Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 2. Особенности атрибуции и экспертизы ценности предметов декоративно-прикладного искусства 10 страница



Типология ювелирных изделий один из самых сложных и неоднозначных действий. Самое сложное – понять границу, что следует обносить к ювелирным изделиям, а что нет. Ювелирное изделие может иметь отношение к бытовым предметам, к предметам интерьера, к одежде, к оружию, к книжному делу и к другой профессиональной деятельности. Чем насыщеннее становится деятельность человека, тем больше появляется ювелирных изделий нового назначения: детские погремушки, брелки для телефонов, ключей. Это касается и одежды. Как только сложнее становится костюмный комплекс, так больше становится предметов, которые могут становиться ювелирными изделиями – пуговицы, запонки, цепочки для часов, пояса, кольца для шарфов и многое другое. Первоначально основным различием ювелирных и не ювелирных изделий было использование драгоценных материалов. Это остается обязательным для уникальных ювелирных украшений из золота, платины и коллекционных алмазов. Но типология украшений претерпела глубокие изменения: сейчас возможны сочетания самых различных материалов по своей драгоценности и типу обработки. Например, при создании высоких ювелирных украшений все чаще используют, наравне с драгоценными материалами, альтернативные материалы, которые придают изделию оригинальность: стекло, хрусталь, фарфор, кость, кораллы и др. Типология может показывать как организацию ювелирного дела, так и способ использования украшений, что отражает расширение ассортимента изделий и художественный язык. Изучение типологии ювелирных изделий расширяет границы привлекаемого материала. Наиболее распространенным материалом, привлекаемым при проведении типологии являются костюмные украшения. К ним относятся броши, пояса, пряжки, пуговицы, бляхи и другие изделия, изготовленные специально для данного типа одежды. Костюмные украшения являются одним из важных элементов в любой одежде. В них ярко отражаются тенденции мод, и украшения, более чем другие элементы костюма, реагируют на изменения самооценки человека и его отношения к среде обитания. При историко-культурных исследованиях изучение комплекса костюмных украшений наиболее интересно, т.к. показывает функциональные и стилевые изменения, связанные с этнической, исторической, социально-экономической составляющий, уровнем технологий. Например – височные украшения новгородских женщин (колты), диадемы и короны, печати-перстни, вислые печати, церковные панагии, нательные кресты и др.

На сегодняшний день в музейной типологизации ювелирных изделий используются несколько признаков для группировки ювелирных украшений: по половозрастному признаку (детские, женские, мужские); по ситуативному назначению (будничные, праздничные, празднично-обрядовые); по способу крепления (съемные и несъемные); по месту ношения в системе костюма или расположения на голове и теле человеке (головные, шейные, нагрудные, наплечные, поясные, набедренные, наручные, ножные). Кроме этого ювелирные украшения можно подразделять по конструктивным признаками – сплошные и составные. К конструктивным особенностям относятся объем и характер поверхности, а также типы соединений (неподвижные – пайка и клепка; подвижные (звенья, шарниры, штифты, бареттеры, замки). Применяют и способы крепления на голове, теле и одежде (сплошные, разъемные). Видами украшений являются цепочки, серьги, клипсы, ожерелья (низаные украшения/мониста – бусы, бусы с подвесками; сборные украшения – цепочки с подвесками, звеньевые, колье) бусы, медальоны, кулоны, фибулы, броши, булавки-заколки, пряжки, подвески, кольца, браслеты.

Ювелирные мастера Петербурга с успехом применяли такие технологии, как чернь, зернь, эмаль, скань (или филигрань), чеканка, резьба и позолота. Широко использовались бриллианты, сапфиры, рубины и изумруды. Высоко ценились желтые и розовые топазы, шпинели, аквамарины, кораллы. К любимым камням относились карнеол и сердолик. Оригинальное использование в качестве исходного материала нефрита, родонита, лазурита, змеевика, малахита, яшмы, агата при создании ваз, шкатулок, столешниц снискали всемирную славу русским мастерам, многие достижения которых остаются непревзойденными и по сей день. Успехи камнерезного дела способствовали быстрому развитию такого направления, как скульптура малых форм, когда стали создаваться фигурки людей, животных, птиц и цветов, а также объемные жанровые сценки.

