Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 2. Особенности атрибуции и экспертизы ценности предметов декоративно-прикладного искусства 3 страница



Теперь скажем несколько слов о выдающихся мастерах и владельцах частных фарфоровых заводов.

Афанасий Кириллович Гребенщиков – торговый подмосковный крестьянин, который первоначально поставлял государству «хомуты и сумы переметные». В 1724 году он становится купцом гостиной сотни, открывает ценинный завод, соединяет его с керамическим заводом за Таганскими воротами, дорога из которых вела в Гжель. Кроме использования гжельской глины для своего ценинного производства, Гребенщиков позднее поставлял глину и на императорский завод. На своем заводе Гребенщиков вводит узкую специализацию – заготовка глины, формовка, обрезание трубок, обжиг, обливание белой краской, роспись и др. В 1744 году собственно и складывается слава завода Гребенщикова, которому приписывается создание первого образца отечественного фарфора. Но интриги Черкасова не позволили зафиксировать и продолжить это открытие. Кроме этого в 1748 г. завод сгорел до тла, и хотя был восстановлен, продолжалось это не долго. Завод все же успел был поставщиком императорского двора (в 1751 году), выпуская посуду с гербами, литерами, цветами. Завод выпускает декоративные статуэткми (петухи, куклы). Перпвооткрывателем фарфора называют его сына Ивана, но он уже в 1750 годы умер, а другие наследники отца не смогли продолжить дело. В 1772-1773 годах завод был продан Матвееву, а через год прекратил свое существование. Гребенщиковы ставили марки не на всех своих изделиях. Кроме изобретения самой фарфоровой массы, Гребенщиковы открыли роспись «белым по белому» и белый узор голубоватому фону.

