Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 2. Особенности атрибуции и экспертизы ценности предметов декоративно-прикладного искусства 6 страница



Олово в сочетании с медью (бронза) известно человечеству с глубокой древности. Олово – один из самых мягких материалов и легко прокатывается в тонкую фольгу весьма устойчиво к химическим воздействиям, не реагирует на воду, окисляется только при температуре 1500С. Использовалось для изготовления бытовых предметов, декорирования предметов.

В 16 веке нюренбергские ремесленники стали изготавливать оловянные фигурки – детские игрушки. Прототипами стали оловянные фигурки святых, которые нашивали на головные уборы пилигримы, фигурки животных и крестьян. Начиная с 17 века «солдатиков» стали использовать в качестве наглядного пособия для принцев (правда, серебряных). В 18 веке происходит развитие оловянной миниатюры – мастерская Хилперта. Фигурки этих ремесленников были в коллекции И.В. Гете, русских императоров, начиная с Павла I. Уже в 18 веке стала распространяться игра в войну на топографических картах. Коллекцию солдатиков заказал для своего сына и Наполеон Бонапарт. Самой известной мастерской в первой половине 19 века стала фирма Хайнрихсена (г. Нюрнберг). Игра в оловянных солдатиков стала столь популярной, что в 1912 г. Герберт Уэллс издал книгу «Маленькие войны» с правилами военной игры.

Цинк был известен в древности только в рудах и сплавах с медью (латунь). В Европе получил популярность только в Средневековье. Его название встречается у Парацельса. Но в России использовали англо-немецкий вариант – шпаутер. Только М.В. Ломоносов с 1742 г. привл немецкое слово «цинк». Цинк обладает антикоорозийными свойствами, что и определило его использование в сплавах и для покрытия железа.

Мышьяковый никель стал известен еще в 17 в. Красный цвет руды давал основание думать, что в ней содержится медь. Но после неудачной попытке ее получения, ей дали название «злой дух меди» – с немецкого: kupfer (медь) и nickel (злой дух). В первой половине 19 в. никель стал рассматриваться как ювелирный металл и стоил весьма дорого. Во второй половине 19 в. никель стали применять в стальной бронзе, и он стал считаться «военным» металлом. Никель используется для защитно-декоративной отделки деталей, в 19-нач. 20 в. преимущественно на изделия из меди и ее сплавов.

Свинец – это металл синевато-серого цвета. В древности свинец ценили за легкоплавкость, мягкостью, легкую обрабатываемость и высокий удельный вес. Из него изготавливали трубы, сосуды, кровельные листы, снаряды, пули. Сегодня свинец используют для защиты от радиоактивного излучения. Свинцовые соли (свинец сернистый) используется для изготовления глазурей.

Алюминий еще в глубокой древности использовался как протрава при крашении тканей (алюминиевые квасцы). Но только в 19 веке алюминий нашел промышленное применение – восстановление алюминием окислов других металлов (открытие русского ученого Н. Н. Бекетова). Окиси алюминия встречаются в виде минералов (корунды, сапфиры, рубины). Поэтому окиси алюминия (алунд) используется при изготовлении шлифовальных камней, камней для часовых механизмов.

Благородные металлы (или драгоценные) – получили свое название от своих полезных свойств: химическая стойкость, тугоплавкость, ковкость, тягучесть, красивый внешний вид. К ним относят золото, серебро, платина и тесно связанные с нею металлы платиновой группы (осмий, иридий, палладий, рутений и родий). Для золота характерна необычайная ковкость – из него можно получать листочки фольги толщиной в 0, 0002 мм. Золотая фольга позволяет осуществлять золочение неблагородных металлов (плакировка), что повышает декоративные свойства последних. В силу своей инертности золото в земной коре находится в самородном состоянии с небольшим количеством примесей: серебра (электра), меди, железа, палладия и др. Серебро в рудах встречается в виде сернистых соединений. Самородное серебро встречается значительно реже. Платина, иридий, палладий, рутений и осмий объединяются общностью физических и химических свойств: они сходны по цвету, тугоплавки, имеют высокий удельный вес, трудно растворяются в кислотах (палладий растворяется в горячей азотной кислоте). Рутений и соли осмия, в следствии своей хрупкости в виде металла не применяются и используются в декоративно-прикладном искусстве как краска для фарфора.