При экспертизе металлических изделий наряду с искусствоведческим исследованием используют: технико-технологические методы; химический, рентгеноструктурный анализ состава металлов и микроскопическое исследование особенностей декора, а также наличие подтверждений (царапин, следов чинки и т.д.). Проблема связана с отсутствием эталонных образцов, а также наличия разнообразных методов искусственного патинирования.Технико-технологическое исследование металлов не может точно установить датировку, так как метод определения возраста предмета основывается на составе и типе патины, во многих случаях он "не работает" из-за разнообразия методов искусственного патинирования. Вместе с тем знать основные типы и структуру естественной патины, образующейся на металлах разных композиций, очень важно для экспертизы.Техническая экспертиза металлических изделий основывается, с одной стороны, на сравнении их состава металла (включая микропримеси) с составом металла известных образцов, принятых за эталон для данного времени и места производства, с другой стороны - на соответствии метода изготовления исследуемого предмета эталонной технологии. В большинстве случаев эталона, как такового, может и не быть. Поэтому эксперт ограничивается либо собственными представлениями об исторической технологии, либо опубликованными результатами исследования аналогичных вещей. Последний подход оказывается единственно возможным тогда, когда исследуемый предмет уникален, то есть нет прямых эталонов для сравнения.

При экспертизе изделий из металлов огромное значение имеют личные, наработанные самими исследователями методики, знание ими материалов, эталонных образцов, стилей, направлений, изготовителей.

 

Вопросы для контрольной проверки

1. Свойства и характеристики металлов

2. История использования металлов человечеством

3. Ювелирное искусство

4. Обработка художественных изделий из металла

5. Черные металлы и способы обработки

6. Металлургические производства в России

7. Цветные металлы и их особенности обработки

8. Месторождения благородных металлов в мире и в России

9. Основные способы отделки и декорирования художественных изделий из металлов

10. Художественный металл кустарного (непромышленного) производства

11. Бронза, чугун, сталь –материалы для производства предметов декоративно-прикладного искусства

12. Материальные и эстетические свойства серебра. Способы обработки серебра, техника декорирования

13. Марки (клейма) серебра

14. Золотое и серебряное дело в России: исторический обзор

15. Марки (клейма золотых и платиновых изделий

16. Подделки изделий из металла и их характерные приметы

17. Методика проведения атрибуции и экспертизы произведений художественного металла


Тема 6. История, технико-технологические и эстетические особенности драгоценных и поделочных камней. Атрибуция и экспертиза изделий из драгоценных и поделочных камней

Он протянул руку, и на его ладони

мы увидели ярко сверкающий голубой камень

величиной поменьше горошины.

Камень был такой чистой воды,

что светился на темной ладони,

точно электрическая искра…

Камень этот – единственный в своем роде,

и можно только догадываться о его настоящей цене…

А. Конан Дойл Голубой карбункул

 

Интерес к красоте и целебным свойствам драгоценных и полудрагоценных камней проявлялся еще в первые эпохи развития цивилизации. Но научная минералогия драгоценных камней связана с именем Абу-Райхан Мухаммед ибн Ахмед ал-Бируни описавшего горные богатства Средней Азии. История использования драгоценных камней можно встретить и в трудах римского ученого Плиния. Народы России издревле проявляли интерес к драгоценным камням и ювелирному искусству. Но научные исследования стоит отсчитывать с 18 в., когда была переведена на русский язык книга Ф. Бринкмана, посвященная описанию драгоценных камней. Нельзя не упомянуть и имя академика Василия Севергина, который на рубеже 18-19 веков в работах по минералогии и технологии минерального царства дал описание самоцветов и поделочных камней. Страсть к роскоши потребовала от геологов России в это время поиска месторождений драгоценных и поделочных камней. Результаты многолетних изысканий были описаны в работе А. Ушакова в 1862 г., где автор не только дал описание камней, но и их месторождений, освятил проблемы вывоза и ввоза драгоценных камней в России. Целую эпоху в минералогии составляют труды А.Е. Ферсмана. Изучение уральских месторождений драгоценных камней носило не только чисто научный интерес, но способствовало популяризации знаний о минералогии и истории драгоценных и поделочных камней в России.

