Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 2. Особенности атрибуции и экспертизы ценности предметов декоративно-прикладного искусства 8 страница



Прославился Южный Урал и продукцией Златоустовских мастеров. Златоустовская оружейная фабрика – первая российская государственная фабрика холодного оружия, открылась 16 декабря 1815 года по решению

Императора Александр I. Развитие фабрики привело к появлению промысла, который вошел в состав народных художественных промыслов России, основной техникой которого становится насечка золотой и серебряной нитью по синему фону. На первом месте при зарождении фабрики и промысла стало само оружие, его качество, а украшение служило для того, чтобы подчеркнуть достоинство и качество русского холодного оружия, ставило печать значительности, придавало блеск и праздничное звучание оружию, то есть с самого рождения прикладной характер. Для работы на фабрике приглашаются известные оружейники Германии. Мастера из Золингена и Клингенталя были хорошими специалистами по литью стали, ковке и полировке клинков, по выделке ножен, литью эфесов и по художественной отделке оружия. Иностранные мастера принесли свою культуру, манеру изготовления и украшения клинков, что явилось высочайшим стимулом к самовыражению русских мастеров, созданию собственного, русского стиля, который складывался как противовес немецкой культуре украшения и изготовления клинков. Но русские мастера долгое время были зависимы от заводского начальства и от иностранных специалистов, которые с момента образования фабрики встали во главе цехов. Кроме этого иностранные мастера работали достаточно медленно, и выпуск продукции не удовлетворял запросы российской армии.

До 1817 года единственными мастерами по изготовлению оружия были иностранные мастера отец и сынновья Шафы. Гравюра немецких мастеров отличалась сухостью, скованность рисунка и неумением подчинить композицию единому целому. Русский период развития златоустовской гравюры начинается в1820 - 1830 годы. Самыми выдающимися мастерами второго периода развития златоустовского оружейного искусства были Ефим и Иван Бушуевы и Иван Бояршинов. Ефим Бушуев (1807-1827) вошел в историю как талантливый рисовальщик, которого заметили уже в десятилетнем возрасте. В 1824 году он был направлен для обучения в Петербургскую академию художеств, но в 1827 г. умер от туберкулеза. С именем Ивана Бушуева (1800-1834) связано создание самых замечательных произведений. Наряду с усовершенствованием технологического процесса и виртуозным владением им, Бушуев вводит много нового в композицию: новые элементы из греческой истории и мифологии. В отличие от Шафов, которые гравировали определенную, небольшую поверхность клинка, Бушуев расширяет рамки, в ряде случаев используя всю плоскость клинка, что позволяет ему создавать насыщенные орнаментальные композиции. Самая большая заслуга Ивана Бушуева и его товарищей в том, что они смело ввели в арсенал украшений сюжетные композиции, миниатюры на темы русской истории. Талантливым гравером был Иван Петрович Бояршинов, он начал изображать на клинках сцены охоты в Уральских горах, в чем достиг, как и в изображении батальных сцен и декоративных элементов, большого совершенства. Также он свободно отходил от оригинала типа оружия, свободно менял форму клинка, рукояти, больше экспериментировал в украшении клинка и оправы. Самым оригинальным произведением Златоустовских мастеров стали рыцарские доспехи для наследника престола Александра, хранящиеся в Златоустовском краеведческом музее.

Работа цеха украшенного оружия всецело зависела от общественного заказа. В 1834 году цех украшенного оружия был закрыт, а мастера переведены в другие цеха. Многие из них занимались вытравкой надписей на клинках. Спас завод и новую технологию Павел Петрович Аносов, который стал управляющим Златоустовского горного округа. Расширяется ассортимент продукции через внедрение в производство предметов бытового обихода – столовые ножи и вилки, подносы и ларцы, подсвечники, шкатулки, портсигары, браслеты, трости, столовые и письменные приборы и др. Большую роль в знакомстве с искусством Златоуста сыграли промышленные выставки, постоянным участником которых с 1829 года являлась Златоустовская оружейная фабрика. Снижению качества гравюры способствовала штамповка, при которой изображение наносилось при помощи особой печати из мастики. В 1909 году цех украшенного оружия был закрыт и начал действовать только с восстановлением производства после гражданской войны.