Красота и физико-химические свойства благородных металлов издавна способствовали ре только к использованию их как тезаврирующих металлов, денежных систем, но и в ювелирном деле.

История использования металлов человеком связана с его освоением полезных ископаемых. Горные страны всегда были богаты рудами. Выветривание и размывание текучими водами ручьев и рек разрушало горы, открывало скопления рудных минералов, что делает их доступными человеку. Выплавка руд (медь, бронза, свинец, золото) началась значительно позже формирования умений обработки камня и в Египте, на территории Малой Азии, в Индии, Китае, Центральной Америке. В исторической периодизации этот период называется бронзовым веком. При заселении славянами территорий между Карпатами и Днепром уже известны были железные сплавы – т.е. наступает железный век. Большинство металлов завозилось на русскую равнину из Греции и стран Востока. Но поиск металла происходил и на собственной территории. Московские князья знали о кустарном медном промысле в Олонецком крае, в бассейне Печоры и Камы. Сюда и посылаются первые русские рудознатцы. Самыми именитыми стали владельцы обширных земель по Каме – Строгановы. Но об этих временах сохранились только обрывочные сведения. Более подробная информация связана с правлением Петра Великого. Это описания своих путешествий по Уралу, Алтаю, Сибири И. Лепехиным, П. Палласом, Гмелиным, И Германа и др.

К числу древнейших металлургических центров в истории России называют район г. Устюжны, который называли «железным полем». Выплавка железа из болотных и озерных руд происходила и на Волыни, в Твери, в Новгороде, Смоленске, Тамбове, Костроме, Олонецком крае. К 16-17 вв. самыми известными центрами железоделательного производства были Усьтюг Великий и Тула. При освоении Урала и Сибири центры железоделательного производства смещаются на эти территории.

Использование меди для отливки колоколов и церковной утвари описывается уже в 13 в. в княжестве Даниила Галицкого. Но при Иване III мастера-литейщики выписывались из Италии. Аристотель Фиорованти в 1479 г. начал лить в Москве «болонские» медные пушки. Отливали медные пушки и венецианец Павел Дебосис и миланские мастера. На территории Московского государства медных месторождений не встречалось, поэтому стали приглашать рудознатцев. Искали в Печорском крае, где крестьяне сами делали медную посуду и продавали в Архангельске. Сюда и направились первые русские рудознатцы и, видимо, был найден серный колчедан и свинец. В 1491 г. Иван III отправляет на Печору рудознатцев (А. Петров, В. Болтин) и за поиском серебра. При Петре I еще были попытки найти медную руду и железо в Олонецком крае, но основной упор был сделан на Урал и Сибирь. На Печоре тоже не оказалось надежных залежей меди. Начинается освоение «Каменного пояса». Государство старалось закрепить медеплавильное и железоделательное производство за казной. Но в 17 в. небольшие открытия месторождений не решали проблему. Серьезные разработки связаны уже были с деятельностью Демидовых. Невьянская домна на Среднем Урале в 1701 г. выдала первый чугун. Следом за Демидовской империей формируются и казенные производство, появляются и новые частные заводы. В конце 18 в. была открыта гора Магнитная на Южном Урале. В середине 18 в. было найдено и золото на Урале. Сохранилась легенда о крестьянине Ерофее Маркове (с. Шарташ рядом с Екатеринбургом) нашел кусок белого кварца, в котором были найдены крупинки золота. Так было открыто Березовское месторождение золота. Позднее золотоносные жилы были найдена на Мурзинской даче, в Миасской долине, в 19 в. открыто Кочкарское месторождение коренного золота по р. Санарка и Кабанка. Южнее от него оказались Гумбейское и Тогузакское коренные месторождения золота. Старый Урал подарил России и месторождения платины. Впервые платина была привезена в Европу в 1735 г. из Колумбии. А в начале 19 в. примесь платины была найдена в золотых россыпях Верх-Исетских дач, на территории Невьянского, Билимбаевского и Кушвинского заводов, Сухо-Висимского россыпи близ Нижнего Тагила. За первенство в находке медных и серебряных руд с Уралом спорит Сибирь и Алтай. В начале 18 в. здесь были найдены и медь, и свинец, и серебро, и золото.