Культура камня имеет давнюю историю. Обычай использовать драгоценных камни не только как украшение, но и для выполнения обрядовых функций восходит к далекому прошлому. Сохранились библейские свидетельства, что при богослужении Первосвященники использовали наперсник (полотняная сумка), украшенный 12 драгоценными камнями, помещенными в филигранные золотые оправы (на камнях были выгравированы названия двенадцати колен Израелевых): сардиус, топаз, карбункул, изумруд, сапфир, алмаз, лигур, агат, аметист, берилл, оникс, яспис. По современной классификации не все они являются драгоценными, да и не все названия соответствуют современным данным, а некоторым названиям камней не найдены аналоги (лигур).

В этот период техника обработки камня была примитивна, поэтому ценились камни не за прозрачность, а за цвет и фактуру. Многие виды драгоценных камней природа одарила сверкающими гранями. Но часто грани кристаллов испещрены бороздками, ямками и другими неровностями, встречаются природные деформации кристаллов. Облик драгоценных камней улучшается после работы гранильщика. В древние времена обработка камней сводилась к шлифовке и полировке. Мастера добивались только поверхностной окраски, а внутренняя игра камней оставалась нераскрытой. Камни нанизывали ни нитку, носили в виде кулона или ожерелья.

Прежде чем начать разговор о технологиях обработки драгоценных и полудрагоценных камней следует собственно дать определение этим понятиям.

Драгоценные и поделочные камни – это разнородная по минералогическому составу группа минералогических тел, обладающих красивой окраской, блеском, прозрачностью (большей или меньшей), способностью принимать полировку. Собственно драгоценные камни (или самоцветы) – это прозрачные минералогические тела, цветные или бесцветные, главным образом кристаллические. Поделочные камни – это цветные полупросвечивающие или даже непрозрачные минералы, полиминеральные тела и горные породы, обладающие специфическим рисунком, декоративными включениями. А.Е. Ферсман предложил деление этих двух групп на порядки и классы. Драгоценные камни-самоцветы делятся на алмазы, сапфиры, рубины, изумруды, александриты, хризобериллы, шпинели, эвклазы (I группа); Топазы, бериллы (аквамарины, воробьевиты, гелиодоры), розовые турмалины (рубеллиты), уральские хризолиты, аметисты, альмандины, пиропы, уваровиты, цирконы (гиацинты, цирконы), опалы (II группа); бирюза, турмалины (зеленые и полихромные), горный хрусталь, раухтопазы, светлые аметисты, сердолики, хризопразы, агаты, солнечные и лунные камни (полевой шпат), гематиты, обсидианы, пириты, гагаты и др. (III группа). В зависимости от чистоты цвета, прозрачности, формы, природным включениям минералы могут повышать или понижать свою принадлежность к группе. Самоцветы последней группы очень часто относят к поделочным камням

Поделочные камни: нефрит, жадеит, лазурит, содалит, главколит, амазонит, лабрадор, орлец (родонит), малахит, авантюрин, кварцит, розовый и дымчатый кварц, халцедон, агат, яшма, пегматит (I группа); змеевик, агальматолит, селенит, обсидиан, мраморный оникс, флюорит, каменная соль (II группа); гипс, алебастр, мрамор, порфиры и другие облицовочные материалы (III группа).

В ювелирном деле мастера издавна начали использовать включения, которые, по большому счету, драгоценными камнями не считаются, т.к. это материалы органического происхождения: жемчуг, кораллы, слоновая кость, панцирь черепахи, природные смолы (янтарь, даммар, копал-ладан, шеллак).

Свойства драгоценных и поделочных камней: твердость, цвет, дисперсия, редкость, вес.

За редким исключением (стекло, опал) драгоценные камни, используемые в ювелирном деле, являются кристаллическими веществами, т.е. их атомы образуют правильную структуру. В переводе с греческого «кристалл» означает «лед». Плиний считал, что кристалл – это вещество (вода), затвердевшее благодаря чрезвычайному холоду горных вершин Альп. Среди минералов встречаются и разные виды стекла (прозрачное, блестящее вещество, образующееся при плавлении песка с содой и поташем) – обсидиан (остывшая лава), тектиты (зеленоватое стекло природного происхождения), кремний (плавление песка) под действием тепла. Класс минералов, не относящийся ни к кристаллическим, ни к стекловатым, представлен опалом. Горячие подземные воды с растворенных в них кремнеземом достигают поверхности, и благодаря быстрому охлаждению, испарению и выпадению кремния в осадок с переменным содержанием воды превращаются в опал, т.е. аморфную форму.