Техника Златоустовской гравюры на стали постоянно дополнялась. Первоначально были освоены европейские технологические приёмы украшения оружия (гравировка стальной иглой штрихов и контуров), которые были добавлены рисованием изображения лаком на металле. Такой рисунок после травления выступал рельефно, приобретая объём. Характерным для златоустовских мастеров было уважительное отношение к металлу - использование при украшении клинка красоты металлической поверхности, или гладко отполированной, «белой» плоскости, или же выявляющей красоту узора дамаска или литого булата. Были переняты технологии серебряных дел мастеров - чеканка и наведение черни на серебро. Мастера обратили внимание и на самоцветные камни. Их стали применять в своих работах мастера эфесного отделения. Родилось содружество художников-граверов, огранщиков и камнерезов. Во второй половине 19 века использовались техники травления, синения, черни, позолоты. В 1830 годы при изготовлении «Древнего вооружения» первые была использована просечка (сквозные узоры) и огранка. В конце 19 века фирменным знаком Златоустовской гравюры стала насечка золотом и серебром по синему «таушированному» (т. е. насеченному в нескольких направлениях) фону. Обогатили гравюру и приёмы гальванопластики и золочения «через огонь».

И все же самыми любимыми металлами при изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства и ювелирных изделий были серебро и золото. Серебро – благородный металл белого цвета с самой большой отражательной способностью и самой высокой тепло- и электропроводностью. Этот металл тверже золота, но мягче меди. С одной стороны, серебро устойчиво к влаге, но если в ней присутствуют сероводород, азот или хлор – они покрывают серебро темными пятнами. Тем более, что азотная и серная кислота могут способствовать его растворению. Тем не менее, ювелиры любят серебро за его ковкость, пластичность, способность к волочению, резке, чеканке, гравировке, полировке. Как правило, для придания твердости серебру добавляют медь. Поэтому в ювелирных изделиях используются сплава с лигатурным включением, что определяется пробой серебра: 950 (цвет как у чистого серебра), 925 (цвет совпадает с 950 пробой – т.н. стандартное серебро), 916, 900 (цвет менее белый чем у стандартного серебра), 875, 800 (используется в основном для изготовления столового серебра и имеет желтоватый отлив из-за высокого содержания меди, иногда при наличии кислых продуктов придает зеленый оттенок), 750/720 (используется чаще всего для припоев),500. Но встречаются и более низкие пробы: 375, 325 и др. – такое серебро называют низкопробным.

Следует отметить, что при производстве предметов бытовых (как правило предметы для столового и домашнего обихода), декоративно-прикладного искусства, ювелирных изделий используют и другие металла, которые по своим качествам иногда принимают за серебро: мельхиор (новое серебро: сплав меди, цинка и никеля в пропорции 60:20:20/50:25:25; или сплав меди и никеля в пропорции 81:19) и «польское» серебро (сплав меди с никелем в пропорции 79:21).

Золото – это драгоценный металл ярко-желтого цвета, химически устойчивый к атмосферным воздействиям и кислотам, мягкий, вязкий, пластичный, с хорошей отражательной способностью, легко обрабатывается (куется, прокатывается, шлифуется и др.). Растворяется только в «царской водке» (соляная и азотная кислоты в соотношении 3:1). Золото в чистом виде в ювелирных изделиях встречается редко. Но лигатурные добавки придают ему различные оттенки – белок, бледное, желтое, зеленое, красное. В качестве лигатуры используют серебро, медь, платина, палладий, никель, медь. В России используется золото различной пробы: 750 (это почти чистое золото. Оттенки придает лигатура: розовый – равное количество серебра и меди; желтый – увеличение количества серебра по отношению к меди в 2 раза; белое – содержание серебра по отношению к платине 1:4; добавка кадмия придает золоту зеленоватый оттенок; алюминий придает фиолетовый цвет, но золотой становится хрупким), 585 (идет чаще всего на изготовление украшений могут иметь как желтоватый, так и красноватый цвет – за счет меди), 500, 375. Для придания особой красоты ювелирным изделиям используют т.н. белое золото (сплав с платиной 8,9 ), в современном ювелирном деле для придания белого цвета используют никель, что снижает стоимость изделий.

