Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 2. Особенности атрибуции и экспертизы ценности предметов декоративно-прикладного искусства 5 страница



В 5 веке Византия стала преемником Рима, в том числе и в стеклоделии – здесь развивается выплавка цветного непрозрачного стекла (смальты) для смальтовой мозаики, заменившей каменную мозаику Древнего Рима. Ведущая роль Византии сохранялась до 13 века, когда главным центром производства стекла в Европе становится Венеция.

Венецианское стекло достигло своего величия к 15-16 векам, но первые мастерские на острове Мурано появляются в 1290 годы. После разгрома крестоносцами Константинополя в Венецию бегут византийские мастера, которые привезли византийские смальты и искусство Египта и Сирии по выдуванию сосудов из стекла. Во избежание пожаров производство разместили на острове в венецианской лагуне. Мастера из Мурано сумели довести искусство изделий из стекла до художественного совершенства. Венецианское стекло отличалось тонкостью, прозрачностью, хрупкостью и виртуозными приемами декорирования. Все это обеспечивались высокой температурой процесса варки содового стекла, и различным техническими приемами изготовления изделий. Самым знаменитым оказался прием, под названием "стеклянная вить" или "венецианская филигрань" – переплетение белых нитей, вплавленных внутрь тончайших стенок прозрачного сосуда. (белые дротики размещали в пустотелом стакане и вдували внутрь стеклянную банку). Другой популярной техникой стала техника миллефьори (итал. millefiore — "тысяча цветов") - изготовление муррин (предварительно изготавливают многослойные стеклянные жгуты, скрученные из разноцветных полос (рифленые и зведчатые); жгуты нарезаются, чтобы показать поперечный рисунок; полученные «звезды» укладывали на мраморную или металлическую плиту, а стеклянную банку обкатывали по ним, чтобы «звезды» облепили ее со всех сторон). Такое стекло получало название малахитовое и агатовое. Славились мурановские мастера и техника кракле (льдистое стекло). Первоначально она стала развиваться в Южных Нидерландах (кракелюры на стекле). Получившая за счет резкого охлаждения банка, еще раз нагревалась и трещинки «запаивались» в стекло. Характерным композиционным приемом в изделиях венецианского стекла стал контраст простой по форме верхней части изделия им сложной, фигурной ножки, ручек. Лепные детали усиливались цветом. Сенат Венеции специальными указами строжайшим образом оберегал секреты стекольного мастерства, считая их достоянием республики. По закону мастер, выдавший эти секреты или сбежавший с острова Мурано, карался смертью. Но сохранить монополию все же не удалось. Уже в конце XVI в. "венецианское стекло" изготавливали в Англии. В 1612 г. во Флоренции была опубликована книга итальянского аббата А. Нери "Искусство стекла", которую считают первым трактатом о стеклоделии. В 1679 г. эту книгу в переводе на английский язык со своими комментариями издал в Лондоне немецкий алхимик стеклодел Й. Кункель. Многие приемы итальянских мастеров перенимались ремесленниками Франции, Англии, Германии, Нидерландов. Но к середине XVII столетия вкусы изменились; в эпоху Барокко хрупкое, утонченное венецианское стекло стало казаться недостаточно пышным и выразительным. В моду входили тяжелые, сверкающие "алмазной гранью" кубки богемского стекла и английского хрусталя. Известность получили венецианские зеркала. В 1516 г. стеклоделы Мурано братья Андреа и Доменико изготовили зеркало из хрустального стекла. Выдутый стеклянный цилиндр они разрезали вдоль и раскатывали в лист. Затем стеклянный лист полировали и под него подкладывали серебряную фольгу. Венеция не знала соперников в изготовлении зеркал – самых дорогих предметов роскоши. Зеркала украшали рамами из разноцветного мрамора, позолоченной бронзы с инкрустацией цветными эмалями и драгоценными камнями или резного позолоченного дерева. Особую гордость венецианских мастеров составляли рамы из синего стекла с накладными стеклянными цветами, гирляндами, акантовыми листьями, женскими фигурами и головками путти. В эпоху Рококо зеркальные рамы инкрустировали кораллами, перламутром. Раму, как и частично поверхность самого зеркала, гравировали, расписывали. Но и эта безудержная роскошь не могла спасти былую славу венецианского стеклоделия. В середине 18 в. зеркала из Мурано уступили место французским, английским, голландским.

