Здавалка
Главная | Обратная связь

Историческая наука в XX в.



Теория и практика мировой историографии в первой половине XX в. Осмысление опыта Первой мировой войны и актуализация вопроса о смысле и назначении истории. Создание глобальных теорий исторического процесса. Теория циклического развития О. Шпенглера. Теория цивилизаций А.Дж. Тойнби. Опыт национальной истории и его отражение в национальных историографических традициях. Влияние марксизма. Французская историография межвоенного периода. Социально-экономическая проблематика (Ф. Симиан, Э. Лабрусс) и теория экономических циклов. Социальная интерпретация революции (А. Матьез, Ж. Лефевр). Проблемы войны: школа П. Ренувена. Кризис позитивистской историографии и формирование школы «Анналов». История как проблема. Критика событийной истории. Обновление предмета и содержания исторической науки. Человек в истории и новое понимание социальной истории. «Бои за историю» Л. Февра и «Ремесло историка» М. Блока. Историческая наука Великобритании в 1918—1945 гг. Публикации архивных документов. Конституционная и административная история. Л. Нэмир и его школа парламентской истории. Р. Тоуни. Д. Клэпем. Лондонская школа экономики и становление социальной истории. Дж. Анвин и А. Пауэр. Лейбористская историография: Дж. Коул. Социальная история в интерпретации Дж.М. Тревельяна. Наступление на вигскую концепцию истории: Г. Баттерфилд. Критика позитивистской методологии Р.Дж. Коллингвудом и его «Идея истории». Историческая наука в США. Лидерство профессистской школы во главе с Ч. Бирдом. Периодизация американской истории. Идея единства американской и мировой истории в трудах А. Шлезингера-ст. Экономическая интерпретация истории. История рабочего движения в США. Американские историки и проблема изоляционизма. Германская историография в 1918—1945 гг. Проблема преемственности или разрыва с прошлым. Крушение империи и растущая политизация истории. «Историческая беллетристика». Прусская идея в трудах И. Галлера. Ф. Мейнеке и идея дуализма силы и духа. Мейнеке о возникновении и развитии историзма. Историография Третьего рейха. Тотальная идеологизация. Чистка университетской профессуры. Создание Имперского института новой Германии. Передача архивов под контроль идеологического аппарата НСДАП. Расовая теория в немецкой историографии.

Становление советской историографии. Предыстория: марксистское направление в исторической науке России в досоветский период. Исторические взгляды Г.В. Плеханова и материалистическое понимание истории. Проблемы новейшей истории в трудах В.И. Ленина. Схема русской истории М.Н. Покровского. Период «плюрализма» (1917 — сер. 1920-х гг.). Ученые «старой школы»: теоретические платформы и направления конкретных исследований (СВ. Бахрушин, М.М. Богословский, Р.Ю. Виппер, Ю.В. Готье, Н.И. Кареев, Д.М. Петрушевский, С.Ф. Платонов, А.Е. Пресняков и др.). Реорганизация исторического образования. Утверждение принципа партийности. Новый язык советской историофафии. Роль Покровского и его школы в становлении советской исторической науки. Особенности исторических дискуссий 1920-х — первой половины 1930-х гг. Превращение исторической науки во фронт классовой борьбы. «Академическое дело» и репрессии против историков. Развитие организационных форм советской исторической науки в 1930—1950-х гг. Постановления партии и правительства о преподавании истории. «Краткий курс по истории ВКП(б)» и его влияние на историческую науку. Историческая наука накануне и в годы Великой Отечественной войны. Изменения в проблематике исследований по всеобщей и отечественной истории.

Историческая наука во второй половине XX в. (до 1990-х гг.). «Научная история» и проблема междисциплинарное™ в 1960—1970-х гг. Дискуссии об отношениях между историей и социологией. «Новая социальная история». Парадигма социально-структурной истории. Количественные методы в исторических исследованиях. Заимствование методов смежных наук (исторической демографии, социологии, антропологии, психологии) и проблема их адаптации. Движение за «историю снизу». «Новая историческая наука» и историческая антропология. От «истории снизу» к «истории изнутри». Обновление концептуального аппарата и исследовательских методов. Бум конкретных социально-исторических исследований. Новые исторические журналы. Изменения в системе университетского образования. Формирование новых научных центров. Деятельность исторических обществ.