Иногда в ювелирном деле используют и подделки под золотые сплавы. К таким можно отнести томпак – это разновидность латуни, в сплаве которой используется медь с цинком, оловом, свинцом. Оттенки бывают от розовато-желтого до оранжево-красного.

Открытие платины расширило металлы, которые используют ювелиры. Платина – это благородный металл серо0-белого и светло-желтого цвета, по своему блеску больше напоминающий сталь, чем серебро. В природе встречается как в соединении с золотом, так и с другими редкими металлами. Платина намного тверже золота и серебра. Тем не менее это очень пластичный металл, хорошо куется, прокатывается и полируется. Платиновые изделия маркируется 950 пробой. В качестве подделки под платиновые сплавы используют латунь, которую покрывают хлористой платиной.

К основным способам обработки благородных металлов относятся литье и чеканка, которые возможны благодаря таким свойствам металлов как плавкость и ковкость. Перед литьем мастер изготавливает формы из воска, свинца, меди или дерева. Отливка повторяет форму. Ручки сосудов, орнаменты и фигуры, т.е. части изделий, которые должны быть наиболее прочными отливают в формах из песка. Для сложных изделий изготавливают несколько форм, а отлитые части соединяются посредством спайки или привинчивания. В 19 в. была изобретена гальванопластическая отливка. Чеканка – более трудоемкий процесс. Золото и серебро в нагретом состоянии разгоняют в тонкий лист. Форма предмета создается в холодном состоянии при помощи разгонных молотков. Часто изделие обрабатывается на свинцовой или смоляной подушке. Декор выбивают на наковаленках с помощью молоточков (чеканов) разной величины и формы. Уже в древности использовалась чеканка по твердой модели: золотой или серебряный лист разгонялся по бронзовой или железной модели, а потом снимался с нее. Такая чеканка использовалась в основном для выделки фигур. С древности была известна и чеканка в твердых формах и прессование листа между двумя формами из камня, бронзы, железа – т.н. штамповка (один штамп – рельеф; другой – выемка). Родственна чеканке техника тиснения, при которой образец выдавливается во всех деталях на одной стороне металлического массива. Разновидностью тиснения является басма (иногда их называют синонимами) и имитации техники зерни. Для декорирования ювелирных изделий используют технику гальванопокрытия – золочение, серебрение, платинирование (в специальных ваннах при помощи электролитов). Уже в древности использовали и технику прессования – это способ обработки металла давлением. В этом случае заготовка выдавливается пуансоном (штемпелем) из замкнутой полости через отверстие матрицы. Используется как холодный, так и горячий способ. Плюсом этой техники является то, что прессованные изделия, как правило, не требуют дальнейшей обработки.

Для декорирования изделий из благородных металлов использовали различные техники. Так техника канфарения применялась в чеканке при отделке фона изделия, зернения для наметки гнезд при наборе зерни, для придания фактурности поверхности и маскировки швов после отливки. Канфарение – это обработка металлической поверхности точками, насечками, штрихами при помощи канфарника (чекана с рабочим концом в виде иглы).

Для художественной обработки металла используется техника гравировки – нанесение линейного узора углубленной линией. Используются как ручной, механический и химические способы с использованием резцов-штихелей, шаровые диски, пантографы и гильоширные машины. Т.к. эта техника используется часто было разработано несколько видов гравировки: плоскостная (неглубокий узор под глянцевание или чернение), обронная (трехмерная – создание рельефа, контррельефа или даже круглой скульптуры). Различают оброны позитивные (выпуклый рисунок) и негативные (рисунок углубленный). Для этого применяют зубила, чеканы, пуансоны, сечки и др. режущие инструменты.

Одной из технологий, получивших у русских ювелиров распространение в 18-19 вв. стала техника чернение (чернь) – декоративная обработка металла путем нанесения черневой массы на гладкую поверхность, гравировку, чеканку, тиснение. Чернится либо фон, либо узор. Известно несколько способов: обработанную маслом поверхность нагревают и происходит реакция с оксидами металла, придающая черную окраску; или на канавки (гравировка) накладывается масса для чернения, которая также подвергается нагреву. Черневая масса – это особый сплав серебра черного цвета (серебро, медь, свинец, сера). Оттенок черни подцвечивают позолотой, при этом уже черненую поверхность покрывают лаком или глиной. Каждый мастер вносил свои изменения в состав черни. Техника чернения была известна уже в Античности. Славились ею и итальянские мастера эпохи Возрождения. В России техникой черни владели московские и великоустюжские мастера. Самым известным центром чернения в России была Тула, поэтому среди ювелиров вместо термина «чернение» используется термин «тулирование».

