Здавалка
Главная | Обратная связь

Плотникова Анастасия Николаевна

Сергей Носов «Фигурные скобки»

 

{«Я» в домике}

 

Роман Сергея Носова «Фигурные скобки» стал уже победителем одной из крупных литературных премий современной России «Национальный бестселлер». Если роман попадает не в один премиальный список – он, наверняка, несет какой-то важный смысл
и литературное качество.

Действие романа начинается в поезде, главный герой Евгений Геннадьевич Капитонов приезжает в Петербург на конференцию иллюзионистов, именуемых в своем кругу микромагами. Капитонов математик, обладающий уникальной способностью угадывать двузначные числа, которая появилась у него в результате стресса – его дочь чуть не утонула в реке, когда ей было 6 лет.

С первых страниц романа мы можем наблюдать хронотопическую расчисленность событий – все действия главного героя буквально расписаны по минутам: его прибытие на Ладожский вокзал, поездка в метро, регистрация в гостинице, промежутки времени между приемами пищи за завтраком, обедом и ужином, прочими мероприятиями – такой авторский прием создает, на мой взгляд, эффект синхронизации читателя с главным героем, эффект присутствия с ним в одно время и одном месте. Носов писал роман более десяти лет, что тем самым невольно расширяет рамки хронотопа этого произведения, так же, как и интертекстуальные вставки: например, эпизод разыгрываемого драматического спектакля для участников конгресса по одноименной пьесе автора «Чудо, что я». Именно этот спектакль, на мой взгляд, становится отправной точкой в понимании проблематики романа. На сцене двое, Он и Она рассуждают о появлении друг друга на свет, Она рассказывает свою историю, что ей чудом удалось родиться, спастись от аборта, Он,
в свою очередь, с азартом погружается в рассуждения о чуде появления на свет человека, именно Его, Ее и всех остальных индивидуумов на биологическом уровне, воодушевившись, рассуждает о скорости сперматозоида, определяющего зарождение именно Его: «Вот их сто миллионов. И все устремляются к цели. А достигает только один. Один-единственный!.. И только благодаря этому сперматозоиду получаюсь исключительно я. Опереди его другой, любой из ста миллионов, был бы тогда мой двойник, такой же как я…но не я!.. Вероятность нашего появления – практически нуль! Чудо, натуральное чудо!». Особняком в романе стоит человек как индивид, проблема поиска собственного неповторимого «я». Прослеживается в романе экзистенциальный, онтологический опыт французского писателя-модерниста Марселя Пруста «В поисках утраченного времени»; ярким примером булгаковского почерка представлен эпизод заседания участников конференции, на которой, как и в известном романе «Мастер
и Маргарита», происходят загадочные явления: момент мистической внезапности происходящих событий невольно отправляет нас в Варьете на сеанс Черной магии.

Структура романа усложняется приемом «текст в тексте», в качестве которого выступает тетрадь Мухина, бывшего коллеги и товарища Капитонова, которую дала ему Марина, вдова Мухина. Тетрадь представляет собой что-то вроде дневника, в котором повествование ведется от первого лица. На первый взгляд, Капитонов определяет изложение мыслей своего покойного приятеля как замысел художественно-фантастического произведения, однако, тут же отсекает свое предположение по ясным читателю причинам и приходит к вполне логичным умозаключениям: либо Мухин сошел с ума, ведя диалоги с самим собой, либо его подменили, но кто и зачем?...

Как говорит в одном из интервью сам автор, «фигурные скобки» – это «метафора бегства от проблем. Личных, социальных. Мнимая защита от тревог этого мира. Но главное – мнимая. …». Так, главный герой Капитонов с самого начала заключил свое существование в фигурные скобки жизни: после ссоры с дочерью он буквально сбегает в Петербург на конференцию, в поезде неохотно идет на контакт с попутчиками, и, по неосторожности разоткровенничавшись о своей бессоннице, сожалеет об этом. На конференции после таинственной смерти иллюзиониста Водоёмова как главного подозреваемого Капитонова на время отстраняют от членства в правлении Гильдии, вынося его «…как бы за скобки…».

Детское «Я в домике», на мой взгляд, символично проявляется в образе мальчика-дауна, попутчика и тезки Капитонова, который является его вторым или первым или третьим «я». Капитонов тоже был ребенком и наверняка интересовался «коабликом» на адмиралтействе как и маленький мальчик Женя. Капитонов был «я»-ребенок», заключенный в «скобки детства». В каждый период жизни у человека есть свое «я», оно формируется, меняется, его трудно уловить и дать точное определение, это бесконечный поиск себя, беспрерывный процесс самоидентификации. Так, можно предположить, что мысли, изложенные в тетради Мухина – не факт его сумасшествия, раздвоения личности, а, наоборот, проблемы, переживания, которые беспокоят героя, имеют особое для него значение, вложенные в скобки третьего уровня сложности.

Уникальность этого произведения состоит в жанровой особенности: «Фигурные скобки» это мистико-магический детектив, основополагающей идеей которого было завлечь читателя, используя формульные инструменты массовой литературы, а через элементы фантастики и парадоксы – отразить современную реальность.

Роман «Фигурные скобки» насквозь метафоричен, изобилует различного рода символикой, роман-загадка, интерес и успешность которого заключается в том, что он написан в популярном жанре детектива с элементами массовой литературы – мистика, магия, поднимающий при этом остро социальную проблему – поиск человеком собственного «я», своего места в жизни. Автор сумел соединить экзистенциальную жажду самопонимания человека, извечно свойственную «высокой» литературе, с приемами увлекательного повествования, характерного для литературы массовой. Возможно, это актуальный ближайший путь развития для современной литературы, и именно поэтому, на мой взгляд, роман заслуживает премии.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.