Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 2. Особенности атрибуции и экспертизы ценности предметов декоративно-прикладного искусства 11 страница



· оконное или бутылочное (кремнезем, окислы калия или натрия, известь и красящие примеси);

· свинцовое стекло (кремнезем, окислы калия или натрия, окись свинца).

Добавка свинца увеличивает преломление и дисперсию, если стекло правильно огранить. Но при длительном использовании, за счет трения и царапин, они теряют свою полировку. У только что ограненных страз, дисперсия выше, чем у натуральных камней, что позволяет достаточно быстро их отличить друг от друга. Иногда имитация цвета натурального камня производится при помощи окраски павильона ограненного стекла или имитации при помощи фольги. Как правило, непрозрачные самоцветы подделывают редко, т.к. их стоимость относительно не велика.

Самый древний способ огранки, который используется и в наше время, – это придание минералу округлой формы, которое получило название «кабошон» (от лат. Сabo – голова). Уже в императорском Риме таким способом обрабатывались достаточно «мягкие» камни. Считалось, что эти камни помогали людям, страдающим болезнью глаз. И это вполне объяснимо, т.к. форма кабошона – это своеобразная линза (речь идет о прозрачных камнях) и помогала людям, страдающим близорукостью. Плиний описывает случай, когда Нерон наблюдал бои гладиаторов через кристалл изумруда. Первоначально эта форма обработки использовалась для прозрачных камней (изумруд, сапфир, рубин, гранат). Сегодня эта форма чаще всего используется для обработки непрозрачных, полупрозрачных камней и гранатов, используя эффект «собирания» лучей (кошачий глаз, звездчатость). Сегодня используется три варианта огранки кабошоном: простой (с плоской нижней поверхностью камня); двойной выпуклый (искривленные верхняя и верхняя основания); двойной выпукло-вогнутый (выемка на нижней поверхности).

В древности считалось, что алмаз нельзя обрабатывать из-за его чрезвычайной твердости. Поэтому, вплоть до 15 в. вся обработка сводилась к удалению смолоподобной корочки и полировке естественных граней. Существует легенда, что первую полировку алмаза металлическими дисками в это время произвел Луи де Беркан из г. Брюгге, но это не подтверждается документами. Тем не менее, известно, что путешественник Тавернье в 1655 г. описал огранку алмазов, которую производили индийские мастера – камень см трещинами покрывался множеством новых граней, чтобы скрыть природные дефекты. В 15-16 вв. описывают огранку драгоценных камней в виде алмазного наконечника и алмазной таблицы, с сохранением правильного октаэдра природного минерала. Алмазные наконечник использовался для небольших по размеру камней, а таблица для более крупных при стачивании одного из внешних углов до образования таблички, которая по ширине равнялась половине ширины центрального квадратного сечения. В результате получался камень с достаточно плоской верхней таблицей (коронка), пирамидальной нижней частью (павильон или база), рундистом (ребром между коронкой и павильоном).

В 17 в. появилась огранка розой, изобретение которой приписывают кардиналу Мазарини (с 1642 до 1661 г. первый министр Франции). Огранка розой в своей наиболее симметричной форме из полусферы (коронка) состоит из 24 правильно расположенных треугольных граней. Существует до 7 вариантов огранки розой. Для них характерна плоская база и различная симметрия расположения граней на коронке: голландская роза - 24 грани, полуголландская – 16, антверпенская – 12, двойная голландская – 36. Грани, как правило, треугольные. Только у крестовой розы большинство граней четырехугольные. Видоизмененной формой двойной голландской розы является бриолет (грушевидная капля) с треугольными гранями.

Уже в 17 в. стали применяться новые способы огранки, которые называют сейчас промежуточными формами бриллиантовой огранки (8-16 граней на коронку и 8,12, 16 граней на рундисте. Приписывают это изобретение венецианскому гранильщику Винченцо Перуцци, но версии расходятся. К 20 веку сложилось несколько порядков количества и расположения граней при бриллиантовой огранке коронки: табличка (8-ми сторонние крупные грани); звезда (3-сторонняя мелкая грань); фасетка/темплет (4-стороняя крупная); клин/ромб (4-стороняя крупная); крест/скос (3-стороняя крупная); скилл (3-стороняя крупная). Для огранки павильона использовались: колета, павильон, клин, крест, скилл. Форма рундиста менялась в соответствии с формой огранки.