Для матирования поверхности благородных металлов используется и техника гильоширования – механическое гравирование плоской поверхности металла на гильоширных, которые наносят сложный геометрический орнамент в виде сеток, концентрических кругов и т.д.

Декорирование металла достигается и техникой травления – обработки поверхности или узора кислотами, растворяющими поверхность. Для разных металлов используются разные протравы: для золота – царская водка, для алюминия – щелочи. В отличие от гравировки травление дает расплывчатые линии, когда линии перехода почти незаметны.

Уже на заре ювелирного дела в Древней Руси мастера использовали технику филиграни (скани) и зерни, которые позволяли создавать уникальные ажурные узоры. Филигрань – это лат слово, обозначающее проволоку. Зернь – от латинского «зернышко». Русские мастера умели соединять эти техники, показывая высочайшее мастерство. Филигранные узоры – это узоры из тонких золотых или серебряных гладких или рифленых проволок, которые сворачиваются в спирали, усики, решетки и др. рисунки и припаиваются к основе металлического изделия. Особеое предпочтение отдавали филиграни из серебра. Хотя, овладев технологией серебрения и золочения, использовали и медные проволоки. Технология зерни – это способ украшения золотых или серебряных зернышек на металлическую основу. Эта техника увеличивает игру светотени. Для того чтобы получить большое количество шариков зерни мастера нарезали их из из проволоки. Иногда использовали и технику расплавление металла и «капель» на угольную основу. В качестве основы для склейки использовали асфальтовую пыльцу.

Особую красоту ювелирным изделиям придавала цветная эмаль – стекловидными массами (прозрачными или глухими). Существует несколько способов нанесения – мокрый способ (кистью наносят тестообразную смесь), холодный способ (сухой эмалевый порошок). После этого следует обжиг в муфельной печи при температуре 600-8000С, охлаждение, шлифовка и полировка. Существует несколько разновидностей эмалирования. Перегородчатая эмаль (клаузоне) – на основу при помощи вишневого клея напаивают перегородки, в которые вставляют ячейки, заполненные эмалевой массой. Затем изделие покрывают бесцветной эмалью – фондоном. Разновидностью перегородчатой эмали является – ажурная и филигранная (скань), когда промежутки между узорами заполняются прозрачной эмалевой массой с последующей обработкой. Выемчатой (рельефно-выемчатой) называют разновидность эмалирования, когда металлическое изделие с невысоким рельефом полностью покрывается прозрачной эмалью. Получается сочетание толстого и тонкого слоев с соответствующей игрой света и тени. Прозрачная эмаль используется при подсвечивании фольгой, которой покрывают изделие. Для декорирования изделий используют и роспись на металле по эмалевому подслою (т.н. финифть). Сначала на металл наносится фоновая эмаль, обжигается. После этого на нее наносят рисунок эмалевыми или иными красками: точками, кистью, отпечаток. В соответствии с использованием красок для финифти используют горячий (с обжигом) и холодный способ росписи.

При декорировании изделий из серебра и золота используют и технику инкрустации (тауширование, врезка, насечка) – узор выкладывается на металлическую основу и наковывается в металл, создавая единую поверхность.

Ювелирное искусство на территории России известно с глубокой древности. Жемчужинами ювелирного искусства считаются золотые украшения и сосуды царских скифов и сарматов. Мастерством чеканки, скани, резьбы, черни, перегородчатой эмали владели ювелиры средневековой Грузии, Армении, Дагестана.

Развитие ювелирного искусства на Руси (на рассматривая в данном контексте искусство царских скифов, сарматов и других народов, населявших ранее территории Древней Руси) исследователи обычно связывают с влиянием Византии. Предметы из драгоценных материалов привозили из соседних государств, а местные мастера копировали или подражали этим образцам, обращая внимание на обилие драгоценных металлов, камней и цветовых эмалей. Во многом развитие ювелирного искусства в средневековой Руси связано с церковной историей и технологиями, которые пришли из Византии. Тем не менее, уже в эпоху Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха путешественников поражало искусство русских ювелиров. Исторические реалии на несколько столетий прервали активное развитии ювелирного искусства, привели к утрате старых технологий. Уровень ювелирной техники Древней Руси мог быть восстановлен только при развитии археологических исследований в 19 веке, что и насытило русское ювелирное искусство хорошо забытыми технологиями и материалами.