Франц Яковлевич Гарднер стал основателем фарфорового завода в Вербилках (по разным сведениям 1756, 1759, 1761, 1766 годах). Для предприятия он купил у князя Николая Урусова землю в Дмитровском уезде и в марте 1766 представил в Мануфактур-коллегию при челобитной копию с купчей. Обосновавшись в Вербилках, Гарднер сначала занимался изготовлением опытного фарфора в малых количествах. Вероятно, на первых порах ему помогал Иван Гребенщиков. В первые годы Гарднер выпускал табачные трубки и посуду такие же, как и на фабрике Гребенщикова. Освоив выпуск нескольких видов продукции неплохого качества, Гарднер решился на учреждение собственной фабрики. Разрешение было получено, в указе было сказано, что Гарднер «вознамерился таковую фабрику собственным своим иждивением... завесть и содержать». В организации фабрики принимали участие старший сын Гарднера, Франц Францевич, и некий Гаттенберг, иностранец, которого вскоре вызвали в Петербург для заведования Императорским фарфоровым заводом. Со времени основания фабрики и до 1891 она принадлежала трем поколениям Гарднеров. После смерти Франца Яковлевича фабрика перешла к его сыну, Францу, ненадолго пережившему отца, затем к жене Ф. Ф. Гарднера, Сарре Александровне, которая не смогла должным образом распорядиться наследством. В начале 19 в. фабрика переходит к ее сыновьям, Александру Францевичу и Петру Францевичу, сумевшим возродить производство. От них в середине 1850 годов фабрика переходит к Владимиру Петровичу и Александру Петровичу, затем владелицей становится жена третьего брата, Павла Петровича, - Елизавета Николаевна, и от нее в 1891 поступает в собственность Матвея Сидоровича Кузнецова. Гарднеровская фабрика считалась лучшей в России. Ее фарфор до середины 19 в. не имел соперников, а некоторые изделия не уступали иностранным. Характерной чертой массовых изделий гарднеровской фабрики 18 в. являлась простота. В отличие от Императорского завода фабрика Гарднера работала в расчете на широкого потребителя и вырабатывала устойчивые образцы массовой посуды и ее росписи. Позднее по этим образцам русские заводы выпускали продукцию в течение более чем ста лет. В середине 1770 годов в Вербилках одновременно с рядовыми изделиями началось изготовление и уникальных предметов, предназначенных для подарков высокопоставленным сановникам Москвы и Петербурга. В 1775 был сделан сервиз для подарка самой императрице, после его успешного изготовления поступил государственный заказ на орденские сервизы. В 1777-1783 годах были выполнены Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский сервизы, на которых появилась маркировка фабрики Гарднера, свидетельствующая о том, что Гарднер перестал нуждаться в маскировке изделий под мейсенские. Вскоре, согласно веяниям моды, Гарднер приступает к выпуску статуэток. С 1833 было освоено производство фаянсовой посуды. В начале 19 в. начался новый этап в развитии фарфора Гарднера. Заводские художники отказались от прямых подражаний европейским образцам и стали искать свой собственный стиль. Удачно сочетая ампирные формы с жанровостью изобразительных мотивов и цветовой насыщенностью декора, заводские мастера создали фигурки горожан по офортам из сборника «Волшебный фонарь» (1817), знаменитые гарднеровские чашки с портретами героев Отечественной войны 1812, сервизы с изображениями жанровых сценок, яркой цветочной росписью. В 1820 годах фабрика Гарднера заняла первое место в России по количеству и разнообразию выпускаемых статуэток. Подражая заводу Попова, Гарднеры выпустили миниатюрные статуэтки высотой 3-5 см, отличающиеся ювелирной отделкой и необычайной тщательностью моделирования. К числу оригинальных мелких изделий относятся фигурные пробки для бутылок в виде голов актеров братьев Каратыгиных и писателя Фаддея Булгарина. В 1860-1870 годы появляется новая серия художественных жанрово-бытовых статуэток из бисквита. В 1860 годы 3/4 ассортимента составляли дешевые сорта столовой и чайной посуды из фаянса и опака отличного качества. В 1882 Гарднеры были удостоены права изображать на своих изделиях государственный герб. С переходом фабрики в руки Кузнецова (1891) производство увеличилось. Будучи хорошим коммерсантом, Кузнецов не захотел терять постоянных заказчиков на гарднеровский фарфор и поэтому до революции 1917 ставил на изделиях клеймо Гарднера (на этих условиях ему была продана фабрика). М. Кузнецов систематически издавал прейскуранты своей продукции. Последний прейскурант был выпущен 1 марта 1917: ассортимент, по сравнению с гарднеровским, изменился мало. Новый заводчик пользовался «образцовой» коллекцией Гарднеров, которая еще в 1860 годы насчитывала более 4 тыс номеров различных фаянсовых предметов, не считая статуэток, до 1500 опаковых и более 1000 фаянсовых. Изучив рынок, Кузнецов на вербилковской фабрике выпускал в основном чайные и столовые сервизы, а также отдельные предметы старых гарднеровских форм. Для церквей выпускались лампады, свечи, люстры, чаши. К 100-летию Бородинской битвы были выпущены тарелки, чашки, сухарницы, блюда, вазы и др. с изображением эпизодов Отечественной войны 1812. К 300-летию дома Романовых были выпущены изделия с изображением русских барышень, барынь и бояр в одеждах 16-17 вв. В большом количестве фабрика выпускала анималистическую скульптуру небольшого размера (лошадей, верблюдов, медведей, собак, кошек, петухов и др.). Сразу после Октябрьской революции 1917 фабрика была национализирована и объявлена государственной собственностью. Она стала называться государственный Дмитровский фарфоровый завод. В первые годы советской власти, в годы НЭПа завод продолжал выпускать изделия по кузнецовским образцам. Затем предпочтение было отдано массовой продукции.

Фабрика А. Я. Ауэрбаха была построена на земле, арендованной у Корчевского помещика Ф. Л. Коробанова в селе Домкино (первоначально основан в 1809 г.Фридрихом-Христианом Бриннером). Т.к. срок аренды истекал в 1829 году, в 1826-1828 гг. Ауэрбах перевёл фарфоровый завод в село Кузнецово из деревни Домкино. В 1870 г. фарфорово-фаянсовый завод был куплен заводчиком Матвеем Сидоровичем Кузнецовым, владельцем ряда фарфоровых заводов.