Увеличение количества граней улучшило внешний вид алмазов. Бриллиантовая огранка рождалась в многочисленных пробах и ошибках – самое главное соблюдение определенных пропорций, соотношение углов рундиста, коронки и павильона. Сегодня видоизмененные бриллиантовые огранки получили названия: «звезда Кэра» (соотношение коронки и базы 1 к 2 с 74 гранями на всем камне); американская огранка (соотношение коронки и базы 2 к 3 с 41 гранями на коронке); юбилейная/американская (соотношение коронки и базы 2 к 3 с 88 общим количеством граней в сочетании различных форм граней); звездная бриллиантовая огранка с многочисленными мелкими гранями на коронке и павильоне. Использовались и формы огранки с меньшим количеством граней (от 30 до 58 разнообразных форм). Самая простая – 8-стооонняя форма огранки «восьмеркой». Формами огранки несимметричных камней становятся маркиза (челнок, навета), панделок (каплевидная). Популярная огранка цветных камней – лесенка (ступенчатая: табличка и несколько рядов граней параллельных табличке). Варианты «лесенки» - батон, багетка или кольцо.

Применение различных форм огранок для цветных камней зависело от насыщенности цвета – темный цвет требовал меньшего размера павильона, чтобы цвет не поглощался глубиной камня. Последнее тенденции в огранке камней т.н. изумрудная огранка (расположение у таблички перед рунлистом серию ступеней – верхнюю, среднюю, нижнюю с углами наклона 360, 430 и 500; после рундиста верхняя и нижняя ступени с углами наклона 40-500). Разработана и т.н. французская форма огранки – когда и коронка и рундист имеют квадратную форму и угол наклона между ними 450. Чаще всего используют смешанную форму огранки. В 1961 г. Арпад Надь предложил новую форму огранки – верхняя сторона камня полируется. А нижняя покрывается бороздками с ровными интервалами. Такую форму огранки стали называть «принцесса» (профильная огранка).

Первоначальная технология обработки минералов исходила из природной формы камня. Поэтому выбирали точку кристалла камня, в соответствии с его спайностью. Неправильная обработка могла привести к трещинам и гибели кристалла. Эта первоначальная технология называлась скалывание: камень закрепляют в тисках и меньшим по размеру камнем острием производят резкий удар. Позднее появилась технология распиловки, который стал развитием технологии шлифовки и полировки камней. Для распиловки используют фосфорно-бронзовый диск с нанесенным на него алмазным порошком. Шлифовка – один из древних способов обработки камня (брутинг, правка) – подбирались камни одинакового размера, укреплялись в держателях и с усилием терлись друг о друга. Полировка осуществляется при помощи полировочного круга (железный круг с алмазным порошком).

Историю обработки камня обычно начинают отсчитывать с появления резьбы по камню – геммы и инталии. Самые ранние камеи вырезались на одноцветном минерале (гранат, гиацинт, аметисте), но наиболее эффектные композиции получались на многослойных минералах, позволявшим использовать более широкую гамму тонов и их переходов, учитывая тончайшие особенности камня (агат, сардоникс). Первые камеи из многослойного камня начали вырезать в Александрии, при дворе Птолемеев. Это были дары в храмы или украшения для царских регалий. Древние мастера отдавали предпочтение серо-голубому восточному сардониксу и коричнево-красному индийскому. Из арабского сардоникса была создана всемирно известная «Камея Гонзага», индийский был использован создателем камеи с головой Зевса (Коллекция Эрмитажа, 3 век до н.э.). Кроме александрийской школы, в это время процветают мастерские Малой Азии и Северного Причерноморья.