В конце 16 в. в Богемии возрождается древнеримская технику резьбы по стеклу. Первоначально дорогие сосуды создавались из горного хрусталя. Затем стало использоваться стекло. Венецианское стекло оказалось слишком тонким и хрупким. Поэтому богемские стеклоделы начали применять другое по составу, калийно-известковое, или поташное, стекло, заменив один из компонентов – соду – поташем, который получали из древесной золы, что дало еще одно название богемскому стеклу – лесное. Оно было толстостенным, и его можно было резать корундовым колесом глубокими гранями, этот прием получил название "алмазная грань". Но это еще не было хрусталем в чистом виде. Только в 1676 г. в Англии Дж. Рэйвенскрофт в поисках способов имитации бриллиантов стеклом, пытаясь улучшить оптические свойства "лесного стекла", попробовал добавить к нему окись свинца. Это и был настоящий хрусталь. Новая технология отвечала эстетике Барокко и потому быстро распространилась в Богемии, Франции, России. В искусстве "богемского хрусталя" формировался особенный, неповторимый стиль. Его создателем считается нюрнбергский гравер, ювелир и резчик по камню Каспар Леман (1570-1622). Леман одним из первых стал применять технику резьбы горного хрусталя к "лесному стеклу", сочетая крупные "алмазные грани" с тончайшей гравировкой и пунктированием. Постепенно у богемского стекла появились свои характерные формы: большие кубки в форме перевернутого колокола и бокалы с крышками и точеными балясовидными ножками. В середине 18 в. появилась тонкая гравировка с росписью и золочением, шлифованию многослойного цветного и молочного стекла, имитирующего фарфор. Использовалась техника межстеклянного золочения с помощью фольги.

В нашей стране стеклоделие стало развиваться в Киевском государстве в 10-11 вв. Уже в 12-13 вв. многие стеклянные изделия киевских мастеров по качеству превосходили лучшие заграничные образцы. Монголо-татарское иго надолго задержало развитие этого ремесла. В 14-15 вв. на Руси существовало незначительное число кустарных производств стекла. Первый завод в России был построен в 1635 г. в Дмитровском уезде. В 1669 г. начал выпуск стеклянной посуды казенный завод в Измайлове. В 1723 г. в Можайском уезде открывается стекольная и хрустальная фабрика под Москвой. После указа сената о запрещении строительства стекольных и железных заводов под Москвой одна часть фабрики переносится на речку Гусь, а другая – в деревню Радицы Трубчевского уезда Орловской губернии. В Гусь-Хрустальном в 1756 г. был построен завод. В 1790 г. Радицкая хрустальная фабрика переносится в Дятьково. Третий завод по производству хрустального и зеркального стекла основывается в Москве, а в 1779 г. он переводится в Петербург. При Петре I стекольное производство значительно расширяется. Строятся новые заводы: Ямбургские, Жабинские. Петербургские заводы специализировались главным образом на изготовлении уникальных высокохудожественных изделий, а Гусевский и Дятьковский положили начало массовому производству стекла в России.