Киевская Русь подарила истории ювелирного искусства изделия с перегородчатой эмалью, Новгород – серебряные литургические сосуды и чеканные оклады икон, полые колты и миниатюрные сосуды для привозных благовоний, Владимиро-суздальские княжества стали использовать чередование золотых и серебряных частей, для Москвы и Суздаля 14-15 веков характерны скань, чеканка, басмой (тиснением), эмаль, литье. В 16 веке развивается техника чернения и эмали, чеканки и резьбы по металлу.

Центрами русского ювелирного творчества в разное время были старинные русские города Великий Устюг, Вологда, Кострома, Нижний Новгород, Новгород, Псков, Ярославль, Санкт-Петербург, Москва и многие другие.

Видное место в ювелирном искусстве древней Руси занимали Новгород и Псков. Стиль новгородских и псковских мастеров был лаконичным и одновременно выразительным. Его характеризовали точность и четкость рисунка, логичность форм и композиции. В Новгороде и Пскове была развита узкая специализация среди мастеров-ювелиров. Новгородские мастера сохранили приемы работы с материалом и при вхождении в состав Московского государства. В 16-17 веках новгородские мастера владели всеми приемами ручной обработки драгоценных металлов и с большим мастерством украшали свои изделия ручным тиснением (басмой), чеканными и резными узорами и изображениями, литыми деталями, сканью, эмалью и чернью. Новгород стал родиной форм височных украшений (полых колт) и драгоценной посуды (ковши). Большой популярностью пользовались новгородские корчики (небольшие с ручкой и на подставке ковшики в виде лодочки) и чарки с пространными надписями на венцах. Новгородские мастера считались первоклассными чеканщиками. Их чеканку отличали четкость рисунка, которая придавала орнаменту рельефность и легкость. Широкое развитие получила в Новгороде скань и эмаль. В 17 веке сканный орнамент, расцвеченный эмалью, часто обогащался вкраплением в эмаль мелкой зерни, придававшей изделию неповторимый блеск и мерцание. Псковские мастера больше любили работать по серебру (резьба по серебру), создавая уникальные по мастерству церковные сосуды и дискосы, на гладкую поверхность которых наносились сложные многофигурные композиции.

В 16 веке развивается ювелирное искусство в Костроме. Изделия серебряных дел мастеров становятся известны далеко за пределами города. Но технологии повторяли искусство ювелиров Новгорода и Пскова. А Нижний Новгород в 16-17 веках становится известным мастерскими при монастырях, предпочтение отдавалось работе с серебром. Особый интерес представляет работа мастером Великого Устюга. Расцвет ювелирного искусства в этом центре приходится на 18 век. В то время широкое распространение получили эмалевые изделия, стилизованные орнаментом и серебряными накладными украшениями, эмалевая посуда, а также великолепные образцы сканного искусства: коробочки, табакерки, ларцы, небольшие кубки с ажурным орнаментом на гладком золоченом фоне. Изготовлялись и личные украшения, среди которых выделялись «женские нашейные золотые и серебряные цепочки», но более всего Великий Устюг знаменит своим черневым мастерством. В искусстве вологодских мастеров серебряного дела значительное место занимала чеканка. Ее орнаментальные мотивы оригинальны и разнообразны. Чеканка использовалась при изготовлении окладов икон и иной церковной утвари. В середине 19 века вологодские ювелиры изготавливали первоклассные сканные изделий и тонкие черневые гравюры на серебряном фоне. Ярославль стал центром серебряного дела на Руси в 17 веке. Памятники ярославского искусства отличаются особой декоративностью и богатством. Мастера в этом городе были первоклассными чеканщиками и тонкими резчиками по серебру. Они создавали не только предметы церковной утвари, но и разнообразные бытовые предметы, например, чайники, кофейники, сахарницы, блюда, соусницы, подносы и пр.

