Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 2. Особенности атрибуции и экспертизы ценности предметов декоративно-прикладного искусства 13 страница



Вид древесины необходим для более точной датировки предмета, т.к. применение различных пород дерева имеет определенные географические и хронологические предпочтения. Так для Европы начальный этап мебельного искусства связан с использованием сосны и дуба. В 17 веке предпочтение отдавалось дубу, а в конце этого века проявился интерес к ореху. В первой половине 18 века мастера заинтересовались красным деревом, а в 19 веке – к экзотическим породам.

Столярная работа по изготовлению и отделке деревянной мебели включает несколько различных техник (пиление, строгание, долбление, циклевка, шлифование и др.). По уровню мастерства традиционно различались белодеревщики (изготовители простой мебели), краснодеревщики (мастера высокого класса по художественной обработке мебели из красного дерева – фанирование, маркетри и др.), чернодеревщики (мастера, изготавливающие особо ценную мебель из дорогих пород с инкрустирование черным деревом). Самый простой и первоначально сформировавшийся способ изготовления мебели – рублено-резной. Рубка – это поперечное разделение ствола при помощи топора, колуна. Но для придания формы изделию эта технология добавляется резьбой – различными техническими приемами обработки древесины (пиление, строгание, тесание, сверление, фрезерование, долбление, точение, циклевание, шлифование) резцовыми инструментами: ножи, пилы, долота, клюкарзы, рубанки, цезарики и др. Чтобы определить хронологические границы появления рублено-резной техники достаточно назвать примерные даты появления топора (3 тыс. до н.э.), лесопилок (11 век н.э. в Голландии; 17 век – в России).

Появление новых технических приемов при обработке дерева связано с появление токарного станка. Древесина обрабатывается режущими инструментами (долото, крючки, фигурные резцы, стамески) при вращении обрабатываемой заготовки. Токарной обработке подвергаются не только элементы мебели, но и предметы для ткачества (веретено), и посуда, и игрушки, и предметы декоративно-прикладного искусства. Появление самого токарного станка относят к 650 гг. до н.э. Станок представлял собой два установленных центра, между которыми зажималась заготовка из дерева, кости или рога. Раб или подмастерье вращал заготовку (один или несколько оборотов в одну сторону, затем в другую). Мастер держал резец в руках и, прижимая его в нужном месте к заготовке, снимал стружку, придавая заготовке требуемую форму. В 14-15 вв. были распространены токарные станки с ножным приводом. Ножной привод состоял из очепа – упругой жерди, консольно закрепленной над станком. К концу жерди крепилась бечевка, которая была обернута на один оборот вокруг заготовки и нижним концом крепилась к педали. При нажатии на педаль бечевка натягивалась, заставляя заготовку сделать один - два оборота, а жердь - согнуться. При отпускании педали жердь выпрямлялась, тянула вверх бечевку, и заготовка делала те же обороты в другую сторону. Примерно к 1430 г. вместо очепа стали применять механизм, включающий педаль, шатун и кривошип, получив, таким образом, привод, аналогичный распространенному в XX веке ножному приводу швейной машинки. С этого времени заготовка на токарном станке получила вместо колебательного движения вращение в одну сторону в течение всего процесса точения.

Гнутье – это техника деформирования древесины вручную или на гнутарных станках. Способность к «гнутью» имеет не све древесины. Чаще всего ей подвергаются – бук, береза, дуб, ель, сосна, ива, черемуха, хотя этому предшествует первоначальная гидротермическая обработка. Основные операции получения гнутых деталей («кривье») включают в себя вываривание и выпаривание, сушку, отделку. Гнутая мебель (или элементы) могут быть изготовлены и способом выпиливания/вырезания, что приводит к большой потере материала и уменьшает прочность древесины, в отличие от способа «вымачивания/выпаривания».