Ювелирное искусство воспринимается по разному, о чем свидетельствует даже перевод основы термина – голландцы и французы называли ювелирные изделия драгоценностью, а латиняне – и украшением и шуткой. Ювелирное искусство является разновидностью декоративного искусства, т.е. ремесла, предметом которого является изготовление изысканных предметов из драгоценных и цветных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней. Плиний Старший восхищался дерзостью мастеров, которые находят редкие металлы и камни и позволяют предавать им еще большую изысканность, чем могла позволить сама природа. Предметы ювелирного искусства – это не только свидетельство роскоши и благосостояния, но и свидетельство мастерства. Развитие ювелирного дела также зависит и от уровня техники определенного периода, хотя изысканные предметы появлялись и в древнем Китае, Египте, с царских скифов, этрусков. Уже с древности были известны технологии литья, ковки, инкрустации перламутром, слоновой костью, лазуритом, резьбы по камню (геммы и инталии), золочение фольгой, изготовление золотой проволоки и гвоздей, филигранные работы при помощи золотой проволоки и зерни. Изготавливали не только «игрушки» (мужские и женские украшения). Ювелирная техника использовалась для украшения дорогой посуды, украшения оружия, конской сбруи, культовых и вотивных предметов и др. Драгоценные металлы сочетали с драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугом, кораллам, перламутром, янтарем, костью, стеклом, эмалями.

На высокой ступени развития находилось ювелирное искусство Древнего Египта, отличавшееся любовью к ярким полихромным эффектам. Материалами служили преимущественно золото, лазурит, аметист, бронза, яшма, обсидиан и изумруды; применялись чеканка, гравировка и так называемая холодная эмаль (включение кубиков стеклянной пасты и цветных камней между золотыми перегородками). Пристрастие к яркой полихромии, частое использование лазурита и техники холодной эмали характерны для ювелирных изделий древнего Двуречья (Аккад, Ассирия, Вавилония, Шумер). Ювелирные изделия эгейского искусства (обнаруженные главным образом в Микенах и Трое изделия со сканью и зернью, золотые сосуды с изображениями быков, каракатиц, морских звёзд и пр.) и этрусков отмечены большей сдержанностью цветовых решений. Если в произведения ювелирного искусства Древней Греции классического периода (6-5 века до н. э.) важнейшим средством художественных эффектов являлся матовый блеск золота, то в произведениях эллинистического искусства и Древнего Рима вновь появился интерес к звучной полихромии. Ювелирные изделия из золота и серебра производили такой эффект, что Гефест был наречен статусом не только бога ремесел, но и златоделия. Особую известность среди произведений эллинистического ювелирного искусства получили художественные изделия из серебра. В ювелирном искусстве сасанидского Ирана (III-VII вв.) были распространены сосуды из золота и серебра с чеканными, литыми и гравированными изображениями.

В ювелирном искусстве мусульманских стран Востока большое значение получили отвлечённый геометрический или растительный орнамент и каллиграфия; в раннем средневековье золото и серебро обычно заменялось бронзой, с XIII в. в придворном ювелирном искусстве всё чаще стали применять драгоценные металлы (обработанные в технике филиграни, инкрустации, черни и т. д.) и камни; в народном ювелирном искусстве широкое распространение получило сочетание серебра с бирюзой и сердоликом. Особая пышность украшений характерна для ювелирных изделий средневековой Индии, где рано распространилось искусство огранки алмазов. Мастера средневекового Китая обрабатывали различные материалы (кроме драгоценных металлов - коралл, нефрит, янтарь и др.) более сдержанно, стремясь подчеркнуть в них не столько светоотражательные свойства, сколько окраску или даже природную фактуру.

