Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ КОНЦЕРТНОЙ ПРОГРАММЫ.



1. РАЗНООБРАЗИЕ. Каждое произведение каким-то заметным качеством содержания или исполнения отличается от соседних.

2.СОПРЯГАЕМОСТЬ. Есть такие жанры, которые не могут соседствовать в программе (эстрадная песенка весёлого содержания не может предшествовать серьёзному произведению).

3.КОНТРАСТНОСТЬ. Это средство, при помощи которого можно быстро собрать внимание зала после предыдущих номеров. В программе нужно обратить внимание на роль конферансье, несущего на себе основную сюжетную и идейную нагрузку. Каждая концертная программа выстраивается режиссёром по драматургической конструкции, общей для видов зрелищных искусств: экспозиция, развитие действия, кульминация и развязка». Более сложно воспринимающийся материал проходит в первой части концерта. Если подряд намечены к исполнению номера легковоспринимаемых жанров, то внутри этой серии необходимо соблюдение жанрового разнообразия.

ОБЯЗАННОСТИ РЕЖИССЕРА ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОНЦЕРТА.

1) Выяснить у руководителей всех коллективов возможности выступлений их участников, выслушать советы и пожелания. Назначить помощника режиссера. Обговорить с художником сценографию концерта. Назначить время и место Репетиций.

2) Отобрать номера (не все номера могут подойти концерту по теме)

3) Составить программу. Номера должны чередоваться наиболее выгодно для восприятия зрителей.

4) Найти режиссерское решение начала и конца каждого номера, каждого отделения.

5) Найти способ объявления номеров.

6) Определить характер концерта:

- Набор номеров подчиняется одной теме.

- театрализованный пролог и эпилог - от вида концерта зависит и характер конферанса - некоторые номера готовить отдельно, специально для этого концерта. В программе концерта должны быть четкость, слаженность, легкость.

ТРЕБОВАНИЕЯ К КОНЦЕРТНОЙ ПРОГРАММЕ:

1) Разнообразие – не все жанры могут находиться в близком соседстве. Невозможно сочетать ансамбль скрипачей и жонглера, джаз – ансамбль и классический балет.

2) Общая четкость перехода от номера к номеру.

3) Не затянуть концерт.

4) Сочетание по жанрам

5) Сочетание тематическое – невозможно сочетать реквием и юмористический рассказ.

6) Серьезный классический вариант лучше ставить раньше эстрадного. Серьёзный сольный инструментальный номер должен быть вначале отделения, когда внимание слушателей еще не утомлено. (пианист, чтец, инструменталист).

ВОПРОС 38. В зависимости от характера исполняемого репертуара концертную деятельность принято рассматривать как составляющую из двух основных разделов:

I. Филармонический

Жанры:

1). Концерт хоровых ансамблей – хор, капелла, ансамбль песни и танца и т. д. 2). Концерт духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов.

3). Музыкально-литературные концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно-драматические произведения силами инструменталистов, вокалистов, чтецов-мастеров художественного слова, артистов балета.

4). Концерты-лекции, тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них. II.

Эстрадный Жанры:

1). Концерты эстрадно-инструментальных ансамблей, исполняющих лёгкую инструментальную музыку.

2).Концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей, исполняющих лёгкие музыкальные произведения. 3). Концерты коллективов эстрадно-народного плана, исполняющих лёгкий, развлекательный материал. Однако надо отметить, что деление концертов на филармонические и эстрадные весьма условно. Виды концертов. По целевому назначению концерты могут быть текущими, поэтому организаторы всегда должны знать ради чего и зачем организуется этот концерт. Текущие концерты несут в себе рекреативную функцию, т. е. дают возможность зрителям отдохнуть.

Различают:

1). Тематические.

2). Сборные.

3). Отчётные.

4). Выездные.

5). Гастрольные.

СОЛЬНЫЙ - Один солист-исполнитель в течении полутора часов обязан быть равно интересным для собравшейся аудитории, и поэтому ему приходится чередовать и сочетать произведения по жанровому контрасту или сходству.