Гнутье древесины имеет давнюю традицию. Еще в 17 веке в Англии изготовлялись полукруглые спинки из гнутой древесины. Приблизительно в 1720 году И. Камберлэнд получил в Англии первый патент, за ним получили патент Х.Джэксон (1768) и Й.Видлер (1794). После 1800 года столяр-краснодеревщик Жан Йозеф Шапю начал изготавливать мебель из клееных деревянных сегментов. В Бостоне американец Самуэль Грэгг 31 августа 1808 года подал заявку на патент стула, у которого рама спинки, сидение и передние ножки стула представляли собой единую конструкцию из гнутой цельной древесины. В кораблестроении и для производства карет также экспериментировали способы гнутья древесины. Брегенцский каретный мастер Мельхиор Финк разработал способ гнутья обода колеса из одного куска дерева, за который он в 1817 году получил привилегию (патент). Через девять лет, в 1826 году, англичанину Исааку Садженту удалось изготовить способом гнутья обод колеса, лестничные перила и оконные рамы из предварительно размягченной горячим водяным паром древесины. Приблизительно в 1830 году американец Эдвард Рейнольдс из Хэдденфилда в Нью-Джерси сконструировал гнутарные станки для изготовления обода колеса. С 1820-х гг. проводит эксперименты и Михаэль Тонет. Он использовал для гнутья листы фанеры, которые разрезал на полосы одного размера параллельно направлению волокна. Затем он варил их в клею и складывал связками в шаблоны для гнутья. Для того чтобы обеспечить по возможности более быстрое и экономное производство, он сконструировал шаблоны для широких связок полос, которые после гнутья разрезались в продольном направлении, тем самым обеспечивался процесс одновременного гнутья нескольких одинаковых сегментов. Это положило начало серийному производству в ограниченных масштабах. Однако подобная технология позволяла гнутье лишь в одной плоскости. Такие полосы из фанеры Михаэль Тонет использовал для своих первых «Стульев с боковым обрамлением», которые изготовлялись мебельщиками той эпохи из цельных, нарезных и склеенных друг с другом кусков древесины. Это была очень трудоемкая работа. Однако за счет фанеровки мебели можно было скрыть различные способы производства. М. Тонету удалось наладить более быстрое, рациональное с точки зрения расхода материала и тем самым более дешевое изготовление стульев, кресел и канапе.

Декорирование мебели производится и техникой фанеровки (палуба) – оклеивание древесины слоем фанеры или шпона. Первоначально фанеровали древесину вручную: облицовочный материал смазывали клеем, накладывали на основу и притирали подогретым молоком.

Слово фанера немецкого или французского происхождение (нем. Furnie – шпон, фанера; от франц. Fournir – снабжать, накладывать). Подобие фанеры придумали в Древнем Египте, примерно в XV веке до н.э., т.к. и красное и черное дерево было редким и дорогим материалом. Впоследствии этот метод экономии древесных материалов (фанеровка) использовали римляне и греки. И египтяне, и греки, и римляне производили фанеру ручным способом, используя в качестве клея различные натуральные составы на основе смол. В 16 в. во Франции научились производить мебель, фанерованную дощечками из особо ценных пород древесины. Это способствовало возникновению новых технологий обработки древесины. Попытки автоматизировать процесс изготовления фанеры были осуществлены в конце 18 в., когда британец Сэмюэл Бентам запатентовал сразу несколько машин для шпонирования древесины и склейки шпона. Это были первые станки для изготовления фанеры. В начале 19 в. был изобретен горизонтально-строгальный станок для получения строганой фанеры. В1819 г. в России профессор Фишер изобрел способ получения облицовочной фанеры путем лущения. Благодаря станку Фишера, получившему название «фанерный рубанок», позднее стало возможным производство клееной фанеры.

История изготовления мебели связана и с ее декорированием. Рассмотрим наиболее распространенные техники декорирования.

Аппликация – состоит их накладывания или закрепления (вставка в прорези на основе) кусочков материалов на основе. В аппликации по дереву используют как древесину, так и листья, траву, щепу. Разновидностью аппликации по дереву является мозаика.

Мозаика – это общее название собирательной техники художественного набора на плоскости, в результате основа приобретает декоре в виде орнамента или какого-либо сюжетного/портретного
пейзажного изображения.

Инкрустация – это вид мозаичного набора, при котором декорирование деревянной основы производится путем врезки комбинированных вставок из различных «недревесных» материалов (металл, кость, стекло, камень, перламутр и др.). «Врезка» находится на одном уровне с фоном

Интарсия – это один из видов мозаичного набора, когда декорирование деревянной основы производится врезными или накладными пластинами из других пород дерева, различных по цвету и текстуре. После подготовки вставок и закрепления их в гнездах производится шлифование и полировка. Может использоваться и техника приклеивания и закрепления мелкими гвоздями. При методы интарсии деревянная основа как правило перекрывается полностью.

