Изоискусство архаики
Скульптура периода архаикиразвивалась весьма сложными путями. Вплоть до середины VI в. до н. э. создавались статуи богов мало расчленённые, строго фронтальные, словно застывшие. Таковы статуи Артемиды, богини охоты, с о. Делос (около 650 г. до н.э.) и Геры, супруги верховного бога греческого пантеона Зевса, с о. Самос (ок. 560 г. до н.э.), несколько напоминавшие, видимо, ксоанов гомеровской эпохи. Но уже в статуе Геры появляется большая пластичность форм, подчёркнутых мягкими, плавными линиями силуэта, складками драпировок. Уже вполне правильно установлены и пропорции самой женской фигуры, скрываемой одеянием. В это время греческая скульптура открывает новые стороны мира. Ее высшие достижения относятся к разработке образа человека в статуях богов и богинь, героев, а также воинов - так называемых "куросов". Образ куроса - сильного мужественного героя - был порождён в Греции развитием гражданского самосознания. Статуи куросов служили надгробиями, ставились в честь победителей состязаний. Куросы исполнены энергии и жизнерадостности, обычно они изображались идущими или шагнувшими, хотя шаги ещё даны несколько условно (обе ступни приставлены к земле), как в древневосточной скульптуре. Однако, в них уже выявляется античный принцип строения форм, основанный на подчинении деталей целому. Развитие типа куроса шло в сторону выявления всё большей правильности пропорций, преодоления элементов геометрического упрощения и схематизма. К сер. VI в. до н.э., т.е. к концу периода архаики, в статуях куросов точнее вырисовывается строение тела, моделировка форм и, что особо замечательно, лицо оживляется таинственной улыбкой, которая называется в искусствоведении "архаической". Эта "архаическая улыбка" носит условный характер, придавая иногда куросам несколько манерный вид. И всё же она выражает состояние жизнерадостности и уверенности, которыми проникнут весь образный строй статуй. Стремление к передаче человеческого тела в движении проявляется в знаменитой статуе богини Победы Ники с о. Делос, выполненной в первой половине VI в. до н.э. Однако, движение богини, так называемый "коленопреклоненный бег", столь же условно, как и "архаическая улыбка".
Со второй половины VI в. до н. э. в скульптуре начали более последовательно выступать реалистически целостные представления об образе человека, свидетельствуя о приближении глубоких перемен как в общественной жизни, так и в художественной культуре Греции. С этого времени начинается расцвет Афин и аттической школы скульптуры. Одним из достижений архаического искусства Афин были найденные на Акрополе статуи девушек в нарядных одеждах, так называемые "коры". Статуи кор как бы подводят итог скульптурному развитию архаики. Вазопись архаики Подлинные произведения древнегреческой живописи до наших дней почти не дошли. Судить о них помогают сохранившиеся в большом количестве расписные керамические вазы. Период архаики был временем расцвета художественных ремёсел, особенно керамики. Греческие вазы были чрезвычайно разнообразны по форме и размерам, имея различное назначение. Основными типами являлись: -Большие амфоры с узким горлышком - для хранения вина и масла; -Гидрии с тремя ручками для переноски воды; -Лекифы, узкие стройные сосуды для благовоний; -Кратеры для смешения вина с водой. По сравнению с гомеровским периодом формы ваз стали строже и совершеннее. Размещение росписей и их композиционный строй тесно связаны с пластической формой. Развитие вазописи шло от схематичных, отвлечённо-декоративных изображений к композициям сюжетного характера. Наибольшее распространение в период архаики получила так называемая чернофигурная вазопись. Формы орнамента заливались чёрным лаком и хорошо выделялись, на красноватом фоне обожжённой глины. Иногда для достижения большей выразительности по чёрным силуэтам процарапывались либо прорисовывались тонкими белыми линиями отдельные детали. Наиболее час-то встречающимися были сюжеты, связанные с мифологической традицией, а также эпическими преданиями. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|