Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 2. Особенности атрибуции и экспертизы ценности предметов декоративно-прикладного искусства 1 страница



Тема 3. История и технология керамики. История, технико-технологические и художественные особенности русской керамики. Атрибуция и экспертиза произведений из керамики

Ведь все теперешние сокровища искусства три-четыре века тому назад были банальными предметами повседневного обихода. Я часто спрашиваю себя, действительно ли красивы старинные суповые тарелки, пивные кружки и щипцы… Старинные синие тарелки, украшающие теперь стена наших комнат, несколько столетий тому назад были самой обычной домашней утварью, а розовые пастушки´ и желтенькие пастушки, которые с понимающим видом восторгаются все наши знакомые, в восемнадцатом веке скромно стояли на камине, никем не замечаемые…

Джером К. Джером Трое в одной лодке, не считая собаки.

 

История керамики – это многоликая тема. Сначала человек открыл для себя свойство глины затвердевать на солнце и при обжиге на огне. Так родилась керамика. В течение столетий и тысячелетий разрабатывались новые способы обработки и очистки глины, придания ей формы и водонепроницаемости. Позднее человек придумал ручной, а затем и ножной круг, что стало революцией в области керамического производства. Человек открыл и глазурь, которая стала важным технологическим завоеванием. Через долгие тысячелетия была открыта новая керамическая каменная масса, известная как фарфор. И сегодня эти экспериментальные разработки наших предков составляют значительное место в созданном человеком мире.

Термин керамика, видимо, происходит от греческого «keramos» - глиняная посуда, горшечная глина. Под керамикой понимают – массу из глины (в том числе и каолин), смешанную с полевым шпатом, кварцем или известью, которую подвергают обжигу. Уникальность материала, мало подверженного атмосферным и климатическим воздействиям, сохранила изделия из керамики различных эпох. Уже в 10-7 веках до н.э. искусство гончаров достигает видное место не только в бытовом укладе, но и в искусстве. В эпоху античности мастера создавали предметы репрезентативные, вотивные, бытовые. Выбор назначения определял и выбор материала, его качество. Греческая керамика выполнялась из хорошо отмученной глины, покрывалась по наружной поверхности тонким ангобом. Украшения писались люстром (глиноземной краской), который во время обжига давал черный цвет. В греческой керамике выделяют мастерство критский и микенских мастеров. История сохранила не только керамические изделия, но и имена мастеров и вазовых живописцев – краснофигурных и чернофигурных классического периода греческого искусства. В 4 веке до н.э. кроме крупных керамических изделий появляются и изделия мелкой пластики, формируются крупные производственные центры – Танагры, Мирина, греческие колонии в Италии (Апулия, Кампания, Лукания), Малой Азии, на Родосе, в Северном Причерноморье (Пантикапеи). В истории сохранилось искусство этрусских керамистов – черная керамика, на гладкой поверхности которой появляется пластический или пунцированный декор. Для римских керамических изделий появляются новые тенденции – блестящая поверхность, как подражание металлическим сосудам, декоративные рельефы, клеймо мастера (terra sigillata). Падение Римской империи несколько снизило скорость развития керамического производства, но керамика не исчезла, и даже формировались новые виды керамики, новые производственные процессы. Горшечный товар – с пористым черепком и землистым оттенком, который перекрывался росписью – это бытовая керамика. Изделия облагораживались штамповкой, гравировкой, цветной глазурью. К концу 16 века в Европу приходит майолика – белый пористый черепок, покрытый двумя глазурями (непрозрачной с содержанием олова и прозрачной с блестящей свинцовой глазурью). Майолика в ряде стран получила название – фаянс. Декорировали майолику/фаянс по сырой глазури. Краски для росписи брались того же химического состава (огнеупорные) – синие, зеленые, желтые, фиолетовые. Только с 18 века мастера обращаются к муфельным краскам, которые наносились на обожженную глазурь. В 16 веке в Германии появляется т.н. каменная посуда – плотный черепок (глина и полевой шпат). Европа уже плотно подошла к изобретению фарфора.

Первоначально керамика формовалась от руки. Но в 3 тыс. до н.э. был изобретен гончарный круг, который позволил делать сосуды и посуду с тонкими стенками, более соразмерной и симметричной. Керамические изделия – это не только посуда, но и изразцы, архитектурная керамика, фигурные рельефы и орнаменты, скульптурные композиции.