Типичные черты раннесредневекового европейского ювелирного искусства - применение холодной эмали, крупных кабошонов (округлых неогранённых драгоценных камней), контрастно сопоставляемых с золотом, мотивы "Звериного стиля" в орнаментике. В византийском ювелирном искусстве (распятия, чеканные литургии, сосуды, оклады и другие предметы культа, часто украшенные тончайшей перегородчатой эмалью) преобладала тенденция к иллюзорной дематериализации форм. В ювелирных изделиях романского стиля и готики (где применялись редкие породы дерева, горный хрусталь) величественная пышность цветовых созвучий неизменно сочеталась со строгой архитектоничностью композиций, в ряде случаев повторяющих формы церковного зодчества. В конце XIII в. во Франции был издан закон, согласно которому ношение ювелирных украшений стало привилегией знати. Царствующие особы имели до десяти корон, украшенных драгоценными камнями, в них вставляли алмазы, служившие своего рода государственной казной. Многие ювелирные изделия вначале служили амулетами, талисманами, имели магическое значение оберегов, другие повторяли конструкции застежек, пряжек, заколок, пуговиц (аграфы, фибулы). Покровителем ювелиров в Средневековье почитали Святого Элигиуса (ок. 588 — ок. 659), который сначала был серебряных дел мастером из г. Турнэ, за свой талант был назначен епископом Нуайонским. Он был приближенным меровингского короля Дагобера I и после смерти причислен к лику святых. Многие художники средневековья пробовали свои силы в ювелирном деле, хотя сами изделия на сохранились или потеряли свое авторство. Веком изящных безделушек и расцветом ювелирного искусства считают 18 век. Франция славилась изысканными изделиями.

Мастера эпохи Возрождения (итальянцы П. Леони, Б. Челлини и др.) создали изделия (серебряные сосуды с многофигурными рельефными сценами, подвески с эмалью на рельефе, резные камни и др.), в которых исходные свойства драгоценных материалов отступали на задний план перед стремлением подчеркнуть изысканность обработки. В XVII-XVIII вв. возрос интерес к живописным эффектам, к сложным колористическим созвучиям эмалей, золота и драгоценных камней, нередко покрывающих металлическую основу сплошным мерцающим слоем. Среди шедевров европейского ювелирного искусства XV-XVIII вв. - немецкое художественное серебро (мастера семьи Ямницер и др.) и эмали (И. М. Динглингер), английское художественное серебро. Изделия французского ювелирного искусства выдвинулись с конца XVII в. на первое место в Европе

В середине XIX в. производство массовых ювелирных изделий механизируется; в употребление широко входят упрощённые приёмы, например, накладное серебро, а вместо драгоценных камней - горный хрусталь, аквамарин, малахит, цветное стекло, искусственные бриллианты (стразы). Большинство изделий ювелирного искусства XIX в. стилистически тяготеет к эклектизму. По сегодняшний день можно восхищаться изделиями ювелирных фирм Картье, Бапста, Барбедьенни, Геллара, Вевера, Лалика.

Европа сохранила свои бренды с 19 века. Наиболее известными считаются римская фирма Фортунатто Пио Кастеллани (1794-1865), гения эпохи ар-нуво Рене Лалика (1860-1945), французов Альфреда Ван Клиффа и Шарля и Жульена Арпельсов, ювелирный дом Луи-Франсуа Картье (с 1853 года), ювелира и парфюмера Бушерона (с 1858 года), американца Луиса Комфорта Тифона (с 1880 года) и др.

Обработка художественных изделий из металла включает в себя операции, которые используются для любого металла или сплава металлов – это плавка – т.е. перевод слитка металла из твердого состояния в жидкое. Открытое плавление сегодня используется очень редко. Для плавления большого количества металла используют коксовые печи, в которых при помощи кокса разогревают металл в тиглях (открытые емкости из графита, глины). Для небольших объемов используют плавильные пистолеты (до 150 г), или плавильные установки (плавильный муфель – закрытый сосуд) или электрические плавильные печи.

Придание формы изделию из металла достигается различными способами. Одна из древних форм – это литье в формы. Для использования технологии литья используют различные методы. Кокильное литье – это заливка в металлические литейные формы, предварительно обработанные воском. Небольшие кокили используются для отливки колец и других цельных изделий. Используется и литье в разовые формы, которые предоставляют вариативность размеров и фасонов изделий. Для мелких изделий ис и окончательная заливка формовочной массой.пользуются известковые формы из осса-сепии (раковина моллюска каракатицы), песчаные земляные формы и др. Литье включает в себя несколько операций: изготовление модели (лепка из воска), формовка (обезжиривание модели, нанесение формовочной массы на модель – толщиной до 5 мм, размещение в опоку, сушка, заливка металла).