К середине 18 в. уже более 25 отечественных заводов выпускали изделия из художественного стекла. Крупнейший из них – Императорский завод. Известным и крупным предприятием на протяжении всего 18 в. был Мальцевский. Он объединил заводы, расположенные во Владимирской, Рязанской, Орловской, Калужской, Смоленской губерниях. Изделия частных заводов, соперничая с вещами Императорского завода, отличались более скромной формой и отделкой. На рубеже 18-19 вв. в России осваивается изготовление хрустального стекла. Особенно широкое распространение получило хрустальное стекло с применением алмазного гранения. Становление русского хрусталя шло по двум основным линиям и было связано с классическими приемами обработки стекла – гравировкой и алмазной гранью. В начале 19 в. ведущим предприятием в России оставался Императорский завод. В первой четверти 19 в. Императорский завод выпускал не только хрустальное, но и цветное стекло, которое изготовлялось в 18 в. по рецептуре, разработанной М. В. Ломоносовым. К 1840 годам появиляется многослойное стекло, которое стало пользоваться большим спросом. В начале 19 в. крупнейшим из частных заводов был Никольско-Бахметьевский. Начиная с копирования образцов, завезенных из Богемии, русские заводы развивались, обогащались новыми приемами обработки стекла. Конец 19 в. характеризуется механизацией производства стекольных заводов, что способствовало их росту. И если в 1883 г. в России насчитывалось около 200 заводов, то к 1900 г. их было уже 300. В период гражданской войны количество стекольных заводов вновь сокращается до 200. Падает и объем производства изделий. В 1920 в. лишь годы три крупных завода – Гусевский, Дятьковский и Никольско-Бахметьевский – выпускали посуду, причем только самую необходимую – стаканы, банки, кружки. Советское правительство принимает ряд важных мер по укреплению стекольной промышленности. В 1918 г. утверждается Главный комитет стекольно-фарфоровой промышленности, а в 1922 г. создается Государственный экспериментальный институт силикатов. С середины 1930 годов расширяется ассортимент изделий, налаживается производство художественной посуды. В 1938 г. создается Художественный совет НКЛП СССР по стекольной промышленности. В 1940 г. при Государственном институте стекла организуется экспериментальная художественная лаборатория, которая разрабатывала и внедряла в производство новейшие способы обработки изделий из стекла, изготовляла новые образцы. В годы Великой Отечественной войны стекольные заводы работали на оборону, выпускали также кубки, посвященные городам-героям и для вручения орденоносцам, а также в небольшом количестве настольные лампы с военной тематикой. В послевоенный период происходит реконструкция стекольной промышленности. Заводы перестраиваются на выпуск сортовой посуды. Новый этап развития изделий из стекла относится к 1960-1970 гг. Постепенно гладкое стекло обогащается цветом. Начались поиски изготовления хрустального стекла с алмазной гранью. Поиски в развитии стекольного производства – художественного и утилитарного продолжается.

Наибольшую славу в нашей стране приобрели изделия Гусь-Хрустального завода. В 1756 купцы Мальцовы на реке Гусь начали строительство стекольной мануфактуры. Причина строительства – необходимость вывода своих предприятий из Подмосковья, где правительство запретило стекольные заводы из-за вырубки лесов. В Гусь в частности перевозят мастеровых из-под Можайска. В 1759 Аким Мальцов пускает второй завод – Никулинский, состоявший из двух гут. После смерти Акима во владение вступает его вдова – Мария Васильевна Мальцова. За 20 лет управления Мария Мальцова основала ещё 4 стекольных завода. По завещанию все стекольные производства Мария Васильевна передала младшему сыну Ивану. В 1823 «мальцовский стекольный район» объединял заводы Владимирской, Рязанской, Орловской, Калужской и Смоленской губерний. В 1831 году Иван Сергеевич Мальцов (1807-1880) возвращается в Гусь из заграницы и начинает заниматься заводскими делами. При нём Гусевской хрустальный завод получает как бы второе рождение. Мальцов, часто бывавший за границей, на своих предприятиях стал внедрять все технические новшества, появлявшиеся в Европе. Заимствовал он и новинки других российских стекольных заводов, пользовавшиеся спросом на рынке. По предложению мастеров-умельцев, при нём была создана «камера образцов», где хранились изделия, лучшие по красоте и сложности исполнения рисунка. Вскоре гусевский завод был переведен на выпуск дорогой хрустальной посуды. Сюда с других заводов были переведены лучшие стекольные мастера. В Гусе изготавливались ходовые изделия из простого и цветного стекла с цветочной росписью и золочением. Изделия из хрусталя славились своей алмазной (бриллиантовой) гранью, украшались гравировкой. Выпускались вазы из двух- и трехслойного хрусталя с травлением. Уже на II Всероссийской выставке мануфактурных изделий, проходившей в 1831 в Москве, гусевский хрусталь был отмечен «малой золотой медалью». Через два года гусевские изделия завоевывают на Петербургской выставке «большую золотую медаль». Ещё через два года мальцовские изделия выходят на мировой рынок. В 1835 году Мальцов, будучи за границей в свите Николая I, изучает работу чешских фабрик, выпускавших богемское стекло, закупает образцы производства, приобретает рецепты изготовления. Вскоре гусевский завод осваивает технологию изготовления богемских изделий. В 1880 году Иван Мальцов умер. После его смерти Гусевский хрустальный завод перешёл к одному из его племянников – Юрию Степановичу Нечаеву-Мальцову (1834-1913). В этот период Гусевской хрустальный завод производил около 1/4 объёма стеклянных изделий Владимирской губернии, в 1884 году на нём работало 744 человек. В 1918 году предприятие было национализировано. В советский период изделия не раз представлялись на престижных международных выставках. Декретом ВЦИК от 23 августа 1926 года Гусь-Мальцевский был в Гусь-Хрустальный. Сейчас здесь расположен один из самых крупных музеев стекла и хрусталя.