Керамика – это единое название как для материалов керамического производства (глины и смеси на основе глин) и сами готовые изделия. На основе качества глин, состава формовочных масс и технологических особенностей производства выделяют основные группы керамики – грубокерамические гончарные изделия (традиционная керамика) и керамические материалы: терракота, майолика, каменная масса, фаянс, фарфор. Рассмотрим их особенности.

Гончарная глина – это местные глины, используемые для изготовления бытовой посуды. Формовочная масса, как правило, состоит из 85% глины, перемешанной с кварцевым песком и керамическим боем. При обжиге дает пористый черепок, шероховатый в изломе, от желтого до темно-коричневого цвета, в неглазурованном виде пропускающий воду. Гончарная посуда появляется уже в 10-7 вв. до н.э.

Терракота – это керамический материал, точнее изделия из пластичных железистых глин (до 50%), мела (25%) и тонкого шамота – бой керамической масс (25%). Терракота отличается грубым, крупнозернистым, среднепористым черепком, окрашенным в красный, желтый или «телесные» цвета. Изделия из терракоты обжигают при температуре 900-9500, но не глазуруют.

Майолика (ценина, эмалированный фаянс) – это формовочная масса (цветная глина, кварцевый песок, мел, карбонат кальция, шамот) или изделия из глины (терракота, фаянс), покрытые свинцово-оловянной эмалью с толстостенным черепком, крупнопористым, цветным, не прочным, пропускающим жидкость (без поливы). Майолика бывает живописной (роспись по эмали керамическими красками) и покрытой металлическим люстром.

Полуфаянс (полумайолика, мецца-майолика) – изделия из пластических глин и известняка, покрытые белым ангобом (промежуточное положение между глинистой массой и глазурью) по обожженному черепку, глазурованные или эмалированные, покрытые роспись. Черепок пористый, грубый «грязного» (не отбеленного) цвета.

Фаянс – керамическая масса, в составе которой белые глины, каолин, кварц, полевой шпат, мел или мрамор. Формовочные массы тонко измельчаются, формуются и обжигаются при высокой температуре. Черепок – белый с некоторым сероватым оттенком, мелкозернистый, но пористый, шероховатый, не просвечивающий. Фаянс покрыт плотным слоем прозрачной свинцовой глазури.

Опак – высший сорт фаянса. Черепок белый, легкий, тонкий, но не прозрачный. Требует более слабого обжига, чем фарфор. Опак бывает и твердый (с большим количеством полевого шпата и кремния) со «звонким» черепком; мягкий (с большим количеством плавней – известь, песок, фарфоровый бой, слюда и др.) не термостойкий; глинистый – с небольшим количеством неглинистый примесей.

Фарфор (от персидского «фег-фур») – благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. Его отличает однотонность (белый, как правило), прозрачность тонкого черепка. Фарфор – это изделие двойного обжига – керамики (бисквит) и глазури. В зависимости от фарфоровой массы и глазури различают твердый и мягкий фарфор, и фарфор промежуточного вида – костяной. Твердый фарфор – это каолин (чистая тугоплавкая и пластичная глина) и полевой шпат со слюдой. Кроме этого в эту массу могут добавлять кварц или песок. Но все остальные ингридиенты носят вспомогательный характер. Так же как и другую керамическую массу – ее перемалывают, замешивают, промывают, высушивают – т.е. готовят тесто. Затем массу формуют или обрабатывают на гончарном круге. Затем следует обжиг (600-800о С), покрытие глазурью (та же субстанция, что и основная масса, но более жидкая), новый обжиг (1300-1500о С), который соединяет глазурь с основной массой однородным слоем. Твердый фарфор был открыт в Европе только в 1708 году. Мягкий фарфор (художественный, фриттовый) состоит, как правило, из стекловидных веществ (фритт) – песок или кремень, селитра, морская соль, сода, квасцы, алебастр. В процессе плавки в основную массу добавляется мергель (гипс и глина). После традиционных для фарфоровой массы операций, следует формовка, обжиг (1100-1500о С), покрытие глазурью – стеклообразная масса (окись свинца, песок, сода, поташ, известь), и снова обжиг (1050-1100о С). Цвет мягкого фарфора сливочного тона, но жароустойчивость такого фарфора ниже, чем твердого. В Европе мягкий фарфор был известен уже в 16 веке (фарфор Медичи, Флоренция). Костяной фарфор занимает срединное положение. Кроме каолина и полевого шпата, к нему добавляют фосфат извести из пережженной кости, что обеспечивает более легкую плавку (1100-1500о С). В глазурь мягкого фарфора добавляют буру. В первые фарфор был применен в 1748 году Томасом Фраем в Английском Бау. Основным способом декорирования считается рельефный узор (гравирование, перфорация, пластичный рельеф) через формовку или налепку; роспись (подглазурная эмалевыми красками; надглазурная – муфельные краски и позолота с дополнительным обжигом).

