Здавалка
Главная | Обратная связь

Общая характеристика древнеегипетского искусства, периодизация, история изучения



Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное😛 и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера[1]. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло,фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.
В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл,керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакамиспользования предмета (мебель, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Общая характеристика древнеегипетского искусства, периодизация, история изучения

Додинастический период 5 – 4 тыс. до н.э. Архитектура: сырцовый кирпич.Скульптура: еще формируется.Росписи и рельеф: На палетке Нармера представлен тип изображения человеческой фигуры, который далее сохранится в традиции. Кроме того здесь заложены другие особенности египетских рельефов и росписей - фризообразность композиции, разномасштабность фигур, пропорциональная соразмерность и замкнутость сюжетов

Раннее царство30 – 28 века до н.э. Архитектура: складывается тип мастабы и тип дворцового фасада «серех», в строительстве применяется камень. Скульптура: вырабатываются основные типы статуй – сидящая и идущая фигуры фараона, стоящая во весь рост фигура с выставленной вперед левой ногой, а также статуи, связанные с обрядом «хеб-сед» Росписи и рельеф: рельеф меняется, уходит многофигурность, композиции лаконичны и скупы.

Древнее царство28 – 23 века до н.э. Архитектура: мастаба эволюционирует в пирамиду, складывается ансамбль погребального комплекса, тяготеющий к вертикальности (дорога под наклоном) и чередованию закрытых и открытых помещений. Пирамиды строят только 3, 4 и 5 династия (упомянуть про Джосера, Снофру, Хеопса, Хефрена и Микерина), затем пирамиды меньше и из кирпича. Фараоны 5 и 6 династии обращаются к новому типу – солнечному храму с обелиском. Скульптура: сочетает портретность и идеализацию, изображает фараона в расцвете лет и сил. Крайне важна проработка глаз, они инкрустируются. Характерные черты: фронтальность позы, симметричное построение относительно вертикальной оси, изображение фигуры целиком. К традиционным типам статуй в 5 династии добавляется тип писца, а также деревянные статуи чиновников. Росписи и рельеф: рельеф переживает период расцвета, ими покрывается все пространство гробницы. Определяется набор сюжетов и схема их размещения в гробнице. Техника: невысокий рельеф и en creux. Рельеф сочетается и взаимодополняется живописью, так что порой их сложно разграничить. Сюжет меняется: ранее показывали динамику момента, теперь важен ритм и длительность. В живописи доминирует локальный цвет, оттенков нет.

Среднее царство21 – 18 века до н.э. Искусство неоднородно и развивается в двух направлениях: официальное столичное и искусство провинций.Архитектура: появляется новый тип погребального комплекса – полускальный. Он сочетает в себе тип скальной гробницы и традиционную форму пирамиды. Здесь важна четкая осевая композиция, чередование открытых пространств и закрытых, увеличение масштабов залов, сочетание гипостильного зала и перистильного двора. Кроме того, если в архитектуре Древнего царства важна была вертикаль, здесь важно гармоничное сочетаниевертикали и горизонтали. Начинается строительство в Карнаке. Начинают использоваться пилоны.Скульптура: типы остаются, но стиль меняется. Приходят массивность, тяжеловесность. С 12 династии появляется стремление усилить человеческое начало, усиливается индивидуальность образов, детальность лиц. Теперь фараона изображают не только в расцвете лет, но и в другие этапы его жизни.Общее ощущение кризиса эпохи сказывается на портретах – они лишены гармонии скульптуры Древнего царства. Росписи и рельеф: в живописи появляются оттенки и градации цвета. Появляются новые сюжеты – темы охоты, музицирования, танцев. Официальное искусство тяготеет к четким контурам и манерности, провинциальное более оригинально и живописно, хотя при этом оно и стремится подражать официальному.