М.С. Кузнецова с полным правом можно отнести к плеяде крупных русских капиталистов – Морозовых, Прохоровых и других выходцев из крестьянских семей. Природный ум, смекалка и изворотливость, умение преодолевать трудности, веками воспитывавшиеся крестьянской средой, он применил в организации крупного производства, используя наиболее передовые достижения науки и техники своего времени. Семейство Кузнецовых родом из Подмосковного края, из Гжели. В 1818 году крестьянам было разрешено строить фабрики и заводы. Новыми правами поспешили воспользоваться самые предприимчивые крепостные крестьяне. В 1810 году Гжельский крестьянин, промышлявший кузнечным ремеслом, Яков Васильев выкупил себя у помещика. Позднее он принял фамилию Кузнецов по своему ремеслу. В период первоначального накопления капитала Кузнецовы обеспечивали, гжельские майоликовые и гончарные промыслы дровами и выжигавшимся ими для кузниц древесным углём. В этом же 1810 году Яков Васильевич Кузнецов нанял мастеров и открыл первое предприятие по изготовлению фарфоровой посуды. Новое производство сулило большие прибыли, что вызывало зависть местных жителей. Двадцать два года спустя сын Терентий Яковлевич приобретает новый завод – Дулёвский в самом сердце Гуслиц. Главным его работниками становятся гуслицкие крестьяне, В сороковых годах он покупает фарфоровую фабрику Сафронова в деревне Короткой недалеко от Дулёва на Гжели в Богородском уезде Московской губернии . Десять лет спустя в 1843 году основывает фарфоро-фаянсовую фабрику в Риге. После смерти Терентия и раздела имущества между наследниками в начале 1850 годов владельцем Дулёвской фабрики, фабрик в Короткой и в Риге стал его сын Сидор. Фабрика в Ново - Харитонове осталась в совместном владении с братьями. В 1854 году Сидор отказался от неё в пользу других братьев. Эта «старая» фабрика в конце 1850 годов попала в полосу кризиса и на рубеже 1850-1860 годов закрылась. В начале 1850 годов Сидор закрывает фабрику в Короткой и переводит её в Дулёво, концентрируя, таким образом, производство на одном предприятии. К концу 1850 годов здесь работало уже 860 рабочих, а выработка посуды достигла 90 000 рублей в год. В 1846 году 2 августа в деревне Новохаритоново Гжельской волости Бронницкого уезда Московской губернии у Сидора родился сын Матвей. Согласно старообрядческим традициям он получил домашнее воспитание. С 15 лет он был отправлен в Ригу на фарфоро-фаянсовую фабрику, где под руководством управляющего Рудакова, человека строгого и знающего, познавал секреты технологии и организации фарфоро-фаянсового производства. Сидор Кузнецов умер в 1864 году. После смерти отца Матвей продолжил образование в Рижском коммерческом училище. В Риге М.С. Кузнецов вступает в купеческое сословие и до конца жизни именуется «Рижским 1-вой гильдии купцом». В этом же году, по духовному завещанию, единственный сын в семье наследует всё дело, и вступает в управление предприятием сначала при опёке мужей своих сестёр и с управителем Иваном Емельяновичем (двоюродным братом). В 1865 году М.С. Кузнецов женится на Надежде Вуколовне Митюшиной из богородской купеческой старообрядческой семьи. С 1867 года с совершеннолетия Матвей Сидорович ведёт дела самостоятельно. В 1870 году Иван Емельянович забирает свою часть капитала, выходит из дела и открывает заводы в Новгородской губернии (в 1878 г. - Волховский, в 1892 г. Бронницкий, в1897-1900 гг.-Грузинский). После этих событий семейное производство больше разделу не подвергалось. Начало деятельности Матвея совпало с коренным изменением социально-экономической обстановки после отмены крепостного права, резким усилением конкуренции в связи с наплывом в Россию иностранных товаров, кризисом «старых» заводов, которые не обновили своевременно основной капитал и игнорировали требования рынка. Но М. Кузнецов не только умело руководил своими фабриками, но купил в 1870 году старейшее, пользовавшееся известностью при царском дворе, фаянсовое предприятие Ауэрбахов в с. Кузнецове Тверской губернии. В 1871 году завод в Будах Харьковской губернии. Этот завод был пущен в эксплуатацию через 16 лет, в 1887 году. С 1 января 1889 года начинает действовать «Товарищество по производству фарфоровых и фаянсовых изделий во главе с М.С. Кузнецовым.» В 1890-1892 годах «Товарищество» строит фарфоровую фабрику в Славянске. В 1892 году приобретает старейшую частную русскую фарфоровую фабрику в селе Вербилки (ныне Дмитровский фарфоровый завод), при этом Кузнецов выговаривает у владелицы фабрики «право собственности на фирму Гарднер, изображение государственного герба, наград и медалей, которыми Кузнецов может пользоваться неограниченно в пределах дозволенных законом». Будучи хорошим коммерсантом, Кузнецов, учитывал большую популярность Гарднеровского фарфора как на внутреннем, так и не внешнем рынках. Он не хотел терять постоянных заказчиков и покупателей, многие десятилетия ценивших этот фарфор. И вплоть до Октябрьской революции Гарднеровская марка фигурировала на Вербилковском фарфоре. В 1894 году собственностью «Товарищества» становится фарфоровая фабрика Карякина и Рахманова в деревне Песочное Ярославской губернии (основана в 1884 году купцом Никитиным). В 1898 году арендуется фаянсовая фабрика Акционерного общества Мальцовских заводов в деревне Песочня Калужской губернии (основана в 1851 году). В 1911 году эта фабрика становится собственностью Кузнецовского «Товарищества». Таким образом, к концу 19 века М.С. Кузнецов монополизирует фарфоро-фаянсовое производство и подчиняет его своему влиянию. Примерно седьмая часть фарфоро-фаянсовых заводов России принадлежали или контролировались «Товариществом». К 1890 г. было освоено производство посуды из полуфаянса, майолики, фарфора, продукция стала более массовой. Выпускалось продукции на 724 900 рублей, что составляло 2/3 общероссийского производства. Такой концентрации производства в одних руках в других отраслях промышленности России известно не было.

