Здавалка
Главная | Обратная связь

II. Тема «Понятие о психике. Происхождение и эволюция психики. Сознание человека».

Рабочая тетрадь

Для самостоятельной работы студентов

По дисциплине «Психология»

 

­­______________________________________

студент (ФИО)

 

 

Специальность __________________

Группа _________________________

Преподаватель: _________________________

должность, ФИО

 

Тула – 2010 г.

II. Тема «Понятие о психике. Происхождение и эволюция психики. Сознание человека».

1. Самостоятельно выполните таблицу «Сравнительная характеристика психики животных и человека»

характеристика психики животных характеристика психики человека
Конкретное, практическое мышление, зависящее от конкретной ситуации.   Абстрактное, сознательное мышление, не связанное с конкретной ситуацией.
Создание орудий труда только для конкретной ситуации.   Способность создавать и сохранять орудия труда , использовать их в следующий раз.
Имеют опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раздражитель, приобретают личный опыт в жизненных ситуациях, но не приобретают общественный опыт.   Кроме личного опыта приобретают общественный опыт и передают его последующим поколениям. Этот опыт в наибольшей степени развивает психику человека.
Предметы и явления действительности могут вызвать у животных определенные виды отношения к тому, что воздействует - положительные или отрицательные эмоции.   Способность сопереживать горе и радость другого человека, которого у животного нет.

2. Схематически нарисуйте структуру психики, давая определение каждому элементу схемы, в т.ч. понятию «психика».

 

Психика

 

 

психические процессы психические свойства

психические состояния

 

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, построении на этой основе неотчуждаемой от субъекта картины этого мира и регуляции поведения и деятельности.

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психические состояния - определившиеся в данное время относительно устойчивые уровни психической деятельности, которые проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Психические свойства - устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

3. Заполните таблицу «Развитие психики в филогенезе: основные эволюционные уровни» (по А.Н. Леонтьеву).

Название уровня развития Краткая характеристика
Стадия элементарной сенсорной психики.
1. Низший уровень Четкие реакции на биологически значимые среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движения. Слабая целенаправленная двигательная активность.
2. Высший уровень Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность. Способность избегать условий среды, вести активный поиск положительных раздражителей. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы-инстинкты.
Стадия воспринимающей психики.
1. Низший уровень Формирование двигательных навыков, преобладают генетически запрограммированные компоненты; двигательные способности сложны и разнообразны; активный поиск положительных раздражителей и избегание вредных, развитое защитное поведение.
2. Высший уровень Высокоразвитые инстинктивные формы поведения, способность к научению.
3. Наивысший уровень Выделение специализированных органов манипулирования - лап и рук, использование исследовательских форм поведения с широким применением ранее приобретенных знаний, умений и навыков.
Стадия интеллекта и сознания.
Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и творческом преобразовании окружающей действительности. Предварительное построение мысленного образа действий, предвиденье их результатов, разумное регулирование и самоконтроль поведения.
     

4. Заполните таблицу «Развитие психики в онтогенезе: этапы становления человеческого сознания».

Название этапа развития Краткая характеристика
Пренатальный период Стадия внутриутробного развития плода. Последовательно развиваются болевая чувствительность, температурная, сенсорная чувствительность, в частности, к звуковым раздражениям, моторика.
Детство Этап, который длится от рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь. По мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. В детстве обычно выделяют следующие периоды: - младенческий возраст - ранний возраст, - дошкольный возраст, - младший школьный возраст.
Младенческий возраст Этап индивидуального психического развития, который продолжается от рождения ребенка до достижения им годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа: — новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению с взрослыми; — первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно–личностное общение с взрослым; — второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно–манипулятивная деятельность. Завершение младенчества связано с „кризисом первого года“, свидетельствующим о формировании личности ребенка.
Ранний возраст Этап индивидуального психического развития, который продолжается от 1 года до 3 лет. Характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В это время происходят следующие события индивидуального развития: - формируются перемещения в пространстве, в частности ходьба, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира; - развивается ситуативно–деловое общение с взрослыми и общение со сверстниками; - формируются когнитивные процессы; - происходит овладение пассивной и активной речью; - становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания.
Дошкольный возраст Этап индивидуального психического развития, который продолжается от 3 до 6–7 лет. Выделяют три периода: - младший дошкольный возраст (3–4 года), - средний дошкольный возраст (4–5 лет), - старший дошкольный возраст (5–7 лет). Дошкольный возраст характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра, именно в связи с ее развитием совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития.
Младший школьный возраст Этап индивидуального психического развития, который продолжается от 6–7 до 10 лет, когда ребенок проходит обучение в начальных классах (1 - 4 классы) современной школе. Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста — возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий.
Подростковый возраст Этап индивидуального психического развития, который продолжается от завершения этапа детства до наступления юношеского возраста (от 11–12 до 16–17 лет). Характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Основной чертой психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности.
Юношеский возраст Этап индивидуального психического развития, который продолжается от завершения подросткового возраста до наступления взрослости. У юношей этот временной интервал охватывает 17–21 год, у девушек — 16–20. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция.

 

5. С помощью приведенных понятий, распределяя их по соответствующим столбцам, заполните таблицу «Формы проявления психики»: устойчивый интерес, ощущения, творческий подъем, характер, восприятие, темперамент, память, апатия, способности, мышление, угнетенность, раздраженность, воображение, речь, потребности, эмоции, идеалы, рассеянность.

Психические процессы Психические состояния Психические свойства
Ощущения Восприятие Память Мышление Речь Воображение Раздраженность Рассеянность Угнетенность Творческий подъем Устойчивый интерес Апатия Эмоции   Темперамент Характер Способности Идеалы Потребности  

 

6. Опишите теорию возникновения психики А.Н. Леонтьева с четким выделением критерия психического.

Стимулом к появлению психики мог послужить переход от жизни в однородной среде (первичный питательный бульон) к среде вещнооформленных объектов, неоднородных по своей природе. В качестве объективного критерия психики принято рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически-нейтральные воздействия, т.е. на те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ.

 

7. Опишите гипотезу о возникновении и развитии сознания; роль труда и речи в возникновении сознания; соотношение сознания и бессознательного в поведении человека.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

8. Нарисуйте схематически строение нервной системы человека, давая краткую характеристику ее каждому элементу и описывая их основную функцию (центральная НС, периферическая НС, телесная (соматическая) НС, вегетативная НС и др.).





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.