В ряду физических характеристик минералов рассматривают и морфологию кристаллов. Природные кристаллы, за малым исключением, имеют гладкие кристаллические грани. В небольших кристаллах эти грани оптические плоские и дают четкие отражения предметов (как в оконном стекле); у более крупных кристаллов грани часто не столь совершенны, и отражение в них более размыты. Знание морфологии кристаллов помогает при определении их в необработанном виде, но и мастер-огранщик должен обладать этими знаниями для получения наилучшей огранки камня.

При рассмотрении формы в морфологии кристаллов выделяют:

· симметрию (параллельные грани, плоскости симметрии [от не одной до 9] четырех разных порядков – под разными углами);

· форму (простая - ромбододекаэдры, трапецоэдры; открытая –призма, пинакоид) и габитус (вариации облика кристаллов одного и того же вещества, т.е. развитие его формы);

· сингонии (семь систем кристаллов, объединенных по элементам симметрии) и виды симметрии (32 класса по совокупности элементов симметрии);

· искаженные кристаллы (в результате роста) – большинство природных драгоценных минералов обладают идеальной симметрией);

· кристаллографические оси (пересечение в системе трех прямых линий в начале координат) и индексы граней (расположение граней по отношению к осям

· двойникование (плоскости сросшихся кристаллов);

· изоморфизм и полиморфизм (изменение углов между гранями и физических свойств – преломление и удельный вес – при изменении химического состава вещества);

При рассмотрении структуры кристаллов в морфологии изучают

внутреннее строение кристаллов, которая складывается из:

· типов связей – во многих неорганических веществах и в большинстве минералов (драгоценные камни) рассматривается ионная связь;

· ионные и атомные размеры;

· структура и физические свойства (прочность ионных связей, оптические свойства).

Одна из главных составляющих драгоценных камней – наличие у них оптических свойств. Искусство огранщика заключается в том, чтобы придать камню такую форму, когда эти свойства отражаются наилучшим образом. Существует несколько методов измерения показателей преломления (при помощи рефрактометра определяется показатели полного внутреннего отражения среды кристалла и среды с постоянной величиной преломления – стекло, алмаз и др.; иммерсионный метод для мелких кристаллов – погружение кристаллов в жидкость с таким же показателем преломления; призматический метод – при помощи гониометра, который позволяет зрительную трубку поворачивать по вертикальным и горизонтальным осям).

Особую красоту драгоценным кристаллам придают блеск и игра камней. Когда свет падает на камень, часть его отражается, а остаток проходит в камень. Величина этого соотношения (т.е. доля отраженного света) и определяет блеск камня: чем больше отраженного света, тем ярке блеск. Выделяют пять видов блеска гладкой полированной поверхности:

· алмазный

· стеклянный (излом разбитого стекла)

· смоляной (жирный блеск)

· перламутровый (блеск жемчуга)

· шелковистый (волокнистые материалы)

Оптические эффекты, называемая «игра света» обусловлена отражением света от линейных неоднородностей внутри камня.

Переливчатость света (кошачий глаз) – возникает из-за наличия пучка линий, параллельных одному направлению, что особенно проявляется при огранке кабошоном (природный камень с таким явлением – это разновидности хризоберилла). Характеристика переливчатости характерна для «тигрового» и «соколиного» глаза (разновидности крокидолита). Переливчатость встречается в кварце (турмалин), берилле, апатите и др.

Звездчатость или астеризм (узкие полоски света, расходящиеся от центра, пересекая друг друга) характерны для корундов (сапфиры и рубины). Астеризм встречается и в гранатах, цирконах и аквамаринах, розовом кварце.

В некоторых минерала обычный блеск сочетается с оптическим эффектом перламутра. Как правило, это трещины спайности в минерале, которые получили название – перья. Это хорошо наблюдается в лунном камне (интерференция света на тончайших пластинах кальциевого полевого шпата), плагиоклазах. Лучше всего этот эффект проявляется в опале, получивший в этом случае термин опалесценцией.