Фарфоровый завод А.Г. Попова был самым плодовитым в производстве фарфора с жанровыми сценами после завода Гарднера. На заводе делали как посуду, так и декоративные статуэтки. Производство на фарфоровом заводе Попова сложилось на основе предприятия, созданного бывшим комиссионером Гарднера, Карлом Мелли в 1804 году. Таким образом, Попов был первое время преемником технический достижений Гарднера, но в художественном отношении стремился к самостоятельности. Попов приобрел у Мелли завод, находившийся в селе Горбуново Дмитровского уезда Московской губернии, в 1811 году. Фарфоровый завод Попова существовал до 1870 годов. В 1810 годах завод Попова обращается к немецким и французским образцам, главным образом, в скульптуре и формах сосудов. К 1820 гг. на заводе вырабатываются собственные индивидуальные характерные только для фарфора завода Попова черты: свои формы, собственная палитра красок, чистая и сочная; особенно славился состав фарфоровой массы, используемой на этом заводе. Что касается сюжетов и характера декора, то они соответствовали общим тенденциям в русском фарфоре 19 века. На изделиях фарфорового завода Попова ставили клеймо АП в тесте или то же клеймо, но синее подглазурное. Встречаются также изделия и без клейма. Для фарфоровой скульптуры завода Попова характерна роспись в технике гризайль; в мелкой пластике преобладают народные типы. Изделия завода Попова, такие как, подносные блюда и трактирная посуда, а также мелкая пластика, завоевали огромную популярность у населения.

Фарфор завода Попова получил признание на различных промышленных выставках. За участие в выставке промышленных изделий 1831 года он был удостоен малой золотой медали. В 1833 году А.Г. Попов получил орден св. Станислава 4 степени, а в 1839 и 1841 гг. его сын Д.А. Попов за участие в выставках был награжден орденами св. Анны 3 степени и св. Владимира 4 степени.