Новое царство16 – 11 века до н.э. Первая половина 18 династии:

Архитектура: уточняются основные виды храмовых комплексов (наземные, полускальные, скальные), задается последовательность помещений (чередование открытых и закрытых пространств перистильных дворов и гипостильных залов) и система их пластического оформления. Строятся Карнак и Луксор, а также комплекс Хатшепсут.Скульптура: используется не только в комплексах, но и на открытом воздухе. К эпохе Хатшепсут складывается «феминизированный» тип скульптурных изображений. Возрастет роль декоративности, проработки одежды и париков, округлость форм и вытянутость силуэтов.Росписи и рельеф: в рельефе заметно усиление декоративных тенденций, техника барельефа сочетается с использованием в ряде деталей высокого рельефа, что давало возможность большей градации объема. В выборе техники художники всегда учитывали эффект восприятия изображения с дальнего или близкого расстояния. Вводятся новые сюжеты. Амарнское искусство:Три периода: ранняя Амарна (образы почти карикатурные, натурализм достигает степени гротеска), зрелая (расцвет этого искусства) и поздняя (время конца правления Эхнатона и его последователей, здесь важно предельное эмоциональное напряжение образов). Рамессиды: Скупое, монументальное, официозное искусство, предельно консервативно и во многом отражает духовный кризис египетской культуры. В росписях и рельефах появляются сцены ойны, изображение фараона в них доминирует благодаря размеру и технике. Продолжаются традиции 18 династии, строительство в Карнаке.

Открытие - сочетание заупокойного храма и дворца в едином комплексе. Пышность и величественность, размах.

Поздний период11 – 4 века до н.э. Чередование местных и иноземных династий, стремление копировать образцы предыдущих эпох. С наступлением эллинистического периода – синтез египетской и античной культур, как, например, в фаюмских портретах

 

7. Додинастический период. Архитектура Древнего Египта.

Древнее царство Период включает около 27 веков истории Древнего Египта, фактически составляя основную её часть, на него приходится время правления всех фараонов дельты и долины Нила, начиная с воцарения I династии и заканчивая захватом страны Александром Македонским. Традиционное деление этого периода на «царства» не столько историческое, сколько источниковедческое, поэтому эти разграничения весьма условны, а временные границы между «царствами» могут варьироваться в трудах различных исследователей[47]. В династический период Древний Египет несколько раз поднимался до положения гегемона в регионе, государству была присуща чёткая административно-управленческая структура, передовые для того времени технологии, развитое хозяйствование и торговля, благодаря сильной армии захватывались земли в Нубии, Синае и Палестине. Особенно значительный след был оставлен в технике строительства — возводились грандиозные храмовые комплексы и гробницы-пирамиды, выполнялись сложные гидротехнические работы — ирригационные системы вдоль Нила, в Файюме, канал предтеча Суэцкого, обводной канал вокруг 1-х порогов. В этот период проходила различные стадии развития культура Древнего Египта — формировались и изменялись религия иискусство, язык и письмо. Помимо прямого управления на своих территориях, египетское государство оказывало влияние и на другие области, в которые систематически совершались военные и торговые экспедиции — Ливия, Кипр, Пунт. Периоды стабилизации и расширения Египта чередовались с переходными периодами, когда страна теряла контроль над периферийными владениями и сама распадалась на отдельные государства. Иногда переходные периоды совпадали со вторжениями соседей-захватчиков — гиксосов, ливийцев, кушитов, ассирийцев, персов, что также значительно меняло политическую карту региона в то или иное время, а Древний Египет мог находиться в составе других империй или под управлением иноземных фараонов[48

Архитектура: сырцовый кирпич.Скульптура: еще формируется.Росписи и рельеф: На палетке Нармера представлен тип изображения человеческой фигуры, который далее сохранится в традиции. Кроме того здесь заложены другие особенности египетских рельефов и росписей - фризообразность композиции, разномасштабность фигур, пропорциональная соразмерность и замкнутость сюжетов

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.