Ценность камей и гемм и редкость самого материала приводила к тому, что произведения глиптики иногда вторично подвергались обработке (смена одного мифологического сюжета на другой в зависимости о религии и предпочтений владельца). С такими переделками и переосмыслением связана вторая жизнь античных камней в средние века. Особенно усиленно стали перерабатывать древние камеи в 16-18 веках. Эта мода привела и формировании коллекции гемм в Эрмитаже. Камеи составляли предмет особых забот Екатерины II, свою страсть к их собиранию она шутливо называла «камейной болезнью». К концу 18 в. ее коллекция глиптики насчитывала 10 тысяч экземпляров. Внук Екатерины II, Александр I, не только унаследовал любимую коллекцию бабки, но и приумножил ее. После 1917 г. в результате национализации собраний петербургской знати в Эрмитаж попали камеи из бывших коллекций Строгановых, Юсуповых, Шуваловых, Нелидовых и др.

Средневековье, переняв технику глиптики, стало использовать резные камни как в светской жизни, так и для украшения церковной утвари, церковных книг и облачений священнослужителей. Их носили высокородные женщины в виде застежек на одеяниях или в виде медальонов. Руку средневекового аристократа часто украшал перстень с печаткой с вырезанным в камне изображением. В эпоху Возрождения глиптика пережила новый расцвет, и многие известные мастера той поры создали в этой технике произведения искусства высочайшего уровня. Самыми популярными были брелоки и медальоны с центральным расположением резного камня в окантовке из драгоценных камней. Но глиптика – это технология обработки достаточно «мягких» материалов.

Драгоценные камни использовались для придания блеска торжественным обрядам, пополнения казны, обеспечения военных ресурсов. В упоминаемом уже источнике (Библия) идет рассказ об алмазах, изумруды, хризолиты, топазы и др. Современные исследователи неоднозначны в расшифровке этих названий. Но исторические легенды свидетельствуют, что драгоценные камни играли огромную роль в формировании могущества государств и их правителей. Как правило, за ними тянутся «кровавые истории» борьбы за троны, за благосклонность красавиц, получение государственных привилегий, спасение жизни и др. Овеянные легендами исторические камни обладали грандиозными размерами, чистотой, уникальными цветовыми показателями. Самым крупным и овеянном легендами называют «Кох-и-Нор» (Гора света), обнаруженный в копях Голконды в Южной Индии. Его первоначальные размеры достигали 800 каратов. Первые легендарные сведения относят его к империи Великих Моголов. Позднее ин использовался для украшения трона персидского шаха Надира. После убийства шаха в 1747 году его империя распалась и алмаз с другими сокровищами попадает в Кабул к Тимуру. Много десятилетий менялись правители на тронах, менялись и владельцы алмаза, добавляя кровавые отсветы на чистый блеск камня. В 1849 г. камень перешел в Ост-Индской компании и был преподнесен королеве Виктории и был показан на Всемирной выставке в 1851 г. Позднее ему придали новую бриллиантовую огранку, он потерял в весе, стал не столь красив, но был причислен к королевским регалиям.

Вторым по популярности легенд считается камень под названием «Питт» или «Регент». Его нашли в 1701 г. в алмазных копях Партиаля (Южная Индия), в Первоначальном виде весил 410 каратов. Неизвестными путями камень попал в руки губернатора форта Св. Джорджа в Мадрасе. По возвращении в Англию Питт огранил камень, который потерял более 2\3 своего веса. Боясь кражи Питт продал камень герцогу Орлеанскому. В 1722 г. он оказался в короне Людовика XIV. Позднее Наполеон использовал камень для обеспечения своих военных походов. Позднее был выкуплен на аукционе и стал храниться в Лувре.

Много легенд связано и с камнем «Орлов», хотя у него были и другие имена – Амстердам, Лазарев. Камень (в виде обломка от более крупного кристалла) в 300 каратов с уникальным голубовато-зеленоватым оттенком был найден в начале 17 в., и был приобретен Шах-Джеханом. По сегодняшний день сохранил первоначальную индийскую огранку, что повышает к нему исторический интерес. По легенде алмаз первоначально служил глазом статуи Будды в храме Мадраса. В 18 в. был украден французским солдатом, был продан капитану английского судна, затем попал в руки лондонского купца. Что происходило с камней в дальнейшем точно не известно, кроме того факта, что в 1773 г. его купил в Амстердаме у армянского купца Лазарева Григорий Орлов, был преподнесен им Екатерине II и вставлен в державный скипетр.