Оптические явления, встречающиеся у многих драгоценных камней, дополняются расщеплением луча света на два луча, которое получило название двупреломление. Описал его впервые в 1669 г. датский ученый Бартолин изучая пластины испанского шпата. Наиболее ярко это явление проявляется в кальцитах (видно невооруженным глазом). Но двупреломление встречается и у драгоценных камней, но видно становится при фасетной огранке. Кроме этого минералы обладают электрическими свойствами (если алмаз, топаз и турмалин потереть куском ткани, то может появиться статический электрический разряд) и люминесценцией (испускание лучей в пределах видимого спектра, хотя сами лучи находятся вне этого интервала)

Минералы обладают свойством избирательного поглощения света, что обуславливает появление цвета камня, который наиболее ярко проявляется при огранке. Собственно цвет зависит от того, какие части солнечного спектра поглощает камень. Наиболее показателен – александрит (разновидность хризоберилла). Среднюю часть спектра (желто-зеленую) александрит не пропускает, а проходящий свет дает оттенок красного и фиолетового. Поэтому при дневном свете александрит выглядит зеленым, а при искусственном – красно-малиновым. Несмотря не то, что цвет у неорганических минералов явление постоянное, но есть и исключения – розовая и коричневая окраска турмалинов при ярком солнечном свете может поблекнуть и даже исчезнуть. Цвет камней может быть изменен при нагревании. Это используют ювелиры, тем более что яркая ровная окраска природных минералов встречается редко. Желтые камни (топазы) при нагревании дают устойчивый розовый цвет. Нагревание циркона приводит к появлению голубой устойчивой окраски. Дымчатый горный хрусталь и морионы могут при нагревании давать яркую желтую окраску циркона (чем пользовались камнерезы Урала в 18-19 вв.). Известно, что при нагревании фиолетовый аметист становится оранжевым, желтым или зеленым, бледно-зеленый берилл – голубым, корунд из фиолетового и желтого соответственно становится бледно-розовым и бесцветного.

Цвет минералов формируется и радиоактивным облучением. Алмаз приобретает зеленый цвет, который при нагревании меняется на коричневый. Коричневыми же становятся корунды, кварцы.

Технология изменения цвета чаще всего используется при обработке пористых материалов, когда пустоты в минералах придают особые рисунки минерала. Так «вымачивание» халцедона и агата в меду с дальнейшим нагревом провоцирует появление эффектных темных полос. Сегодня для изменения цвета «пористых» минералов используют и пары серной кислоты, и растворы солей никеля и хрома, сульфата железа, анилина.

Одной их характеристик минералов является удельный вес, который используют при диагностике камней. Методы определения удельного веса камней сваны со взвешиванием на точных весах или использовании жидкости соответствующей плотности.

При диагностике минералов большую роль играет твердость и спайность материала. Твердость камня – это сопротивление, которое оказывает его поверхность при царапании другим камнем или предметом. Твердость представляет собой меру связности атомной структуры вещества. Минералог Фридрих Моос, разработал в начале 19 века условную шкалу, которая использует для определения твердости драгоценных и поделочных камней ло сих пор. Шкала твердости Мооса поделена на 10 показателей по возрастанию: тальк, гипс, кальцит, флюорит, апатит, полевой шпат, кварц, топаз, корунд, алмаз. На практике понять твердость минералов в соответствии с данной шкалой можно простым способом – ногтем можно процарапать достаточно глубокую борозду на гипсе, в то время как таль просто рассыпается при надавливании ногтем. Полевой шпат легко царапает оконное стекло, но обычной стальной нож соответствует по твердости кварцу и легко царапает полевой шпат. Но следует учитывать, что эти «варварские способы» оставляют след на поверхности минерала, и грани кристаллов могут обломиться.

Следует учитывать, что шкала не обозначает количественные характеристи твердости, т.к. носит условный характер. Так разница в твердости между алмазом и корундом (соответственно 10 и 9) больше чем между корундом и тальком (соответственно 9 и 1). Можно говорить и о промежуточных значениях – так твердость хризоберилла 8,5; а твердость граната – 7,5. Есть различия в твердости одних и тех же минералов в зависимости от месторождений (алмазы Южного Уэльса тверже алмазов Южной Америки).