Маркетри – является разновидностью интарсии, когда на деревянную основу (или способом мозаики или способом интарсии) наносится узор из пластинок шпона различных пород дерева. Основой маркетри является тоже шпон, но из другой древесины. Соединение «шпон на шпон» шлифуется для придания единого поля.

Позолота – наклеивание (плакирование) пластинок сусального золота или его заменителей. Вместо сусального золота может использоваться и двойник (двусторонняя фольга из золота с одной стороны и серебра или меди – с другой), муссивное золото (фольга из двусернистого олова), поталь (сплав меди и цинка).

Роспись – это способ узорчатого декорирования готовых изделий наложением красителей на их поверхность. Роспись носит прикладной характер и производится кистью (мазковая роспись), пером (графическая), трафаретом, аэрографом.

Резьба (контурная или линейная; плоская или плоскорельефная, углубленная или плосковыемчатая, объемная или скульптурная) – декоративная обработка материала при помощи режущих инструментов.

Лакирование – покрытие древесины поверхностными пленками – лаками при помощи кисти, заливкой, окунанием, распылением.

Декорирование может производится и при помощи металлических накладок, фарфоровых вставок, обивкой тканями.

Первобытный человек, чтобы выжить, вынужден был научиться делать утварь, оружие, строить жилье, шить одежду. Только достигнув определенной стадии развития, человек перестал использовать голую землю вместо кровати, стула, стола и шкафа. В период неолита человек стал осваивать обработку древесины. Сначала из дерева изготавливали блюда, сосуды, чаши, возможно табуреты… Но т.к. эти предметы не сохранились из-за недолговечности материала, а о наборе предметного ряда можно судить по захоронениям, то можно только догадываться какие предметы мебели создавал человек на заре цивилизации. Все предметы мебели (лодки, колоды, корыта, блюда и др.) человек изготавливал изначально из цельной древесины, т.к. необходимо было первоначально создать и научиться пользоваться соответствующим инструментом. Мебель стали делать лишь с того времени, когда с помощью пил научились распиливать стволы. Собственно первую мебель и ее конструктивные элементы подсказала природа: оставшийся пень, сплетенные ветки, ствол дерева и др. Эти элементы частично сохранились в примитивной (традиционной) мебели – предметы из цельного куска дерева, пень с корневищем (ставшим спинкой для стула) и др. Собственно природа определила и первоначальные формы мебели: цилиндры, столбы, ульи, круги. Видимо первыми предметами именно мебели были предметы для сидения (табуреты) и предметы для хранения (колоды, короба), скорее всего они совмещали эти функции в одном предмете (стол, табурет, шкаф). В 5-4 тыс. д.н.э. человек стал формировать и новые технологии, которые позволяли перейти к более сложным мебельным конструкциям – соединительные шипы, цапфы, шканты и др., которые позволяли создавать составную конструкцию. В это же время формируются и технология орнаментирования предметов утвари, что определяло особенности мебели различных народов Древнего мира, несмотря на то, что технологические и конструктивные элементы долгое время были едины достаточно долго. Историки мебели считают, что развитие стилевых особенностей связано с Египтом. Дерево использовалось египтянами и для изготовления предметов обихода и строительства. Основную информацию предоставляют гробницы фараонов, которые сопровождались в мир мертвых набором прижизненных предметов: низкие скамеечки для работы, парадные стулья со спинкой для привилегированных египтян, табуреты с вогнутой поверхностью (по форме тела), ложе для сна, саркофаги-сундуки и шкафы, столы (собственно это прототипы современного набора мебели). Большая часть известной египетской деревянной мебели была создана в эпоху Нового царства (Фивы, 2 тыс. до н.э.). Столярным ремеслом первоначально занимались рабы, но постепенно изготовление дорогой мебели поручали ремесленникам. Тайны мастерства передавали от отца к сыну. Основная конструкция – рамочно-филеночная, которую покрывали толстым слоем краски-замазки, затем белой краской и цветной, фаянсовыми вставками и полудрагоценными камнями, фанеровали (облицовывали пластинами из благородных пород древесины). Для изготовления мебели использовали привозную древесину: сикомора, оливковое дерево, кедр, тис, черное дерево, акация (древесина финиковой пальмы плохо поддается обработке). Египтяне с особой тщательностью конструировали мебель для сидения. Табуреты и скамейки имели многочисленные формы: низкие ножки вставлялись в раму сиденья, само сиденье – это плетение из растений и ремней. Были стулья с кожаным сиденьем более изящной формы, складные стулья. При оформлении ножек использовали форму волчьих и львиных лап, боковым сторонам стульев и кроватей придавали форму шагающих зверей. Форма мебели была достаточно узкой, что соответствовало одежде и манере сидения египтян. Ложе отличалось только размерами (вместо подушки использовались подставки для головы). Использовались переносные ложа с ручками. Известны уже три вида столов: рабочий, обеденный (переносной), креденцы (мебель из стоек, перемычек и распорок, использовали как шкафы для посуды). Сундуки имели выпуклую или двускатную крышку, квадратные ножки. Использовали и утварь, сплетенную из пальмовых волокон, металлические зеркала. Элементами орнаментики были солнечные диски, скарабеи, змеи, коршуны, лотосы, пальмы, папирус и др. Европа обязана Египту созданием основных форм мебели, инструментов и технологий обработки древесины. После похода Наполеона в Египет забытые формы привлекли внимание мастеров, и определенные мотивы были возвращены в искусство Европы.