Не менее запутана история камня под названием «Санси». Уникальна его миндалевидная форма. Первые сведения о владельце относятся к 1570 г., когда ин был приобретен послом Франции при дворе Оттоманов сеньором де Санси. Камень менял своих владельцев достаточно часто (Карл Смелый, королева Елизавета, Яков II, Людовик XIV) – данные расходятся. Известно точно, что в 1828 г. камень был куплен князем Демидовым, демонстрировался на Парижской выставке в 1867г., был приобретен лордом Астором. Сегодня его местонахождение неизвестно.

Интересна и история алмаза «Шах», найденного в 16 в. в копях Голконды. Весил он значительно меньше¸ чем уже описанные камни – всего 95 каратов, часть которых потерял при огранке. На камне были вырезаны имена владельцев, начиная с Низама-шаха (1591 г.). Алмаз был захвачен персидскими завоевателями в Индии и в конце концов был передан сыном шаха русскому правительству в качестве компенсации за убийство русского посланника и сейчас хранится в Алмазном Фонде России.

Связь с русской историей имеет и алмаз под именем «Павел I», котрый входил в регалии Российской короны. Именно его атрибуция А.Е. Ферсманом в нач. 20 в., раскрывает особенности технологий работы с драгоценными камнями в более ранние эпохи. Камень описывался в регалиях как рубин6ово-красный алмаз, но это цвет был связан с подложкой из фольги, закрепленной со стороны павильона.

Существуют и легенды о других драгоценных камнях, хотя их значительно меньше.

«Рубин Черного принца» - одна из драгоценностей Британской короны, легенды которой начинаются с 1367 г., когда он находился у короля Гранады. Камнем хитростью завладел король Кастилии дон Педро. Он был подарен за военную помощь Эдуарду III, который имел прозвище Черный принц. Камень менял владельцев, его перепродавали за бесценок, в конце концов он вновь был возвращен в королевские регалии при Карле II. Сегодня геммологи отмечают, что рубин Черного принца, собственно рубином не является – это красная шпинель, что не отменяет все романтические истории связанные с эти драгоценным камнем.

В 1831 г. королеве Виктории директорами Ост-Индской компании была подарена красная шпинель (352 карата) – камень который на Востоке называли «Дань мира», а на Западе – «Рубин Тимура». На камне выгравирована надпись, которая называет правителей – владельцев камня с Видимо, одним из первых владельцев камня был Хромой Тимур, который захватил Дели в 1398 г.

Одним из древнейших исторических сапфиров является сапфир короля Эдуарда Исповедника, который вступил на английский престол еще в 1042 г. Легенды о других драгоценных камнях не столь насыщены романтическими или «кровавыми» легендами, или просто они не нашли еще своих исследователей.

С древнейших времен человек учился обрабатывать твердый камень. Но первоначально его нудно было найти. Твердый кремень, замечательный по прочности нефрит стали первыми объектами добычи. Путем простой обивки и осколки, с помощью шлифовки человек изготавливал топоры, ножи, молоты, наконечники стрел и копий, скребки для выделки кож. Уже в каменном веке мастера не довольствовались собиранием камней на поверхности, а закладывали примитивные шахты. Человек был наблюдателен, к тому же у него были помощники. Сохранилось много рассказов о том, как грызуны, рывшие норки, выбрасывали вместе с землей минералы, горные породы. Известна легенда, когда залежи изумруды на Урале были найдены на корнях вывороченного бурей дерева. На территории Европы известны древние шахты на территории современных Франции и Бельгии. Известны легенды о чудских племенах на Урале и Приуралье, которые погребали себя в ямах, не пожелавши примириться со славянскими племенами. Эта легенда стала нарицательной при находке древних разработок (шахт) на Алтае и в Сибири, Урале. О горных разработках древних племен на Урале известно по исследованиям академиков И. Лепехина и П. Палласа, путешественников и открывателей 18 в. Собственно техника обработки камня древнее (эпоха каменного века) чем плавление металла (энеолит и неолит).

