Здавалка
Главная | Обратная связь

Исторические работы Шиллера



В н. 90-х годов XVIII в. Ш. написал и опубликовал ряд мелких истор-х работ. -несколько лекций по всеобщей истории, прочитанных в Иенском университете. рецензии на книги по истории, помещенные в 1787 г. в иенской «Всеобщей литературной газете», статьи: «Законодательство Ликурга и Солона», «Переселение народов, крестовые походы и средние века», и др.

отказался от строго хронологического построения, которого придерживаются источники, и построил историю войны по узловым событиям, отбросив мелкие и незначит-е факты.

После 1793 г. Ш. написал мало истор-х сочинений. последняя истор-я статья, небольшое введение к мемуарам Вильевиля, напеч. в 1797 г. в журнале «Оры». Но м/у предше-ми истор-ми трудами и этой статьей лежит период якобинского господства и революц-х событий во Франции, - Ш. относился «–«.

Ш. как автор известных истор=х драм стоит выше, чем автор истор-х исследований. Но последние служили ему необходимой подготовительной школой для создания первых.

Ш.-люди в течение тридцати лет воевали не из-за религиозных верований, а отстаивая свои эконо-е и полит-е интересы.

«Собрание истор-х мемуаров» под реда-й Ш. выходило до 1806 г.; 33 тома. Сам Ш., однако, отредактировал и снабдил вступит-ми статьями лишь первые несколько томов, а затем не принимал уже непосредственного участия в этом издании. 1 т., - 1789 г., - материалы по визант-й истории XI-XII веков; во 2 и 3 т. - мемуары из эпохи Гогенштауфенов (имп-ра Фридриха I). 4 -5т мемуары герцога Сюлли в нем-м переводе Функа, Ш. книг о нидерландской революции и 30тилетней войне «История франц-х смут, предшествовавших царствованию Генриха IV». - экон-х и полит-х причин реформации и контрреформации, хар-ке осно-х событий и гл-х общ-х деятелей Франции в пер. царствования Франциска I, Генриха II и Карла IX до Варфоломеевской ночи.

мысль о переводе с иностр. языков и обработке известнейших памятников мемуарной лит-ры. отложено сперва из-за работы над историей нидерландской революции, подготовки к лекциям в университете. в н. 1789 г. Ш. обращается к Кернеру с предложением взять издания английское средневековье. излагает принципы отбора и обработки истор-х мемуаров.: Переводить свободно, так, чтобы изящество стиля перевешивало буквальную передачу». «…1 писатель должен видеть то, о чем он пишет; 2 он описывает одно какое-нибудь замечат-е событие, в котором принимало участие неск-ко человек, или же жизнь одного какого-нибудь замеч-го лица, пережившего много событий; он не летописец и не историк; 3 он дает особое истолкование известным событиям».

Гегель и его эпоха

Нем-й философ, представитель нем-й классич-й философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Родился в семье чиновника. В 1788—93 учился в Тюбингенском теологическом институте. В 1793—1801 домашний преподаватель в Берне и Франкфурте-на-Майне. С 1801 жил в Иене, занимаясь научным и лит-м трудом, в 1807 редактировал газету в Бамберге. С 1808 по 1816 директор гимназии в Нюрнберге. С 1816 до к. жизни профессор философии в университетах Гейдельберга (1816—18) и Берлина (с 1818).

Мировоззрение Г. формировалось под влиянием идей и событий Великой франц-й революции и отразило в себе основные противоречия буржуазного прогресса. Осущ-е буржуазно-демокр-х требований мыслилось Г. в форме компромисса с сословно-феод-м строем, в рамках конституц-й монархии. Эта обусловленная экон-й и полит-й отсталостью Германии тенденция в воззрениях Г. повлияла и на способ разработки им специально философских проблем, в частности проблем диалектики, придав последней черты терпимости к отжившим формам жизни и мышления и тем самым ослабив её революц.-крит-й хар-р.

Г. начинал как последователь «критической философии» И. Канта и И. Фихте, но уже вскоре, под влиянием Ф. Шеллинга, перешёл с позиций «трансцендентального» (субъективного) идеализма на точку зрения «абсолютного» (объективного) идеализма. Среди др. представителей нем. классического идеализма Г. выделяется обострённым вниманием к истории чело-й духовной культуры. Уже в ранних сочинениях Г. толкует иудаизм, античность, христианство как ряд закономерно сменяющих друг друга ступеней развития духа и эпох развития человечества и пытается восстановить их истор-й облик. Свою эпоху Г. считал временем перехода к новой, исподволь вызревшей в лоне христианской культуры, формации, в образе которой явственно проступают черты буржуазного общества с его правовыми и нравственными принципами. В «Феноменологии духа» Г. осн. принципы своей философской концепции. Духовная культура челов-ва была впервые представлена здесь в её закономерном развитии как постепенное выявление творческой силы «мирового разума». Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный дух одновременно познаёт себя как их творца. Духовное развитие индивида сокращённо воспроизводит стадии самопознания «мирового духа», начиная с акта наименования чувственно-данных «вещей» и кончая «абсолютным знанием», т. е. знанием тех форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития, — развитием науки, нравственности, религии, искусства, политически-правовых систем. «Абсолютное знание», венчающее феноменологическую историю духа, есть не что иное, как логика. Поэтому заключ-я глава «Феноменологии духа» — программа критического преобразования логики как науки, реализованная Г. в последующих трудах и прежде всего в «Науке логики» (1812).

Универсальная схема творческой деят-ти «мирового духа» получает у Г. название абсолютной идеи, а «Наука логики» определяется как научно-теоретическое «самосознание» этой идеи. «Абсолютная идея» раскрывается в её всеобщем содержании в виде системы категорий, начиная от самых общих и бедных определениями — бытия, небытия, наличного бытия, качества, количества и т.д. — и кончая конкретными, т. е. многообразно определёнными понятиями — действительности, химизма, организма (телеологии), познания и др. В логике Г. обожествляет реальное человеческое мышление, исследуемое им в аспекте универсально-логических форм и законов, прорисовывающихся через совокупный исторический процесс. Объявляя мышление «субъектом», т. е. единственным творцом всего духовного богатства, развитого историей, и понимая его как вечную, вневременную схему творческой деятельности вообще, Г. сближает понятие идеи с понятием бога. Однако, в отличие от теистического бога, идея обретает сознание, волю и личность только в человеке, а вне и до человека осуществляется как внутренне-закономерная необходимость.

Согласно схеме Г., «дух» просыпается в человеке к самосознанию сначала в виде слова, речи, языка. Орудия труда, материальная культура, цивилизация предстают как позднейшие, производные формы воплощения той же творческой силы духа (мышления), «понятия». Исходная точка развития усматривается, т. о., в способности человека (как «конечного духа») к познанию «самого себя» через освоение всего того «богатства образов», которые до этого заключены внутри духа как неосознанные и непроизвольно возникающие в нём «внутренние состояния».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.