Цена драгоценных камней зависит и от веса минерала. Единица, используемая для взвешивания драгоценных камней – карат – равна 1/5 грамм (200 мг). Окончательно эта единица измерения веса стала применяться в большинстве стран в начале 20 века. Для жемчуга используется меньшая единица измерения – гран (50 мг). Сегодня используют шаблоны для оценки веса алмазов и жемчуга, что позволяет не вынимать камни из оправы.

Первоначально в разных частях света в основу определения веса было положено сравнение с весом зерен злаков: в Европе – ячменное зерно, на Востоке – семена акации и кораллового (kuara) дерева. Действительно средний вес семени акации равен карату (0,205 г). Известно, что еще у греков семя акации служило гирькой, а при императоре Константине золотая монета солидиус равнялась 24 семенам акации. Только в 1871 г. парижская Палата драгоценностей определила вес карата равным 0,205 г. В начале 20 в. эти показатели были снижены до 0,200 г. В России караты были приняты на вооружение в 1922 г.

К любимым драгоценным материалам с давних пор относят органические материалы – жемчуг, янтарь, слоновую кость и др. Ещ9е Плиний указывал, что жемчуг занимает такое же высокое положение как и алмаз, он ценится даже больше чем изумруд. Несмотря на то, что жемчуг не обладает долговечностью, его красота неоспорима. Сегодня кроме естественного природного жемчуга используют и технологию искусственного выращивания жемчуга. Некоторые виды моллюсков способны к выделению известкового вещества, которое и приводит в особых условиях к образованию эффектных жемчужин. Любой двустворчатый или одностворчатый моллюск, обладая раковиной с перламутровым слоем, способен породить жемчужину. Но чаще всего это жемчужные устрицы Pinctada и жемчужные мидии. С древнейших времен жемчуг добывали в Персидском заливе (берега Аравийского полуострова) в заливе Манаар (Цейлон), в Красном море, жемчуг есть на побережье Австралии, Южной Бирмы, на Таити и др. Различают среди естественного жемчуга не только морской, но и речной, который отличает меньшими размерами, толщиной перламутрового слоя и др. характеристиками. Степень прозрачности жемчужно-перламутрового слоя описывается ювелирами как блеск. Иногда жемчужины не имеют блеска (как правило коричневые). Такой жемчуг называют «незрелым», в отличие от «зрелого» с красивым блеском. Цвет жемчужин обусловлен степенью просвечивания внешней оболочки и характером подстилающего слоя (арагонит и кальцит – белый; конхиолин – бурый и черный). Другие оттенки связаны и примесями в абсорбирующей воде. В целом жемчужины, выросшие в разных водах, различаются по внешнему виду. Жемчуг Персидского залива и Цейлона отличается кремовым оттенком, австралийский – белый и серебристо-белый, Вест-Индтия – ярко-розовый, панамский – золотисто-коричневый, мексиканский – красно-коричневый и черный, японский – белый с зеленоватым оттенком. При облучении все жемчужины испускают небесно-голубой свет. Жемчуг может принимать любые формы – яйцевидные, молоткообразные, замочные (узкие) и др. Жемчуг не подвергается огранке, т.к. он утрачивает в этом случае свое сияние. Самая крупная жемчужина из известных сегодня достигает 51 см в длину и 114 мм по окружности (450 каратов или 1800 гран).

Искусственное выращивание жемчуга началось еще а 13 в. китайцами (речной жемчуг). В 18 в. это китайский способ был раскрыт Линнеем. И уже в конце 19 в. искусство выращивания жемчуга превратилось в целую промышленную отрасль (сначала в Японии). Определение выращенной или природной жемчужины производится путем оптических исследований с использование рентгеновских лучей. Уже в 1656 г. научились производить и имитацию жемчуга (французский цветовод Жакин). Из легкоплавкого стекла изготовляли полые шарики, на который наносился пергаментный клей и «жемчужную эссенцию». И в 20 в. изготавливают поддельный жемчуг нанесением ирризирующего материала. Иногда «жемчужины» вырезают из гематита (черный «жемчуг»), раковин брюхоногих.