Искусство резьбы по камню способствовало и развитию иной техники обработки камня – огранки. Технологии обработки ведут свое начало в Индии, где старались очистить природные кристаллы от загрязнений и примесей. Но к 16-17 веках формируются и более сложные технологии, придающие камню большую красоту за счет игры света. Наиболее простой и употреблявшейся еще в древние времена формой обработки камня является огранка кабошоном. Затем появляется шлифование таблицей, фасетирование. Это стало возможно, когда открыли технологию огранки при помощи алмазной пыли. Это открытие сделал гранильщик Карла Смелого Бургундского Луи де Беркен из Брюгге. После этого огранка начала свое подобное шествие и появилось множество ее видов. В 17-18 веках алмаз становится основным украшением. В Европе стали изготовлять целые гарнитуры драгоценностей, которые состояли из ожерелья, серег, броши, браслетов, а иногда и диадемы. Техника огранки может служить даже датировкой изделия. Но современные мастера, как правило используют следующие типы огранки: гладкая (кабошон – выпуклый, простой, выпукло-вогнутый) в форме овалов, сердечек, капли; бусины и разной высотой (высокие, средние, низкие); фасетная (октаэдр - форма кристалла; роза; бриллиантовая, ступенчатая, клинья, принцесса). Различается и форма камня: шар, овал, конус, трапеция, ромб, треугольник. Каре, антик, шестиугольник, багет, бочковидная, сердцевидная, маркиза, панделок, бриолет и др.

Уже в древности существовала имитация драгоценных камней. Редкие и драгоценные камни заменялись похожими, но более доступными и дешевыми. Еще древние египетские мастера умели делать имитацию камней их цветных непрозрачных стекол – смальты. Использовалась и подкладки их цветной фольги. Художник и златокузнец Бенвенуто Челлини в эпоху Ренессанса прославился умением изготовлять превосходную фольгу, которая заметно увеличивала сверкание драгоценного камня. В других случаях посредством склеивания двух камней достигали обманчивого единства и видимости высокого качества. С помощью обжига цвет многих камней можно было изменить. Например, матово-голубой сапфир после обжига становился водянисто-светлым и служил для имитации алмаза. В России стал очень популярен в 18 веке топаз, т.к. он по своей красоте не уступал алмазам, а по твордости и простоте обработки был значительно мягче. Во все времена стекло применялось в качестве дешевого заменителя благородных камней. Основой современной имитации благородных камней посредством стекла служат стразы, бесцветная стеклянная масса из окиси железа, глинозема, извести и окиси натрия, сплав которой впервые в 1758 г. получил венский златокузнец Иосиф Штрассер.

Большим вниманием в Европе в 16-18 веках пользовались красный карнеол, моховой агат, оникс и многоцветные агаты. Резной поделочный камен стал так же популярен, как и драгоценные камни и не только для украшения костюма и тела, предметов обихода, но и предметов интерьера. Мастера камнерезы вновь вспомнили о красоте горного хрусталя, топаза, аметиста и розовый кварц, в которых часто вырезались инталии, или использовались камни с ограненкой: солитеры (большие бриллианты в оправе), кольца с камнями, вставки в флакончики для духов, футляры для иголок, молитвенные принадлежности, часы, табакерки и т.д.