Существует несколько технологических процедур и способов производства керамических изделий: формовка ручным способом и на гончарном круге, литье в специальные формы, формовка изделий по специальным шаблонам. При всех способах производства изделий первоначальным этапом является получение формовочной массы, которая зачастую и определяет технологию получения изделия. Формовочная масса – это смесь материалов на основе глин, которая бывает:

· жидкая (шликер) – в виде водной суспензии с содержанием воды до 35-40%

· пластичная (заминка) – тестообразная масса с содержанием воды до 18-26%, используемая при формовке

· порошкообразная (прессовочная) – смесь порошковообразнорй глины и клея, воска, парафина, используемая при прессовке изделий.

Пластичная формовочная масса используется для ручной формовки изделий и предполагает несколько операций: выбивание, выдавливание, вытягивание, налеп (кольцевой, лоскутный, спиральный), навод (наращивание стенок сосуда при помощи жгута глины), натягивание (натягивание глины на деревянную болванку/сердечник).

Жидкая керамическая масса позволяет формовать изделие в гипсовых литейных формах. Существует два способа – сливной и наливной. Сливной основан на впитывании гипсом воды: шликер заливают в форму и через некоторое время сливают лишнюю массу. Толщина черепка зависит от времени выдерживания в форме. Наливной способ – заливка шликера в гипсовую форму с двумя поверхностями, которые и формуют изделие. Скорее всего изобретение разъемных форм, которые используются при литье произошло в 18 в. в Англии.

Прессование также предполагает использование глиняных и металлических форм. Наполненные глиняной массой части форм соединяются при надавливании, излишек убирается. Прессованием чаще всего изготавливают тарелки, плитки, изразцы, скульптурные формы.

Революцией в области керамического производства стало открытие глазури, которая не только декорировала изделия, но и позволяла создавать водонепроницаемые образцы.

К основным способам декорирования относят:

· надглазурная (муфельная) – порошкообразные красители в смеси с легкоплавким стеклом (1:3). Краски наносятся различными способами на обожженный глазурованный черепок (белье) и снова подвергаются обжигу в муфельных печах при температуре 600-9000С. Получается четкий контур рисунка, немного выступающий

· подглазурная роспись – красители тугоплавкие (минеральные красители и порошкообразная глазурь) наносятся как обожженный, так и необожженный неглазурованный черепок, затем покрывается глазурью и обжигается при температуре 1200-16000С. Рисунок получается мягкий, яркий, блестящий, с несколько размытыми контурами.

· ручная роспись – свободная роспись подглазурными и надглазурными красками.

Декорирование может производиться и при помощи механических способов:

· печать – бумага с нанесенным рисунком прижимается к изделию. При обжиге бумага обгорает, а рисунок остается. Может быть использована как подглазурная, так и надглазурная печать.

· декалькомания – цветные переводные картинки наносятся на глазурованное изделие (редко неглазурованное). Для деколя используют керамические краски. Считается, что открытие «переводных картинок» произошло в 18 в.

· аэрограф – краски наносятся пульверизатором или на трафарет, или для создания фона. Отличается тонкой капельной структурой.

· штамп – рельефное или цветное декорирование при помощи штампов-печатей.

В декорирование керамики используют как ранние, так и современные ноу-хау способы:

· цветные поливы (глазурь, мурава, ценина) – стекловидный материал (кремнезем, борная кислота, поташ, сода, глинозем, окрашивающие окислы металлов), которой покрывают обожженную глину для придания ей водонепроницаемости или просто для декорирования.

· люстры (соли металлов – меди, железа, золота, серебра, висмуса и др.), которые образуют тонкую пленку с радужным металлическим или перламутровым блеском на глазурованной поверхности.