К началу 20 века на территории России действовало до 36 фарфоровых заводов. Часть из них была популярна еще с 19 века. Среди популярных заводов, кроме уже перечисленных можно назвать: завод А.М. Миклашевского в с. Волокитино Глуховского уезда Черниговской губернии (1839-1862 – изготовлял из местного каолина вазы с лепными цветами и живописной росписью, статуэтки, иконостасы); завод А.Г. Попова (с. Горбуново Дмитровского уезда открыт в 1800 году, приобретен Поповым в 1811 году и существовал до 1870 года) славился разнообразными реалистичными фигурками и превосходным «трактирной» посудой; завод С. Батенина (1812-1839) выделывал чайную посуду, вазочки с позолотой, миниатюрными портретами, видами Петербурга; завод братьев Корниловых в Петербурге (основан в 1835 году); фабрики в Московской губернии (фабрика братьев Самсоновых в деревне Кошерово (1819-1875), братьев Тереховых и А.Л.Киселева в селе Речицы (1820-1860 гг.), фаьрика братьев Козловых в дер. Жирово (1820-1856 гг.), фабрики В.А. Всеволожского и И.Н. Поливанова в с. Елизаветино (1813-1820, позднее перешла к Н.М. Сипягину), П.Т. Фомина (нач. 19 века – 1883 год), братьев Новых (первая четверь 19 века – 1850, перешла к Я.Г. Храпунову), А.Г. Сафронова (1830-1840, перешла к С.Т. Кузнецову), фабрика братьев Кудиновых (1818-1885). Крупные заводы существовали в селе Буды Харьковского уезда (основан в 1867), в Риге (основан в 1843), в деревне Песочной близ Рыбинска (основан в 1884). Крупные заводы были на Урале и в Сибири (завод Щелкунова и МЕтелева в с. Хайта Иркутского уезда с 1869 года). Большое значение в развитии частного производства сыграла Гжель.

Еще во второй половине 18 века в богатой глиной Гжели стали возникать первые частные фарфоровые заводы. Однако, возникая, эти заводы быстро приходили в упадок, из-за нехватки средств у владельцев и невысокого профессионализма мастеров, которые не умели организовать производство должным образом, сделать его прибыльным, и выпускать качественную продукцию. Бурный рост заводов Гжели начинается в 20-30-е гг. XIX века. Как правило, это были небольшие фабрики, принадлежавшие двум или более братьям. Большинство заводов концентрировалось в селах Речицы и Кузяево. Заводы Гжели активно развивались до 1780 гг., когда многие из них были поглощены Товариществом М.С. Кузнецова, а некоторые гжельские предприятия сохранились и до первых десятилетий XX века. Гжельский фарфор, также как и фарфор всех частных заводов России, следовал основным стилевым направлениям, но не так строго, как более крупные заводы, и с опозданием на 20-30 лет. На гжельских предприятиях делали посуду, сервизы, декоративную скульптуру. Огромную группу в русском фарфоре составляют фарфоровые фигурки лубочного характера, во множестве создаваемые во второй четверти XIX века на гжельских заводах, но не маркированные. Обобщая и упрощая, выбирая наиболее характерное из увиденного на других заводах, гжельские мастера создали свой мир, населенный ярко расписанными фигурками. Это и сценки из жизни мешан и крестьян, аллегорические и мифологичсеские сюжеты, и проч. Посуда на заводах Гжели расписывалась яркими красками (красной, зеленой, желтой), с обилием золота, иногда с использованием кобальта. Рисовали в основном букеты и цветочные гирлянды, а также довольно изящные веточки. Лучшими фарфоровыми фабриками Гжели были завод братьев Новых, выпускавший фарфор и фаянс; заводы Никиты Храпунова, которые при изготовлении посуды ориентировались на западноевропейские образцы; завод Сафронова; фарфоровый и фаянсовый завод Тереховых и Киселева. Другие заводы, как, например завод братьев Авечкиных, выпускали посуду более низкого качества и меньших художественных достоинств. Многие изделия заводов Гжели не клеймились, поэтому можно с полной убежденностью определить их, как созданные в Гжели, но приписать к продукции конкретного завода не всегда представляется возможным.

