Здавалка
Главная | Обратная связь

Исторические взгляды Гёте



Философия истории ГЕРДЕРа

три периода. В 1 пер.(1764–71) - наличие материалистич. тенденций. "Критические леса" - отстаивал принципы реализма. 2 пер. (1771–76), придворного проповедника в Бюккебурге, постепенным усилением религ. настроений. Г. исследовал Библию, рассматривая ее как древ-й памятник. Теологич. взгляд на происхождение чело-ва - Г. "Еще одна философия истории чел-ва", - о закономерном хар-ре историч. развития, противоречиях прогресса и бурж. цивилизации.

3 пер. 1776, переселения в Веймар, должность суперинтенданта протестантской церкви. Историю чел-ва, "Идеи к философии истории чел-ва" он понимал как продолжение развития природы. В 1-й части, соглашаясь с материалистич. учением Пристли, Г. - сущ-е духа вне и до материи невозможно, догадки о самозарождении жизни и об эволюции живых организмов; человек был создан богом. - противоречило всей его концепции, =развитие совершается естественно, без участия надмировых сил. Естеств. характер носят, по Г., и законы общества, -во 2-й части. Подвергая критике географич. детерминизм Монтескьё,Г. признавал значение внешних факторов, но первенствующую роль в обществ. развитии отводил внутр. генетич. силам. Общество он рассматривал как органич. систему индивидов, вне к-рой индивид – ничто; "Человек рожден для общества" культура – результат и одновременно стимул развития общества; важнейшие ее элементы – язык, наука, ремесло, иск-во, семейные отношения, религия, гос-во. оставался в пределах идеалистич. взгляда на историю. Самый др-й элемент культуры он видел в религии. Гос-во Г. определял как машину, появившуюся вследствии захватнич. войн; в дальнейшем гос-во должно исчезнуть.. В 3-й и 4-й частях уделяя значит. внимание странам Востока – Китаю, Индии и др. симпатии к славянству

Политич. убеждения Г. выражали интересы нем. бюргерства и носили демократ. Хар-р. К франц. бурж. революции 18 в. относился сочувственно, не приняв, якоб-й диктатуры. В "Письмах для поощрения гуманизма" отстаивал идею нац. единства Германии, противником нац. угнетения, колон-х войн.

В посл-е годы жизни Г. вел резкую полемику п/в агностицизма и дуализма Канта с позиций эмпиризма, вплотную приближающегося к материализму. Г. показывал объективность времени и пространства и опытное происхождение наших знаний, но он не понял элементов диалектики в философии Канта. В работе "Каллигона" Г. подверг критике кантианское понимание иск-ва. Под их воздействием формировалось мировоззрение Гёте, Радищев, Гегеля и Фейербаха. Однако к 40-м гг. 19 в. Г. как философ был почти забыт. Возрождение интереса к фил-фии Г. - в к. 19 в. Творчеству Г. уделяет большое внимание филос. общественность ГДР.

Исторические взгляды Гёте

Под влиянием Гердера, 1 выдвинувшего принципы народности и историзма в оценке явлений культуры, Г. обращается к изучению нац. истории и культуры. В статье "О немецком зодчестве" прославляет нац. самобытность в искусстве. В истории Германии привлекает 16 в., эпоха Реформации и Крест. войны.

В 1775 Г. принял приглашение герцога Карла Августа и переехал в Веймар, в 1782 стал фактически главой пр-ва и получил дворянское звание. Гповысить роль Веймара как культ-го центра.

К 1786-88 - пребывание Г. в Италии, вызванное желанием вырваться из веймарской придворной обстановки. В драме "Эгмонт" призыв к борьбе за нац. свободу, п/в иноземных угнетателей. Г. утверждает в 80-х гг. принцип т. н. веймарского классицизма, хар-н идеал гармонич. личности, выраженный в классически строгих формах. Г. много занимался естеств. науками .

Он разделял просветительскую идею прогресса и поддержал Канта в его борьбе п/в теологич. объяснения явлений. Но обществ. события для Г. не сущ-ли вне связи с культурой и духовным миром эпохи. = стремление к синтезу, к всеобъемлющему охвату явлений и типичное для нем. Просвещения преобладание морально-философских, общекультурных и эстетич. интересов над соц.-полит-ми.

Франц. революцию Г. встретил сдержанно и с глубоким интересом, стремясь проникнуть в ее историч. смысл. Так, победу революц. франц. армии при Вальми (20 сент. 1792) Г. оценил как начало "новой эпохи всемирной истории". выступает п\в революц. насилия (драма "Мятежные", новелла "Беседы нем-х эмигрантов"). Наиболее яркое выражение филос-е идеи переломной эпохи, связанной с франц. Рев-й, нашли в трагедии "Фауст" - утверждает веру в прогресс и в неограниченные возможности чел-кой личности. 2-я часть "Фауста" завершалась мечтой о свободном труде на свободной земле и активно-оптимистич.

Самостоят. позицию занимал Г. в идейной борьбе начала 19 в. Сын века Просвещения, он критически отнесся к романтизму. Отдав ему нек-рую дань в поздней лирике ("Западно-вост-й диван", 1819), п/в мистики, болезненной надломленности и поэтизации феод. средневековья в творчестве реакц. романтиков; п/в реакц. националистич. пропаганды. Из поздней прозы Г.: автобиографич. книга "Поэзия и правда из моей жизни" (и роман "Годы странствий Вильгельма Мейстера" - рисуется утопич. идеал ремесл. общины.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.