Историческая наука во Франции. «Методологическая революция» школы «Анналов». «Глобальная история» и концепция исторического времени Ф. Броделя. «Сериальная история» П. Шоню. Дискуссии о Французской революции (Ж. Лефевр, А. Собуль, Р. Мунье, Ф. Фюре, Д.Рише и др.). Интерпретация перехода от феодализма к капитализму у М. Вовеля. Развитие исторической демографии и региональной истории. «Неподвижная история» Э. Леруа-Ладюри. Труды Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффа и других представителей третьего поколения школы «Анналов». «Социальная история ментальностей». История ментальностей и историческая антропология.

Историческая наука в Великобритании. Дискуссия о «старых» и «новых» путях в исторической науке. Марксистская методология истории и ее творческое развитие в работах Э. Томпсона, Э. Хобсбо-ума, К. Хилла, Р. Хилтона, Дж. Рюде. Концепции «всеобщего кризиса XVII века». Дискуссии вокруг интерпретаций Английской революции середины XVII в. «Новая рабочая история» и ее эволюция. Дискуссия о природе британского империализма. Г. Перкин и его концепция социальной истории. Кембриджская группа по изучению социальных структур и населения: от исторической демографии к демосоциальной истории. У. Хоскинс и его школа локальной истории. «История снизу» и школа «Исторической мастерской» Р. Сэмюэла. Социальная антропология и история народной культуры (К. Томас, А.Макфарлейн, П. Берк и др.).

Историческая наука в США. От теории «консенсуса» к «новой исторической науке». Упадок прогрессистской школы. Рост интереса к истории идей: школа А. Лавджоя. Труды Р. Хофстедтера. Д. Бурстин. Работы A.M. Шлезингера-мл. о «Новом курсе» и циклическом развитии американской истории. Школы «политического идеализма» и «реальной политики» в истории международных отношений. Новые тенденции в 1960—1980-х гг. Оформление радикально-демократического направления (Д. Лемиш, С. Линд, Ю. Дженовезе): «история снизу». «Новая экономическая история» и изучение проблем промышленного переворота, аграрных отношений, рабовладения. Американская клиометрия: Р. Фогел, Д. Норт. «Новая рабочая история» в трудах Г. Гатмана. «Новая политическая история» о политической культуре и поведении электората (М. Холт, У.Д. Бернхэм). История внешней политики в работах Г. Колко, Т. Маккормика и др.

Историческая наука в ФРГ. Немецкий историзм в 1950—1960-х гг. Г. Риттер. Гейдельбергская школа В. Конце. Работы X. Бёме.Марбургская школа. Становление социально-критической школы. Разработка теорий модернизации. Влияние идей М. Вебера. Работы Ю. Кокки, Г.А. Винклера, В. Моммзена и др. Новая концепция немецкой истории Г.У. Велера. История и типология фашизма. Дискуссии немецких историков. Немецкая историческая антропология. История повседневности. Работы А. Людтке, X. Медика, Ю. Шлюм-бома. Разработка микроисторических подходов.

Советская историография во второй половине XX в. (до начала 1990-х гг.). Идеологические кампании конца 1940-х — начала 1950-х гг. Борьба против космополитизма, гонения на историков. Историки и «холодная война». Историография в период «оттепели». Основные проблемы конкретно-исторических исследований. Историографические школы в провинции. Методологические поиски и дискуссии. Новые «заморозки» и свертывание научных дискуссий. Приоритетные темы и существование неофициальной историографии. Проблемы отечественной и всеобщей истории в советской историографии конца 1950-х — первой половины 1980-х гг. Перестройка, диалог с мировой наукой и «возвращение» дореволюционного наследия.

Историография на рубеже веков. Ломка общекультурной парадигмы и «критический поворот» в историографии на рубеже 1980— 1990-х гг. «Эпистемологическая революция» и переопределение предмета исторического знания. Роль нарратива. Проблема опосредовании: язык и текст. Переосмысление природы исторического источника и исторического факта. От «воссоздания» прошлого к его «конструированию». Методология и практика исторического постмодернизма. Конец идеологии прогресса. Отказ от синтетических построений. «История в осколках»: фрагментарное видение прошлого. Теоретико-методологические дискуссии середины 1990-х гг. «Новая культурная история» и ее ведущие представители. Дискуссии о соотношении микро- и макроанализа в зарубежной и российской историографии. Итальянскаямикроистория и немецкая история повседневности. Казуальный подход. Поиски «другой социальной истории».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.