световые эффекты, при условии, конечно, наличия световой аппаратуры. Световые сценические эффекты - это эффекты имитирующие дневное, утреннее, ночное и другое естественное освещение с помощью трехцветной системы освещения; или создающие иллюзии льющегося дождя, движущихся облаков, полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и т.д. с использованием светопроекции. Существует такой метод оформления мероприятия, как световая проекция. С помощью этого метода создаются динамические проекционные эффекты: облака, волны, дождь, падающий снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы, самолеты, плывущие корабли и пр. А также статические изображения, заменяющие живописные или некоторые детали декорационного оформления (светопроекционные декорации). По характеру впечатлений световые эффекты подразделяются, на:

-стационарные: зарница, звезды, луна, молния, радуга, туман;

-динамические: взрывы, извержения, волны, снегопад.

При наличии такого осветительного прибора проекционного типа как «пистолет», можно высвечивать отдельных актеров, участников или части декораций.

Шумовое оформление:

Шумовое оформление ТП - это воспроизведение на сцене звуков окружающей жизни, соответствующих сценарию. Шумовым оформлением занимается звукооформитель. Исполнителями являются участники специальной шумовой бригады. Шумы можно подразделить следующим образом: - звуки природы: ветер, дождь, гроза, пение птиц, производственные шумы: завод, стройка и т.п.. - транспортные шумы: поезд, самолет. - батальные шумы: движение кавалерии, выстрелы. - бытовые шумы: часы, звон стекла, скрипы.

Музыкальное, звуковое оформление: музыкально-звуковое оформление один из самых важных составляющих ТП. Наличие хорошей звуковой аппаратуры и профессионального звукорежиссера (DJ) за пультом дают возможность: ведущему и всем участникам ТП говорить в микрофон, не надрываясь в попытках быть услышанными; обеспечить возможность выступления артистов (если таковые предполагаются); заполнять паузы в программе фоновой музыкой; организовать «звуковую канву» программы (музыкальные отбивки, джинглы, фанфары, звуковые подкладки под голос): провести танцевальную часть программы (если она есть в сценарии) сообразно вкусам гостей, оперативно реагируя на жанровые пожелания и заказы песен Другие выразительные средства: Реквизит - совокупность подлинных или бутафорских вещей, необходимых актерам на сцене во время действия. Иногда реквизит дополняет сценический костюм: зонт, портфель и т.п. Бутафория - изделия, изображающие настоящие предметы, которые по тем или иным причинам сложно или невозможно использовать на сцене. Бутафория является декоративным элементом оформления спектакля, игровой программы и т.д. Обычно предметы бутафории: - не являются точной копией оригиналов; - должны быть прочными, простыми и дешевыми; - отличаются подчеркнутой выразительностью внешней формы. Театральный костюм - все виды одежды, обувь, головные уборы, украшения и другие предметы, которые использует актер для своей роли. Театральный костюм дополняется гримом и прической.

Грим - от итал-Grimo – морщинистый. Грим - в широком смысле - искусство изменения внешности актера с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, прически и пр. в соответствии с требованиями исполняемой роли. Грим - в узком смысле - специальные косметические средства, а также наклейки, накладки и т.п., применяемые актерами. Грим души - в системе Станиславского - понятие процесса сценического перевоплощения; верно понятая и схваченная сущность характера и типичность действующего лица. Все перечисленные выразительные средства способствуют раскрытию идейного содержания мероприятия, усиливают воздействие идеи на зрителя.

16.Организационно – постановочная работа режиссера массовых праздников. Организационно – постановочная работа режиссера массовых праздников.