Методика атрибуции изделий из стекла осень сложна, особенно по сравнению с атрибуцией фаянса и фарфора. Музейные сотрудники могут проводить только визуальную экспертизу, что предполагает большой опыт и использование в соответствии с методами «знаточества». Тем не менее, музейные собрания уже с 18 века пополнялись коллекциями из стекла и хрусталя, составлялись и публиковались каталоги этих собраний. Мануфактуры и стекольные заводы оставляли образцы своих изделий в ассортиментных кабинетах, составляли ассортиментные списки в рекламных и экономических целях. Поэтому, даже при отсутствии маркировок и иных заводских штампов, наклеек, специалисты используя метод аналогии могут проводить атрибуцию изделий. Одной из базовых составляющих атрибуции являет выявление технологии изготовления и декорирования изделий. Для каждой эпохи характерны свой набор предметного ряда, стилевых особенностей декорирования, качества стекольной массы (которая проверяется на звук-звон, прозрачность-цветность). Так например, если речь идет об осветительных приборах с использованием стекла, то атрибутировать их ранее 17-18 вв. ошибочно. Украшение венецианскими люстрами дворцов знати начинается только в это время (пучок стеклянных стеблей, растущих из единой чаши, напоминая прозрачные цветы. В сочетании с зеркалами и лепниной интерьеров они создавали неповторимый эффект). В России стеклянные и хрустальные люстры появляются в конце 18 века из простого и цветного стекла, которое дополнялось цветными гранями и шлифовкой, подражая драгоценным камням.

Кроме этого изделия из стекла имеют «косвенных» свидетелей» набор предметов в коллекциях, легенды о предметах, фото-изобразительные материалы и др.

Вопросы для контрольной проверки

1. Дать опеределение стекольной массы, выявить основания для классификации стеклольных изделий

2. Стекло цветное и бесцветное

3. Особенности изготовления стекла

4. Хрусталь: особенности производства, основные способы декорирования

5. История открытия стекла и история стекольного производства

6. Специфика исторического развития русского стекла IX – начала XVIII вв.

7. Русское промышленное стекло XVIII – начала ХХ в.: основные эволюции, художественные и технологические особенности

8. Характеристика крупнейших стекольных предприятий России

9. Методика проведения атрибуции и экспертизы произведений из стекла и хрусталя


Тема 5. История и технико-технологические особенности производства художественных предметов из металлов и сплавов. История, технико-технологические и эстетические особенности художественного металла. Технико-технологические и стилистические особенности серебра и золота. Атрибуция и экспертиза произведений из металлов и сплавов

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет,

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

И приставлен дьяк приказный

Строгий счет орехам весть;

Отдает ей войско честь;

Из скорлупок льют монету,

Да пускают в ход по свету;

Все в том острове богаты,

Изоб нет, везде палаты

А.С. Пушкин Сказка о царе Салтане

Сегодня металл окружает человека повсеместно, неслучайно, поэтому металл становится базой для изделий декоративно-прикладного искусства. Металл удивительный материал, история его открытия включает и достоверные исторические факты и вымыслы. Металл становился и предметом накопления, и материалом для создания произведений искусства, и основа новых технологических открытий. Эти его функции сохранились (расширились) и сегодня, но мы чаще употребляем не единый термин для металла, а видовые наименования: медь, бронза, золото, серебро, олово, свинец, железо, сталь, чугун, алюминий. У каждого из этих металлов своя история открытия и применения, в том числе и в рамках изготовления предметов декоративно-прикладного искусства.