· кракле (цек) – декорирование в виде сетки тонких трещин на глазури черепка. После обжига глазурованное изделие подвергается резкому охраждению, а затем протравливают краской и снова обжигают, получая тончайшую декоративную сетку.

· пат-сюр-пат (паста на пасту) – нанесение на основной черепок кистью нескольких слоев разноцветной шликерной глазури или ангоба с последующим обжигом и глазурированием, получая многослойный рисунок или орнамент

· фотокерамика – перенесение изображения с фотопленки на изделие

· резьба по сырой керамике или ангобу

· кружево – пропитанные фарфоровой массой тканевые кружева обжигают – ткань обгорает, остается кружевной фарфоровый рисунок.

История фарфора насчитывает более 3-тысяч лет. Точная дата изобретения китайского фарфора неизвестна. Некоторые источники относят возникновения фарфора в Китае к династии Хань (206 - 221 гг. н.э.), другие к эпохе Троецарствия (220 - 280 гг. н.э.) или периоду Шести династий (220 - 589 гг. н.э.), третьи – к династии Тан (618 — 906 гг. н.э.). Но чаще всего говорят о составе твердого фарфора, который был открыт приблизительно в 6 веке, причем хранили секрет в строжайшей тайне. Высокой степени совершенства китайский фарфор достигает в 15-16 веках. Но именно в это время китайские изделия попадают в Европу (с 14-15 вв. – Испания, позднее Италия, Нидерланды), где тоже начинаются поиски секрета массы. Китайский фарфор мог по ценности и изысканности соперничать с золотом и нефритом. Для китайского фарфора различных эпох характерны яркие особенности.

Первые фарфоровые изделия минской эпохи (14-17 века) были чисто белыми, без художественной росписи, только слегка покрытые глазурью. В более поздние времена широко используется для росписи изделий сине-голубая краска, которую привозили с Явы и Суматры. Ранние минские изделия с подглазурной росписью кобальтом отличались светлым серо-голубым оттенком, чаще всего в росписи использовался растительный орнамент. В начале 15 века одновременно с кобальтом начинает употребляться красная краска естественного происхождения. С середины 16 века очень распространенным стал метод украшения, известный под названием «доуцай» (соперничающие краски) -сочетание подглазурного кобальта с пестрыми эмалевыми красками. Для минской эпохи в целом характерно изобретение новых видов цветной глазури и эмалевых красок, которые нашли широкое применение в фарфоровом производстве.

В эпоху Цин (17-20 века) продолжалось производство всех раннее существовавших видов фарфора. Самым блестящим периодом в развитии фарфора эпохи Цин является 18 век, когда по всему Китаю работали сотни мастерских. Среди них выделялись заводы Цзиндэчжэня, выпускавшие высокохудожественную и высококачественную продукцию. Богатством и разнообразием цветов отличалась глазурь, которой покрывались изделия. В это время предпочтение отдавалось монохромной глазури. До сих пор большой известностью пользуются сосуды и вазы, покрытые т.н. «пламенеющей глазурью» и глазурью «цвета бычьей крови». К 18 веку относится изобретение розовой эмалевой краски, которая начинает широко употребляться в сочетании с эмалью других цветов. В Европе в зависимости от цвета преобладающей эмалевой краски или глазури фарфор стали подразделять на желтый, розовый, черный и зеленый. В это время фарфоровые изделия отличались чрезвычайным многообразием форм, появилось большое количество статуэток. Поиск мастерами новых форм иногда приводил к чрезмерной вычурности, а подчас и к потере чувства материала, что выражалось в имитации бронзы, дерева и т.д. Изделия из фарфора не только шли на внутренний рынок, но и превратились в одну из главных статей экспорта. Фарфоровые изделия, производимые в разных местах, отличались своим стилем и колоритом. В конце 19 века в фарфоровом производстве стал наблюдаться упадок.