Советский фарфор - это совершенно особое явление в мире искусства в целом и фарфора в частности. Этот фарфор отличается вовсе не своим качеством или особыми технологиями - это сохранилось и продолжало развитие с предыдущих эпох, изменения и усовершенствования были лишь логическим, эволюционным продолжением. Особым явлением в советском фарфоре стал агитационный элемент. В проектах пропаганды нового строя важная роль отводилась и фарфоровому производству. Как только в марте 1918 года решением Коллегии Отдела изобразительных искусств Императорский фарфоровый завод был передан в ведение Народного Комиссариата просвещения и стал уже Государственным фарфоровым заводом в Петрограде, этот завод немедленно получил государственный заказ на изготовление бюстов «Великим людям в области революции». Сюжеты современной истории в фарфоре тоже не были новшеством - французский фаянс 1780 года отражал символические изображения разных сословий (Мирабо и бдительного галльского петуха, восседающего на пушке); в России после отечественной войны 1812 года на фарфоре и стекле воспроизводили карикатуры И. Теребенева на французскую армию, а также изображали портреты героев войны. Но это не было элементом пропаганды, т.к. создавалось после определенных событий. Явление агитационного фарфор признано советским «ноу-хау». Тиражи при выпуске агитационного фарфора вначале были совсем незначительны - до 300 экземпляров. С 1920 года советский фарфор был непременным участником выставок в Риге, Гельсингфорсе, Берлине, Лондоне, Париже, Стокгольме, Брюсселе, Милане, Венеции, Ревеле и Париже. Агитационный фарфор экспортировал революцию. Для Государственного фарфорового завода образцы агитационного фарфора создавал талантливейший коллектив художников и скульпторов: С. Чехонин, Н. Данько, В. Кузнецов, М. Адамович, Р. Вильде, З. Кобылецкая, А. Щекотихина-Потоцкая, В. Тимарёв и многие другие. Возглавлял группу художников завода Сергей Васильевич Чехонин (1878-1936). До революции он входил в объединение "Мир искусства" и был известен как мастер книжной иллюстрации, тонкий знаток различных стилей, ценитель и собиратель произведений народного творчества. Блестящее владение искусством шрифта и сложным языком орнамента Чехонин с успехом применил и в фарфоре. Разработкой эскизов для росписей агитационного фарфора занимались и известные художники К. С. Петров-Водкин, М. В. Добужинский, Н. И. Альтман. Их произведения отличаются высоким графическим мастерством. Изделия были столь качественно и художественно выдержаны, что уже в 1923 году Государственный фарфоровый завод обращался с жалобой к Уполномоченному представителю СССР в Германии, утверждая, что в Германии копируется советский агитационный фарфор и продается потом, как подлинные вещи, что приносит заводу убытки. На агитационном фарфоре вместо привычных цветов и пастушек появились призывные тексты революционных лозунгов: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", "Земля трудящимся!", "Кто не с нами, тот против нас" и другие, которые под искусной кистью художников складывались в яркий декоративный орнамент. Уже в первых работах появилась новая символика молодой Советской Республики: серп и молот, шестерёнка. Сюжетами росписей художницы Александры Васильевны Шекатихиной-Потоцкой (1892-1967) стали сценки традиционного народного быта и персонажи русских сказок. В 1921 г. закончилась Гражданская война. Радостными, яркими красками, широкой энергичной кистью писала художница героев новой, теперь уже мирной жизни – матроса и его подружку на празднике Первомая, комиссара, сменившего винтовку на папку с документами, парня, поющего "Интернационал". На разразившийся в 1921 г. в Поволжье голод художники откликнулись созданием целой серии произведений: "На помощь голодающему населению Поволжья!", "Голод", "Голодному".