Свойства и характеристики металлов отражаются в качестве их обработки. При изготовлении ювелирных изделий из металла учитывают физические свойства металлов и сплавов, плотность, температура плавления, тепловое расширение, теплопроводность, отражательная способность. Важное значение при различных методах изготовления металлических деталей ювелирных изделий, оправ для драгоценных камней, столовых приборов и посуды из сплавов благородных металлов имеют механические свойства: прочность, твердость, упругость, пластичность. Не меньшую роль играют и химические свойства сплавов: стойкость к воздействию кислот, щелочей, газов, пресной и морской воды, оказывающих агрессивное воздействие на металлы. Особое место играют технологические свойства: жидкотекучесть, ликвация и усадка металла при литье, ковкость, свариваемость, обрабатываемость при резке. Физико-химические свойства металла изучает металловедение.

Среди физических свойств металлов самыми важными в ювелирном деле являются твердость и растяжение (предел прочности, относительное удлинение и др.). Твердость – это свойство материала оказывать сопротивление внедрению более твердого тела. Твердость определяется методом Бринеля: стальной шарик вдавливается в испытуемый образец и по отпечатку определяется твердость (у меди – 3; золота – 25, серебра 28, железа 60 и т.д.). Прочность металла при растяжении характеризует сопротивление металла при деформации, а относительное удлинение определяет возможности деформации. Известно, что легирование (сплавление основного металла с легирующими компонентами) повышает прочность металла; пластическая деформация первоначально приводит к повышению прочности (при достижении предела текучести степень прочности резко снижается); мелкозернистая структура придает металлу более высокую прочность, чем крупнозернистая; повышение температуры металла понижает прочность материала. Для ювелиров необходимо и знание удельной теплоемкости, которая позволяет определить температуру плавления металла (так, для плавления меди требуется тепла в три раза больше, чем для плавления золота, а для серебра больше, чем для золота, хотя его температура плавления ниже, чем у золота). Данные теплового расширения (увеличение размера при нагревании) необходимы при работе с эмалями и другими вставками в ювелирные изделия. Различия в теплопроводности необходимо учитывать при пайке деталей ювелирных изделий, изготовленных из разных материалов. Отражательная способность металла используется для продления аттрактивности ювелирных изделий: так серебро сегодня покрывают родием, т.к. при длительной хранении серебро темнеет и теряет свой голубой спектр отражения, а способность отражательная способность родия не меняется. Кристаллическая структура (зерна) сказываются на механических свойствах металла. Самая плотная кристаллическая решетка (кубическая гранецентрированная) у золота, серебра, платина, палладий, иридий, медь, свинец, железо.

При работе с изделиями из металла ювелиры используют кислоты и соли (неметаллы и окислы неметаллов). Соли борной кислоты (бораты, бура) защищают металл от окисления при пайке и обжиге. Азотная кислота растворяет все металлы, кроме золота и платины, что позволяет отличить эти металлы (в том числе от серебра). Соляную кислоту используют для изготовления паяльной жидкости. Серная кислота используется для технологии травления, определения пробы серебра, при кислотном меднении. Используют и смеси кислот. Так, царская водка – это смесь соляной и азотной кислот (3 к 1), в которой растворяются золото и платина.

При работе с благородными металлами большое значение имеют весовые характеристики и пробирный анализ (для драгоценного металла в общем сплаве).

В ювелирном деле играет большую роль растворимость металлов, т.е. соединение металлов с другими металлами и металлоидами в расплавленном состоянии. Свойства сплава отличаются от свойств чистых металлов по твердости, прочности, пластичности, цвету, коррозийной стойкости и др. Лигатура благородный металлов может снизить и стоимость сплавов благородных металлов. В растворимости выделяют: полную нерастворимость (компоненты отчетливо разграничиваются на слои); полную растворимость (однородный сплав), ограниченную растворимость (т.е. в определенных пределах: так в никеле может раствориться только 2% серебра).

