Классификация форм олигофрений по М.С. Певзнер
Тема 3. Интеллект и его расстройства.
n ИНТЕЛЛЕКТ – глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.
Предпосылки интеллекта n Память n Внимание n Активность познавательных процессов n Упражняемость n Утомляемость
УРОВНИ ИНТЕЛЛЕКТА
- конкетный (практический) - абстрактный
ФАКТОРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ n ГЕНЕТИЧЕСКИЕ – наследование интеллектуальных задатков, хромосомные аномалии; n ЭМБРИОНАЛЬНЫЕ – болезни беременной, физические и химические вредности во время беременности; n НАРУШЕНИЕ ПИТАНИЯ ПЛОДА; n СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ –болезни, психическая стимуляция, число детей в семье, социальное положение и т.д. РАССТРОЙСТВА ИНТЕЛЛЕКТА - врожденные (олигофрения) - приобретенные (деменция)
Олигофрения (малоумие) – это группа различных по причинам и механизмам развития болезненных состояний, объединенных одним общим признаком – все они представляют собой клинические проявления дизонтогенеза головного мозга (иногда и всего организма в целом).
Степени олигофрении n Дебильность
n Имбецильность
n Идиотия
По МКБ-10 n Легкая умственная отсталость – ИК – 50 – 69 n Умеренная умственная отсталость – ИК – 35 – 49 n Тяжелая умственная отсталость – ИК – 20 – 34 n Глубокая умственная отсталость – ИК – ниже 20.
Классификация форм олигофрений по М.С. Певзнер 1) неосложненная форма олигофрении; 1. Неосложненная форма олигофрении
Неосложненная форма характеризуется диффузным поражением головного мозга. Сопровождается уравновешенностью нервных процессов, грубые поражения в пределах того или иного коркового анализатора отсутствуют. Не наблюдается психомоторной расторможенности, аффективных расстройств, патологии влечений, судорожных припадков. Сохранена целенаправленность действий. Дети обычно спокойные, дисциплинированные, их довольно легко организовать. В зависимости от степени интеллектуального недоразвития различны личностные особенности, уровень достижений в интеллектуальной и трудовой деятельности, работоспособность. Дети довольно быстро адаптируются в условиях коррекционной школы. Данная группа детей эмоционально привязана к членам семьи, сверстникам, учителям. Они могут помочь родственникам по дому, огорчаются при неудачах, радуются успехам в школе. В эмоциональной сфере достаточно сохранны. Это помогает ориентировке в окружающем мире, а также способствует усвоению определенных навыков поведения.
Основные направления коррекционной работы:
1) коррекция познавательных процессов; 2. Олигофрения, осложненная нейродинамическими расстройствами
При данном варианте олигофрении интеллектуальное недоразвитие сочетается с явлениями нарушения процессов активного возбуждения или торможения. У детей с преобладанием процессов активного возбуждения психическое развитие в целом страдает от двигательной расторможенности, отвлекаемости, повышенной импульсивности, а также аффективной неуравновешенности. Такие дети неусидчивы, часто отвлекаются, непослушны, конфликтны, на замечания взрослых не обращают внимания. В процессе коррекционного обучения возбудимые дети становятся трудоспособными. Данная группа детей социально адаптируется в обществе. Иногда конфликты возникают по мелким поводам.
Основные направления коррекционной работы:
1) активизация познавательной деятельности; 3. Олигофрения, осложненная психопатоподобными формами поведения
При олигофрении, сопровождающейся психопатоподобными формами поведения, у детей наблюдается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы, отмечается недоразвитие личностных качеств, снижение критического отношения как к себе, так и к окружающим их людям.
Основные направления коррекционной работы:
1) разъяснение другим детям, почему наблюдается такое поведение; 4. Олигофрения, осложненная тяжелыми нарушениями функций лобных долей мозга.
Приолигофрении, осложненной нарушениями функций лобных долей мозга, наблюдается грубое нарушение познавательной деятельности, целенаправленности деятельности. Одни дети вялые, двигательно заторможенные, пассивные. Другие дети расторможенные, импульсивные. В поведении детей проявляются несоциальные наклонности. Интеллектуальная недостаточность глубокая, достигает тяжелой степени, чувство такта, дистанции у них отсутствует. Биологические потребности (потребность в еде, сексуальность) повышены. Наблюдается неадекватное восприятие окружающей действительности. Речь своеобразна. Сопровождается произнесением штампов, бездумно повторяются чужие высказывания, смысл речи до конца не понимается. Наблюдается грубое недоразвитие личности. Больные некритичны к себе, к ситуации, в которой они находятся. Отсутствует чувство страха, обиды, стеснительности не бывает.
Коррекционная направленность воспитательной работы: 5. Олигофрения, осложненная нарушениями в системе отдельных анализаторов.
Коррекционная работа: Проводится совместно с логопедом и сурдопедагогом. Задание по теме: «Интеллект и его расстройства». 1. Охарактеризуйте классификацию олигофрений по М.С.Певзнер. 2. Составить конспект «Классификация олигофрений по В.В. Ковалеву (1979 г.)». ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|