Древняя Русь приобретала изумруды, рубины, бирюзу, гранаты и другие цветные и драгоценные камни боше частью на Востоке, в Византии. Но продвижение в Сибирь сопровождалось и посылкой на новые земли рудознатцев за самоцветами. Открытия цветных камней на Урале были сделаны еще в 17 в. братьями Тумашевыми. В 1670-е гг. Михаил Тумашев нашел в районе Мурзинки вместе с медной рудой и «узорчатые» камни, о чем было сообщено в Сибирский приказ. В 1720-е гг. Геннин докладывал Петру I о находке в Мурзинской слободе топаза бело-желтого и черноватого, который лучше богемского хрусталя. В середине 18 в. в окрестностях Мурзинки добыча проводилась и местными жителями и приезжими по р. Амбарка – фиолетовые аметисты, аквамарины, голубые и бесцветные топазы, золотистые бериллы. Встречались голубые топазы весом более 25 кг, а кристаллы берилла более 25 см. К началу 19 в. на близ д. Шайтанка и д. Сарапулка (Свердловская область) открыты копи с цветными турмалинами (шерлы). В 1815 г. маркшейдер Мор нашел на р. Алабашка новое месторождение топаза. Собственно именно на первую четверть 19 в. и приходятся уникальные открытия уральских самоцветов: 1823 г. – на Урале были открыты сапфиры, в 1828 г. – бериллы, 1829 г. – уральский алмаз. Но славу Среднему Уралу сделали изумруды, найденные Максимом Кожевниковым в 1830 г. на Монетной даче (около станции Баженово) – «струганцы самоцветные» и «тумпазы», о чем было представлено в Екатеринбург начальнику гранильной фабрики Коковину. Позднее на этой территории стали находить темно-зеленые александриты, черные и зеленые турмалины и др. цветные камни. На Среднем Урале добывалось и большое количество поделочного камня – малахита, орлеца, яшмы (яшмовый пояс Урала простирается до границ с киргизо-кайсацкими степями).

Нельзя не упомянуть и сокровищницу Южного Урала – Ильменский заповедник (1920 г.). С Чебаркульской крепостью (15 верст от Ильменских гор) связана легенда об открытии здесь топазов казаками. Сохранилось свидетельство о сообщении в Петербург в середине 18 в. старшиной Янгилды Сатангуловым о находке кварца с лазорью на р.Синарка. В период с конца 18- д о конца 19 вв. в южной части Ильменских гор велись интенсивные работы по поиску слюды (мусковита). Первые опубликованные сведения об Ильменских горах связаны с именем П. С. Палласа. В 1786 г. он упоминает слюдяные копи при Чебаркуле, а также озеро Ильменское и возвышающийся возле него Ильментау. К 1789 г. относится находка зеленого полевого шпата, а к 1809 г. – шерла (русский ученый Севергин). Началом изучения минералов Ильменских гор следует считать посещение их летом 1826 г. немецким минералогом, коллекционером и путешественником Йоганом Менге. Он описал здесь 13 минералов, в том числе циркон, нефелин, топаз, берилл. В первой половине 19 века получили положительные результаты поиски корунда.

К Челябинской области относится и еще один всемирно известный минералогический центр. «Русской Бразилией» назвал в 1856 году российский академик Н. И. Кокшаров долину речки Санарки и её притока Каменки по спектре встречающихся в этой местности минералов, в том числе винно-желтых и розовых топазов и особо редких эвклазов. Около 25 кристаллов эвклазов было найдено здесь при промывке золота в середине 19 в., каждый ценился во много сотен рублей. Только два места на земном шаре дают эти минералы – река Санарка и Минас-Жераис в Бразилии. В россыпях Санарской системы очень много кианита в виде кристаллов (длина до 4 см). Цвет прозрачных кристаллов кианита необычайно разнообразен – от розового или бесцветного до темно-синего и зеленого. Кристаллы кианита отличаются большой чистотой и прозрачностью и могут быть использованы для ювелирной огранки, хотя русские гранильщики неохотно брались за него – камень раскалывается при неосторожной шлифовке. Всего на Урале известно около 40 видов драгоценных и поделочных камней и около 1000 их проявлений и месторождений.

