Здавалка
Главная | Обратная связь

Изоискусство архаики



Скульптура периода архаикиразвивалась весьма сложными путями. Вплоть до середины VI в. до н. э. создавались статуи богов мало расчленённые, строго фронтальные, словно застывшие.

Таковы статуи Артемиды, богини охоты, с о. Делос (около 650 г. до н.э.) и Геры, супруги верховного бога греческого пантеона Зевса, с о. Самос (ок. 560 г. до н.э.), несколько напоминавшие, видимо, ксоанов гомеровской эпохи. Но уже в статуе Геры появляется большая пластичность форм, подчёркнутых мягкими, плавными линиями силуэта, складками драпировок. Уже вполне правильно установлены и пропорции самой женской фигуры, скрываемой одеянием.

В это время греческая скульптура открывает новые стороны мира. Ее высшие достижения относятся к разработке образа человека в статуях богов и богинь, героев, а также воинов - так называемых "куросов".

Образ куроса - сильного мужественного героя - был порождён в Греции развитием гражданского самосознания. Статуи куросов служили надгробиями, ставились в честь победителей состязаний. Куросы исполнены энергии и жизнерадостности, обычно они изображались идущими или шагнувшими, хотя шаги ещё даны несколько условно (обе ступни приставлены к земле), как в древневосточной скульптуре. Однако, в них уже выявляется античный принцип строения форм, основанный на подчинении деталей целому.

Развитие типа куроса шло в сторону выявления всё большей правильности пропорций, преодоления элементов геометрического упрощения и схематизма. К сер. VI в. до н.э., т.е. к концу периода архаики, в статуях куросов точнее вырисовывается строение тела, моделировка форм и, что особо замечательно, лицо оживляется таинственной улыбкой, которая называется в искусствоведении "архаической". Эта "архаическая улыбка" носит условный характер, придавая иногда куросам несколько манерный вид. И всё же она выражает состояние жизнерадостности и уверенности, которыми проникнут весь образный строй статуй.

Стремление к передаче человеческого тела в движении проявляется в знаменитой статуе богини Победы Ники с о. Делос, выполненной в первой половине VI в. до н.э. Однако, движение богини, так называемый "коленопреклоненный бег", столь же условно, как и "архаическая улыбка".

 

Со второй половины VI в. до н. э. в скульптуре начали более последовательно выступать реалистически целостные представления об образе человека, свидетельствуя о приближении глубоких перемен как в общественной жизни, так и в художественной культуре Греции. С этого времени начинается расцвет Афин и аттической школы скульптуры. Одним из достижений архаического искусства Афин были найденные на Акрополе статуи девушек в нарядных одеждах, так называемые "коры". Статуи кор как бы подводят итог скульптурному развитию архаики.

Вазопись архаики

Подлинные произведения древнегреческой живописи до наших дней почти не дошли. Судить о них помогают сохранившиеся в большом количестве расписные керамические вазы. Период архаики был временем расцвета художественных ремёсел, особенно керамики. Греческие вазы были чрезвычайно разнообразны по форме и размерам, имея различное назначение. Основными типами являлись:

-Большие амфоры с узким горлышком - для хранения вина и масла;

-Гидрии с тремя ручками для переноски воды;

-Лекифы, узкие стройные сосуды для благовоний;

-Кратеры для смешения вина с водой.

По сравнению с гомеровским периодом формы ваз стали строже и совершеннее. Размещение росписей и их композиционный строй тесно связаны с пластической формой. Развитие вазописи шло от схематичных, отвлечённо-декоративных изображений к композициям сюжетного характера.

Наибольшее распространение в период архаики получила так называемая чернофигурная вазопись. Формы орнамента заливались чёрным лаком и хорошо выделялись, на красноватом фоне обожжённой глины. Иногда для достижения большей выразительности по чёрным силуэтам процарапывались либо прорисовывались тонкими белыми линиями отдельные детали. Наиболее час-то встречающимися были сюжеты, связанные с мифологической традицией, а также эпическими преданиями.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.