В Японии фарфор начали производить только в 17 в., т.е. намного позже, чем в Китае или в Корее, откуда фарфор в Японию завозили долгое время. Китай экспортировал фарфор еще с 10 в. Причина такого позднего начала производства фарфора в Японии заключалась в том, что богатая каолином глина (один из основных компонентов фарфорового сырья) была обнаружена в Японии только в начале 17 столетия, при этом обнаружили ее не японские гончары, а корейские. В конце 16 века (в 1592 и 1597 гг.) японский сёгун Тойотоми Хидейоши совершил несколько военных набегов в Корею. Для истории фарфора этот эпизод интересен тем, что в результате нападений было захвачено большое количество квалифицированных корейских ремесленников. Многие из них затем обосновались на севере японского острова Кюсю. Находка каолиновой глины традиционно приписывается корейскому гончару Ри Санпэю из поселка Арита. Считается, что это месторождение располагалось у подножия горы Идзумияма. К 1610 году в поселке Арита был налажен выпуск керамики, по качеству приближающейся к фарфору. Вскоре после 1610 г. поселок Арита стал специализироваться исключительно на производстве фарфора. Производство фарфора (известного так же, как Имари, по названию морского порта, через который его отправляли в другие страны) в Арите развивалось очень быстро. В 17 в. японский фарфор пользовался большой популярностью в Европе. Первой экспортной продукцией поселка стал сине-белый фарфор Ko-имари или, по-другому, Старый Имари, имитирующий традиции китайских и корейских мастеров, чьи изделия в то время высоко ценились в Европе. Контролировала поставки фарфора Ост-Индская компания. Основным конкурентом Ариты оставался город Цзиндэчжэн в Китае. Но во время войны в конце правления династии Мин обжиговые печи Цзиндэчжэне были разрушены и японский поселок Арита стал основным производителем и поставщиком фарфора в регионе. Еще одним исторически связанным с производством японского фарфора местом стал остров Хирадо. Название Хирадо ассоциируется с одноименным видом фарфора с 19 в., однако керамические изделия производились на острове уже долгое время. В конце 16 – начале 17 веков там была основана деревня для корейских гончаров, которые начали выпускать изделия в корейском стиле Карацу. Эти изделия характеризовались незамысловатым рисунком, нанесенным под прозрачную глазурь краской из оксида железа. В середине 1730 гг. гончар корейского происхождения Имамура Саннойо обнаружил на острове каолиновую глину в районе деревне Микавачи. Местный даймё (правитель, феодал) Мацура стал официально поддерживать производство фарфора в Микавачи. Патронаж даймё способствовал тому, что производители керамики стали стремиться получить продукцию наивысшего качества без оглядки на цены. Гончары получили особые привилегии, поднявшие их статус в обществе, что так же способствовало росту качества товара. Фарфор Хирадо стал использоваться в основном в качестве подарка. Его дарили даймё, сёгунам или императору. К концу 18 века фарфор с острова Хирадо уже можно было назвать образцом японского стиля: глина высокого качества, белая глазурь и широкое разнообразие форм и размеров. Слегка несовершенные формы и насыщенные голубые оттенки эмали уравновешивались соблазнительным и немного старомодным очарованием. К концу 18 столетия искусство изготовления фарфоровой посуды в Японии достигло новых высот. Формы становятся длиннее и изящнее, кобальтовые краски светлее и ярче, а сам фарфор белее. Рисунок стал сложнее, на рисунках начали появляться фигуры людей. Во второй половине 18 века японские мастера научились делать на фарфоровых изделиях рельефные изображения. В 19 веке японский фарфор завоевал большую популярность на рынках США и Европы. Формы и рисунки японского фарфора в этот период были подвержены влиянию китайских традиций изготовления фарфоровой посуды. Западные покупатели предпочитали необычные формы и сложные рисунки, и поэтому, чтобы противостоять конкуренции китайского фарфора и удовлетворить спрос западных покупателей, японские художники научились подражать китайским формам и мотивам. На рисунках появились даже змееподобные драконы в китайском стиле. Еще одной тенденцией стало развитие сложной поверхностной резьбы и гравировки, на японских фарфоровых изделиях появились проколы и дырочки, прикладные скульптурные элементы и рельефные литые формы с участками, где рисунок нанесен под глазурь. Такие методы использовались, чтобы создать достойную конкуренцию признанным во всем мире фарфоровым изделиям из Китая. Японская фарфоровая посуда уже была белой, тонкой, блестящей, покрытой тонкой глазурью и пользовалась огромной популярностью на Западе. Таким образом, мастерство японских мастеров развивалось благодаря конкуренции с китайскими мастерами. Японские гончары в своих стараниях преуспели, и в Европе и в Америке прочно укоренилось мнение, что японскому фарфору не было равных по техническому и художественному исполнению.

