Здавалка
Главная | Обратная связь

Средневековая историография



Предыстория и начало европейской исторической традиции

Между мифом и историей: протоистория. Эпос, литература и искусство архаической эпохи о деяниях богов и героев, храмовые записи о свершениях правителей. Теократический историзм Ветхого Завета. Гомер: первый опыт переживания прошлого как истории. Гесиод и его поэма «Работы и дни»: от мифа к логосу. Рассказ о пяти «веках» как первая схема исторического развития человечества.

Греческая историография классической эпохи. История как жанр литературы. Первые историки. «Отец истории» Геродот. Глубина исторической ретроспективы. Устная традиция и исторический метод Геродота. Фукидид и его «прагматическая история». История как генезис событий «настоящего». Психологизация истории. Критерии достоверности и отбор свидетельств. Аристотель: концепция истины, противопоставление истории и поэзии (драмы). Исократ и «парадигматическая» история. Слияние истории с риторикой. Дидактическая тенденция: обучение на примерах и «уроки истории».

Эллинистическая историография. Династические культы эллинистических царей и появление «местных» историй. Полибий и первая «всеобщая история». Понятие «ойкумены» и идея «всемирной истории» как единой истории греческого мира. Предмет истории: «знакомство с частностями» и «понимание целого». От свидетельств очевидцев к опоре на «авторитеты». Синтез прагматической и парадигматической истории: история как исследование особого типа и как школа жизни.

Римская историография. От опытов «всеобщих историй» к «внутренней» истории Рима. Традиция римской анналистики. Гай СаллюстийКрисп: опыт написания «современной истории». Тит Ливии: ранняя история Рима, сотканная из легенд. Зачатки исторической критики. История и мораль: дидактическая функция истории. Публий Корнелий Тацит: риторическая история из примеров политических «пороков» и «добродетелей». Представление о неизменности человеческой природы и исторический скептицизм. История в биографиях великих людей: характер личности как фактор истории. Параллельные биографии Плутарха и «Жизнеописание двенадцати цезарей» Гая СветонияТранквилла. «Как следует писать историю» Лукиана из Самосаты: первая попытка создания теории историописания. Цели и методисториописания. Проблема источников. Лучший историк — «свидетель событий». Язык и стиль повествования. «Последний римский историк» Аммиан Марцеллин: герой истории — Империя.

Средневековая историография

Историописание переходной эпохи. Первый опыт богословской истории: «Церковная история» Евсевия Кесарийского. Основы христианской хронологии истории. Христианская идея истории у Августина: первый европейский опыт философии истории. Учение о двух «градах». Идея развития и способы периодизации истории. Жизнь и смерть Иисуса Христа — центральный пункт «священной истории». История как воля Бога. «История против язычников» Павла Орозия. Истории варварских народов. Исторические сочинения раннего Средневековья: «О происхождении и деяниях гетов» Иордана, «История франков» Григория Турского, «История королей готов» Исидора Севильского, «Церковная история англов» Беды Достопочтенного, «История лангобардов» Павла Диакона. Историография «каролингского возрождения»: Эйнхард и его «Жизнеописание Карла Великого». Ранняя византийская историография и историческая проза. Прокопий Кесарийский. Иоанн Малала. Лев Диакон и его «История».

Характерные черты и жанры средневековой историографии. Основания христианской историографии: теология истории. Взаимодействие античной и библейской концепций истории. «Исторический» метод истолкования Библии. Универсализм и провиденциализм христианского видения истории. Оттон Фрейзингенский, Иоанн Солсберийский, Иоахим Флорский и их место в истории средневекового историзма. Представления о времени и периодизация истории. История «священная» и история «светская». Идея развития в средневековой теологии истории. Дидактичность и символизм средневековой историографии. Жанры средневековой историографии и ее эволюция. Анналы и хроники. Всемирные хроники. Приемы элементарной критики свидетельств. Появление учебников по всемирной истории и исторических хрестоматий. Официальная хронистика: королевские и городские хроники. Хронисты позднего Средневековья (Ж. Фруассар, Дж. Виллани и др.). Исторические мемуары: Жан де Жуанвиль, Филипп де Коммин.

Региональные модели средневековой историографии. Роль устной традиции. Проблема передачи и фиксации. Скандинавские саги и эпос. Византийская традиция историописания в XI—XIII вв. Михаил Пселл и его «Хронография». Историческая проза: Анна Комнина и ее «Алексиада». «Хроника» и «Сокровищница православия» Никиты Хониата. Поздневизантийская историография: Михаил Дука. Русская летописная традиция: этапы развития и своеобразие в сопоставлении с латинской и византийской традициями письменной истории. Летопись и летописный свод. «Повесть временных лет». Источники составления летописей. Приемы отбора и истолкования материала. Проблема происхождения государства и великокняжеской власти. Особенности местного летописания. Первые исторические произведения в Древней Руси: исторические сказания, повести, «слова».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.