Ньютоновская научная революция
Классическое естествознание Период: XVI—XVIII века Исходный пункт: переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. Обусловленность: Отражение в трудах: · Открытия: Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта. И. Ньютон подвел итог их исследованиям, сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде.
Основные изменения: · Язык математики, выделение строго объективных количественных характеристик земных тел (форма величина, масса, движение), выражение их в строгих математических закономерностях · Методы экспериментального исследования. Исследуемые явления — в строго контролируемых условиях · Отказ от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса. · Представления: Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов · Доминанта: механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска. · Познавательная деятельность: чёткая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итог: появление механистической научной картины мира на базе экспериментально математического естествознания. Эйнштейновская революция Период: рубеж XIX—XX веков. Обусловленность: · Открытия: · сложная структура атома · явление радиоактивности · дискретность характера электромагнитного излучения · и др. Итог: была подорвана важнейшая предпосылка механистической картины мира — убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы. Сравнение с другими «картинами мира» Научная картина мира — это одна из возможных картин мира, поэтому ей присуще как что-то общее со всеми остальными картинами мира — мифологической, религиозной, философской, — так и нечто особенное, что выделяет именно научную картину мира из многообразия всех остальных образов мира. С религиозным Научная картина мира может отличаться от религиозных представлений о мире, основанных на авторитете пророков, религиозной традиции, священных текстах и т. д. Поэтому религиозные представления более консервативны в отличие от научных, меняющихся в результате обнаружения новых фактов. В свою очередь, религиозные концепции мироздания могут изменяться, чтобы приблизиться к научным взглядам своего времени. В основе получения научной картины мира лежит эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность тех или иных суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера в истинность тех или иных суждений, принадлежащих какому-либо авторитету. Тем не менее, вследствие переживания всевозможных эзотерических состояний (не только религиозного или оккультного происхождения), человек может получить личный опыт, подтверждающий определенную картину мира, но в большинстве случаев попытки построить на этом научную картину мира относятся к псевдонауке. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|