Первый европейский фарфор связывают с именем великого герцога тосканского Франческо I ди Медичи, который устраивает мануфактуру мягкого фарфора в садах Боболи. Это еще и не твердый и не мягкий фарфор. Бело-желтоватый цвет получен за счет белой глины из Виченцы и белой глазури, известной по майоликовому производству. Мануфактура действовала до первой четверти 17 века и проставляла марку - литеру «F» под куполом флорентийского собора.

В 1740 г. во Франции, в Венсенне (в 100 км к востоку от Парижа), была основана "Королевская мануфактура французского фарфора", третья из крупных мануфактур в Европе, после предприятий Мейсена и Вены. В 1756 г. по инициативе маркизы де Помпадур мануфактуру перевели в Севр - местность недалеко от Парижа и Версаля, где уже существовало стекольное производство. Первые изделия подражали мейсенскому. Постепенно стиль Рококо позволил сформировать свой художественный стиль. Его создателями стали живописец Ж.-Ж. Башелье, скульптор-модельер и технолог Л.-А. Фурнье. Башелье руководил живописной мастерской в Венсенне и Севре в 1748—1793 гг., он ввел в роспись фарфора композиции из цветов и фруктов. Химик Жак Элло изобрел оригинальную краску - "королевскую синюю", а затем "розовую помпадур", по которым всегда можно узнать севрские изделия. Характерный прием - роспись в резервах (в оставленных незакрытыми ярко-синей или розовой глазурью участках фона) "цветами и птицами", мотивами из цветочных гирлянд, пейзажами. Такие композиции, как правило, имели обрамления из золоченых рокайлей и растительных побегов. Использовались также популярные в эпоху Рококо мотивы шинуазри (китайщины). После 1770 г. стиль рокайля постепенно вытеснялся стилем Людовика XVI, для которого, в частности, были характерны росписи "под камеи" в технике гризайль - однотонная роспись, которая имитировала античные геммы. В 1751 г. Башелье стал изготавливать фигурки из неглазурованного фарфора - бисквита, которые ассоциировались с античным искусством. С приходом на мануфактуру в 1757 г. скульптора Этьенна-Мориса Фальконе (1716-1791) севрские бисквиты получили европейскую известность. Вначале Фальконе работал по рисункам Ф. Буше, но затем стал использовать собственные модели. Свои лучшие произведения во Франции, перед отъездом в 1766 г. в Россию, Фальконе создал именно в бисквите. До 1768 г. в Севре использовали мягкий фарфор. С 1775г. в Севре стали выпускать фарфоровые изделия с типичной росписью васильками по белому полю. Их называли "фарфором королевы", поскольку мануфактура в это время находилась в ведении королевы Марии Антуанетты (1755-1793). В разные годы с мануфактурой сотрудничали выдающиеся французские скульпторы. В 1808 г. император Наполеон Бонапарт подарил российскому императору фарфоровый сервиз, который получил название "Египетский". Сервиз состоял из нескольких сотен предметов - тарелки и чашки украшает роспись по гравюрам книги "Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту", сделанным с рисунков Д.-В. Денона во время Египетского похода Бонапарта. В 1900 г. в Севре основан Национальный музей керамики, в котором собраны изделия многих европейских мануфактур.

Славу открытия секрета фарфора и создания первого европейского фарфора связывают с именем Иоганна Фридриха Беттгера (1682-1719). Его опыты в 1707-1708 году привел к изобретению фарфора темно-красного цвета. На темной поверхности краска была плохо видна, поэтому посуду не расписывали. Ее украшали разными узорами, похожими на те, которые серебряных дел мастера делали на серебряной посуде. Вырезанные по блестящей глазури матовые сеточки, квадратики, виньетки были и без разрисовки достаточно хороши. А на ручках чашек часто красовались лепные листочки и веточки. У Августа Сильного была большая коллекция китайской фарфоровой посуды. И когда Бетгеру удалось сделать белый фарфор, первое время его расписывали теми же красками и теми же рисунками, какие были на китайской посуде. Кроме рисунков, посуду украшали лепные фарфоровые цветы, целые букеты и даже гирлянды цветов. Иногда посуду оправляли в серебро и золото, а в середину фарфорового цветка вставлялись драгоценные камни. Такая посуда стоила дорого. Делали в Саксонии и другие предметы из фарфора: подсвечники, люстры, статуэтки богато украшенные лепными цветами. Фарфоровые статуэтки чаще всего изображали нарядно, разодетых дам и кавалеров.

