Здавалка
Главная | Обратная связь

Упражнение 5. СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ



Описание упражнения

Участники объединяются в команды по 4 — 5 человек. Ведущий озвучивает какое-либо слово из числа распространенных в русском языке и имеющих много синонимов (слов со сходным значением) и антонимов (слов с противоположным значением). Задача команд – подобрать как можно больше синонимов или антонимов этого слова. На размышление дается минута. Затем представители каждой из команд поочередно озвучивают по одному варианту синонима, повторяться нельзя. Команда, у которой варианты исчерпались и добавить нечего, выбывает из игры в данном раунде.

Побеждает та команда, которая остается в игре дольше других. Потом игра повторяется, но участники приводят уже не синонимы, а антонимы. По завершении раунда команды получают новое слово и очеред ную минуту для придумывания синонимов/антонимов, игра повторяется таким образом 5 — 7 раз. Команда-победитель определяется по сумме набранных баллов. Лучше брать для этого упражнения преимущественно не названия материальных предметов, а слова, означающие нюансы человеческих качеств и состояний, а также морально-этические категории.

Приемлемость предложенных вариантов синонимов и антонимов оценивает жюри в составе ведущего и 2-3 добровольцев (не входящих в состав игровых команд). Для разрешения спорных ситуаций им желательно иметь под рукой специализированные словари (толковый, синонимический).

Смысл упражнения

Упражнение направлено на развитие речевой гибкости, беглости словесной реакции, уверенности поведения в ситуации необходимости публично представить результаты коллективной работы, сплочение команд.

Обсуждение

Чем, с точки зрения участников, определяется успешность выполнения такого задания? Зависит ли она преимущественно от способностей отдельных участников, или же от организованности и слаженности командной работы? Для чего важно уметь подбирать к словам синонимы и антонимы, какие преимущества в общении это дает?

 

 

В творческом процессе есть определенные стадии.

Выделяют четыре фазы творческого процесса:

1) Сознательная работа (подготовка). Особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.

2) Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей идеи (работа на уровне подсознания).

3) Переход бессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения. Первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла.

4) Сознательная работа. Развитие идеи, окончательное оформление идеи. Проблемы природы художественного творчества и личности художника, начиная с Античности и до настоящего времени, занимают одно из центральных мест не только в психологии искусства, но и в других гуманитарных дисциплинах, имеющих отношение к изучению продуктов творческой деятельности человека: искусствознании, эстетике, литературоведении, культурологии.

 

 

Процесс личностного развития и вхождения в профессию начинается с репродуктивно-субъективно­го творчества и выходит на уровень объектив­но-продуктивный, который характеризует мастера сво­его дела.

Но не только высшие достижения творчества важ­ны для общественной жизни. Можно сказать, что лю­бой вид творчества, если он имеет какую-то пользу для развития личности, должен приветствоваться.

Интересная и содержательная жизнь всегда свя­зана с творчеством, проявления которого весьма раз­нообразны. Это может быть не только создание ди­ковинных технических приборов или сочинение рома­нов и стихов. Это может быть любой акт, в котором человек становитсяперед проблемой выбора, будь то решение о вступлении в брак, поступлении в институт либо переезд в другой город в поисках интересной работы. Чем сложнее жизнь и чем большее количество решений необходимо принять человеку, тем больше и чаще от него требуется проявление творческих способ­ностей.

Быстро изменяющаяся окружающая жизнь посто­янно требует от человека психологической гибкости, все новых способов приспособления к этим изменениям, которые связаны с преодолением трудных условий существования, будь то недостаточность питания, сла­бое здоровье или несправедливость в социальных от­ношениях. Преодоления этих трудностей связаны с многочисленными усилиями и борьбой, что вызывает огромную гамму чувств, которые затем отражаются в произведениях искусства. Выготский не случайно ука­зывал на то, что в основе творчества всегда лежит момент плохой приспособленности, из чего возникают потребности, стремления и желания к более лучшим условиям существования. И поэтому, видимо, не зря в народе говорят, что «нужда — мать изобретения».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.