Здавалка
Главная | Обратная связь

Искусство зрелой классики. Архитектура.



Особое значение в становлении зодчества ранней и зрелой классики имела группа храмов, сооруженных в течение V в. до н. э. в Агридженто. Могучие пропорции храмов, свободная группировка их объемов создают архитектурный ансамбль необычайной красоты. Большинство храмов было расположено на гребне длинного невысокого холма, четко вырисовываясь на фоне неба. Самый крупный из них, грандиозный храм Зевса с его огромными теламонами, или атлантами, дополнявшими колоннаду, был расположен на склоне, почти у подножия холма и как бы поддерживал своей мощной конструкцией храмы, вознесенные на гребень. Уже в расположении храмов Агридженто на холме выражается особое чувство связи храма с окружающей природой, с пейзажем, столь характерное для ряда раннеклассовых культур. У греков эта связь, носящая характер созвучия и контраста одновременно, осуществлялась с особо точным пониманием задачи. Хотя в период ранней классики (особенно в Сицилии) и продолжали сооружаться храмы, связанные с традицией архаики (например, растянутый в пропорциях и чрезмерно грузный храм «Е» в Селинунте), постепенно утверждает себя величаво гармоническая система архитектурных пропорций.

Любопытно, что издали на фоне большой равнины, окаймленной далекой грядой гор, грандиозность храма не ощущается. Но с ближней точки зрения колонны, соотнесенные к масштабам человека, кажутся особенно мощными. Напряженная игра света и тени от далеко выступающих абак (верхних частей капители), от энергичной моделировки деталей перекрытия усиливает это впечатление. В целом постепенное нарастание ощущения величия храма по мере приближения к нему создает строго и точно рассчитанный эффект. Следует учесть, что храм Геры II воздвигался в зоне святилищ, где уже стояли другие храмы, в частности архаический храм, также посвященный Гере. Храм был воздвигнут рядом с так называемой Базиликой, и вместе они образовывали мощный пластический узел ансамбля, противостоящего шири окружающего его равнинного пейзажа.

Стремление греков к выявлению в архитектуре и в скульптуре неких общих законов пропорции и гармонии, стремление к разумной красоте и ясности пронизывали все их художественное мышление, начиная со зрелой архаики и кончая эпохой классики. Своеобразная математизация, желание понять при этом именно образные — художественно гармоничные, а не сухо рациональные основы архитектуры находят свое особенно ясное выражение в рассуждениях о зодчестве (но и не только о нем) мыслителей древности.

Пропорция, порядок и ритм в греческом искусстве являются не заданной извне системой числовых соотношений, а находимых каждый раз в процессе создания произведения искусства соразмерностью, гармоничностью, осмысленностью, лежащих в основе бытия, и выраженных в разумной деятельности человека. В этих и подобных им понятиях воплощены несколько умозрительно, точнее сказать созерцательно, представления о глубоких образных этико-эстетических свойствах тех законов Космоса и Разума, которые содержались и в структуре греческого храма и любого материально-пластического создания творящей деятельности человеческого духа.

Во всяком случае в облике античных храмов VI—V вв. до н. э. мы ясно ощущаем ту художественную гармонию порядка и свободы, которая делает их живыми творениями искусства. Более того, думается, что кристаллизации этих норм и понятий живое развитие реального зодчества способствовало не меньше, чем эволюция умозрительных расчетов.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.