История использования металлов человечеством имеет разные характеристики. В I веке до н.э. началась история железа (третьим по счету после меди и бронзы – металлы, которые по своим физическим характеристикам были более доступны человеку). Железо относится к разряду черных металлов (серый цвет). Свободного самородного железа в природе практически не встречается, а только соединение железа с кислородом (оксид железа) или гидрат окиси железа. Для того чтобы получить металл нужно восстановить железо, то есть отнять у него кислород. Расплавить железо сложно – оно плавится при 1539 градусах. Наши предки наблюдая за «плавкой» руды, нашли способ извлечь железо без нагревания его до столь высокой температуры (потому что печей для таких температур просто не было).

Чтобы извлечь из руды железо сначала выкапывалась круглая яма, стенки которой обмазывались глиной. Затем над округлой нижней частью сооружалась верхняя, в виде конуса. Топливо (а это был древесной уголь) засыпали на дно ямы. Сверху клали шихту – измельченную руду и уголь, а на самый верх – толстый шар угля. Также в нижней части печи делалось отверстие для воздуха. При искусственном нагнетании воздуха температуру в печи можно было поднять до 1200 градусов, что давало возможность извлечь из руды больше чистого железа (при естественном притоке воздуха температура поднималась только до 1000 градусов). Вскоре начали использовать мехи. Они делались из шкур и при помощи сопел воздух вручную нагнетался в печь. Когда топливо поджигалось, руда начинала разогреваться и тестообразное железо в виде мелких лепестков опускалось вниз. В результате на дне печи образовывался ком мягкого сварного железа – крица. Этот кусок мягкого железа весил от 1 до 8 кг и включал в себя пустоты, заполненные твердыми шлаками. Железо доставали и обрабатывали в кузнице. Крицу разогревали и ударами молота удаляли шлак. Ковка железа вскоре стала основным видом обработки металла.

Чистое железо слишком мягкое и его невозможно использовать для изготовления орудий труда. Потому в него начали добавлять углерод. Этот сплав с углеродом называется сталью. Сталь ценна своей способностью к закалке: если изготовленный инструмент нагреть докрасна, а потом охладить в воде – он становится очень твердым и приобретает хорошие режущие качества. В течении истории обработки железа существовало несколько способов производства стали. Первые печи для добывания железа из железной руды назывались сыродутные горны, потому что в них для лучшего сгорания топлива и прогревания руды нагнетался сырой не подогретый воздух. Процесс изготовления стали был длинным и трудоемким. Сначала производился чугун, потом он восстанавливался в мягкое железо – крицу, крица проковывалась и получалась нужная металлическая деталь (или же заготовку к ней, которая еще обрабатывалась на металлорежущих станках). Весь процесс требовал много сил и времени, потому в XIX столетии, когда резко возрос спрос на сталь, металлурги начали искать пути добывания жидкой стали.

Техника литья металлов совершенствовалась. Сначала использовались открытые глиняные и песчаные формы. Но их основным недостатком было то, что они были одноразовыми. Потом их сменили каменные формы, которые уже использовались многократно. Но все они были открытыми и позволяли отливать только плоские предметы. Позже были изобретены закрытые разъемные формы. Они состояли из двух половинок, которые крепко соединялись между собой. В отверстие наливали металл, и когда он застывал, половинки разбивались или разъединялись.

Для литья предметов очень сложной формы (включая пустотелые предметы) использовали закрытые формы. Сначала из воска делалась точная копия ожидаемого изделия, потом она обмазывалась глиной и обжигалась в печи. Воск испарялся и оставалась глиняная форма. В нее заливали металл, ждали когда он остынет и затвердеет и разбивали форму. Позже были разработаны и многие другие способы обработки металлов – волочение, клепка, пайка и сварка.

До конца XVIII века в производстве металла использовались кричные горны. Но качество металла, производимого этим способом, было плохим. Были очень высокие требования к топливу: уголь был в непосредственном соприкосновении с железом и потому должен был быть наивысшего качества. Количество топлива для добывания металла также было огромным: для получения 1 кг железа нужно было сжечь до 4 кг угля. Количество производимого металла не могло удовлетворить потребностей рынка, так как даже в самых крупных горнах за 24 часа можно было добыть всего 400 кг железа.