Чугунное литье имеет многовековую историю и в русском искусстве, и в русской архитектуре. Мастера из достаточно грубого и сложного материала создавали непревзойденные образцы художественного и архитектурного чугунного литья. Почти все выдающиеся зодчие 18-19 веков неизменно использовали в своих работах чугунное литье.

Использование чугунного литья в русской архитектуре началось с отливки плит пола, дверей для каменных палат, оконных решеток, лестничных перил и других элементов зданий. В 18 столетии чугунное литье активно применяется все шире, используется как декоративный элемент в отделке зданий и садово-парковой архитектуре. Особенно популярными становятся камины и печные дверцы из чугунного литья. И в архитектурных ансамблях, и для отделки отдельных сооружений активно используются барельефы, статуи, решетки, перила, балконы, воротные столбы и створки ворот, кронштейны, фонарные столбы и отдельные элементы из чугунного литья. К концу столетия чугунное литье находит еще более широкое применение. На смену кованым заборам приходят монументальные и долговечные решетки и ограды из ажурного чугунного литья. Все активнее применятся чугунное литье и в парковых ансамблях – при строительстве беседок и павильонов.

В течение всего 19 века чугунное литье являлось одним из основных декоративных элементов в русской архитектуре. Чугунное литье – это кружево и декоративные элементы мостов и оград набережных Санкт-Петербурга и Москвы, особняков и дворцов, городских садов и парков.

Художественные отливки производились и на других заводах Кыштымского горного округа, как в самом Кыштыме, так и на Кусинском заводе, тем не менее, название было сохранено – каслинское художественное литье.

История Кусинского железоделательного завода начинается с 1754 г., когда купец Мосолов купил у местных жителей землю под металлургическое производство на реке Куса и Ай. Первую продукцию – скобы, гвозди, обручи – завод начал выпускать в 1789 г. В середине 19 века завод освоил производство посудного и печного литья. Начало производства художественных отливок на заводе относится к 1883 г. В Кусе выпускали монументально-декоративную и чугунную станковую скульптуру. Одно из центральных мест в продукции завода занимала мемориальная пластика. Произведения чугунного художественного литья рождаются в результате коллективного творческого труда скульпторов, рабочих-формовщиков и чеканщиков. В Кусе над созданием моделей для художественных отливок работали известные скульпторы России Е.А. Лансере (1848-1887 гг.), Н.И. Либерих (1823-1883 гг.), П.К. Клодт (1805-1867 гг.) и др. Во многих случаях мастера Кусы и Касли пользовались одними и теми же моделями. Работы кусинских мастеров получили международное признание в 1888 г. на выставке в Копенгагене, в 1897 г. в Стокгольме, в 1906 г. в Милане.

Отличия в отливках кыштымского, каслинского, кусинского литья связаны с особенностями формовки, чеканки, покрытия. Заводы клеймили свою продукцию указывая год выпуска и название завода. Традиции сохранились и в 20 веке.

В качестве подготовительных работ по декорированию предметов из металла используют прокатку и волочение. Прокатка – это уменьшение толщины металла с одновременным увеличением длины. Для этого используются вальцы, что позволяет получать хорошо обработанные, почти полированные поверхности. Волочение позволяет уменьшать диаметр проволоки, для чего ее протягивают через коническое отверстие матрицы (фильера).

Одной из операций по обработке металла называют ковку, считая ее первичной из известных технологий обработки металла. В процессе ковки ударами молота заготовке придается требуемая форма. При работе со сталью, железом ковка производится в горячем состоянии, то при художественной обработке ювелирных изделий используется как горячая, так и холодная ковка. Последняя имеет подназвание – выколотка. Чаще всего холодная ковка используется для благородных металлов и их сплавов. Выделяет два этапа ковки: кузнечная черновая обработка, после которой может последовать и прокатка с волочением и другие технологические приемы; и чистовая ковка, когда кузнец придает изделию окончательную форму при помощи ковки. Для этого используют различные виды молотков (плоские, клиновидные скругленные), наковален (брусковая, вставная – флахшток, двурогая – шперак, ригели для ковки браслетов, колец и оправ).