Государства на территории Месопотамии (шумеры, вавилоняне, ассирийцы, персы) использовали очень простую по конструкции мебель. Как и в Египте дерево было привозным материалом, технический уровень (инструментарий) не был разнообразен, что и определяло структуру мебели: вертикальные несущие ножки и горизонтальные стойки. Дерево – это каркас, который покрывался металлическими листами, металлической фурнитурой, пуговицами и кольцами из металла. Троны украшались золотыми и бронзовыми украшениями. Набор мебели состоял из табуретов, стульев, парадных тронов, кушеток, скамьи, столов, балдахинов. Как и в Египте, важнейшую роль играет мебель для сидения: скамеечки, табуреты с плетеным сиденьем и декоративной подушкой, стулья со спинками и кресла с подлокотниками. Орнаментальные формы изображали шишки пинии, тую (дерево жизни), грозди их фруктов, лапы животных, розетки, пальметты, плоды граната, звезды, зигзагообразные линии, волнистые линии, симметрия цветов и листьев, человеческих фигурок – подобие кариатид, атлантов (боковые элементы). Удобство достигалось за счет плетенья, кожи, подушек, тканей с бахромой. Кровати напоминали ложе египтян (форма современной софы) с приподнятым изголовьем, цилиндрических подушек. Собственно кровати с балдахинами стали изобретением ассирийской и вавилонской культуры.

Первоначально в Древней Греции не было обычая проводить много времени дома, домашними делами занимались преимущественно женщины, поэтому и интерьер дома и мебель были очень скромны. Но после греко-персидских войн стремление к сибаритству побеждает, и дома наполняются богатым убранством. Появляются профессии столяров, плотников, мебельщиков. Для работы по дереву уже изобретен рубанок, токарный станок. Формы греческой мебели запечатлели рельефы, изображения на сосудах, танаграмы (терракотовые статуэтки). Греческие мастера умело сочетали простые образцы мебели азиатских народов (прямоугольные каркасы) и изящно-разумные линии ручек, ножек, спинок и др. элементов. Образ жизни греков не требовал много мебели, например, шкафы для хранения одежды не были актуальны. В набор мебели входили мебель для сидения, отдыха, хранения предметов домашнего обихода. Деревянные сундуки-саркофаги напоминали египетские – с двускатной крышей. Обычай есть лежа привел в к появлению клине (кровать-софа). Ложе имело высокие опоры, поэтому перед ним ставили скамеечку. У ложа постепенно появляются подголовник, подушки. Ножки формируются в виде колонн с волютами. Мебель для сидения была более разнообразной. Известно три основных формы: скамеечки или табуреты (дифрос) с плетеным сиденьем; складные табуреты на Х-образной основе (их за хозяином носили рабы, чтобы можно было присесть в любой момент), два вида кресел (тяжелый трон со спинкой, боковинами и дощатыми ножками; клисмос – из гнутой древесины – с серповидными ножками для повседневного использования). В 18-19 веке клисмосы возвращаются и становятся очень модным элементом интерьера. Столам в греческом интерьере не придавали особого значения – это легкие низкие обеденные столы (трапециевидные на трех граненых ножках) и простые рабочие столы. В интерьере можно было встретить маленькие сундучки, шкатулки, шкафчики для мелких предметов, туалетных принадлежностей. Расцвет греческого мебельного искусства приходится на 5-3 вв. до н.э. Греческая мебель было преимущественно цветная, инкрустированная серебром, слоновой костью, панцирем черепахи. В орнаменте использовались геометрические и архитектурные элементы: аканты, пальметты, ряды листьев, лотос, меандр, ионики, бусы, зубчики и др. Простота греческой мебели была взята за основу и другими народами. Материалом для изготовления мебели была не только древесина, но и мрамор, металл для инкрустации и отделки отдельных элементов, мебель покрывалась коврами, ткаными, мягкими подушками.

