Здавалка
Главная | Обратная связь

НАРУШЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ. ПРОФИЛАКТИКА



Дефекты органов речи. В детском возрасте могут возникнуть дефекты голоса и речи, мешающие ребенку в его повседневной жизни, в учебе. Зная причины появления тех или иных дефектов речи, их можно выправить.

Повреждения носа могут возникнуть в результате ушиба, нарушающего его костный скелет, или попадания в нос инородных тел (камешки, бусинки, горошины и пр.). Все это затрудняет дыхание, изменяет звучание голоса вследствие нарушения резонаторной функции носовой полости. О наличии инородных тел в носовой полости можно судить по слизистым выделениям из носа с гнойным запахом. Удаление таких тел может производить только врач.

К наиболее часто встречающимся дефектам речи, затрудняющим ее и голосообразование, относится укороченная уздечка языка. У детей с таким дефектом речь малопонятна. В тяжелых случаях этот дефект устраняется хирургическим путем, а в легких - путем специальных логопедических упражнений.

Заболевания носовой полости. Острый насморк (воспаление слизистой оболочки носовой полости) у детей встречается довольно часто. Причиной его возникновения служат внедрившиеся в слизистую оболочку болезнетворные микробы. Набухшая слизистая оболочка закладывает нос, мешает дышать. Это приводит к изменению тембра голоса. Профилактика заключается в закаливании организма, а лечение - в приеме медикаментов по предписанию врача.

Озена - хроническое заболевание, сопровождающееся атрофией слизистой оболочки носа и других дыхательных путей. Эта болезнь затрагивает и костный скелет носовых раковин. В носовой полости образуется большое количество плотных корок с неприятным запахом. Иногда этот запах бывает настолько сильным, что другие дети отказываются сидеть рядом с больным ребенком. Эта болезнь также сопровождается нарушениями речи.

Полипы - это округлые сероватые или желтовато-розовые образования в носовых ходах, которые удаляются только хирургическим путем. Дыхание детей с полипами в носу затруднено, у них часто возникают головные боли, снижается память. Такие дети хуже учатся.

Заболевания глотки. Ангина - это острое инфекционное заболевание, возбудителем которого является стрептококк. Ангина сопровождается воспалением нёбных миндалин. Она возникает чаще как результат переохлаждения организма и начинается с общего недомогания, повышения температуры, головной боли, озноба, болей в мышцах и суставах.

Катаральная ангина - наиболее легкая форма, сопровождающаяся небольшим покраснением миндалин и слизистой оболочки зева. При лакунарной ангине в углублениях миндалин образуются гнойные налеты. Фолликулярная ангина характеризуется образованием на миндалинах множества круглых гнойных точек - колоний кокков. После ангины могут быть осложнения (острые воспаления среднего уха, ревматизм, воспаление почек).

Тонзиллит - это воспаление миндалин, возникающее вследствие частых ангин. При тонзиллите ребенок чувствует небольшую боль при глотании, у него появляется неприятный запах изо рта.

Воспалительные процессы в носоглотке могут вызывать разрастание носоглоточных миндалин. Это приводит к образованию аденоидов, которые заполняют почти всю носоглотку и иногда полностью выключают носовое дыхание. Речь становится невнятной, гнусавой. Особенно частое появление аденоидов наблюдается у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Вследствие затрудненного дыхания ребенок не получает полного отдыха ни днем, ни ночью, становится вялым, сонливым. У него ухудшаются память, внимание, и он хуже учится. Аденоиды удаляют хирургическим путем.

Заболевания гортани. К заболеваниям гортани относится ларингит - острое воспаление слизистой оболочки гортани. Ларингит возникает в результате переохлаждения организма, простудных заболеваний, а также перенапряжения голосовых связок, курения. Первыми признаками болезни являются сухость и царапание в горле, возникает сухой кашель, голос хрипит или исчезает (афония). Слизистая оболочка гортани имеет ярко-красный цвет, голосовые связки утолщены и не могут полностью смыкаться. Основным средством лечения ларингита является полный покой гортани, исключение из рациона питания горячих и острых блюд.

Значение свежего воздуха для детского организма. В правильном развитии организма ребенка свежий воздух играет чрезвычайно важную роль. В воздухе жилых и школьных помещений содержание углекислого газа выше, чем на открытом воздухе. Поэтому кровь отдает в легкие меньшее количество этого газа. Накапливаясь во внутренней среде организма, углекислый газ угнетает жизнедеятельность клеток, снижает уровень обмена веществ в них. Кроме того, в жилых и школьных помещениях воздух содержит значительное количество пыли и микробов, среди которых есть возбудители инфекционных заболеваний. Когда дети в течение нескольких часов в сутки находятся на свежем воздухе, особенно в садах, парках, поле, лесу, легочный газообмен у них значительно повышается. Это является важным условием нормального развития детского организма. Вот почему очень важно строить режим детей так, чтобы не менее 2 ч в сутки они отводили на прогулки. Кроме того, уроки физкультуры при малейшей к тому возможности должны проводиться на открытом воздухе. Трудно переоценить значение зимней тренировки школьников на лыжах, спортивных игр на открытом воздухе, а также соревнований и туристских походов и экскурсий в природу, проводимых во внеурочное время. Большое значение имеет также сельскохозяйственный труд детей на школьном учебно-опытном участке.

В теплое время в классах должны быть открыты окна, а в зимние холода необходимо проветривать учебное помещение каждую перемену.

Нужно также обращать внимание на гигиеническое воспитание учащихся и проводить соответствующую работу с родителями.

Обязательное проветривание жилых комнат, особенно перед сном, сон при открытых форточках даже в холодное время года, влажная уборка жилищ, удаление пыли с мебели влажной тряпкой - все это должно стать прочным навыком каждого школьника.

Пребывание на свежем воздухе в течение нескольких часов в сутки, а также проветривание помещений играют важную роль и в закаливании организма, т. е. повышают его сопротивляемость к простудным заболеваниям.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анатомия человека / Под ред. Сапина М. Р. М., 1986.

2. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М.: Высш. школа, 1985.

3. Курепина М. М., Ожигова А. П., Никитина А. А. Анатомия человека. М., 2002.

4. Самусев Р. П. Анатомия человека. М., 1995.

5. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М.: Просвещение, 1990.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.