Русское ювелирное искусство 18 в. развивается в русле общеевропейских художественных стилей, но сохраняет национальные особенности и местные черты отдельных центров. В 18 в. складывается великоустюжское чернение по серебру. С 18 веке Российское ювелирное искусство вступает в новый период – умелое сочетание европейских тенденций и мастерства устоявшихся центром ювелирного искусства. Расширяется предметность ювелирного искусства за счет увеличения предметов костюмного и бытового назначения при сохранении церковной профильности ювелирных изделий. Новым центром становится Санкт-Петербург. Начало было положено переводом в северную столицу золотых и серебряных дел мастеров из Москвы и других городов Российского государства и приглашением ювелиров из стран Западной Европы. Иностранцы создавали мастерские, к которым приписывали русских учеников и подмастерьев. Поначалу и здесь основное внимание уделялось созданию церковной утвари, предметов культа, посуды и убранства стола. Именно в тот период были изготовлены уникальные сервизы, включавшие сотни предметов, каждый из которых отличался высоким художественным исполнением. Первым заказчиком на такие сервизы был сам Петр I. Создавались и отдельные предметы: от богато инкрустированных братин (сосудов для хранения и подачи питья) из золота, серебра или камня до простой ложки или ситечка для чая. Почти одновременно стали изготавливать предметы убранства комнат, письменного и туалетного стола, различные дорожные приспособления и приборы. В работах русских и иностранных мастеров Петербурга использовались практически все технологии того времени. Однако черневое дело не получило такого широкого развития, как в других северных городах России. Зато в середине и во второй половине 18 века мода на миниатюрную живопись привела к развитию технологии эмалирования. Живописные изображения на эмали помещали в самых разнообразных бытовых предметах: медальонах, кольцах, брошах, браслетах, на табакерках, коробочках, шкатулках и т.п. Во времена правления Екатерины II в моду вошли изделия с бриллиантами: серьги, пряжки для башмаков и поясов, пуговицы, запонки, браслеты, банты, букеты цветов, табакерки, гребни и т.д. Нередко бриллианты использовались в сочетании с цветными и поделочными камнями. 18 век подарил еще одно приложение к развитию ювелирного искусства – развитие наградной и орденской системы в России.

В России новый этап развития ювелирного искусства связан 18 веком. С 1740 г. сначала для императрицы Анны Иоанновны, а затем для Елизаветы Петровны работал швейцарский ювелир Иеремия Позье. С 1762 г. в Петербурге французский мастер Ф. Арну учил русских подмастерьев финифтяному (эмальерному) делу. С 1779 г. в петербургской Академии художеств стал действовать класс миниатюрной живописи, в том числе по эмали, фарфору, слоновой Костина медальонах, шкатулках, табакерках. В 1762 г. для торжественной коронации Екатерины II Позье выполнил корону с 4936 бриллиантами, 75 жемчужинами и огромным рубином.

Высшей точкой развития ювелирного искусства петербургских мастеров проявилось при создании царских регалий. В 1730 г. была изготовлена корона императрицы Анны Иоановны, в которой установили 2536 бриллиантов и более 20 крупных драгоценных камней. В 1762 г. выдающимся петербургским мастером Иеремией Позье для коронации Екатерины II была создана Большая императорская корона. Корона изготовлена из серебра с бриллиантами и жемчугом, создающими декор в виде лавровых листьев, символизирующих власть и славу. Всего в короне установлено 4936 бриллиантов массой 2858,00 карат и 75 крупных жемчужин. Позднее в корону была дополнительно установлена великолепная рубинового цвета шпинель массой 398,72 карата и добавлен внутренний золотой обруч. Вместе с короной «золотых и алмазных дел мастер» Георг Экарт в 1762 г. изготовил для коронации гладкий золотой шар державы, осененный бриллиантовым крестом и украшенный ажурными бриллиантовыми полосами в виде лавровых листьев. В 1801 г. по эскизам придворных ювелиров Жакоба и Жана Дювалей была выполнена Малая императорская корона, предназначенная для коронации императрицы Елизаветы, жены царя Александра I. Братья Дювалей были сыновьями знаменитого придворного ювелира императрицы Екатерины II. Известно имя еще одного ювелира Екатерины II – Леопольда Пфистерера, который более трех десятилетий проработал при дворе императрицы. Среди придворных мастеров в конце 18 – п.п. 19 в. были популярны миниатюрные эмалевые изображения. Сохранились имена придворных ювелиров, которые работали в данной технике – Жан-Пьер Адор и Пьер Теремен. Сохранились и сведения о придворном ювелире Иваре Бухе, который создавал не только ювелирные украшения, но и декоративные торшеры, люстры, табакерки.