Самые первые изделия Государственного фарфорового завода выпускались на еще дореволюционном «белье» (маркированные, но не расписанные дореволюционные изделия), при этом старая марка закрашивалась зеленой краской (овал или ромб), а рядом ставилась новая надглазурная марка (перекрещенные серп и молот с частью шестерни (автор А. Карев), на скульптурах ставилась аналогичная тисненая марка. Одновременно расписывались и изделия, выпущенные уже «при Советах», а характер написания марок и дат, цвета и способ нанесения изменялись в разные годы, случалось, что на одном предмете оказывалось несколько клейм разного времени. Часто художники, исполнители и форматоры рядом с заводскими марками ставили свои специальные знаки, метки и монограммы. Очень ценятся изделия, изготовленные на Дулевском, Дмитровском, Волховском и Конаковском фаянсовом заводах, несмотря на то, что и качество, и художественный уровень этих изделий уступает изделиям Государственного фарфорового завода. Но такие работы редки, их тиражи были еще меньше, и обычно не повторялись.

Если до середины 20 века в СССР сохранялись старые фарфоровые производства, то во второй половине 20 века с развитием общепита и общими тенденциями утилизации домашнего быта стали открываться новые фарфоровые производства – не исключение стали все республики ССCР (Рижский завод на основе дореволюционного производства, Украина, Армения, Башкирия, Татарстан и др.). В первые годы советской власти перед национализированными заводами была поставлена задача организовать широкое производство технического бытового и художественного фарфора. Государственный исследовательский керамический институт и национализированные заводы освоили производство масс и глазурей из собственного сырья, в том числе и для технического производства. В 1931 году была создана лаборатория художественного фарфора. Фарфоры стали выпускать не только технический и бытовой фарфор, но и архитектурные формы (детали для декорировании Московского метрополитена. Химкинский речной вокзал). Крупнейшими советскими заводами оставались Дмитровский и Дулевский фарфоровые заводы. Работают уже до войны заводы «Первомайский» (близ Рыбинска), «Пролетарий» и «Красный фарфорист» (Новгородская область), Хайтинский в Иркутской области, ряд заводов на Украине, Белоруссии и на других территориях. После войны советские фарфоровые заводы были модернизированы, стали открываться новые по выпуску посуды, технического фарфора, санитарно-строительного фаянса. Резко возросло производство технической керамики – изоляторов, санитарных изделий. Наиболее крупными оставались Дулевский, завод имю Ломоносова, Дмитровскаий, завод им. Калинина, Будянский, ХАрковский, Кучмнский и др.

Действуют и заводы на Урале – Сысертский, Богдановичский, Южноуральский.

Южноуральский фарфоровый завод был расположен в Челябинской области. Строительство завода началось в июле 1956 года, а закончилось в декабре1963 года. Первоначальная проектная мощность завода с 12 млн. штук в год была пересмотрена и при учете некоторых усовершенствований была определена в 15 млн. штук. 23 декабря 1963 года завод был принят в эксплуатацию. Южноуральский фарфоровый завод стал первенцем нового строительства фарфоро-фаянсовой промышленности в СССР. Он является вторым, после Краснодарского, вновь построенным фарфоровым заводом средней мощности и первым, самым крупным заводом по выпуску хозяйственного фарфора в Уральском регионе. В 1973 году проектная мощность завода была новышена на 2,3 млн. штук изделий. В 1975 году проектная мощность завода была пересмотренна и увеличена до 27 млн. штук в год. За 35 лет своего существования заводом выпущено более 550 млн. штук изделий хозяйственного фарфора (столовых, чайных, кофейных сервизов и других изделий). Южноуральский фарфор получил широкую известность, как в бывшем СССР (Центр России, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний восток, Казахстан, Средняя Азия, Крайний Север), так и в зарубежных странах (Монголия, Афганистан, Йемен, Израиль, Австралия). Южноуральский фарфор украшен росписями по мотивам уральского сказочного края. Завод выпускает широкий ассортимент столовых, чайных, кофейных сервизов и изделий различного подарочного ассортимента. Нарядный кофейный сервиз характерен для современного фарфора. Насыщенный цвет, стилизованная со вкусом подобранная форма делают сервиз хорошим украшением праздничного стола. На протяжениии многих десятилетий фарфор стал неотемлимой частью нашего быта. Наибольшей популярностью кроме бытовых форм стали плакетки, сувенирная продукция, чайники больших размеров, кофейный набор "Тет - а - Тет", кофейный сервиз на 15 предметов, суповые наборы, чайная и кофейные чашки "Встреча", сувениры и другая продукция. Выпускал завод и авторские художественные изделия.