ОТЧЁТНЫЙ концерт необходимо составлять из номеров, которые наилучшим образом характеризовали бы работу коллектива. Итог работы коллектива за текущий творческий год (сезон), по которому определяется статус коллектива и рост исполнительского мастерства.

СБОРНЫЙ - Композиция сборного концерта подчиняется существующим правилам, разнообразию жанров и нарастанию темпо-ритма. Зрительский интерес в таком концерте должен постоянно нарастать. При составлении программы не нужно ставить рядом номера одинаковые и по характеру, и по жанру, и по стилю, темпу и ритму. Такой концерт необходимо завершить так называемым «ударным номером» - апофеозом всего действа. Элементы театрализации украсят и обогатят программу любого сборного концерта. ПРАЗДНИЧНЫЙ концерт определён той или иной праздничной ситуацией и в зависимости от праздника подбирается программа, определяется характер номеров, выбор жанров, состав исполнителей.

ЭСТРАДНЫЙ КОНЦЕРТ-СПЕКТАКЛЬ – сценарий обычно предусматривает специальную драматургическую и режиссёрскую разработку значительной части игровых эпизодов, и для их воплощения используются самые различные виды искусства, компоненты сценической техники и приёмы сценической выразительности. Исполнителями могут быть артисты театрального коллектива и участники других творческих групп.

К ВЫЕЗДНЫМ концертам относятся концерты, проводимые как в других залах в черте города, так и вне его, в пределах обслуживаемой области и района, если коллектив или исполнитель возвращается в своё учреждение культуры в течение суток. В. К. коллективов учреждение обязательно планирует, осуществляется рекламная деятельность, организуется выезд коллективов к месту концертной площадки. Проводятся с целью обмена творческим опытом, повышения исполнительского мастерства.

К ГАСТРОЛЬНЫМ относятся концерты, проводимые за пределами своего города, района, области, а также на своей территории, если длительность пребывания коллектива или исполнителя в поездке составляет более суток. По СОСТАВУ АУДИТОРИИ: для взрослых; для детей; для пенсионеров; для участников ВОВ; для молодёжи; для детей-сирот и другие. В зависимости от того, на кого рассчитан концерт, составляется определённая программа, определяется её продолжительность, набор номеров, характер выступления

Театрализованный концерт - это использование разных жанров, разных видов искусства, всегда тематический, художественное и смысловое соединяются воедино. Известно, что концерт в одном отделении должен идти 1 час 10 мин. – 1 час 30 мин. Потом зритель утомляется, и интерес к концерту ослабевает.

Концерт из двух отделений организуется следующим образом: первое отделение длится 1 час – 1 час 10 мин., а второе - 55 мин – 1 час. Основу концерта составляют НОМЕРА (это законченный, имеющий точную форму сценический элемент определённого жанра). Их количество не должно нарушать единства темы, замысла, целевой задачи. Концерт составляется из уже имеющихся или вновь созданных, но обязательно полностью исполняемых номеров.

Режиссёр может добиться чёткой идейной выразительности и художественной образности путём театрализации концертных номеров. Важная задача режиссёра концерта – обеспечить непрерывность воздействия его программы на зрителей, необходимость поддерживать интерес к заложенной в ней теме. Достигается это сменяемостью жанров и ритмов, дающих нагнетание, нарастание действия, объединяющих его. Как правило, первый номер бывает эпиграфом к театрализованному концерту - большой, мощный номер многолюдного коллектива: Здесь стоит сказать о том, что особым образом воспринимается зрителями и слушателями начало и финал концертной программы. Использование кино- и видеоматериалов, которые способствуют подтверждению мысли, заложенной в номере, уточняют место действия и создают необходимую атмосферу. Непрерывность программы. Мобилизация закулисной части.

РОДЫ КОНЦЕРТНОГО ТВОРЧЕСТВА.