Роскошному оформлению римских домов соответствовала мебель, которая была схожа с греческой мебелью эпохи эллинизма. Столярной работой чаще всего занимались рабы. Мебель изготавливали не только из дерева, но и из мрамора и бронзы. Существенным добавлением к греческим традициям в Риме стали пластичные украшения (резьба по дереву, металлическая пластика). Из древесины использовали кедр, тую, оливы, ясень, клен; для интарсии – самшит, пальма, платан, черное дерево. Основными элементами орнаментики были растительные орнаменты, листья аканта, грозди, гирлянды, фрукты, аллегорические изображения, изображения львов, орлов, сфинксов. Украшали ножки и спинки мебели. Вместе с древесиной использовали и бронзу, мрамор, золоту, серебро, слоновую кость, рог, панцирь черепахи. Использовали и плетеную мебель. В обиходе были различные виды мебели, отвечающие разнообразным запросам. В мебели для сидения сохраняется табурет (селла), складной стул (села курулла) и кресло (курула для императора), кафедра (громоздкое кресло для знати), стул (солиум для глав аристократии в храмах, купальнях), скамеечки для ног, скамьи (простые сканнумы, скамьи со спинками и подлокотниками, биселлиумы – двойные скамьи без спинки). Римляне большую часть жизни проводили лежа (ели, читали, писали, работали, спали), поэтому использовались различные ложа (три ложа вокруг стола, кровати деревянные с подушками), ложа- и кресла-носилки. Столы имели различное назначение: обеденные (легкие и подвижные, т.к. при перемене блюд менялись столы), мраморные столы на трех ножках и гартибулум с мраморными боковыми ноками-спинками (по форме напоминали креденцы). Последний имел статусное значение в доме – символ домашнего очага. Шкафов в римском жилище почти не было, для хранения предметов больше использовали сундуки (арки), которые стояли в атриумах, были неподвижные и обивались для прочности железом. Основные предметы римского интерьера включали подставки для светильников, треножники и др. мелкие предметы.

Император Константин перевез в Византию множество предметов римского и греческого искусства, хотя помпезность восточной культуры стала активно дополнять предметы интерьера. Для византийской(сундуки, мебель для сидения, кровати, столы) мебели характерно упрощение форм (грубые опоры, спинки, ножки), украшавшиеся росписью и позолотой. Привычную мебель для сидения дополняют сундуки с плоскими крышками. Кровати начинают носить знаковый характер – становятся атрибутом замужней женщины (семейного очага). Для хранения предметов использовались сундуки.

Античность стала активным стимулом развития средневековой культуры. Предметное оскудение на территории Европы в начале первого тысячелетия, во второй половине приводит к стабилизации жизни. Набор предметного ряда мебели копируется с императорских дворов. Первоначально мебель достаточно легкая, переносная, т.е. соответствует новому (подвижному) образу жизни: складные стулья, треногие стулья, табуреты, кресла, сундуки-кровати, обеденные столы, письменные конторки. Конечно, мебелью в простонародье служили и обычные предметы быта – бочки, колоды, пни и др. Но с 9 века н.э начинает формироваться новая стилистика в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, затронувшая и предметы интерьера, в том числе и мебель. Т.н. романский стиль (название сформировалось в 19 веке) прослеживается в церковных и крепостных постройках. Темные и холодные каменные помещения утепляли тканями, коврами, гобеленами и деревянной обшивкой. Мебель была достаточно грубой, примитивной. Но в набор мебели входили традиционно мебель для сидения (кресла и лавки для клироса), мебель для хранения (шкафы и сундуки). Мебель делалась из толстых необработанных досок, держалась за счет кованых железных накладок. В эпоху позднего романтизма используют членения в виде массивных колонн, аркад. Мебель покрывалась толстым слоем краски, чтобы скрыть дефекты обработки и конструктивных соединений, постепенно появляется резьба по дереву и декоративная железная фурнитура. Сундук в эту эпоху становится универсальным предметом, выполняя функции места хранения, сидения, ложа, дорожного чемодана. Первые сундуки выдалбливали из цельных стволов дерева, позднее стала собираться из толстых бревен с крышками (двускатными или плоскими). Появляются сундуки с короткими ножками (прообраз шкафа). Появляются и кровати. Их формы копируют византийские образцы – рамная конструкция на тонких ножках с решеткой. С 12 века появляются кровати с балдахином (драпировка крепилась к потолочной балке или на специальном каркасе). Столы имеют простую брусочно-дощатую конструкцию. Иногда стол – это съемная широкая доска на козлах. К декоративным элементам относились кованые накладки, ряды гвоздей, цветные расписные элементы с растительными мотивами, фигурами животных и людей, мистических чудовищ, геометрических элементов.