Богдановичский фарфоровый завод вступил в строй действующих предприятий в г. Богданович Свердловской области в декабре 1973 (первая очередь). Полностью строительство завода завершено в 1981. Первая продукция – фарфоровые тарелки были получены в 1973, а в 1975 их производство составило 89 млн шт. В нач. 90-х предприятие было преобразовано в АО закрытого типа, правда сейчас переживает не лучшиме времена.

1 октября 1960 г. Постановлением Совета Министров РСФСР в связи с реорганизацией промкооперации, был создан «Сысертский завод керамических изделий», основной специализацией которого стал выпуск электротехнической продукции. В нач. 1960 гг. проведена модернизация производства: расширены производственные площади, построены новые здания, печи для обжига. Живописный участок расписывал изделия надглазурными красками Дулёвского красочного завода. Для обжига использовались небольшие индивидуальные электрические печи. В это время в ассортиментном перечне появляется фарфоровая скульптура (работы С. И . Синявской – «Уральский перепляс», 1961 г.; «Частушки», 1962 г.; «Данила с вазой», 1962 г.; «Рысёнок», 1962 г. и др.). В 1963-1964 гг. на завод пришли молодые художники и технологи – выпускники Абрамцевского художественно-промышленного училища – итит Н. Ф. Малышев и Н. С. Иноземцев, позднее разработавшие здесь большинство форм и моделей. В 1966 г. сдан в эксплуатацию новый корпус завода, позволивший увеличить выпуск художественной продукции. Некоторые модели скульптур для производства в этот период поступали из Кабинета промышленных изделий (работы М. Е. Пермяк – «Оленёнок», 1963 г.; «Песенка», 1967 г.; «Русская зима», 1967 г.; С. И. Вайнштейн-Машуриной (Асерьянц) – «Девушка с книгой», 1963 г. и др.). Сегодня завод именуется как фарфоровый завод художественных изделий.

Все виды керамики и фарфора производятся из глины и подвергаются обжигу. Глина первоначально подвергается очистке, измельчению, соединению с некерамическими массами для создания т.н. «пасты». Керамический черепок после обжига сохраняет особенности этой пасты – цвет, пористость. Но после глазурования эти особенности видны на донышке предмета, где остаются непокрытые глазурью участки. Существуют два основных типа массы – пористая, которая обжигается уже при температуре 600-9000С и непористые, т.н. каменные массы, которые обжигаются при температуре 1380-14500С. Фарфор от других каменных масс отличает белизна и прозрачность черепка. Сами фарфоровые массы тоже отличаются друг от друга. Существует т.н. твердый фарфор, собственно и изобретенный в Китае и мягкий фарфор (большое количество полевого шпата – до 36%), отличающийся прозрачностью черепка, но низкой термостойкостью и прочностью. Разновидностью мягкого фарфора называют «костяной» фарфор, в керамическую массу которого добавляют жженую кость. Он был разработан в 1790 гг. в Стаффордшире и изготавливался на большинстве английских фабрик в п.п. 19 в. Французский мягкий фарфор (фриттовый или искусственный) первоначально не содержал глину – это масса полусплавленного известково-глиноземного стекла. Обязательной составляющей твердого фарфора является глазурь. Непокрытый глазурью фарфор обычно называют бисквитом, который отличается матовостью и прозрачностью черепка. Глазурь в виде водной суспензии покрывают бисквит, и изделие подвергают вторичному обжигу (1050-14000С). Глазури классифицируются по химическому составу и других окрашивающих материалов (борная, железистая, кобальтовая, марганцевая, медная, полевошпатная, свинцовая, хромистая), а так же по декоративным качествам: блестящая, кракле, глухая, кристаллическая, люстровая, матовая, потечная, полуматовая, прозрачная, теневая). Третья составляющая изготовления изделий из керамики – декорирование (лепка, орнамент, роспись).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.