1. РЕЧЕВОЙ: Жанры: исполнение рассказа; исполнение сказки; лирические монологи; фельетоны; интермедии; лирические стихотворения; басни; эпиграммы и т. д. ПОДжанры. Например, исполняемый рассказ может быть: историко-героическим, бытовым драматическим, бытовым юмористическим, лирико-поэтическим, публицистическим и т. д.

2.ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ.

Жанры: танцевальные формы; ноктюрны; элегии; этюды; концерты; трио; квартеты; симфонии; юморески; прелюдии и др. ПОДжанры. Например, симфония может носить разный характер: героический, романтический, пасторальный.

ВОКАЛЬНЫЙ:

Жанры: песни, романсы, кантаты, оратории и др. ПОДжанры: песни – эпические, лирические, героические, шуточные и т. д. ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ: Жанровое подразделение напоминает подразделение вокального рода

СПОРТИВНО-ЦИРКОВОЙ:

Жанры: акробатика с большим числом поджанров; эквилибристика; жонглирование; манипулирование и др.

ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ КОНЦЕРТНОЙ ПРОГРАММЫ.

1. РАЗНООБРАЗИЕ. Каждое произведение каким-то заметным качеством содержания или исполнения отличается от соседних.

2.СОПРЯГАЕМОСТЬ. Есть такие жанры, которые не могут соседствовать в программе (эстрадная песенка весёлого содержания не может предшествовать серьёзному произведению).

3.КОНТРАСТНОСТЬ. Это средство, при помощи которого можно быстро собрать внимание зала после предыдущих номеров. В программе нужно обратить внимание на роль конферансье, несущего на себе основную сюжетную и идейную нагрузку. Каждая концертная программа выстраивается режиссёром по драматургической конструкции, общей для видов зрелищных искусств: экспозиция, развитие действия, кульминация и развязка». Более сложно воспринимающийся материал проходит в первой части концерта. Если подряд намечены к исполнению номера легковоспринимаемых жанров, то внутри этой серии необходимо соблюдение жанрового разнообразия 20. Использование приемов народного театра в массовых театрализованных представлениях. Использование приемов народного театра в массовых театрализованных представлениях. «Народный театр» - массовое фольклорное явление народно-ярмарочной культуры. Многолюдные праздничные народные гуляния занимали в жизни россиян весьма заметное место. Они вызывали у народа пусть недолгое, но ощущение свободы. Они отличались яркостью, особенной атмосферой, своей стилистикой, эстетикой. Обычно основу таких развлечений на таких гуляниях составляли горы, катание на лошадях качели, карусели и конечно балаганы, где ставили целые музыкальные спектакли, основанные на фольклорных истоках, выступали деды-балагуры, петрушечники, вожаки учёных медведей.

1.Костюмирование участников, стимулирующее их активность, выступающее своеобразной движущей силой театрализованного фольклорного действа, позволяющее участникам войти в роли традиционных народных персонажей ложившейся ритуалистике. Костюмирование как бы синтезирует две стороны театрализации, так как не только превращает человека в исполнителя фольклорного действия, но и позволяет надеть тот или иной костюм, являющийся сам по себе произведением фольклора, причём порой весьма ценным. Использование в театрализованных праздниках и обрядах традиционных народных аллегорических, мифологических и сказочных персонажей, создающих персонифицированную фольклорную образность, взывает сегодня много споров, частые методические просчёты в сценарно-режиссёрских замыслах. Анализ накопленного опыта и многолетняя сценарная практика показывают, что здесь нужна особая методика, категорически не допускающая, когда реальное действие необоснованно подменяется фольклорно-игровым, что создаёт ощущение не органичности, надуманности, фальши.