Гальванопластика используется в двух качествах: для создания художественных изделий из драгоценных и цветных металлов используется гальванопокрытие; получение копий с любых оригинальных изделий. Процесс гальванопластики происходит следующим образом: гипсовую и восковую форму покрывают токопроводящим слоем граффити, опускают в ванну с электролитом, где под воздействием тока форма токрывается слоем металла. Металлический слой отделяется от формы (матрицы) и используется для изготовления скульптур, барельефов и др.

При художественной обработке металла используют и технику штамповки – обработки металла с помощью штампов и ударных инструментов (деревянных молотков), что ограничивает деформацию металла. Штамп (или штемпель) – инструмент, состоящий из двух частей: матрицы (нижняя основа) и пуансона (верхняя подвижная часть конструкции). Штамповка включает несколько операций: разделительные (резка, вырубка, пробивка), формообразующие (гибка, вытяжка, чеканка), комбинированные (компаундные). Штамповка может быть листовой (своеобразный вид чеканки и тиснения), объемной (при изготовлении сосудов или полых заготовок). Штамповка используется для удешевления стоимости изделия, тиражирования изделий или одинаковых элементов.

Цветные металлы (и золото, и серебро, и медь) поддаются сходной обработке. Плавкость металлов позволяла уже с древности применять технику литья – т.е. литье в формы (восковые, из свинца, меди или дерева). Те части изделий, которые должны быть наиболее прочными (ручки, фигуры) отливались в формах из песка. В 19 веке была изобретена гальванопластика, которая стала использоваться и в ювелирном деле.

Чеканка более сложная и трудоемкая операция. Металл нагревают и разгоняют в тонкий лист. В этом случае и золото и серебро не теряют упругости и эластичности. Форма предмету придается уже в холодном виде листа молотками (на свинцовой или смоляной подушке). Декор выбивали на наковаленках с помощью чеканов различной величины и формы. Уже в древности использовалась чеканка по твердой (бронзовой или железной) модели (при выделке объемных фигур). Использовалась и чеканка в твердых формах и прессование листа между двумя формами из камня, бронзы, железа – т.н. штамповка (рельеф образец и выемка). Разновидность чеканки считается и техника тиснения (на одной стороне металлического массива). Тиснение использовалось чаще всего при изготовлении монет и плакет. Повсеместное употребление в ювелирном деле относится к 18 веку.

Для украшения изделий из цветных и драгоценных металлов использовали следующие техники:

Канфарение – литые и чеканные изделия обрабатывали резцом, напильником и полировали. В древности эту технологию называли торевтикой. Мастер подкладывал под обрабатываемую поверхность мягкое основание (смола, песок) и набивал молоточками или пуансонами различные линии, штрихо, мелкие узоры, что создавало эффект отдельных материалов – волос, драпировочных тканей, гладкой кожи и т.д.

Гравировка – рисунок наносится острым штихелем на гладкой поверхности. Чтобы рисунок был более четким в гравировку втиралась черная крска (вариант черни). Техника развивается уже в 13-14 веках, но наибольший расцвет получает в 17-18 веках.

Гильоширование – это гравировка по всей поверхности машинным способом появилась в 19 веке.

Филигрань и гранулирование (зернь) – относится к наиболее востребованным техникам златоделия. Филоигрань (от латинского - проволока) – украшение из тонких проволок, которые сворачиваются спиралями, усиками, решетками и иными орнаментальными узорами и припаиваются к предмету. Зернь (от латинского – гранум, зернышко) – способ украшения через напаивание золотых или сенребряных зернышек. Обе техники применялись еще в Античности, особенно этрусками. Популярны были техники и в средние века.

Ажурная работа – декоративная техника сквозного прорезывания или пропиливания декора. Эта техника получила развитие в период готики и ренессанса.

Травление – предмет покрывался смолой или слоем асфальта с пчелиным медом, процарапывался декор, погружался в щелочь для травления, промывался и очищался от покрытия. Рисунок получался неглубоким и очень мягким. Расцвет этой техники приходится на 16 век.