С 12 века формируются новые элементы в оформлении мебели, которые предписаны формированием готики. Развитию мебельного искусства способствовало развитие ремесла – формирование цехов плотников, столешников, сундучников, шкапников. Мебель уже становится привычным бытовым реквизитом, которые по форме, технической выделке, декорированию были достаточно совершенны. В начале 14 века была изобретена лесопильная мельница, которая позволила получение тонких древесных срезов, появления фанеры, необходимой для облицовки и инкрустирования.

Символом готики становится сундук – бюргерское благосостояние. В 14 веке его переднюю крышку покрывают геральдические и иные декоративные рельефы, стрельчатые аркады, фронтоны, розетки, фиалы, крестоцветы, человеческие фигуры. От заданной породы дерева зависел орнамент. Хвоя предполагала плоскую резьбу, лиственница – завитки, кустики, гирлянды.

Сундук спровоцировал появление шкафа – два поставленных друг на друга. Шкаф ставили на цоколь, а среднюю часть украшали карнизом. Во Фландрии появляются шкафы на шипах (прообраз буфета). Появляются различные типы столов: прямоугольные с перекрещивающимися ножками и проножками, круглые и восьмиугольные на широкой тумбе, продолговатые на широких боковых щитах, столы-ларцы. Мебель для сиденья изменяется мало - табуреты с тремя и четырьмя ножками, стулья стационарные и складные, тронные стулья со спинкой и сиденьем-ларем. Становятся легче скамьи. Но центральное место в интерьере занимает кровать – на приступках, с балдахином, появляются кровати, встроенные в стену. В период готики появляются уже национальные различия. Для французской мебели характерны рамочные сундуки с плотным ажурным орнаментом, роскошные буфеты (дрессуары), складные стулья итальянского типа. В Германии и Фландрии мебель изготавливали из твердых пород дерева – рамочная конструкция с тонкими филенками, ажурным орнаментом и складками (двустворчатые шкафы, буфеты на высоких ножках). В английской готической мебели ощущается влияние архитектуры – ажурные орнаменты низких шкафов-креденцев. В Италии сильно влияние античности – оченьт популярна была мозаика в качестве декора.

В эпоху Ренессанса формообразование носит рациональный характер. Мебель продолжает тяготеть к стенам помещений, хотя количество типов мебели еще ограничено. Для мебели характерно – четкость форм, использование архитектурных элементов. Мебель походит на миниатюрные архитектурные объекты с колоннами, пилястрами, карнизами, фронтонами – т.н. архитектоническая форма. Очень велика роль орнаментальных элементов, напоминающие древнеримские орнаменты, но более утонченные (гротески, фестоны, гирлянды, грифоны, львиные головы, фигуры полулюдей-полуживотных и др.), кроме этого – изображение музыкальных инструментов, акантов, натюрмортов, городских видов, вьющихся стеблей. Цветовая гамма сдержанная – мебельщики используют естественный цвет и фактуру дерева. Активно используется фанерование и интарсия, мозаика, элементы негативно-позитивного декора, роспись, позолота, рельефная резьба. Появляются известные мастера-мебельщики: Баччо д’Аньоло, Джованни да Верона, Бенетто да Майано. Выделяются центры мебельного производства: Тоскана, Венеция, Ломбардия, Рим, Неаполь.