РЕПЕТИЦИЯ (от лат repetitio - повторение) - осн. форма подготовки спектакля. Проводится театр. коллективом под рук. режиссёра. В процессе Р.- чтения, обсуждения пьесы, многократного её исполнения по отдельным сценам, актам и всей в целом - постановщик и исполнители добиваются верного раскрытия идейного содержания драма-тургич. произв.,. яркого воплощения образов; они стремятся найти выразит, средства, необходимые для создания целостного по своему идейному и художеств. решению спектакля. В сов. т-ре широкое применение в репетиционной работе получило учение К. С. Станиславского о работе режиссёра и актёра над пьесой и ролью (см. Станиславского система). Необходимыми моментами репетиционной работы Станиславский считал определение сквозного действия спектакля и его сверхзадачи. Создавая характеры персонажей, выявляя логику их действий и взаимоотношений в обстановке конкретной социальной среды и историч. эпохи, режиссёр и исполнители приходят к действенному построению спектакля, определяют его стиль и жанр. Существуют т. н. "застольные" Р.- беседы по анализу драматургич. произв.; Р. в "выгородке" - в фойе или в др. репетиционном помещении (без декораций); Р. на сцене (сначала в частичном, потом в полном оформлении): монтировочные (см. Монтировочная репетиция), прогонные (см. Прогон) и генеральные (перед выпуском спектакля в полном оформлении, обычно с публикой). В процессе монтировочных Р. окончательно определяется декорац., световое, шумовое оформление спектакля. Четкая продуманность репетиционного плана – организованность и продуктивность самих репетиций. Р.П. сост. После плана подготовит. работ, определились исполнители, сроки изготовления муз. материала, оформления и реквизита, костюма и т.д.

ПРИНЦИПЫ: Р. с исполнителями в залах, классах. Выезжая на периферии, фестивали, конкурсы, важно отшлифовать концертный номер.

ЧЕРНОВЫЕ Р. – нужно иметь все фрагменты ТП (фонеры, номера и т.д.), затем вывод на площадку, на кот. будет осущ-ся ТП. На них делаются остановки, повторы, замечания и т.д.

ПРОГОННЫЕ– осмотр номеров в приблизительной последовательности, после кот. можно также сделать замечание.

ТЕХНИЧЕСКИЕ (монтировочные) – распределение по сцене массовых мизансцен, подвешивание оформления, вынос атрибутики, бутафории и по возможности костюмы. Установка света, акцентирование свет. эффектов на определенных номерах.

ПРОГОННЫЕ ЧИСТОВЫЕ – работа со всеми световыми, музыкальными худож. компонентами, нарабатывается темпо-ритм данного мероприятия (замечания после репы).

ГЕНЕРАЛЬНАЯ– работают все сферы от А до Я. Сдача всего мероприятия. Обсуждение сценария. Создание режиссерско-постановочной группы. Работа с художником. Работа с хореографом. Работа с музыкальным редактором. Работа с техническим консультантом. Работа с осветителем. Репетиция с художественными коллективами. Техническая репетиция. Монтировочная репетиция (окончательно определяется декорац., световое, шумовое оформление. ). Генеральная репетиция. Резервные репетиции должны быть заложены и в ежедневный график работы. На плановые репетиции все коллективы являются к определённому часу. В графике указаны место репетиции, последовательность вызова, техническое обеспечение, кто ведёт репетицию и т.д. Время резервной репетиции должно быть свободно у всех. Вызов на неё объявляется во время плановой репетиции. Новый этап подготовки – репетиция на сцене или площадке. Вначале коллективы, как правило, репетируют на своих площадках. Затем наступает этап подготовки сводных номеров, сюит, композиций – по жанрам или эпизодам. Параллельно с подготовкой репетиций и с самими репетициями не останавливается и вся остальная подготовительная работа. Готовятся оформление, костюмы, реквизит и т.п. Без актеров и коллективов можно проводить техническую репетицию – свет, звук, проекции, перестановки. Актёров на технические репетиции следует вызывать только в том случае, если их номер требует специального освещения или есть необходимость опробовать звуковую или цирковую аппаратуру. Первым делом надо отрепетировать на площадке пролог и финал представления. После того как пролог и финал готовы, следует пройти на площадке все перестановки и перестроения. Для этого номера полностью не прогоняют, только конец одного – начало следующего, а основное внимание уделяется переходам от одного номера к другому. Генеральная репетиция тоже имеет свои режиссёрские «секреты». Дело в том, что режиссёру очень важно увидеть на генеральной репетиции всё представление в абсолютно законченном виде – со всеми деталями оформления, костюмами, реквизитом.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.