Сибирские месторождения цветного камня были известны еще задолго до прихода на эти территории русских. В Прибайкалье находили голубой лазурит, темно-зеленый и белый нефрит, который продавали в Китай. Позднее эти же открытия сделали и русские поселенцы. В конце 18 в. особую славу получила р. Слюдянка. Здесь академик Лаксман нашел голубые лазуриты. Для дальнейшей разработки месторождения сюда был послан мастеровой Екатеринбургской гранильной фабрики Пермикин. Он и нашел здесь залежи нефрита. Он описал 10-тонные глыбы нефрита по реке Урик и Онот. В середине 18 в. были найдены на хребте Адун-Чилонг и Шерловой горе (Забайкалье) цветные и драгоценные камни. На Шерловой горе производилась добыча аквамарина, который вывозился десятками пудов. Богатство Алтая цветными и поделочными камнями побудило организовать в зданиях Колыванского медеплавильного завода шлифовальной фабрики цветного камня.

Первые опыты по обработке камня (драгоценного и поделочного) в России относят к 1723 г., которым датируется информация о письме Геннина из Екатеринбурга о посылке в Петербург «сосудов минеральных», сделанных русскими учениками. В 1724 г. В.Н. Татищев по заданию Петра отправляется в Швецию, где в 1725 г. подписал контракт с гранильным мастером Христианом Рефом по огранке камней и обучении учеников. Тем не менее, главным Российским центром по обработке камня называют Петергофскую гранильную фабрику. В 1721 г. Петр I именным указом поручает голландцу Фонгезелю постоить ветряную мельницу и помещения для пилования и полировки мрамора и другого «дикого» камня. Датой основания сичтают как 1723, так и 1725 г. В 1731 г. Петергофская фабрика была отдана англичанину Вилим-Эльмселю. Но она сгорела, и в 1735 г. Анна Иоанновна издает новый указ об устройстве фабрики при Академии наук. В 1741 г. Петергофская фабрика вновь начинает действовать под руководством Исаака Брукнера (три гранильщика, 1 шлифовальщик, 1 полировальщик). В середине 18 в. на Петергофской фабрике обрабатывали как крупный камень, так изготавливали и галантерейные вещи – табакерки, запонки, футляры для часов, перстни и др. украшения для личного обихода. В 1800 году Академию художеств и фабрику возглавил граф А.С. Строганов. В это время А.Н. Воронихин создал проект для главного престола Казанского собора (дарохранительницы из порфиров, агатов, яшм и других камней), которые исполняли как петергофские мастера, так и мастера из Екатеринбурга. В 1816 году фабрика стала называться «Императорская гранильная». Ее изделия как представлялись на российских и всемирных выставках (высокохудожественные), так и продавались на российских ярмарках (массовое производство). Но с 1914 года фабрика выпускала преимущественно технические изделия. А в 1931 году стала заводом точных технических камней.

Первые небольшие мастерские по обработке камня на Урале стали появляться еще в первой четверти 18 в. К 1747-1751 гг. относят появление гранильной фабрики (для резки кварцевых камней) в Екатеринбурге. До этого была попытка открыть полировальную мельницу на Яике (р. Урал, в 1743-1746 гг.). С 1782 г. Екатеринбургская гранильная фабрика специализировалась на изготовлении ваз и чаш из твердого камня. В январе 1800 г. предприятие было передано в ведение президента Академии художеств графа А.С. Строганова, а в 1804 г. получило название «Екатеринбургская гранильная и шлифовальная фабрика и Горнощитский мраморный завод». Большое распространение у камнерезов Урала получило изготовление каменных печатей из разных камней, чаще из горного хрусталя. Под Пермью камнерезы специализировались на обработке мягких камней – ангидрита, гипса , особенно его волокнистой разновидности – селенита. Из селенита и сейчас изготавливают статуэтки, подсвечники и часы и прочие сувенирные изделия. Под Екатеринбургом изготавливали изделия из змеевика, яшмы и малахита. Очень большой популярностью пользовались натюрморты из ягод и фруктов, в которых каждый фрукт или ягода были вырезаны из определенных самоцветов камня. Например, малина из родонита, виноград из нефрита, яблоки из змеевика, листья вырезались из офиокальцита, серпентинита или зеленой яшмы. Достаточно широкое распространение получили насыпные картины из мелких цветных минералов. Сейчас данный промысел также существует на Урале, но помимо картин, можно встретить и настенные часы, с красивыми пейзажами из насыпных камней.