Особой славой в 18 веке стал пользоваться мейсеновское фарфоровое производство. Первая фарфоровая мануфактура Мейсен была основана в 1710 году, вскоре после открытия секрета изготовления твердого фарфора в Саксонии алхимиком И. Ф. Бёттгером в содружестве с ученым Эренфридом Вальтер фон Чирнхаузом (1651-1708). Графу фон Чирнхауз, основателю стекольных заводов, в 1704 г. было поручено контролировать деятельность Бёттгера - его по указу правителя Саксонии Августа Сильного содержали как пленника в Мейсене. Август Сильный поручил Бёттгеру получить золото, однако эти опыты не увенчались успехом. Правитель разрешил Бёттгеру открыть мастерскую по производству твёрдого фарфора. Через два года совместной работы с Чирнгаузом, в 1708 г., им был открыт его состав. Твёрдый фарфор сходен по своим характеристикам с китайским фарфором, его основные компоненты – это каолин (фарфоровая глина) и китайский камень (разновидность полевого шпата), в дальнейшем использовался полевой шпат. Для светской Европы мейсенский фарфор сразу же стал предметом культа. Традиционный круг заказчиков фарфоровой мануфактуры Meissen включает в себя богатейшие семьи Европы и России – Екатерина II, графы Строгановы, князья Юсуповы, Карл Фаберже. В 1770 году в Россию было ввезено 40 % всего экспорта фарфора Meissen. В конце XVIII века на мануфактуре Meissen были выделены специальные дни для производства товара для России. В условиях необычайно высокого спроса на мейсенский фарфор во многих городах России в конце XVIII века были созданы постоянные склады мейсенского фарфора. Они находились в Петербурге, Москве, Киеве, Митаве, Полтаве, Ревеле и других городах.

Английский фарфор связан с городом Бау, где с 1745 года располагался завод Эдуарда Хейлина и Томаса Фрая. В 1750-1760 гг. на изделиях этого завода велико влияние мейсеновского производства, но позднее в моду входят высокие четырехконечные подножия с оттененным кармином рельефным декором рокайль. В росписи посуды применялись «немецкие» цветы, китайские цветочные мотивы (марка – якорь и красный кинжал). С 1745-1749 года начинается развитие фарфоровой мануфактуры в Челси. Первоначально это был твердый, позднее мягкий, а в конце концов – костяной фарфор (марки – овальный медальон с красным якорем).

Производство фарфора в Австрии началось в конце 17 – начале 18 века. Одним из самых известных австрийских изготовителей фарфора является фарфоровая мануфактура Augarten, расположенная в самом сердце Австрии, в Вене. Здесь в процессе изготовления фарфора до сих пор применяется ручной труд. Сырьем для приготовления австрийского фарфора служили три ключевых ингредиента: белый каолин, полевой шпат и кварц. Жидкая фарфоровая масса, из которой производятся фарфоровые предметы, называется шликер. От того, для изготовления каких фарфоровых предметов предназначается фарфоровая масса, зависит метод ее последующей обработки. Так, для создания полых фарфоровых предметов шликер заливается в специальные формы. После чего сухой гипс впитывает воду, создавая твердый слой и формируя нужную фарфоровую массу. Затем проводят анализ удельной плотности фарфоровой массы, по итогам которого излишний шликер выливается. Форму вскрывают и осторожно достают из нее фарфор. Не менее трудоемка технология изготовления фарфоровой массы и для плоских предметов. Чтобы произвести изящное фарфоровое блюдце, шликер выдерживают по нескольку месяцев. И все для того, чтобы фарфоровая масса вызрела до правильной консистенции, необходимой для литья изысканной фарфоровой посуды. Разные части отлитого или обработанного на круге фарфора соединяются жидким фарфоровым шликером. После чего уже цельные фарфоровые композиции расписываются и декорируются. Заключительный этап – обжиг фарфоровых композиций. Для начала фарфор подвергают утильному обжигу, во время которого при температуре 930°C фарфор приобретает некоторую твердость. Но его поверхность при этом остается сыроватой и пористой. Данный метод обжига еще называют «бисквитным», поскольку полученная абсорбирующая поверхность фарфора является необходимым условием для последующего его глазурования и обжига вторично. На этот раз – уже при более высокой температуре в 1380° C. Таким образом, фарфор приобретает гладкую зеркальную поверхность и необычайную твердость.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.