Эмаль – это декоративное сопровождение изделия из благородных и цветных металлов. Эмаль – это порошкообразная размолотая и окрашенная стеклянная масса, замешанная на воде или смоле и меде. Эта техника требует обжига в муфельной печи при температуре 700-800 градусов, при которой металл прочно соединяется с эмалью, которая может быть как прозрачной, так и опаковой.

Перегородчатая эмаль – самая древняя из известных форм эмальерного искусства. На поверхность напаиваются тонкие перегородки по форме изображения, заполняются разноцветной стеклянной массой, обжигается и шлифуется. Техника была известна уже в Египте, Греции, Риме, в странах Востока, была перенята мастерами Византии и Германии. Разновидностью перегородчатой эмали является выемчатая эмаль. Ее применяли на бронзе и меди, делая неглубокие выемки по металлу, заполняемые эмалью при помощи обжига.

Прозрачная эмаль по серебру – просвечивающая эмаль, которая стала популярна в 14-15 веках в Европе – отлитые фигуры целиком или частично оплавлялись опаковым или прозрачным жидким стеклом, т.е. получалась сплошная эмалированная поверхность. Кроме этого была известна живописная эмаль (лиможские эмали – стали известны с 15 века) – на металлическую фольгу фольгу наносились эмалевые одноцветные фоны, которые живописным способом покрывались изображением. Живопись по эмали отличается от предыдущей техники росписью не эмалевыми красками по эмали, а краски из чистых окислов по белому основанию.

Применялась и роспись цветным лаком по основанию (наиболее непрочная техника Ренессанса), применение золота различных оттенков (за счет лигатуры), инкрустирование (введение золота или серебра в железную или бронзовую основу за счет прокатки по основному материалу или вбивки в линию контура золотой или серебряной проволоки – декорирование дамасской стали), золочение и серебрение (холодным способом – фольгой, горячим – припаивание, горячий – смешивание золота с ртутью, покрытие массой предмета и обжиг).

Чернь – это первая ступень эмальерного искусства – черная масса достигается нанесением массы из серебра, меди, свинца, серы, буры и ее обжигом на слабом огне. Техника была известна уже в 11-12 веках, видимо была принята в Европе по восточным образцам.

Метод оксидирования применяют для декоративного или антикоррозийного покрытия металла стойкими оксидными пленками. Для этого изделия покрывается различными смесями, затем происходит нагревание при высоких температурах, затем предмет вощится и полируется. Для оксидирования используют и метод гальванопластики и пульверизации, покрытие кистью и др. К оксидированию относят пассивирование (бесцветное – соединение с другими металлами), воронение, цветное патинирование.

Одной из разновидностей оксидирования является воронение – декоративная обработка поверхности изделия, дающая темно-синий, черный, темно-серый, коричневый или фиолетовый оттенок. Существует несколько способов воронения: щелочное (кипящий раствор с последующим прокаливанием), кислотное (протравливание в растворах азотной, щавелевой и др. кислот), термическое (нагревание в перегретом водяном, соляном ил спиртовом паре с последующим резким охлаждение в масле или олифе), электрохимическое (покрытие угольным графитом). После окончанию любого способа поверхность полируется, вощится или покрывается масляными лаками или жировой смазкой.

К способам цветного оксидирования относят и патинирование – образование темной радужной пленки (от зеленой до коричневой) как результат окисления меди, бронзы, серебра, латуни, алюминия за счет воздействия химическим или электрохимическим методами. Ингредиентов, которые создают искусственную патину (под старину), множество (уксусная кислота и углекислый газ, костный жир и уксусная кислота, серная кислота и др.)

Позолота (золочение) и серебрение – это способ покрытия поверхности тонким слоем золота/серебра. Используется несколько способов: холодное, т.е. механическое покрытие листовым золотом/сребром (фольга, сусаль), при этом позолоту/серебро подсвечивают суриком или охрой по масляному лаку или по полименту (слой глины, воска, сала, яичного белка); огневое (амальгирование, ретушовка, наводка) – нанесение на поверхность изделия жидкой массы смеси золота/серебра и ртути (последняя испаряется во время обжига); гальванопокрытие с хлорным золотом; эфирное – покрытие в раствор хлорного золота в эфире. Позолота может быть матовой, блестящей и цветное (золото различных оттенков).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.