Здавалка
Главная | Обратная связь

Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.



49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

 

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

 

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

 

 

Какие же качества характерны для творческого человека?

Френсис Баррон на основе исследования 56 писателей-профессионалов, из которых 30 были широко известны и весьма оригинальны в своем творчестве, выделил следующие тринадцать признаков способностей к литературному творчеству:

 

- высокий уровень интеллекта;

- склонность к интеллектуальным и познавательным темам;

- красноречие, умение ясно выражать мысли;

- личная независимость,

- умелое пользование приемами эстетического воздействия;

- продуктивность;

- склонность к философским проблемам,

- стремление к самовыражению;

- широкий крут интересов;

- оригинальность ассоциирования мыслей, неординарные процессы мышления;

- интересная, привлекающая внимание личность;

- честность, откровенность, искренность в общении с другими;

- соответствие поведения этическим нормам.

 

В исследованиях другого американского исследователя — К. Тэйлора— были установлены похожие качества творческой личности:

- стремление быть на передовых рубежах своей области;

-независимость и самостоятельность суждений, стремление идти своей дорогой;

- склонность к риску;

- активность, любознательность, неутомимость в поисках;

- неудовлетворенность существующими традициями и методами и отсюда — стремление изменить существующее положение дел;

- нестандартность мышления, талант предвидения.

Дж. Гилфорд в своих исследованиях выделял следующие отличительные способности креативной личности:

- способность к обнаружению и постановке проблем; продуцирование разнообразных идей в неопределенной ситуации;

- способность к генерированию большого числа идей;

- способность продуцировать разнообразные идеи; видеть предмет под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование на практике;

- способность отвечать на раздражители нестандартно; стремление к интеллектуальной новизне, к нахождению своего собственного, отличного от других решения;

- способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

- способность решать проблемы, т. е. способности к синтезу и анализу.

 

Американский психолог Вильямс, создатель широко известного теста творческого мышления, все многочисленные показатели творческой личности свел к четырем факторам, на основании которых он и построил свой тест. Это:

 

• способность идти на риск;

• усиленная поисковая активность;

• широта кругозора и любознательность;

• богатое воображение.

 

Таким образом, в любой вышеперечисленной классификации присутствуют развитое воображение и мышление.

Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления.

Воображение справедливо называют «королевской дорогой в подсознание», а также «центральным звеном творческого процесса», а отсюда оно является главным объектом формирования и развития творческих способностей. Оно лежит в основе вдохновения — как соединения в одну точку всех способностей.

Воображение интегрирует в себе эмоциональное и рациональное начало, все познавательные процессы, оно сочетает зрительно-образное восприятие реальности с воспроизведением и трансформацией ее в памяти, построением модели потребного будущего. Воображение необходимо во всех видах и фазах творчества.

Для художественного творчества, продукты которого направлены на пробуждение воображения, мыслей и чувств потребителей «духовной пищи», знание происхождения и структуры этого процесса особенно необходимо.

 

Предлагаю несколько упражнений на развитие этих качеств.

Упражнение1. «На что это похоже»

Берется любой предмет, на­пример, очки. Надо найти предметы или символы, их напоминающие, — велосипед, свадебные коль­ца, туалет.

Упражнение 2. « На кого он похож».

Водящий выходит, и в группе загадывается образ одного из членов группы. Во­дящий возвращается и спрашивает, на кого похож тот, кого ему надо отгадать (на какое время года, на какое блюдо, на какой предмет меблировки, на какой цветок и т. д.).

 

Мышление- это еще один важнейший психический процесс в творческой деятельности.

Процесс мышления автоматически включается при встрече с неизвестным, новым, необычным или с постановкой вопроса, ответ на который не может быть почерпнут из памяти, прочного знания. Мышление также автоматически включается, когда человек встречается с проблемной ситуацией, которая всегда является новой, выход из которой неизвестен и не может быть найден старыми способами. Вопрос о том, «как», «каким образом» преодолеть препятствия, мешающие достижению цели, становятся объектом мыслительного поиска.

В данном процессе важны:

1. Способность к самостоятельному выбору объекта мышления. Мыслитель — это не тот, кто способен ответить на поставленный вопрос, а тот кто способен «задаваться вопросами».

2. Способность владеть языком мышления (понятиями, образным языком).

3. Владение основными операциями мышления —анализом, синтезом, абстракцией и обобщением.

4. Наличие качеств мышления: широты, гибкости, беглости, оригинальности. Данные качества в область психологии творческого мышления внесли Джой Гилфорд и Эллис Торренс. Этими психологами была разработана концепция креативности (творческости).

 

 

Факторы Значение
Б Беглость мышления Придумывание возможно большего количества альтернативных ответов и идей на заданную задачу или проблему
Гибкость мышления Находить обходные пути решения проблемы, переходя от одного класса объектов к другому
Оригинальность мышления Умение давать необычные ответы, не согласующиеся с общепринятым мнением, нестандартность взгляда на предмет или проблему
Разработанность проблемы   Умение дополнять, расширять, углублять то, что уже имеется. Из простого делать сложное.

 

творцом творцом, то есть достичь подлинной человечности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.