С незапамятных времен соки деревьев (смолы и камеди) использовались человеком для различных целей: египтяне для мумифицирования, для изготовления лаков. Собственно искусственные смолы 20 в. – это пластмассы. Смолы с течением времени твердеют. Но понятие «твердость» по отношению к смолам можно применять очень относительно. Самая «старая» смола – янтарь – тверже, чем гипс, но мягче, чем кальцит.

Янтарь – это ископаемая смола. Она неоднородна по своему характеру, состоит из отдельных компонентов, большинство которых растворимы в спирте или хлороформе. Из всех природных смол только янтарь использовался для изготовления декоративных изделий, в том числе и в ювелирном деле. Имя свое эта смола получила от позднелатинского «ambar», которое в свою очередь от арабского «anbar». Плиний отмечал, что янтарь был хорошо известен и ценим в древние времена. Его по ценности располагали после хрусталя и агата. Цвет янтаря в основном желтый и варьируется от светлый оттенков до коричневого с голубой флюоресценцией. Янтарь – аморфное вещество, не хрупкое, и поэтому очень хорошо подходит для резьбы. Янтарь плохой проводник, поэтому при трении он притягивает к себе предметы, янтарь теплый на ощупь. В янтаре встречаются органические включения, поэтому он бывает мутным. В декоративных целях используют т.н. прессованный янтарь – нагретый без доступа воздуха.

Уже в 19 веке в разных лабораториях стали проводится эксперименты по созданию искусственных материалов. Из всех драгоценных камней алмаз имеет самый простой состав (модификация чистого кристаллического углерода). Но в лабораторных условиях его создание наиболее сложно, т.к. он не переводится в жидкое состояние (сгорает), а при определенном давлении превращается в графит (более устойчивая форма). Самой ранней попыткой синтезировать алмаз были работы Хэннея (1880 г.) Но его опыты признание не получили. В середине 20 в. компания «Дженерал электрик» заявила о создании искусственных алмазов. Но и сегодня производство искусственных алмазов в промышленных целях очень незначительно.

Среди драгоценных камней во все времена ценились сапфиры и рубины хорошей окраски и без изъянов. В 1877 г. Фреми и Фейль добились успеха, но эти «пластины» не годились для ювелирного дела. В 1904 г. Вернейль (ученик Фреми) изобрел печь-паяльную трубку, что позволило ему получить рубины, после огранки которых они могли соперничать с природными. Сегодня для выращивание рубина в 10 каратов требуется всего лишь один час. В 1909 г. Вернейлю удалось получить голубой корунд (с окисью титана и магнетита), но он не походил по цвету на сапфир. Оказалось, что вырастить сапфир гораздо сложнее. За 1 час сапфировые стержни растут на 25 мм. Определение искусственно выращенного корунда достаточно просто под микроскопом – хорошо видны линии роста/изогнутые бороздки. В середине 20 в. появились и другие методы синтеза корунда.

Зеленая разновидность берилла, известная как изумруд, начались тоже в конце 19 в. Первые успешные опыты связаны с именами Отфеля и Перре (1890). Но первые отдельные кристаллы синтетических изумрудов, пригодные для огранки удалось получить только в 1930-е гг., а промышленный выпуск начинается с 1940 г. Как правило, при исследовании под микроскопом или сильной лупой видны вуалевоподобные образования.

Сегодня нет способов изготовления искусственных кристаллов неотличимых от природных. Главным показателем для обычного потребителя является ценообразование. Драгоценные камни – это редкие природные явления, предметы роскоши и цена их велика.

В ювелирном деле используют и имитации камня, главным образом из стекла, изготовление которых проводилось еще в стекольных мастерских Древнего Египта. Стекло – это твердое вещество, которое получается при высокой температуре плавления кремнезема в виде песка, мышьяка, сурьмы и фосфора, соды или поташа с известью и др. Т.н. опаловое стекло получают путем добавления полевого шпата, криолита (алюминия), костной золы или окиси олова или циркония. Окраска стекла осуществляется при помощи множества окисей металлов. Обычно для имитации драгоценных камней используют два вида стекла:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.