Здавалка
Главная | Обратная связь

Исторические взгляды Ю.Мезера



В своих сочинениях Мёзер является наиболее ярким представителем историко-реалистического направления гос-х наук того времени. Его уважение к существующему строю и его глубокая оценка прошедшего ставили его в оппозицию к течениям, господствовавшим в XVIII в. Мёзер был противником централизации и нивелировки, просвещенного деспотизма и его многовластной бюрократии. Он предпочел бы, чтобы каждый городок имел свое обособленное полит-е устройство. Ядро германской нации Мёзер усматривал в крестьянстве, но отстаивал и самост-ть свободного бюргерства. Союз свободных землевладельцев, возделывающих собственные свои земли, крепко придерживающихся прадедовских обычаев — таков его идеал, которому, по его мнению, наиболее соответствовало состояние германской общины при Карле Великом. В отдельных случаях он не против реформ, но пристрастие к стародавним обычаям и порядками было в нем так велико, что он брал под свою защиту совершенно отжившие учреждения (напр. цехи), он постоянно опасался, как бы из-за человека вообще не перестал существовать оснабрюкенец. По своим политико-экон-м воззрениям Мёзер был во многих отношениях приверженцем меркантилистов и решительным противником теорий Адама Смита. Он восставал п/в систематического проведения принципа разделения труда, ратовал за ограничения, рекомендовавшиеся меркантилистами в интересах мелкой промышленности, но, с другой стороны, высказывался за полную свободу хлебной торговли. Он восставал против систематического проведения принципа разделения труда, ратовал за ограничения, рекомендовавшиеся меркантилистами в интересах мелкой промышленности, но, с другой стороны, высказывался за полную свободу хлебной торговли.

Сочинения- «Оснабрюкской истории» (Мёзер пытался прежде всего изобразить быт народа, положив основание тому пониманию истории немецких гос-х учреждений, которое оказывало свое влияние и в XIX в. «Каждое время имеет свой стиль» «Патриотические фантазии» остаются нац-м произведением, отводящим Мёзеру одно из первых мест в ряду нем-х прозаиков. Это — сборник мелких произведений, проникнутых здоровым юмором; полит-е рассуждения чередуются с нравоописательными рассказами.

 


14.Германская школа права

С идеями «нарративной школы» были тесно связаны концепции представителей «истор-и школы права», которая наиболее четко

отразила реакционные черты нем-го историзма, провозглашав­шего непрерывность традиции и эволюционную преемственность, неповторимый и индивид-й характер любого истор-го явления, решающую роль в истории «народного духа». На подоб­ную трактовку истории как исключительно эволюционного процес­са оказал большое влияние труд англ. публици­ста Э. Бёрка «Размышления о Фр-й революции» (1790). «Истор-ской школе права», выражавшей консервативную реак­цию на революцию, особенно импонировали его рассуждения о неправомерности переворота, якобы нарушающего естественный «органический» рост, свойственный всякому развитию и в общест­ве и в природе. Феодально-консервативная нем-я ист-фия охотно восприняла и др. полит-ю тенденцию работ Бёрка — оправдание ретроградных действий и взглядов по той лишь причине, что они стали достоянием истории. Это дало основание К- Марксу назвать «истор-ю школу права» школой, узаконивающей «подлость сегодняшнего дня под­лостью вчерашнего» и объявляющей всякий кнут священным, ибо это «истор-й» кнут.

Гл. представителями «ИШР» - берл-й профессор и прус-й министр юстиции Фридрих Карл фон Савиньи и его соратник Карл Фридрих Эйхгорн. В своем программном сочинении «О призвании нашей эпохи к законодательству» (1814) Савиньи выступил п/в требований создать в Германии новую, бурж-ю правовую систему, подобную кодексу Наполеона. Он обос­новывал свои возражения теорией «органического» развития.

Нельзя ни создать новое право, ни ликвидировать уже суще-щее, поскольку право—результат долгого и сложного развития, - Савиньи. Сами же правовые нормы он считал наглядным выражением «народного духа».

Взгляды «ИШП» применил к нем-й истории Эйхгорн. «История нем-го права и гос-ва» (1808—1823) рассматривал нем-е право как «единое созданное народом целое», желая т. Об. обосновать «ра­зумную непрерывность» его развития. Подобно Савиньи, Эйхгорн давал одностороннюю трактовку историзму и выступал п/в пе­ренесения на почву Германии опыта Фр-й рев-и, при­давая решающее значение эволюции правовых и гос-х форм.

 

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.