В 1784 году англичанин Корт предложил новый способ производства стали – процессом пудлингования в специально созданной для этого машине.

Основным преимуществом пудлинговых печей было то, что они позволяли использовать в качестве горючего любое топливо, включая неочищенный каменный уголь. Также была устранена необходимость вручную нагнетать воздух, так как тяга осуществлялась через высокую трубу. Именно это стало причиной широкого распространения пудлинговых печей.

Объем печей стал больше. Но они все таки были недостаточно большими – для того чтобы чугун прогревался и восстанавливался равномерно, его приходилось помешивать. Это делалось вручную и было тяжелым трудом. Металлурги продолжали поиски в создании более продуктивных способов добывания металла и в 1856 году английский инженер Бессемер изобрел новую, но это уже история научных открытий, которая несколько расширяет проблематику заявленную в теме.

Первичным продуктом плавки железной руды является чугун – сплав железа и углерода (более 2%), кремния, марганца, серы, фосфора. Тем не менее чугун отличается по своим характеристикам: серый и ковкий чугун, белый и легированный. Ковкий чугун получает переработкой белого чугуна и отличается более высокой пластичностью. Производство чугуна в России началось в 16 веке (использовался при отливке пушек). Обычный процесс отлива ковкого чугуна занимает несколько десятков часов, что позволяет использовать его в декоративно-прикладном творчестве.

История предметов из металла началась с открытия свойств медной руды. Пять тысяч лет назад в поисках подходящих для обработки камней человек столкнулся с самородной медной рудой (медным колчеданом). Обрабатывая ее традиционным способом работы с камнем методом – каменным молотком, определили, что новый образец камня не раскалывается, а становится тверже. Человек получил не только новый более прочный материал, но и открыл новую технологию – холодную обработку металла, т.н. холодную ковку. Метод проб и ошибок (то, что называется естественным экспериментом) привел к новому открытию медь при нагревании расплавляется и ему можно придать любую форму. Сначала мастера начали использовать это открытие для изготовления украшений, а потом и орудий труда. Медь начали обрабатывать в специальных высокотемпературных печах, которые напоминали гончарные печи. Медь сама по себе мягче камня, но ее легко затачивать. Да и получить медный инструмент значительно легче, чем каменный, который нужно долго оббивать и шлифовать. Потому спрос на металлические орудия все время возрастал. Мягкая медь не смогла до конца отвечать требованиям человека при изготовлении орудий труда и предметов быта. Медь относится к цветным металлам. Чистая медь красного цвета (в изломе розового), в сплавах дает красноватые, желтые, зеленоватые тона. Медь благодаря своим свойствам может обрабатываться ковкой, шлифовкой, чеканкой, гравировкой, покрываться эмалями. Но медь очень сложно плавить, пилить и сверлить.

Изобретение медных сплавов решило многие проблемы и стало основным материалом для нескольких тысячелетий. Но, даже утратив свои инструментальные функции с открытием железа, человек не смог отказаться от красивого и теплого материала, который использовался как при изготовлении предметов обихода, так и предметов искусства. Сплавы меди получают разные названия, в зависимости от добавок: бронза, латунь (сплав меди и цинка), мельхиор (сплав меди, цинка, никеля), нейзильбер/альпак (сплав тех же металлов, но с большим содержанием меди и цинка), томпак/семилор (разновидность латуни при малом содержании цинка, что позволяет называть его поддельным золотом).

Изобретение бронзы относят к 3 в. до н.э. Бронза – это сплав меди и олова. История открытия бронзового сплава как и меди скрыта во историческом пространстве. Логика подсказывает, что в природной медной руде попадались примеси олова и люди обратили внимание, что после переплавки такая медь тверже обычной. Медь с примесью олова плавилась лучше, была более текучей, что позволяло легче придавать ей нужную форму. Инструменты, сделанные из такой меди, были более твердыми и хорошо затачивались. Изготовление бронзы начало широко распространяться и позволило в несколько раз повысить производительность труда. Само олово в чистом виде в при роде встречается очень редко, но в эпоху средневековья были открыты уникальные особенности чистого олова, что ввело его в традиции изготовления утилитарных бытовых предметов, игрушек и др.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.