В 1917 г. гранильная фабрика была переименована в фабрику «Русские самоцветы». В 1930-е г. фабрика стала называться «Свердловская гранильная фабрика». В 1937 г. уральские камнерезы на Всемирной выставке в Париже представили карту Советского Союза, выложенную мозаикой из разноцветных яшм, лазурита, орлеца и драгоценных камней. Уральские мастера принимали участие в отделке Московского метро и украшении самых значительных и идеологически важных объектов СССР. После распада СССР фабрика преобразовалась в новое объединение с названием «Русские самоцветы».

Колыванския шлифовальная фабрика была основана в 1786 г. как шлифовальная мельница при заводе. Первые мастера были выписаны Петергофа. С 1821 на фабрике стали выделывать крупные вазы, колонны из сырья, которое большей частью доставлялось зимой на валках и даже на иногда «на людской тяге». В советское время преемником Колыванской шлифовальной фабрики стал камнерезный завод им. И. И. Ползунова.

Уникальными в истории камнерезного искусства стали работы мастеров фирмы К.Фаберже. Карл Фаберже придавал большое значение качеству материала и технологии его обработки. Когда Фаберже использовал драгоценные камни и самоцветы – они важны были своими декоративными характеристиками. В изделиях фирмы Фаберже смело сочетаются драгоценные и полудрагоценные камни. Рубины, сапфиры, изумруды, бриллианты соседствовали в изделиях с лунными камнем, хризолитом, халцедоном, агатом. Кроме того, драгоценные камни сочетались с эмалями, в изготовлении которых фирма особенно преуспела. Также мастера фирмы особое внимание уделяли подбору камня и выявлению его природной красоты. Для этих целей широко использовались уральские полудрагоценные камни разных цветов, а также горный хрусталь. Под влиянием японских нэцкэ мастерами фирмы Фаберже создавались фигурки из твердых полудрагоценных камней, которые отделывались драгоценными камнями и металлами. Была даже открыта специальная мастерская по обработке камней во главе с П.М. Кремлевым. Фигурки изображали людей и животных, а некоторые из них даже несли функциональное назначение – печати, ручки зонтов. Большое место среди изделий фирмы занимают резные фигурки людей из камня. Чаще всего это народные типы, сделанные в стиле фарфоровой скульптуры, выпускавшейся заводом Гарднера. Для передачи лиц, костюмов, атрибутов использовались камни различных пород и оттенков. Еще одной стороной деятельности фирмы Фаберже, принесшей ей мировую известность, было изготовление цветов из драгоценных камней и благородных металлов в миниатюрных вазочках. Гранильщики искусно обрабатывали куски горного хрусталя, создавая впечатление, что вазы наполнены настоящей водой. Выполняя цветы из золота, драгоценных и полудрагоценных камней, мастера достигали максимального приближения к природе, но главным для них все-таки оставался декоративный эффект. Многие фигурки имеют сигнатуру Фаберже, некоторые – знак «К», иногда есть дата и инвентарный номер. В коллекции Оружейной палаты в Москве хранятся 10 пасхальных сюрпризов, изготовленных по заказам императорской семьи. Самым ранним является яйцо 1891 г. Оно выполнено из гладко отполированного темно-зеленого с красными вкраплениями гелиотропа с накладными завитками, усыпанными бриллиантами. Сюрприз заключается в том, что, когда яйцо открывается, выдвигается нежно-голубая аквамариновая пластинка, имитирующая воду, с миниатюрным золотым кораблем – точной моделью крейсера «Память Азова». Часовые механизмы для изделий фирмы Фаберже, как правило, выполняли лучшие швейцарские мастера: Павел Буре и Генри Мозер. Особая заслуга Карла Фаберже состоит в том, что он широко использовал в своих изделиях самоцветы Сибири, Урала, Кавказа. Большой знаток минералов и признанный авторитет в этой области, К. Фаберже был оценщиком драгоценных камней при императорском дворе. Коллекция минералов самого К. Фаберже имела большую известность, часть ее и сегодня хранится в Минералогическом музее имени А.Е. Ферсмана в Москве.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.