В 1764 г., и на должность придворного ювелира был принят австриец Л. Пфистерер. Самым знаменитым ювелиром екатерининского времени был еще один швейцарец Жан-Пьер Адор. Он работал в Петербурге, изготавливал столовые приборы из серебра с чернью, вазы, ароматницы, но особенно прославился миниатюрными табакерками из золота, серебра, украшенных драгоценными камнями, гравировкой, миниатюрными вставками с росписью по эмали. Табакерки Адора круглой или овальной формы играют бриллиантами, расположенными по окружности. В 1774 г. французский ювелир Жак Роттье изготовил по заказу императрицы Екатерины большой серебряный сервиз (Орловский сервиз). Широко известны изделия придворного ювелира Иоганна Кейбеля (который изготавливал не только предметы столового серебра, но и ордена Российской империи – на заказ), петербургского придворного ювелира Даниэля Реландера. Но в середине – второй половине 19 в. производство золотых и серебряных изделий сосредоточилось в крупных мастерских, на фабриках, фирмах: К.А. Сейпеля, К. Г. Экквиста, К.Э. Болина, К.Г. Фаберже, И.П. Сазикова, И.П. Хлебникова, П.А. Овчинникова, получивших высокое звание Поставщиков двора его императорского величества, нередко выполнявших заказы императорских и королевских дворов Европы. Этим расширялось знакомство с русскими художественно-промышленными производствами, которое отличалось разнообразием изделий и применением различных техник. Изготовление моделей для многих изделий осуществлялось в мастерских русских художников . Лансере, П.К. Клодта, И.П. Витали, Ф.г. Солнцева, Л.В. Даля и др. Многие мастерские превращались в крупные художественно-промышленные фирмы, принимавшие участие в российских (с 1835 г.) и всемирных (с 1851 г.) выставках. Владельцы фирм удостаивались золотых и серебряных наград за национальное своеобразие и высокий технический уровень исполнения. В работах столичных московских мастеров прослеживались русские традиции и интерес к историческому прошлому древней Москвы – посуда и другие предметы обихода (сахарницы, чайники, кофейники, ситечки для чая, солонки) из серебра, украшенные черневыми и резными изображениями Кремля, памятников, пейзажей Первопрестольной столицы – это т.н. период историзма (или эклектики). Но русское золотое и серебряное дело 19 – нач. 20 в. пережило увлечение и стилем «модерн», которое отразилось в появлении предметов имитирующих яблоки, груши, тыквы, которые «вторили» 18 веку - Европейскому рококо. Стоит немного больше упомянуть о самых известных фирмах.

В 18 веке появляются и российские ювелирные мастерские. В 19-20 веках в Москве и Петербурге возникают крупные фабричные предприятия серебряного и золотого дела. Среди них выделяются предприятия П. Ф. Сазикова (серебряная скульптура), П. А. Овчинникова (эмали в древнерусском стиле), И. И. Хлебникова (эмали, чеканные изделия), фирма Оловянишниковых (культовые изделия в различных техниках), фирма Карла Фаберже и мастерские М. Перхина (эмаль на золоте, фигурки из полудрагоценных камней и др.).

Фирма Сазиковых – Игнатий, Валентин, Павел Игнатьевичи – прославилась изготовлением уникальных серебряных украшений, столовых предметов и церковной утвари. Фирма получила статус придворного фабриканта серебряных изделий, имела мировое признание и заказы из-за границы. Придворным поставщиком была и фабрика серебряных изделий Ивана Семеновича Губкина, который, как и другие названные фирмы имела право на клеймо с «Государственным гербом». Изделия фабрики, в основном церковная утварь и столовая посуда, экспонировались на многих выставках. Серебряных дел мастер Павел Акимович Овчинников, был основателем фирмы, ставшей поставщиком двора наследника цесаревича Александра Александровича.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.