Предметы мебели пока не разнообразны и размещаются вдоль стен: сундуки-кассоне (сундук для хранения, скамья, чемодан, свадебное приданое) с богатой росписью и резьбой. Появляется предок дивана – касса-панка, ларь скамья со высокой спинкой (иногда с навесом) и подлокотниками. Новым типом мебели становятся посудные шкафы и секретеры (с двумя-четырьмя дверцами), шкафы-кабинеты. Кровати были высокими с приступками, занавесками и балдахинами, с высоким изголовьем. Самыми популярными были два типа стола: прямоугольный с толстой столешницей на двух массивных устоях и одноопорные с круглыми или шести-восьмигранные столешницами. Но в повседневной жизни продолжают использовать простые столешницы на козлах.

Мебель для сидения имеет несколько форм: простой стул из трех досок, стул на четырех ножках, кресло с обитой кожей сиденьем и спинкой, складное кресло.

В период ренессанса выделяются особенности в декоре, конструктивных особенностях, использовании древесины Италии, Франции, Нидерландов, Англии, Германии, Испании. Визитными карточками Италии становится сундуки-кассоне, резьба, интарсия, мозаика; Франции – резьба, позднее интарсия, которые покрывают не только сундуки, но и дрессуары – посудные шкафы (поставцы), двухкорпусные шкафы и кабинеты; Голландии и Фландрии – деревянная мозаика, интарсия (вазы, цветы, бабочки), обитые кожей стулья с Х-образными ножками, большие шкафы с дверцами, Англии - звериный стиль (эпоха Тюдоров), деревянные панели, дуб, кабинеты (эпоха Елизаветы), столы-баттерфляй (с опускающимися полами и раздвижными ножками), Германии – техника деревянного набора шкафов, сундуков, столешниц, Испании – традиции арабо-мавританского искусства и кабинеты с ажурными накладками, обтянутые кожей стулья и кресла, высокие точеные ножки мебели.

Главная особенность стиля Барокко – смена исходных геометрических форм сложными овалами, спиралями, выпуклостями, изломанными и искривленными линиями. Эти технологии в обработки дерева были трудны, поэтому стали использовать склеенные кусочки фанеры, шлифовка, покрытие лаком. Т.е. мебель Барокко – это совершенная техника фанерования и деревянного набора. Архитектурный декор утрачивает свою строгость, появляется богатство карнизов, колонн, балясин, рамок и др. Становятся очень популярны накладки из золоченой бронзы. Характерная особенность стиля - гнутые ножки, мебель обивается декоративными тканями (глазет, гобелен). Появляются комплекты мебели – гарнитуры – из нескольких гармонирующих друг с другом предметов. Для Итальянского барокко в мебельном искусстве характерны яркие росписи, лаки, зеркальные пластины, дорогие ткани, золотые и серебряные накладки, столешницы и поверхности комодов и шкафов украшаются маркетри, каменной мозаикой.

В Голландии складываются бюргерские формы внутреннего убранства. Дом Рубенса как раз и был выстроен в стиле бюргерского барокко. Для мебели характерны рамочные конструкции, профильные членения, точечные балясины ножек, фанера без резьбы, использование ореха доя обшивки дубовой основы, появление экзотических пород дерева (привозного) – палисандр, черное дерево, отсутствие перегруза в деталях, появление кабинетов китайской лаковой работы.

Во Франции барокко формирует т.н. французские королевские стили – Людовика XIII, Людовика XIV, Людовика XV. Самым известным мебельщиком называют фламандца по происхождению Андрэ Шарля Буля (1642-1732). Буль первый стал инкрустировать мебель панцирем черепахи (техника «пике»). Первые значительные работы появляются в 1672 г. В 1679 г. Буль возглавил придворные мастерские в Лувре, сменив на этом поприще Жана Масэ. Буль был и архитектором, и живописцем, и мастером художественной мебели. Для Буля характерны фанерование черным деревом, бронзовые накладки и маркетри из черепахи, олова, позолоченной меди, кости и др. Ведущий элемент орнамента – крупные симметричные мотивы стилизованной лозы. Формы мебели – тяжеловаты, прямолинейны, что вместе производит впечатление величавости. Набор мебели в силе Буль достаточно большой – шкафы, комоды, консоли, декоративные столики, подставки, футляры для часов и др. Мастера, следовавшие приемам работы Буля получили название чернодеревщиков. В начале 18 века во Франции появляются и первые комоды с выдвижными ящиками. Большую роль в этот период продолжают играть спальни (по придворному этикету) – кровать напоминает шатер из занавесей и драпировок, которые способны не только украсить, но и ограничить личное пространство.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.