2.Коллективная импровизация, представляющая собой спонтанную художественную реакцию человека на отмечаемое событие и выражающаяся в хоровом пении, массовых танцах. Этот вид не организованной предварительной художественной самодеятельности, потребность в которой всегда живёт в народе, отражается, прежде всего, в фольклорных формах. Для народного творчества традиционно характерна хоровая и танцевальная импровизация. Она буквально пронизывает все разновидности массового фольклорного действа, стимулирует создание огромного пласта песенного и хореографического народного репертуара. Импровизированное народное творчество всегда окрашено эмоционально и, поэтому может служить для передачи чувств, отношения к тому или иному событию. Всё это делает хоровую и танцевальную импровизацию важнейшим структурным элементом фольклорного действия.

3.Художественно-творческое спортивное состязание в форме игрового конкурса, серии показательных выступлений, театрализованной схватки характерно для структуры любого фольклорного действия, носит соревновательный, порой шуточный характер.

4. Ритуальное действие, являющееся обязательным структурным элементом, специфической особенностью любого театрализованного празднично-обрядового действия, опирающегося на народные традиции и фольклор. Использование ритуального действия связано как с календарными праздниками, такими как встреча весны, приход лета, проводы зимы, так и с выполнением определённых обрядовых действий трудового цикла: вспашка первой борозды, окончание уборки урожая. Обобщая сказанное, следует выделить следующие методические особенности использования народных традиций и фольклора в театрализованном праздничном действии. Они могут служить глубокой, серьёзной основой "оживления" исторических событий, быта, обычаев, опираясь при этом на психологические потребности, жизненные интересы, художественно-эстетические запросы празднующей общности.

2. Народные традиции и фольклор могут стать базой для создания праздничной атмосферы, в которой необходимо постоянное их сочетание с современностью, что наполняет театрализованное действие образной формой, патриотическим содержанием.

3. Использование народных традиций и фольклора в органичном единстве с выбором места и времени театрализованного действия усиливает их эмоциональное воздействие, создаёт необходимый настрой участников, расширяет круг их общения, стимулирует каналы проявления активности, раздвигая границы праздника. Мизансцена МТП Мизансценой принято называть расположение действующих лиц на площадке в определенных физических отношениях друг к другу и к окружающей их вещественной среде. Назначение мизансцены: через внешнее, физическое взаимоотношения между действующими лицами, выражать их внутренне отношения действия. Мизансцена – одно важнейших средств образного выражения режиссерской мысли и один из элементов создания спектакля. В характере мизансцен проявляется жанр спектакля. Умение создавать яркие выразительные миз-ны и является одним из принципов профессионала режиссера. Миз-ны наиболее точный и выразительный способ действия.

Миз-ны :

1. Просцениум – это закрытая оркестровая яма.

2. Красная линия – где проходит антрактный занавес, и первый ряд кулис - это первый план. Середина просцениума и первого плана – это идеальная точка для одинокой фигуры (солиста). На краю просцениума и первом плане кулис – чтецы и разговорники. Второй план – выход танцоров и ведущих. Когда режиссер загружает одну сторону сцены у зрителя создается отталкивающее неравновесие (мизансценический флюз). Зритель осматривает сцену слева сцену слева на право. Слева на право - это быстро, справа на лево – медленно. Первый план допускает большую свободу, основная плоскость движения актера. Второй план – дает возможность воспринимать чел.фигуру целиком. Третий план - общий план – хорош для больших композиций или игровых кусков связанных с крупной пластикой. Рельеф – первый план и просцениум всегда плоский. Второй план – можно начинать подъем на 30-60 см. Третий план – допскает крупные громосткие сооружения. Ракурс – «фас» - раскрывает лицо актера, но актер беззащитен, «полуфас» - разворот на три четверти – лучший ракурс для актера. Полуспинная мизансцена – доносит преодоление усталости, боли и страха. Удаление фигуры спиной выражает не слабость (не смотря на то, что человек удаляется) – эпическая точка. Соединяется с пространством, уходит в жизнь. Массовые сцена – не значит «безликие» - это образ «народа». Масса – это коллективный герой, несущий определенную идею, воплощенную в действии. В массовом действе речь идет об индивидуализации групп. Каждая группа со своим действием, сверхзадачей.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.